Курсовая работа

Сюжетно-ролевая игра как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы  подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе

1.1.   Подготовка детей дошкольного возраста к школьному обучению как психолого-педагогическая проблема…………………………………….9

1.2.   Сущность и содержание подготовки детей дошкольного возраста к школе

1.3.   Сюжетно–ролевая  игра как средство подготовки  дошкольников к обучению в школе……………………………………………………………….19

 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности старших дошкольников к обучению в школе посредством сюжетно-ролевой игры

          2.1. Диагностика уровня готовности детей к школьному обучению……………………………………………………………………….32

          2.2. Реализация средств по  формированию готовности к обучению в школе…………………………………………………………………………….43

Заключение………………………………………………………………………..48

Библиография…………………………………………………………………….50

Приложение    

 

Введение

Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания — всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе. Однако, значительное количество детей, несмотря на "паспортный" возраст и имеющиеся у них "школьные" навыки и умения, испытывают большие трудности в учении, основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы "психологически", т. е. не готовы к школьному типу обучения.

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом контексте готовность дошкольников к обучению в школе имеет особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

В отечественной литературе имеется немало работ, целью которых является изучение проблемы подготовки к школьному обучению: Л. С. Выготский, Р. Я. Газман, В. В. Давыдов, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман и др.

Проблемами диагностирования детей поступающих в школу, занимались Л. А. Венгер, В. В. Холмовская, Д. Б. Эльконин и др.

В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась структура школы. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс.

Таким образом, проблема подготовки ребенка к школьному обучению является актуальной.

Актуальностью проблемы  подготовки детей дошкольного возраста постредсьвом сюжетно-ролевой игры, как ведущей деятельности, обусловлен выбор темы нашей курсовой работы  "Сюжетно-ролевая игра как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе".

Цель исследования — выявить и экспериментально проверить педагогические условия подготовки ребенка к школьному обучению и определить роль и место сюжетно- ролевых игр у детей дошкольного возраста в подготовке к школе.

Объект исследования — процесс подготовки детей к обучению в школе.

Предмет исследования — сюжетно-ролевая игра дошкольников как средство подготовки  дошкольников к школьному обучению.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, определяются его основные задачи:

1.  Рассмотреть  понятие "готовность к школьному обучению", выявить ее критерии.

2.  Выявить сущность и содержание подготовки детей дошкольного возраста к школе.

3.  Изучить     особенности сюжетно- ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста.

4.  Продиагностировать уровень готовности детей старшего дошкольного возраста к школе.

5.  Разработать и экспериментально апробировать сюжетно - ролевые игры как средства подготовки   дошкольников к  школьному обучению.

Гипотеза. Процесс  подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если специально организованная сюжетно-ролевая игра будет использоваться как средство подготовки детей к школьному обучению.

Методологической основой исследования выступают теория деятельности С.Л.Рубинштейна и теория игры Д.Б. Эльконина, теория детской игры С.С. Газмана;  исследования проблемы подготовки к школьному обучению Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Р. Я. Гузмана, В. В. Рубцова  и др.

Методы исследования:

1.     Анализ психолого – педагогической и методической литературы по данной теме.

2.     Педагогический эксперимент; наблюдение за самостоятельной деятельностью детей в игре; организация игровой деятельности.

3.     Методы количественной  и качественной  обработки исследования.

Этапы исследования.

Первый этап посвящен изучению и анализу психолого- педагогической литературы по данной теме, формулированию проблемы, темы, цели, гипотезы, задач исследования, подбору методов и планированию экспериментов исследования.

Второй этап является экспериментальным, в ходе которого изучаются особенности сюжетно – ролевой игры детей, проверяется влияние воспитательных приемов развития сюжетно ролевой игры у детей дошкольного возраста на процесс подготовки дошкольников к школьному обучению.

Третий этап характеризуется обобщением результатов исследования и оформлением курсовой работы.

Научная новизна исследования состоит в доказательстве возможности использования сюжетно-ролевой игры как средства подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Практическая значимость – подобран комплекс  игр, направленных на подготовку детей к школе, который может применяться воспитателями дошкольных учреждений.

