Курсовая работа
Сюжетно-ролевая игра как средство подготовки детей старшего
дошкольного возраста к школе
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы
подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе
1.1. Подготовка детей
дошкольного возраста к школьному обучению как психолого-педагогическая
проблема…………………………………….9
1.2. Сущность и
содержание подготовки детей дошкольного возраста к школе
1.3. Сюжетно–ролевая игра как средство подготовки дошкольников к обучению в
школе……………………………………………………………….19
Глава 2.
Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности старших дошкольников
к обучению в школе посредством сюжетно-ролевой игры
2.1.
Диагностика уровня готовности детей к школьному
обучению……………………………………………………………………….32
2.2.
Реализация средств по формированию
готовности к обучению в школе…………………………………………………………………………….43
Заключение………………………………………………………………………..48
Библиография…………………………………………………………………….50
Приложение
Введение
Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания —
всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к
школе. Однако, значительное количество детей, несмотря на
"паспортный" возраст и имеющиеся у них "школьные" навыки и
умения, испытывают большие трудности в учении, основной причиной их неуспеха
является то, что они еще малы
"психологически", т. е. не готовы к школьному типу обучения.
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения
интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических
подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями
жизни. В этом контексте готовность дошкольников к обучению в школе имеет особое
значение. С ее решением связано определение целей и
принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже
время от ее решения зависит успешность последующего
обучения детей в школе.
В отечественной литературе имеется немало работ, целью которых является
изучение проблемы подготовки к школьному обучению: Л. С. Выготский, Р. Я. Газман, В. В. Давыдов, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман и др.
Проблемами диагностирования детей поступающих в школу, занимались Л. А. Венгер, В. В. Холмовская, Д. Б. Эльконин и др.
В школе за последнее время произошли серьезные
преобразования, введены новые программы, изменилась структура школы. Все более
высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс.
Таким образом, проблема подготовки ребенка к
школьному обучению является актуальной.
Актуальностью проблемы
подготовки детей дошкольного возраста постредсьвом
сюжетно-ролевой игры, как ведущей деятельности, обусловлен выбор темы нашей курсовой работы "Сюжетно-ролевая
игра как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе".
Объект исследования — процесс подготовки детей к обучению в школе.
Предмет исследования — сюжетно-ролевая игра дошкольников как средство
подготовки дошкольников к школьному
обучению.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования,
определяются его основные задачи:
1. Рассмотреть понятие "готовность к школьному
обучению", выявить ее критерии.
2.
Выявить
сущность и содержание подготовки детей дошкольного возраста к школе.
3.
Изучить особенности сюжетно-
ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста.
4. Продиагностировать уровень готовности
детей старшего дошкольного возраста к школе.
5. Разработать и экспериментально
апробировать сюжетно - ролевые игры как средства подготовки дошкольников к школьному обучению.
Гипотеза. Процесс подготовки к
школе детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если
специально организованная сюжетно-ролевая игра будет использоваться как
средство подготовки детей к школьному обучению.
Методологической основой исследования выступают теория деятельности С.Л.Рубинштейна и теория игры Д.Б. Эльконина,
теория детской игры С.С. Газмана; исследования проблемы подготовки к
школьному обучению Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Р. Я. Гузмана,
В. В. Рубцова и др.
Методы исследования:
1. Анализ психолого – педагогической и
методической литературы по данной теме.
2. Педагогический эксперимент;
наблюдение за самостоятельной деятельностью детей в игре; организация игровой
деятельности.
3. Методы количественной и качественной обработки исследования.
Этапы исследования.
Первый этап посвящен изучению и анализу
психолого- педагогической литературы по данной теме, формулированию
проблемы, темы, цели, гипотезы, задач исследования, подбору методов и
планированию экспериментов исследования.
Второй этап является экспериментальным, в ходе которого изучаются
особенности сюжетно – ролевой игры детей, проверяется влияние воспитательных приемов развития сюжетно ролевой игры у детей дошкольного
возраста на процесс подготовки дошкольников к школьному обучению.
Третий этап характеризуется обобщением результатов
исследования и оформлением курсовой работы.
Научная новизна исследования
состоит в доказательстве возможности использования сюжетно-ролевой игры как
средства подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Практическая значимость – подобран комплекс игр, направленных на подготовку детей к
школе, который может применяться воспитателями дошкольных учреждений.
Структура работы: введение, первая
глава, вторая глава, заключение, библиография, приложение.
Заключение
В процессе работы подтвердилась актуальность темы исследования. Высокие
требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски
новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на
приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом
контексте готовность дошкольников к обучению в школе имеет особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов
организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в
школе.
