Курсовая работа
Педагогическая запущенность детей дошкольного
возраста
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….........3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
«ТРУДНЫХ» ДЕТЕЙ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ЗАПУЩЕННОСТИ
1.1. Сущность понятий
«трудный ребенок»,
«педагогическая запущенность»…………………………………………………........7
1.2. Причины педагогической запущенности детей…………………15
1.3. Способы
предупреждения педагогической запущенности…………22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика педагогической запущенности у
детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………29
2.2.Опытно-экспериментальная работа по предупреждению педагогической запущенности
детей………………………………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...42
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………….44
ВВЕДЕНИЕ
Проблема «трудных» и педагогически запущенных
детей – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не
было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в
возрастной и педагогической психологии, педагогике и частных методиках просто
отпала бы.
Тяжелое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированость нового, отсутствие должных знаний и умений жить и работать в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства – вес это привело наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.
Понятие «Трудный», трудное детство – очень широкое. К этой категории обычно относят детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, для которых оказываются бесполезными мудрые наставления по воспитанию, с которыми трудно найти общий язык в том числе и родителям. В их характеристиках можно написать десятка два прилагательных с приставкой «Не»: невнимательный, неусидчивый, непослушный, неспособный и т.д. Неужели эти дети, какие – то злоумышленники? Ничего подобного! Они трудные потому, что им самим приходится очень нелегко. В силу различных причин (медико-биологических, педагогических и психологических) им трудно учится по общей программе, идти общим темпом, выполнять общие требования. В силу разных причин они стали не такими, как их сверстники. Кто – то отстает в физическом развитии, а кто – то, наоборот, набрал бешеный темп роста; кто – то очень возбудим, а до кого - то невозможно достучаться, одни задержались в умственном развитии, а другие – вундеркинды. Вариантов здесь тысячи. Есть трудные дети – запущенные плохими родителями и воспитателями.
Проявлениями педагогической запущенности являются трудновоспитуемость и труднообучаемость, которая часто возникает по причине отсутствия согласованности в педагогическом подходе взрослых по отношению к детям. Таким образом, можно говорить о том, что педагогическая запущенность - это следствие неправильного, неполноценного воспитания ребёнка взрослыми.
В
связи с этим проблема педагогической
запущенности детей дошкольного возраста
представляется актуальной
Дошкольное детство - период, когда
формируются базовые ценности личности, поэтому большое
внимание должно уделяться условиям воспитания и развития ребенка
в дошкольном возрасте. Дети дошкольного возраста испытывают, прежде всего, влияние семьи и
дошкольного учреждения.
Результаты исследований в начале XX века
П.П. Блонского, А.Б.
Залкинда, П.Ф. Лесгафта, В.Н. Мясищева, А.А. Невского
и других показали, что период раннего детства в большей мере
определяет будущее человека. По мнению ученых, лучшее
средство преодоление педагогической запущенности
детей - рационализация учебно-воспитательной работы в дошкольных
учреждениях и школе, изменение условий семейного воспитания ребенка.
Большинство современных исследователей особенностей проявления педагогической запущенности у дошкольников (С.Д. Арзуманян, А.С. Белкин, Р.В. Овчарова, А.А. Рояк
и др.) отмечают трудности в отношениях со сверстниками, неподготовленность
к предстоящему обучению в школе.
Проблемой педагогической
запущенности занимались такие видные педагоги, психологи, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,
Л.А. Венгер, Д.И. Фельдштейн, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, А.С. Белкин,
И.А. Невский, А.И. Кочетков и др.
Но, несмотря на то, что уже существует громадный
библиографический материал по данной
проблеме, он так и остаётся невостребован педагогами
в работе с детьми. В практике ДОУ, как правило, отсутствует
систематическая работа по предупреждению и преодолению педагогической
запущенности детей.