Структура  работы: введение, первая глава, вторая глава, заключение, библиография, приложение.

 

Заключение

В процессе работы подтвердилась актуальность темы исследования. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом контексте готовность дошкольников к обучению в школе имеет особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности интеллекта и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Дети  учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.

В работе было определено  понятие "готовность к школьному обучению", выявлены критерии готовности дошкольников.

В процессе анализа литературы были выявлены особенности сюжетно- ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста.

В ходе опытно-педагогического исследования были разработаны и  экспериментально апробированы приёмы развития сюжетно - ролевых игр, направленных на формирование готовности к обучению детей дошкольного возраста.

Результаты экспериментального исследования подтвердили гипотезу исследования, согласно которой при условии правильной организации целенаправленных сюжетно-ролевых игр по формированию школьной зрелости  процесс подготовки к школе будет проходить наиболее эффективно  и поможет найти  пути реализации задатков каждого будущего школьника.

Теоретическая значимость работы заключается в уточнении особенностей развития сюжетно – ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, обобщении подходов к организации воспитания и обучения в ДОУ,  нацеленных на формирование готовности дошкольников к  обучению в школе.

Работа может быть использована в практике воспитателей детских садов при формировании готовности старших  дошкольников к школьному обучению.

 

 

Библиография

1.                            Аникеева, Н.П. Игра в педагогическом процессе.[Текст]/ Н.П. Аникеева. -   Новосибирск: Альфа, 2004. – 275 с.

2.                            Барташникова, И.А. Учись играя. [Текст]/ И.А. Барташникова, А.А.  Барташников. - Харьков: Фолио, 1999.-172 с.

3.                            Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студентов дошкольных факультетов высших учебных заведений [Текст]/ А.В.  Белошистая. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.- 400 с.

4.                            Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст]/ Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия. 2002 - 528 с.

5.                            Болотина, Л.Р. Дошкольная  педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений [Текст]/ Л.Р. Болотина, Т.С.  Комарова. – М.: Издательский центр «Академия», 1997 -197 с.

6.                            Богомолова Н.Н. Ситуационно – ролевая игра, как активный метод социально – психологической подготовки [Текст]/ Н.Н.  Богомолова // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. -  М.: МГУ, 1977. - С 180 – 205.

7.                            Венгер, Л.А Игра как вид деятельности. [Текст]/ Л.А Венгер.// Вопр.псих, №3 – 78. - С 163-165.

8.                            Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст]/ Составитель Дубровина И.В., Прихожан  А.М., Зацепин В.В.- М.: Издательский центр «Академия»,  2001 – 368 с.

9.                            Воспитание и обучение детей шестого года жизни. Книга для воспитателя детского сада.- [Текст]/ Н.А.Ветлугина, Р.С. Буре; Под ред. Л.А Паромоновой, О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение , 1987. – 187 с.

10.                       Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада [Текст]/ Под ред.Т. А. Марковой. - М.: Просвещение, 2002. - 128 с., ил.

11.                       Выготский,  Л.С. Педагогическая психология. [Текст]/  Л.С. Выготский; Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991- 536 с.

12.                       Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. [Текст]/ Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1986. – 533 с.

13.                       Габай, Т.В. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. [Текст]/ Т.В. Габай. - М.: Академия, 2003. - 240 с.

14.                       Детская психология: Учебное пособие. [Текст]/  Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус. – Мн: Университетское, 1998 – 399 с.

15.                       Доронова, Т. Использование игровых методов при обучении дошкольников. [Текст]/ Т. Доронова, С. Якобсон // Дошкольное воспитание  1998 №2. –С. 24-26.

16.                       Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов  педагогических институтов. [Текст]/ Под редакцией В.И. Логиновой П.Г. Саморуковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989 – 256с.

17.                       Дьяченко, О. М. Психологическое развитие дошкольников. [Текст]/ Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. - М., 1984. -476 с.

18.                       Жуковская, Р. И. Воспитание ребенка в игре. [Текст]/ Р. И. Жуковская - М.: Педагогика,1993. -234 с.

