Курсовая работа

Педагогическая запущенность детей дошкольного возраста

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….........3

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ПРОБЛЕМА  «ТРУДНЫХ» ДЕТЕЙ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  ЗАПУЩЕННОСТИ

1.1.   Сущность понятий «трудный ребенок»,  «педагогическая запущенность»…………………………………………………........7

1.2.   Причины  педагогической запущенности детей…………………15

     1.3. Способы предупреждения педагогической запущенности…………22

ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

      2.1. Диагностика     педагогической    запущенности    у    детей    старшего дошкольного возраста…………………………………………………………29

2.2.Опытно-экспериментальная работа по  предупреждению педагогической запущенности детей………………………………………..33

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...42

 

БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………….44

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема «трудных» и педагогически запущенных детей – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и частных методиках просто отпала бы.

Тяжелое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированость нового, отсутствие должных знаний и умений жить и работать в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства – вес это привело наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.

Понятие «Трудный», трудное детство – очень широкое. К этой категории обычно относят детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, для которых оказываются бесполезными мудрые наставления по воспитанию, с которыми трудно найти общий язык в том числе и родителям. В их характеристиках можно написать десятка два прилагательных с приставкой «Не»: невнимательный, неусидчивый, непослушный, неспособный и т.д. Неужели эти дети, какие – то злоумышленники? Ничего подобного! Они трудные потому, что им самим приходится очень нелегко. В силу различных причин (медико-биологических, педагогических и психологических) им трудно учится по общей программе, идти общим темпом, выполнять общие требования. В силу разных причин они стали не такими, как их сверстники. Кто – то отстает в физическом развитии, а кто – то, наоборот, набрал бешеный темп роста; кто – то очень возбудим, а до кого - то невозможно достучаться, одни задержались в умственном развитии, а другие – вундеркинды. Вариантов здесь тысячи. Есть трудные дети –  запущенные плохими родителями и воспитателями.

 Проявлениями      педагогической   запущенности являются трудновоспитуемость и труднообучаемость, которая часто возникает по причине отсутствия согласованности в педагогическом подходе взрослых по отношению к детям. Таким образом, можно говорить о том, что педагогическая запущенность - это следствие неправильного, неполноценного воспитания ребёнка взрослыми.

В связи с этим  проблема педагогической запущенности детей дошкольного возраста  представляется актуальной

Дошкольное детство - период, когда формируются базовые ценности личности, поэтому большое внимание должно уделяться условиям воспитания и развития ребенка в дошкольном возрасте. Дети дошкольного возраста испытывают, прежде всего, влияние семьи и дошкольного учреждения.

Результаты исследований в начале XX века П.П. Блонского, А.Б. Залкинда, П.Ф. Лесгафта, В.Н. Мясищева, А.А. Невского и других показали, что период раннего детства в большей мере определяет будущее человека. По мнению ученых, лучшее средство преодоление педагогической запущенности детей - рационализация учебно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях и школе, изменение условий семейного воспитания ребенка. Большинство современных исследователей особенностей проявления педагогической запущенности у дошкольников (С.Д. Арзуманян, А.С. Белкин, Р.В. Овчарова, А.А. Рояк и др.) отмечают трудности в отношениях со сверстниками, неподготовленность к предстоящему обучению в школе.

Проблемой педагогической запущенности занимались такие видные педагоги, психологи, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Д.И. Фельдштейн, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, А.С. Белкин, И.А. Невский, А.И. Кочетков и др.

Но, несмотря на то, что уже существует громадный библиографический материал по данной проблеме, он так и остаётся невостребован педагогами в работе с детьми. В практике ДОУ, как правило, отсутствует систематическая работа по предупреждению и преодолению педагогической запущенности детей.

Возникает противоречие между достаточной исследованностью данной проблемы и  отсутствием педагогической системы  по решению данной проблемы в практической деятельности дошкольных учреждений.  Возникшее противоречие и актуальность данной проблемы позволило определить выбор темы курсовой работы: «Педагогическая запущенность детей дошкольного возраста»

Цель исследования: выявить и определить основные пути и способы предупреждения и преодоления педагогической запущенности.

Объект исследования: педагогическая  запущенность детей  дошкольного возраста.

Предмет исследования: пути и способы предупреждения и преодоления педагогической запущенности у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: преодоление педагогической запущенности будет осуществляться более эффективно, если:

-  Определены    критерии       и    показатели    выявления    педагогической запущенности.

-  Разработана система  игр и занятий,        направленных     на     преодоление педагогической запущенности.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2.Установить особенности явления «педагогическая запущенность».

         3. Выявить педагогическую запущенность у детей старшего дошкольного возраста.

         4. Разработать  и экспериментально  апробировать   систему игр и занятий,   направленных  на     предупреждение и преодоление  педагогической запущенности детей старшего дошкольного возраста.