Возникает противоречие между достаточной
исследованностью данной проблемы и
отсутствием педагогической системы
по решению данной проблемы в практической деятельности дошкольных
учреждений. Возникшее противоречие и
актуальность данной проблемы позволило определить выбор темы курсовой работы: «Педагогическая запущенность детей дошкольного возраста»
Цель исследования: выявить и определить
основные пути и способы предупреждения и преодоления педагогической
запущенности.
Объект исследования: педагогическая запущенность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: пути и способы
предупреждения и преодоления педагогической запущенности у детей
старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: преодоление
педагогической запущенности будет осуществляться более
эффективно, если:
- Определены критерии и
показатели выявления педагогической запущенности.
- Разработана
система игр и занятий, направленных на
преодоление педагогической запущенности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие
задачи:
1. Изучить
психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2.Установить особенности
явления «педагогическая запущенность».
3. Выявить педагогическую запущенность у
детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать и экспериментально апробировать
систему игр и занятий, направленных
на предупреждение и
преодоление педагогической запущенности детей старшего
дошкольного возраста.
Методологической основой
исследования является учение о личности, ее развитии
и формировании в деятельности и общении (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,
Л.А. Венгер, Д.И. Фельдштейн).
Теоретической основой исследования
послужили труды выдающихся педагогов-практиков: А.С. Макаренко,
В.А. Сухомлинского, А.С. Белкина, И.А. Невского, А.И. Кочеткова.
В работе использованы следующие методы:
наблюдение, беседа, анкетирование родителей, педагогический
эксперимент, статистическая обработка результатов.
Структура работы: введение, 2 главы,
заключение, библиография, приложения.
Исследовательская работа
проходила в 3 этапа.
Поисково-теоретический этап был посвящен анализу психолого-педагогической
литературы по проблеме исследований; разработке цели и задач исследования,
формулированию гипотезы.
Опытно-экспериментальный
этап был посвящен разработке и организации
опытно-экспериментальной работы; подбору и обработке диагностических методов
исследования, проведению констатирующего и формирующего этапа педагогического
эксперимента.
На третьем,
заключительно-обобщающем этапе исследования -обобщение результатов исследования; оформление
курсовой работы.
База исследования: экспериментальная работа проводилась на
базе ДОУ «Сказка» с.\\\\\\\\\\\\\\\\\\
ХМАО.
Структура работы: введение, две главы,
заключение, библиография.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под «трудностью», педагогической
запущенностью в детском возрасте мы понимаем такое состояние личности ребенка, которое является следствием недостатков, отклонений, искажениях в знаниях, общем развитии,
отношениях с окружающим миром,
вызванных педагогическими причинами, а, следовательно, поддающихся
устранению педагогическими средствами.
Среди множества причин, выделенных
исследователями данной проблемы (И.А. Невский, Р.В. Овчарова, А.С. Белкин, С.Д. Арзуманян,
А.А. Рояк и др.), мы придерживаемся подходов
Р.В. Овчаровой, А.А. Рояк, выделяющих три группы
причин.
К 1 группе причин относятся все причины,
связанные с недостатками семейного воспитания ребенка.
Ко 2 группе причин относятся причины, обусловленные
недостатками обучения и воспитания в ДОУ.
1 и 2 группы причин являются внешними
причинами педагогической запущенности. 3 группа причин относится к внутренним причинам и
связана с личностными недостатками ребенка.
Рассмотренные причины играют роль
предрасполагающего фактора проявления педагогической запущенности в раннем возрасте.
Сущность педагогической запущенности
заключается в необразованности,
неразвитости и невоспитанности ребенка, вызванных педагогическими причинами.
Анализ психолого-педагогической литературы
позволил выделить пути и способы
предупреждения педагогической запущенности.
Опытно-экспериментальная работа
заключалась в выявлении и предупреждении педагогической запущенности.
Контрольный срез после формирующего
эксперимента позволил сравнить показатели с результатами констатирующего
эксперимента.