19.                       Запорожец А.В.Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. [Текст]/ А.В. Запорожец, Т.А. Маркова. -  М.: Педагогика, 1978. -427 с.

20.                       Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Издание второе, дополненное, исправленное  и переработанное. [Текст]/ И.А.  Зимняя - М.: Логос, 2002 -384 с.

21.                       Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. [Текст]/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия» 2000.-176 с.

22.                       Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений. – Издание четвертое, стер. [Текст]/ С.А.Козлова, Т.А. Куликова– М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 432 с.

23.                       Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: кн. для для учителя. [Текст]/ Я.Л. Коломинский, Е.Л.  Панько. – М.: Просвещение 1988 – 190с.

24.                       Коррекционные и развивающиеся игры для детей 6 – 10 лет: Учеб. пособие [Текст]/ сост. Т.Ю. Андрущенко, Н.В. Карабекова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 86 с.

25.                       Круглова, Н.Ф. Как помочь ребенку успешно учиться в школе [Текст]/ Н.Ф.Круглова. – СПБ.: Питер, 2004. – 68 с.

26.                       Кузьмишина, Т.Л. К вопросу о готовности дошкольников к обучению в массовой школе[Текст]/  Т.Л. Кузьмишина //Психологическая наука и образование, 2005, №2. С. 100 – 106.

27.                       Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры. [Текст]/ А. Н. Леонтьев // Психологическая наука и образование. - М.: Политиздат, 1975. – 304 с.

28.                       Люблинская, А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст]/ А.А.  Люблинская. – М.: Просвещение, 1980. – 415 с.

29.                       Маркова, А.К. и др. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. [Текст]/ А.К. Маркова, А.Г. Лидерс, Е.Л.   Яковлева. – Петрозаводск, 1992. – 92 с.

30.                       Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. [Текст]/ З.А. Михайлова. – М.: Просвещение, 1997. – 96 с.

31.                       Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е изд.; стереотип. [Текст]/ Мухина В.С. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 456 с.

32.                       Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов, родителей. [Текст]/ Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 256 с.

33.                       Новиков, Г. Психолого-педагогическая готовность  к школе[Текст]/ Г.  Новиков // Дошкольное воспитание, 2005,  №8. - С.95 – 100.

34.                       Особенности психологического развития детей 6 – 7-лет-             него возраста [Текст]/ Под ред. Эльконина Д.Б., Венгера Л.А.: Науч. – исслед. Институт общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1988. – 177 с.

35.                       Подласий, И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст]/ И.П.  Подласий. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. – 432 с.

36.                       Поздняков, Н. А. Исследователь игры детей дошкольного возраста. [Текст]/ Н. А. Поздняков, Д. В.  Менджерицкая //Дошкольное воспитание. – 1995, № 12. – С24-27.

37.                       Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. [Текст]/Под ред. Дубровиной Н.В. – М.: ТЦ Сфера, 1997. – 528 с.

38.                       Психология дошкольника: Хрестоматия: Для студентов средних педагогических заведений [Текст]/ Сост. Г.А. Урунтаева– 2-е изд., перераб доп. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 408 с.

39.                       Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (из опыта работы) [Текст]/ Сост. Е. Н. Тверитина, Л. С. Барсукова; Под ред. М. А. Васильевой. - М.: Просвещение, 1996. - 112 с.

40.                       Рыжова, Т. Через год в школу [Текст]/ Т. Рыжова //Ребенок в детском саду, 2002 №4. - С. 48 – 50.

41.                       Сидорская, С.В. Формирование у детей первоначальных навыков учебной деятельности [Текст]/ С.В.  Сидорская //Ребенок в детском саду, 2004, №2. – С 14 – 16.

42.                       Ульенкова, У.В. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей [Текст]/ У.В. Ульенкова //Дошкольное воспитание, 1989 №3. С 51 – 57.

43.                       Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии [Текст]/ Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. – 304 с.

44.                       Эльконин Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры./ В сб. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. [Текст]/ - М.: Наука, 1988.- 457 с.