Методологической основой исследования является учение о личности, ее развитии и формировании в деятельности и общении (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Д.И. Фельдштейн).

Теоретической основой исследования послужили труды выдающихся педагогов-практиков: А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, А.С. Белкина, И.А. Невского, А.И. Кочеткова.

В работе использованы следующие методы: наблюдение, беседа, анкетирование родителей, педагогический эксперимент, статистическая обработка результатов.

Структура работы: введение, 2 главы, заключение, библиография, приложения.

Исследовательская  работа проходила в 3 этапа.

Поисково-теоретический этап был посвящен анализу психолого-педагогической литературы по проблеме исследований; разработке цели и задач исследования, формулированию гипотезы.

Опытно-экспериментальный этап был посвящен разработке и организации опытно-экспериментальной работы; подбору и обработке диагностических методов исследования, проведению констатирующего и формирующего этапа педагогического эксперимента.

На третьем, заключительно-обобщающем этапе исследования -обобщение результатов исследования; оформление курсовой работы.

База исследования: экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ «Сказка»  с.\\\\\\\\\\\\\\\\\\ ХМАО.

Структура работы: введение, две главы, заключение, библиография.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под «трудностью», педагогической запущенностью в детском возрасте мы понимаем такое состояние личности ребенка, которое является следствием недостатков, отклонений, искажениях в знаниях, общем развитии, отношениях с окружающим миром, вызванных педагогическими причинами, а, следовательно, поддающихся устранению педагогическими средствами.

Среди множества причин, выделенных исследователями данной проблемы (И.А. Невский, Р.В. Овчарова, А.С. Белкин, С.Д. Арзуманян, А.А. Рояк и др.), мы придерживаемся подходов Р.В. Овчаровой, А.А. Рояк, выделяющих три группы причин.

К 1 группе причин относятся все причины, связанные с недостатками семейного воспитания ребенка.

Ко 2 группе причин относятся причины, обусловленные недостатками обучения и воспитания в ДОУ.

1 и 2 группы причин являются внешними причинами педагогической запущенности. 3 группа причин относится к внутренним причинам и связана с личностными недостатками ребенка.

Рассмотренные причины играют роль предрасполагающего фактора проявления педагогической запущенности в раннем возрасте.

Сущность педагогической запущенности заключается в необразованности, неразвитости и невоспитанности ребенка, вызванных педагогическими причинами.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить пути и способы предупреждения педагогической запущенности.


Опытно-экспериментальная работа заключалась в выявлении и предупреждении педагогической запущенности.

Контрольный срез после формирующего эксперимента позволил сравнить показатели с результатами констатирующего эксперимента.

Мы подтвердили наше гипотетическое предположение, что преодоление педагогической запущенности обеспечивается, если:

-   определены    критерии    и    показатели    выявления    педагогической запущенности;

-   разработаны  этапы,     направленные  на  преодоление  педагогической запущенности детей старшего дошкольного возраста.


 

БИБЛИОГРАФИЯ

1.Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. - 2-е изд., переработ, и доп.[Текст]/ Ю.П. Азаров. - М.: Политиздат, 1985. - 238 с.

2.           Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений [Текст]/  Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 320 с.

3.           Волкова, Е. Трудные дети или трудные родители. [Текст]/ Е.Волкова. - Профиздат, 1981. - 211 с.

4.           Выготский,  Л.С. Вопросы детской психологии. [Текст]/ Л.С.  Выготский.- СПб.: СОЮЗ, 1997. - 224с.

5.           Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. [Текст]/ Л.С.  Выготский.- СПб.: СОЮЗ, 1999. - 114с.

6.     Диалоги о воспитании. [Текст]/  Сост. О.Г.Свердлова / Под ред. В.Н.Столетова. - 3-е изд., доп. - М.: Педагогика, 1985. - 228 с.

7.     Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: Испр. недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. 2-е изд. [Текст]/ В.П. Кащенко. - - М.: Просвещение, 1994. -223с.

8.     Кочетов, А.И. Перевоспитание подростка [Текст]/ Кочетов А.И. – М.: Наука, 1972.- 214 с.

9.     Карабанова,  О.  А.  Игра в  коррекции  психического  развития ребенка: Учебное пособие. [Текст]/ О.  А.   Карабанова. - М.: Российское пед. Агенство, 1997. - 192с.

10.                       Левитов, Н. Д. Отчего возникают недостатки в характере школьников и как их исправлять. [Текст]/ Н. Д. Левитов.-  М.: Издательство АПН РСФСР. 1961. -210 с.

11.  Леви, В. Нестандартный ребёнок. [Текст]/ В. Леви. - М.: Прометей, 1992. - 97 с.

12. Лютова, Е.К., Монина, Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа   с   гиперактивными,   агрессивными,   тревожными   и   аутичными  детьми. [Текст]/ Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - М.: Генезис, 2000. - 192 с.