Игра - наиболее доступный
для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира
впечатлений. В игре ярко проявляются особенности интеллекта и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся
потребность в общении. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на
практике, пользоваться ими в разных условиях.
Игра имеет большое
образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с
наблюдениями повседневной жизни. Дети
учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ
осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.
В работе было определено понятие
"готовность к школьному обучению", выявлены критерии готовности
дошкольников.
В процессе анализа литературы были выявлены особенности
сюжетно- ролевой игры у детей старшего дошкольного
возраста.
В ходе опытно-педагогического исследования были
разработаны и экспериментально
апробированы приёмы развития сюжетно - ролевых игр, направленных на формирование готовности к обучению детей
дошкольного возраста.
Результаты экспериментального исследования подтвердили гипотезу
исследования, согласно которой при условии правильной организации
целенаправленных сюжетно-ролевых игр по формированию школьной зрелости процесс подготовки к школе будет проходить
наиболее эффективно и поможет найти пути реализации задатков каждого будущего
школьника.
Теоретическая значимость работы заключается в уточнении особенностей развития сюжетно –
ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, обобщении подходов к
организации воспитания и обучения в ДОУ,
нацеленных на формирование готовности дошкольников к обучению в школе.
Работа может быть использована в практике воспитателей детских садов при
формировании готовности старших
дошкольников к школьному обучению.
Библиография
1.
Аникеева,
Н.П. Игра в педагогическом процессе.[Текст]/ Н.П.
Аникеева. - Новосибирск: Альфа, 2004. –
275 с.
2.
Барташникова, И.А. Учись играя. [Текст]/ И.А. Барташникова,
А.А. Барташников.
- Харьков: Фолио, 1999.-172 с.
3.
Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей
дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студентов дошкольных
факультетов высших учебных заведений [Текст]/ А.В. Белошистая. – М.:
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.- 400 с.
4.
Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст]/
Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия.
2002 - 528 с.
5.
Болотина,
Л.Р. Дошкольная педагогика: Учебное
пособие для студентов средних педагогических учебных заведений [Текст]/ Л.Р.
Болотина, Т.С. Комарова. – М.:
Издательский центр «Академия», 1997 -197 с.
6.
Богомолова
Н.Н. Ситуационно – ролевая игра, как активный метод социально – психологической
подготовки [Текст]/ Н.Н. Богомолова //
Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. - М.: МГУ, 1977. - С 180 – 205.
7.
Венгер, Л.А Игра как вид деятельности. [Текст]/ Л.А Венгер.//
Вопр.псих, №3 – 78. - С
163-165.
8.
Возрастная
и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших
учебных заведений [Текст]/ Составитель Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В.-
М.: Издательский центр «Академия», 2001
– 368 с.
9.
Воспитание
и обучение детей шестого года жизни. Книга для воспитателя детского сада.-
[Текст]/ Н.А.Ветлугина, Р.С. Буре; Под ред. Л.А Паромоновой, О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение , 1987. – 187
с.
10.
Воспитателю
о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада [Текст]/ Под ред.Т. А.
Марковой. - М.: Просвещение, 2002. - 128 с., ил.
11.
Выготский, Л.С. Педагогическая психология. [Текст]/ Л.С. Выготский; Под ред. В.В.Давыдова.
- М.: Педагогика, 1991- 536 с.
12.
Выготский
Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. [Текст]/ Л.С. Выготский - М.:
Педагогика, 1986. – 533 с.
13.
Габай, Т.В. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов высших
учебных заведений. [Текст]/ Т.В. Габай. - М.:
Академия, 2003. - 240 с.
14.
Детская
психология: Учебное пособие. [Текст]/
Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус. – Мн: Университетское, 1998 – 399 с.
15.
Доронова, Т. Использование игровых методов при обучении дошкольников.
[Текст]/ Т. Доронова, С. Якобсон // Дошкольное
воспитание 1998 №2. –С. 24-26.
16.
Дошкольная
педагогика: Учебное пособие для студентов
педагогических институтов. [Текст]/ Под редакцией В.И. Логиновой П.Г. Саморуковой. – 2-е изд., испр. и
доп. – М.: Просвещение, 1989 – 256с.
17.
Дьяченко,
О. М. Психологическое развитие дошкольников. [Текст]/ Дьяченко О. М.,
Лаврентьева Т. В. - М., 1984. -476 с.
18.
Жуковская,
Р. И. Воспитание ребенка в игре. [Текст]/ Р. И.
Жуковская - М.: Педагогика,1993. -234 с.
19.
