Дипломная работа
Формирование
предпосылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Содержание.
Введение ____________________________________________3-5
Глава 1. Теоретические аспекты формирования предпосылок
учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Учебная
деятельность как педагогическое явление
_____6-18
1.2. Специфика и
содержание предпосылок учебной деятельности детей старшего дошкольного
возраста______________________19-34
1.3. Условие формирования предпосылок учебной деятельности детей старшего
дошкольного возраста_____________________ 35-41
Глава 2. Опытно-эксперементальная
работа по формированию предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников
2.1. Диагностика уровня сформированности предпосылок учебной
деятельности старших
дошкольников______________________42-54
2.2.Реализация условий формирования
предпосылок учебной деятельности старшего дошкольного возраста___________________________
55-67
Заключение
Библиография
Приложение
Введение
Одной
из важных проблем подготовки детей к школе является формирование предпосылок
учебной деятельности, но не всегда этому
уделяется должное внимание. Выявлено, что в целом ряде случаев несформированность предпосылок учебной деятельности ведет к значительному снижению успеваемости детей в школе:
они часто испытывают затруднения при выполнение указаний взрослого, при регуляции поведения на
основе системы правил, оценивание своей работы, нахождение и исправлении
ошибок. В конечном итоге дети плохо успевают,
объяснение педагога легко теряют последовательность его рассуждений, что
отрицательно сказывается и на их
самостоятельной деятельности.
О важности формирования предпосылок учебной
деятельности у детей старшего дошкольного возраста указывают в своих работах
А.Л. Венгер, В.И. Логинова, Д.Б. Эльконин,
У.В. Ульенкова, А.П. Усова.
Я.Л. Коломинский
отмечает, что дошкольные годы при подготовке детей к учебной деятельности в
школе важное значение имеет формирование у детей
соответствующих умений и навыков.
Д.Б. Эльконин
обсуждая проблему готовности ребенка
к школьному обучению на первое место ставил сформированность
необходимых предпосылок учебной деятельности.
В процессе исследования проблемы
формирование предпосылок учебной деятельности
у старших дошкольников было выявлено противоречие между необходимостью
формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного
возраста и отсутствий условий их формирования в ДОУ.
Все вышеизложенное позволило сформировать
тему выпускной работы “Формирование
предпосылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста”,
проблема, которая заключается в выявление условий формирования предпосылок
учебной деятельности. Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс формирования
предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия
формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников.
Задачи исследования:
1.
Изучить состояние проблемы в
психолого-педагогической литературе.
2.
Уточнить содержание понятия
“предпосылки учебной деятельности” и определить особенности формирования
предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников.
3.
Выявить уровень сформированности
предпосылок учебной деятельности.
4.
Определить и экспериментально
проверить условия формирования предпосылок учебной деятельности у старших
дошкольников.
Гипотеза
исследования: формирования предпосылок учебной деятельности будет
осуществляться успешнее при соблюдении следующих условий:
-
самостоятельность при выполнении задания
- поэтапное
формирование навыков самоконтроля.
Методологической
основой исследования является концепция Д.Б. Эльконина
о предпосылках, необходимых для
успешного овладения учебной деятельностью.
Для решения
поставленных задач и проверки гипотез были использованы следующие методы
исследования: изучение и анализ психолого-
педагогической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент,
количественный и качественный анализ, результатов эксперимента.
Опытно-эксперементальная база
исследования: исследование проводилось на базе ДОУ №\\\\\\\\ города Ишима.
Исследование проводилось в 3 этапа.
Первый этап (март-декабрь.)-
изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формирование и уточнение
цели, гипотезы, задач, составление плана
исследования, разработка методики констатирующего эксперимента.
Второй этап
(январь-февраль) проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента,
разработка и экспериментальная проверка условий формирования
предпосылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Третий этап
(март-май) анализ эффективности экспериментальной работы.
Научная новизна
исследования состоит в том, что формирование предпосылок учебной деятельности
детей старшего дошкольного возраста рассматривается как самостоятельная
исследовательская проблема. Экспериментально обоснованы условия эффективного формирования предпосылок учебной деятельности детей дошкольного
возраста.
Практическая
значимость исследования заключается в возможности исследование результатов
исследования в практике дошкольного образования.
Структура и объем
исследовательской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения,
библиографического списка, приложения.
