Курсовая  работа

Активизация учебно-подготовительной деятельности учащихся в системе уроков биологии

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

Глава1.Теоретические аспекты активизации учебно-подготовительной деятельности учащихся в системе уроков биологии

 1.1.   Особенности и специфика методики проведения уроков биологии……7

1.2. Учебная деятельность как   педагогическое явлении…………………….22

1.3  Условия активизации учебно-подготовительной деятельности учащихся на уроках биологии……………………………………………………………..30

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по активизации учебно-подготовительной деятельности учащихся в системе  уроков биологии

2.1. Диагностика уровня сформированности учебной деятельности учащихся……………………………………………………………………..…..392.2. Опытно-методическая работа по активизации учебной деятельности в системе уроков биологии……………………………………………………….45

2.3. Анализ и оценка опытно-экспериментального исследования…………..48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………52

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………...54

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Классно-урочная система обучения была впер­вые введена в середине XVII в. Я. А. Коменским, в России она применялась уже М.В.Ломоносовым за 30 лет до школьной реформы 1786 г. С тех пор урок биологии эволю­ционировал вместе со всей классно-урочной системой.

Основной формой обучения урок стал считаться после 1931 г. Определение ему дал Н.М.Верзилин: «Урок — основная форма организации учебной работы учителя с классом — постоян­ным однородным по возрасту и подготовке коллективом детей — по государственной программе, твердому расписанию и в школь­ном помещении». В определении четко обозначены все орга­низационные особенности урока: возраст и уровень подготов­ки учащихся класса, соответствие содержания урока програм­ме, режим уроков по каждому школьному предмету и место его проведения.

Урок биологии выполняет определен­ные функции: образовательную, воспита­тельную, развивающую. За последние десятилетия функции урока биологии расшири­лись, все большее значение приобретают его самообразовательная и стимулирующая функции.

Многие десятилетия учитель на уроке был основным источником знаний для уча­щихся. Он объяснял учебный материал, де­монстрировал объекты природы или их изображения, добивался от учащихся по­вторения изучаемых понятий и т.д. Все усилия учащихся сводились к запомина­нию сообщаемой информации.

Образовательная функция современно­го урока биологии требует от учителя иной организации учебной деятельности уча­щихся: учитель организует работу учащих­ся с учебником, натуральными и разнообразными изобразительными средствами наглядности, которые выступают источни­ками знаний. В ходе этой деятельности школьники приобретают знания и преоб­разуют их в умения и навыки. Иначе гово­ря, на современном уроке реализуется деятельностный подход в обучении.

Развивающая функция урока должна обеспечивать развитие у школьников та­ких личностных психологических особен­ностей, как память, внимание, мышление, речь, наблюдательность, любознатель­ность и др. Эта функция урока ориентиру­ет учителя биологии не только на органи­зацию репродуктивной учебной деятель­ности учащихся, но и на выработку поисковых, исследовательских и творчес­ких навыков и умений.

Самообразовательная функция урока биологии связана с вооружением учащих­ся методами изучения основ науки, умени­ями наблюдать объекты природы, ставить простейшие опыты, овладевать приемами работы с учебником, справочной литерату­рой и другими источниками знаний.

И, наконец, стимулирующая функция современного урока способствует форми­рованию устойчивого интереса к изучае­мому, побуждает школьников к дальнейше­му познанию, к выработке потребности постоянно пополнять, обновлять, разви­вать свои знания. Для выполнения этой функции учитель биологии может пользо­ваться разными стимулами: особенностя­ми содержания предмета, новыми научны­ми фактами, разнообразными средствами обучения, в том числе ТСО. Стимулом мо­жет быть и сама личность учителя, богат­ство его внутреннего мира, его коммуника­бельность.

Таким образом, особенности содержа­ния предмета биологии и разнообразие учебно-воспитательных задач, стоящих пе­ред школой, востребованность педагогического знания в меняющейся системе образования, обусловливают актуальность  вопроса  активизации учебной деятельности учащихся в системе уроков биологии.