Мы подтвердили наше гипотетическое предположение, что
преодоление педагогической запущенности обеспечивается, если:
-
определены
критерии и показатели выявления
педагогической запущенности;
-
разработаны
этапы, направленные на
преодоление педагогической запущенности
детей старшего дошкольного возраста.
БИБЛИОГРАФИЯ
1.Азаров,
Ю.П. Семейная педагогика. - 2-е изд., переработ, и
доп.[Текст]/ Ю.П. Азаров. - М.: Политиздат,
1985. - 238 с.
2.
Возрастная и педагогическая психология:
Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ.
сред. пед.
учеб, заведений [Текст]/ Сост. И.В.Дубровина,
А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. -
М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 320 с.
3.
Волкова, Е. Трудные дети или трудные
родители. [Текст]/ Е.Волкова. - Профиздат, 1981. - 211 с.
4.
Выготский,
Л.С. Вопросы детской психологии. [Текст]/ Л.С. Выготский.- СПб.: СОЮЗ,
1997. - 224с.
5.
Выготский Л.С., Лурия
А.Р. Этюды по истории поведения. [Текст]/ Л.С. Выготский.- СПб.: СОЮЗ,
1999. - 114с.
6.
Диалоги о воспитании.
[Текст]/ Сост. О.Г.Свердлова / Под ред. В.Н.Столетова.
- 3-е изд., доп. - М.: Педагогика, 1985. - 228 с.
7.
Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: Испр. недостатков характера у детей и подростков: Кн. для
учителя. 2-е изд. [Текст]/ В.П. Кащенко. - - М.: Просвещение, 1994. -223с.
8.
Кочетов, А.И. Перевоспитание подростка [Текст]/
Кочетов А.И. – М.: Наука, 1972.- 214 с.
9.
Карабанова,
О. А. Игра в
коррекции психического развития ребенка: Учебное
пособие. [Текст]/ О.
А. Карабанова. -
М.: Российское пед. Агенство,
1997. - 192с.
10.
Левитов, Н. Д.
Отчего возникают недостатки в характере школьников и как их исправлять.
[Текст]/ Н. Д. Левитов.-
М.: Издательство АПН РСФСР. 1961. -210 с.
11.
Леви, В. Нестандартный ребёнок. [Текст]/
В. Леви. - М.: Прометей, 1992. - 97 с.
12. Лютова,
Е.К., Монина, Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная
работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными
и аутичными детьми. [Текст]/
Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - М.: Генезис, 2000. - 192 с.
13.
Махов, Ф.С. Кого мы растим. Беседы о
воспитании. [Текст]/ Ф.С. Махов. – М.: Профиздат, 1989.- 98 с.
14. Медведев,
Г.П. Педагогический перекрёсток. [Текст]/ Г.П.
Медведев. -М.: Сфера. - 1992 - 51с.
15.
Мир детства: Дошкольник [Текст]/
Сост. Л.Е.Журова,
Т.С.Комарова, 2-е изд., доп. - М.: Педагогика, 1987. - 256 с.
16.
Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Организация
сюжетной игры в детском саду. [Текст]/
Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова.
- М.: «Гном и Д», 2000. - 112 с.
17.
Мухина,
В.С. Психологические особенности детей преддошкольного
и дошкольного возраста || Возрастная и педагогическая психология [Текст]/ В.С. Мухина. - М.:
Педагогика,1973.-472 с.
18.
Невский, В.А. Трудный успех. [Текст]/
В.А. Невский. - М.: Профиздат. - 1981. - 211
с.
19.
Овчарова,
Р.В. Взаимодействие семьи,
детского сада и
школы в предупреждении педагогической запущенности детей. [Текст]/ Р.В. Овчарова. - М.:
Сфера. - 1999. - 116с.
20.
Овчарова
Р.В. Методы работы с проблемными детьми. [Текст]/ Р.В. Овчарова. - М.: Факел, 1998. -150с.