Заключение
Для успешного обучения ребенка в
школе учебную деятельность важно сформировать уже в старшем дошкольном
возрасте. На данном этапе развития целесообразно формировать только предпосылки
учебной деятельности.
И.А. Барташникова, А.А. Барташников и Л.А. Венгер
считают, что важными умениями при формировании предпосылок учебной деятельности
является самостоятельность и самоконтроль.
Целью нашей работы являлось теоретическое обоснование и экспериментальная проверка условий
формирования предпосылок учебной деятельности. Гипотетическое предположение
заключалось в том, что формирование у старших дошкольников предпосылок учебной
деятельности будет успешным, если будут реализованы следующие условия:
самостоятельность при выполнении задания и формирование действий самоконтроля.
В экспериментальном исследовании определили уровни сформированности предпосылок
учебной деятельности. При анализе мы пришли к выводу о том, что у большинства
испытуемых средний и низкий уровни сформированности предпосылок учебной
деятельности. Что свидетельствовало о необходимости создания условий для
формирования предпосылок учебной деятельности. Для формирования предпосылок
учебной деятельности мы разработали различные условия. Контрольный эксперимент
свидетельствовал о повышении уровня сформированности предпосылок учебной
деятельности. В процессе проведения исследования достигнута поставленная цель,
согласно которой мы теоретически и экспериментально проверили условия
формирования предпосылок учебной деятельности. Проблема исследования решена,
тема раскрыта. Гипотеза о том, что формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников
будет успешным, если будут реализованы следующие условия: самостоятельность при
выполнении задания и формирование действий самоконтроля получила подтверждение.
Библиография
1.
Ананьев Б.Г. Избранные
психологические труды. В 2-х томах. Под редакцией А.А Бодалева
и др. – Москва: Педагогика 1980.
2.
Барташникова
И.А. Барташников А.А. Учись играя.- Харьков: Фолио,
1999.
3.
Белошистая
А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы
теории и практики: Курс лекций для студентов дошкольных факультетов высших учебных
заведений - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.- 400 с.
4.
Бим-Бад
Б.М. Педагогический энциклопедический словарь - Москва: Большая Российская
энциклопедия. 2002 - 528 с.
5.
Болотина Л.Р., Комарова Т.С.
Дошкольная педагогика: Учебное пособие
для студентов средних педагогических учебных заведений - Москва: Издательский
центр «Академия», 1997 -197 с.
6.
Возрастная и педагогическая
психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений
/Составитель Дубровина И.В., Прихожан
А.М., Зацепин В.В.- Москва: Издательский центр
«Академия», 2001 – 368 с.
7.
Воспитание и обучение детей шестого
года жизни. Книга для воспитателя детского сада».- /Ветлугина Н.А., Буре Р.С. и
др.; Под редакцией Паромоновой Л.А, Ушаковой О.С. –
М.: Просвещение , 1987. – 187 с.
8.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. /Под
редакцией Давыдова В.В.- М.: Педагогика, 1991- 536 с.
9.
Выготский Л.С. Собрание сочинений
в шести томах. Т. 4. Детская психология /Под редакцией Элькопина Д.Б. –
М.: – Педагогика, 1984. – 438 с.
10.
Габай
Т.В. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов высших учебных
заведений.- М.: Академия, 2003. - 240 с.
11.
Галезо
М.В., Матюхина М.В., Михальчик Т.С. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Просвещение. 1984 – 256 с.
12.
Горбачева
В.А. К вопросу о формировании оценки и самооценки у детей // Известия АПН РСФСР
1948. Вып.18.
13.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего
обучения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М.:
Издательский центр «Академия» 2004. –
239 с.
14.
Детская психология: Учебное пособие
/Коломинский Я.Л. Панько Е.А, Белоус А.Н. и другие.; Под редакцией Коломинского
Я.Л., Панько Е.А. – Мн: Университетское, 1988 – 399
с.
15.
Доронова Т, Якобсон С. Использование
игровых методов при обучении дошкольников.// Дошкольное воспитание 1988 №2 страницы 24-26.
16.
Дошкольная педагогика: Учебное
пособие для студентов педагогических
институтов. / Под редакцией Логиновой В.И. Саморуковой
П.Г. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989
– 256с.
17.
Зимняя И.А. Педагогическая психология:
Учебник для вузов. Издание второе, дополненное, исправленное и переработанное.- М.: Логос, 2002 -384 с.
18.