13.  Махов, Ф.С. Кого мы растим. Беседы о воспитании. [Текст]/ Ф.С.  Махов. – М.: Профиздат, 1989.- 98 с.

14. Медведев, Г.П. Педагогический перекрёсток. [Текст]/ Г.П. Медведев. .: Сфера. - 1992 - 51с.

15.                       Мир детства: Дошкольник [Текст]/  Сост. Л.Е.Журова, Т.С.Комарова, 2-е изд., доп. - М.: Педагогика, 1987. - 256 с.

16.                       Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. [Текст]/ Н.Я. Михайленко, Н.А.  Короткова. - М.: «Гном и Д», 2000. - 112 с.

17.                       Мухина, В.С. Психологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста || Возрастная и педагогическая психология [Текст]/ В.С. Мухина. - М.: Педагогика,1973.-472 с.

18.  Невский, В.А. Трудный успех. [Текст]/ В.А. Невский. - М.: Профиздат. - 1981. - 211 с.

19.                       Овчарова,   Р.В.    Взаимодействие   семьи,   детского   сада   и   школы   в предупреждении педагогической запущенности детей. [Текст]/ Р.В.     Овчарова.   - М.: Сфера. - 1999. -     116с.

20.  Овчарова Р.В. Методы работы с   проблемными   детьми. [Текст]/ Р.В.     Овчарова. - М.: Факел, 1998. -150с.

21.  Панфилова, М.А. Игротерапия общения. Коррекционные игры. [Текст]/ М.А. Панфилова / Под ред. И.В.Дубровиной. - 5-е изд. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 128 с.

22.  Педагогика.   Учебник  для   студентов   ВУЗОВ  [Текст]/ И.П. Подласый.   -  М.: Просвещение. - ВЛАДОС, 1996.-347 с.

23.  Практическая   психология   образования  [Текст]/  Под   ред.   И.В.Дубровиной: Учебник   для   студентов   высших   и   средних   специальных   учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 1997. - 528 с.

24.  Психология   и   педагогика.   Учеб.   пособие   для   вузов. [Текст]/   Составитель   и ответственный редактор Радугин А.А. Научный редактор Кротков Е.А. – Мю: Сфера, 1996.-336 с.

25.                       Семушина, Л.Г. и др. Преподавание курса дошкольной педагогики в пед. училище. [Текст]/ Л.Г. Семушина, Б.Р. Борщанская, Н.С. Подлесская. - М.: Просвещение, 1990. - 128 с.

26.  Слуцкий, В.И. Элементарная педагогика или как управлять поведением человека. [Текст]/ В.И.  Слуцкий - М.: Просвещение, 1992. - 159 с.

27.  Тылевич, И.М., Немцева, А.Я. Физиология ребёнка. Изд.2-е, перераб. и доп.. [Текст]/ И.М. Тылевич, А.Я.  Немцева. –М.: Медицина, 1985.-216 с.

28.  Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя дет. сада [Текст]/ В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М.Кларина и др. - М.: Просвещение, 1993.-191 с.

29.  Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Собрание сочинений. Т.8[Текст]/ К.Д.  Ушинский. .: Педагогика, 1969.-223 с.

30.  Фадеева, Е.И. Лабиринты общения: Учебно-методическое пособие. - [Текст]/ Е.И.  Фадеева. - М.: ЦГЛ,2003.-96с.

31.  Фельдштейн, Д.И. Социальное развитие в пространстве  времени Детства. [Текст]/ Д.И.  Фельдштейн. .: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1997. - 160 с.

32.  Фопель, К.  Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 2. 2-е изд., стер. [Текст]/  К.Фопель. - М.: Генезис, 2001. - 160 с.

33.  Фридман, И.К. Лабиринты общения: Учебно-метод. пособие. - М.: [Текст]/  И.К. Фридман. - ЦГЛ, 2003.-116 с.

34.                       Хрестоматия.   Дети   с   нарушениями   развития.   Учебное   пособие   для студентов   и   слушателей   спецфакультетов:  [Текст]/  Сост.   В.Астапов.   -   М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 264 с.

35.                         Хрипкова,  А.   Г.,   Запорожец,  А.В.   Мир   детства.  Дошкольник  -   [Текст]/ А. Г. Хрипкова,  А.В.   Запорожец.-  М.: Педагогика. - 1979. - 39с.

36.  Шилова, Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонении в поведении: [Текст]/ Т.А.  Шилова.- М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1995. -167 с.

37.  Эльконин, Д.Б. Психология игры. - 2-е изд. - [Текст]/ Д.Б.  Эльконин. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.-360с.

38.                       Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. [Текст]/ Д.Б.  Эльконин. - Воронеж.1995 г. - 458 с.

39.  Язмир, Р.М. Развитие и коррекция произвольности у детей 6-7 лет. - Учеб.-практ. пособие[Текст]/  Р.М. Язмир. - Волгоград: Перемена. - 1995. - 153 с.