21.
Панфилова, М.А. Игротерапия общения.
Коррекционные игры. [Текст]/ М.А.
Панфилова / Под ред. И.В.Дубровиной. - 5-е изд. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
- 128 с.
22.
Педагогика.
Учебник для студентов
ВУЗОВ [Текст]/
И.П. Подласый. - М.:
Просвещение. - ВЛАДОС, 1996.-347 с.
23.
Практическая
психология образования [Текст]/ Под
ред. И.В.Дубровиной: Учебник для
студентов высших и
средних специальных учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера»,
1997. - 528 с.
24.
Психология
и педагогика. Учеб. пособие для
вузов. [Текст]/ Составитель
и ответственный редактор Радугин А.А. Научный редактор
Кротков Е.А. – Мю: Сфера, 1996.-336 с.
25.
Семушина,
Л.Г. и др. Преподавание курса дошкольной педагогики в пед. училище. [Текст]/
Л.Г. Семушина, Б.Р. Борщанская,
Н.С. Подлесская. - М.: Просвещение, 1990. - 128 с.
26.
Слуцкий, В.И. Элементарная педагогика или как
управлять поведением человека. [Текст]/ В.И.
Слуцкий -
М.: Просвещение, 1992. - 159 с.
27.
Тылевич,
И.М., Немцева, А.Я. Физиология ребёнка. Изд.2-е, перераб. и доп.. [Текст]/
И.М. Тылевич, А.Я. Немцева. –М.: Медицина, 1985.-216 с.
28.
Учимся общаться с ребенком:
Руководство для воспитателя дет. сада
[Текст]/ В.А. Петровский, А.М. Виноградова,
Л.М.Кларина и др. - М.: Просвещение, 1993.-191
с.
29.
Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания.
Собрание сочинений. Т.8[Текст]/ К.Д.
Ушинский. -М.: Педагогика, 1969.-223 с.
30.
Фадеева, Е.И. Лабиринты общения: Учебно-методическое пособие. - [Текст]/ Е.И. Фадеева. - М.: ЦГЛ,2003.-96с.
31.
Фельдштейн,
Д.И. Социальное развитие в пространстве
времени Детства. [Текст]/ Д.И. Фельдштейн. -М.: Московский психолого-социальный
институт Флинта, 1997. - 160 с.
32.
Фопель,
К. Как научить детей сотрудничать?
Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 2. 2-е изд., стер.
[Текст]/ К.Фопель. -
М.: Генезис, 2001. - 160 с.
33.
Фридман, И.К. Лабиринты общения: Учебно-метод. пособие. - М.: [Текст]/ И.К. Фридман. - ЦГЛ, 2003.-116
с.
34.
Хрестоматия. Дети
с нарушениями развития.
Учебное пособие для студентов и
слушателей спецфакультетов: [Текст]/ Сост. В.Астапов. - М.: Международная
педагогическая академия, 1995. - 264 с.
35.
Хрипкова,
А. Г., Запорожец,
А.В. Мир детства.
Дошкольник - [Текст]/ А.
Г. Хрипкова, А.В. Запорожец.-
М.: Педагогика. - 1979. - 39с.
36.
Шилова, Т.А. Психологическая типология
школьников с отставаниями в учении и отклонении в поведении: [Текст]/ Т.А. Шилова.- М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1995.
-167 с.
37.
Эльконин,
Д.Б. Психология игры. - 2-е изд. - [Текст]/
Д.Б. Эльконин. - М.: Гуманит.
изд. Центр ВЛАДОС, 1999.-360с.
38.
Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. [Текст]/ Д.Б. Эльконин. - Воронеж.1995 г. - 458 с.
39.
Язмир,
Р.М. Развитие и коррекция произвольности у детей 6-7 лет. - Учеб.-практ.
пособие[Текст]/ Р.М.
Язмир. - Волгоград: Перемена. - 1995.
- 153 с.