Ибрагимова Р.Н. Первые зачатки
чувства долга у детей дошкольного возраста: Автореферат кандидата дисциплины
М.: 1980 – 38 с.
19.
Коджаспирова
Г.М. Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для
студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский
центр «Академия» 2000.-176 с.
20.
Козлова С.А.Куликова
Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических
заведений. – Издание четвертое, стер. – М.:
Издательский центр «Академия», 2002. – 432 с.
21.
Коломинский
Я.Л., Панько Е.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: кн. для для учителя. – М.: Просвещение
1988 – 190с.
22.
Коррекционные и развивающиеся игры
для детей 6 – 10 лет: Учеб. пособие /Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
– 86 с.
23.
Круглова Н.Ф. Как помочь ребенку успешно учиться в школе – СПБ.: Питер,
2004. – 68 с.
24.
Кузьмишина Т.Л.К вопросу о
готовности дошкольников к обучению в массовой школе //Психологическая наука и
образование, 2005 №2 стр. 100 – 106.
25.
Леонтьев А.Н. Деятельность.
Сознание. Личность. – М.: Политиздат 1975. – 304 с.
26.
Люблинская
А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических
институтов – М.: Просвещение, 1980. – 415 с.
27.
Маркова А.К., Лидерс
А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и
дошкольном возрасте. – Петрозаводск, 1992. – 92 с.
28.
Матюшина Н.М. Борьба мотивов у детей
дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1975. – 198 с.
29.
Михайлова З.А. Игровые занимательные
задачи для дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. – М.:
Просвещение, 1987. – 96 с.
30.
Мухина В.С. Возрастная психология:
Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е
изд.; стереотип. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 456 с.
31.
Мухина В.С. Психологи дошкольника. Учеб. пособие для
студентов педагогических институтов и учащихся педагогических училищ /Под ред. Венгера Л.А. – М.:
Просвещение, 1975. – 239 с.
32.
Нижегородцева
Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая
готовность ребенка к школе: Пособие для практических
психологов, педагогов, родителей. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 256 с.
33.
Никитин Б.П. Ступеньки творчества
или развивающие игры – М.: Просвещение, 1989. – 160 с.
34.
Новиков Г. Психолого-педагогическая
готовность к школе // Дошкольное
воспитание, 2005 №8 стр.95 – 100.
35.
Особенности психологического
развития детей 6 – 7-лет-
него возраста /Под ред. Эльконина
Д.Б., Венгера Л.А.: Науч. – исслед.
Институт общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1988. – 177 с.
36.
Педагогика: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. №2009 «Муз. воспитание» /Болотина
Л.Р., Баранов С.П., Семушина. – М.: Просвещение,
1987. – 288 с.
37.
Подласий
И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студентов педагогичеких колледжей. – М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 400 с.
38.
Подласий
И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб.
для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. – 432 с.
39.
Практическая психология образования:
Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. /Под ред.
Дубровиной Н.В. – М.: ТЦ Сфера, 1997. – 528 с.
40.
Психология дошкольника: Хрестоматия:
Для студентов средних педагогических заведений /Сост. Урунтаева
Г.А. – 2-е изд., перераб.и
доп. – М.: Изд. центр «Академия», 200. – 408 с.
41.
Рубинштейн С.Л. Основы общей
психологии. В 2-х т. – М.: Педагогика, 1989. – 488 с.
42.
Рыжова Т. Через год в школу //Ребенок в детском саду, 2002 №4, стр. 48 – 50.
43.
Сидорская
С.В. Формирование у детей первоначальных навыков учебной деятельности //Ребенок в детском саду 2004 №2 с 14 – 16.
44.
Столяренко Л.Д. Педагогическая
психология. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов Н/Д; «Феникс», 200. –
400 с.
45.
Ульенкова
У.В. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей //Дошкольное
воспитание, 1989 №3 – 4, стр. 51 – 57.
46.
Урунтаева
Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии
/Под ред. Урунтаевой Г.А. – М.: Просвещение, ВЛАДОС,
1995. – 304 с.
47.
Усова А.П. Обучение в детском саду
/Под ред. Запорожца А.В. – 3-е изд., испр. – М.:
Просвещение, 1984. – 176 с.
48.
Шаграева
О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр
ВЛАДОС, 2001. – 368 с.
49.
Эльконин
Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
50.
Якиманская
И.С. Развивающее обучение. – М.: Педагогика, 1985. – 178 с.