Запорожец
А.В.Игра и её роль в развитии ребенка
дошкольного возраста. [Текст]/ А.В. Запорожец, Т.А. Маркова. - М.: Педагогика, 1978. -427 с.
20.
Зимняя,
И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Издание второе, дополненное,
исправленное и переработанное. [Текст]/
И.А. Зимняя - М.: Логос, 2002 -384 с.
21.
Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних
педагогических учебных заведений. [Текст]/ Г.М. Коджаспирова,
А.Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия»
2000.-176 с.
22.
Козлова,
С.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних
педагогических заведений. – Издание четвертое, стер.
[Текст]/ С.А.Козлова, Т.А. Куликова–
М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 432 с.
23.
Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: кн.
для для учителя. [Текст]/
Я.Л. Коломинский, Е.Л. Панько. – М.: Просвещение 1988 – 190с.
24.
Коррекционные
и развивающиеся игры для детей 6 – 10 лет: Учеб. пособие [Текст]/ сост. Т.Ю. Андрущенко, Н.В. Карабекова. –
М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 86 с.
25.
Круглова,
Н.Ф. Как помочь ребенку успешно учиться в школе
[Текст]/ Н.Ф.Круглова. – СПБ.: Питер,
2004. – 68 с.
26.
Кузьмишина,
Т.Л. К вопросу о готовности дошкольников к обучению в массовой школе[Текст]/ Т.Л.
Кузьмишина //Психологическая наука и образование, 2005, №2. С. 100 – 106.
27.
Леонтьев,
А. Н. Психологические основы дошкольной игры. [Текст]/ А. Н. Леонтьев //
Психологическая наука и образование. - М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
28.
Люблинская, А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов
педагогических институтов [Текст]/ А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1980. – 415 с.
29.
Маркова,
А.К. и др. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном
возрасте. [Текст]/ А.К. Маркова, А.Г. Лидерс,
Е.Л. Яковлева. – Петрозаводск, 1992. –
92 с.
30.
Михайлова,
З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Пособие для воспитателя
детского сада. [Текст]/ З.А. Михайлова. – М.: Просвещение, 1997. – 96 с.
31.
Мухина,
В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество:
Учебник для студ. вузов. – 7-е изд.; стереотип. [Текст]/ Мухина В.С. – М.: Изд.
центр «Академия», 2002. – 456 с.
32.
Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов,
педагогов, родителей. [Текст]/ Н.В. Нижегородцева,
В.Д. Шадриков. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 256 с.
33.
Новиков,
Г. Психолого-педагогическая готовность к
школе[Текст]/ Г.
Новиков // Дошкольное воспитание, 2005,
№8. - С.95 – 100.
34.
Особенности
психологического развития детей 6 – 7-лет- него возраста [Текст]/ Под ред. Эльконина Д.Б., Венгера Л.А.:
Науч. – исслед. Институт общей и педагогической
психологии Акад. пед. наук
СССР. – М.: Педагогика, 1988. – 177 с.
35.
Подласий, И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш.
пед. учеб. заведений.
[Текст]/ И.П. Подласий.
– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. – 432 с.
36.
Поздняков,
Н. А. Исследователь игры детей дошкольного возраста. [Текст]/ Н. А. Поздняков,
Д. В. Менджерицкая
//Дошкольное воспитание. – 1995, № 12. – С24-27.
37.
Практическая
психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных
учебных заведений. [Текст]/Под ред. Дубровиной Н.В. – М.: ТЦ Сфера, 1997. – 528
с.
38.
Психология
дошкольника: Хрестоматия: Для студентов средних педагогических заведений
[Текст]/ Сост. Г.А. Урунтаева– 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Изд. центр
«Академия», 2000. – 408 с.
39.
Руководство
играми детей в дошкольных учреждениях: (из опыта работы) [Текст]/ Сост. Е. Н.
Тверитина, Л. С. Барсукова; Под ред. М. А.
Васильевой. - М.: Просвещение, 1996. - 112 с.
40.
Рыжова,
Т. Через год в школу [Текст]/ Т. Рыжова //Ребенок в
детском саду, 2002 №4. - С. 48 – 50.
41.
Сидорская, С.В. Формирование у детей первоначальных навыков учебной
деятельности [Текст]/ С.В. Сидорская //Ребенок в детском
саду, 2004, №2. – С 14 – 16.
42.
Ульенкова, У.В. Формирование общей способности к учению у шестилетних
детей [Текст]/ У.В. Ульенкова //Дошкольное
воспитание, 1989 №3. С 51 – 57.
43.
Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии [Текст]/ Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. – 304 с.
44.
Эльконин Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры./ В сб.
Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста.
[Текст]/ - М.: Наука, 1988.- 457 с.