Подтверждением актуальности исследования являются
анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в образовании, когда
накоплен большой объем новых педагогических знаний, отражающих новую педагогическую действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов науки новой гуманистической образовательной парадигмы, при недостаточном использовании этих знаний в педагогической деятельности. На современном этапе развития педагогической теории и практики возникло противоречие между объективными требованиями, предъявляемыми в настоящее время  к современному уроку и  существующими подходами к активизации учебно-подготовительной деятельности учащихся при организации учебного процесса в практике учителей.

Данное противоречие обусловило выбор темы нашей курсовой работы: «Активизация учебно-подготовительной деятельности учащихся в системе уроков биологии».

Целью  исследования является анализ методик организации уроков биологии, направленных на активизацию учебной деятельности.

Объект исследования:   процесс обучения биологии.

Предмет исследования:  активизация учебной деятельности учащихся на уроках биологии.

При работе над вопросом нашего исследования мы руководствовались гипотетическим предположением, согласно которому методически верный выбор формы проведения урока,  соответствующей поставленным учебно-воспитательным целям, способствует активизации учебной деятельности и  эффективности усвоения знаний учащимися на уроках биологии.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью нами были поставлены следующие задачи исследования:

1) Изучить психолого-педагогическую и  методическую  литературу по теме исследования.

2) Выявить методические особенности  организации урока биологии.

 3) Организовать опытно-педагогическую работу по  организации урока биологии, направленных на активизацию учебной деятельности учащихся.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого–педагогической литературы; изучения опыта передовых учителей и методистов; наблюдения за   участниками эксперимента;  опытно- методический эксперимент; количественная и качественная обработка результатов.

Исследование проводилось на базе средней школы №\\\\ г Ишима с участием  16 учащихся контрольного класса «А» и 16 учащихся экспериментального класса «Б».

Исследование проводилось в три этапа:

1 этап  - подготовительный включал в себя определение целей, задач исследования, изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, создания плана, теоретической части исследования (создание чернового варианта первой главы);

2 этап - собственно экспериментальный   – проведение эксперимента, анализ и обработка полученных данных, формулировка выводов;

3 этап  заключался в оформлении курсовой работы в соответствии с требованиями ГОСТа.

Методологической основой  являются  научные труды по теме исследования  психологов, педагогов и методистов: Н.М.Верзилина,  В.М. Корсунской,  В.С. Конюшко,  В.С. Кучменко, Ю.Б. Зотова,  В. И. Загвязинского,  М.И.Махмутова  и др. 

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении, систематизации теорий, взглядов, существующих в отечественной и зарубежной психологии и педагогике по вопросам активизации учебной деятельности и организации  современного урока биологии.

Практическая значимость представляется возможностью использовать данную работу в практике  учителей  биологии при организации учебного процесса.

Структура работы: введение,  глава 1, глава 2, заключение, библиография, приложение.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Образовательная функция современно­го урока биологии требует от учителя иной организации учебной деятельности уча­щихся: учитель организует работу учащих­ся с учебником, натуральными и разнообразными изобразительными средствами наглядности, которые выступают источниками знаний. На  современном уроке реализуется деятельностный подход в обучении.

Особенности  содержа­ния предмета биологии и разнообразие учебно-воспитательных задач, стоящих пе­ред школой, востребованность педагогического знания в меняющейся системе образования, обусловливают актуальность  вопроса  изучения особенностей урока биологии на современном этапе развития образовательной системы.

В ходе работы над темой исследования был проведен  анализ методических требований, предъявляемых к уроку современному уроку биологии, направленных на активизацию учебной деятельности учкащихся. таким образом, цель, поставленная нами в начале работы, была достигнута.

Задачи, поставленные нами в начале исследования:

1) Изучить психолого-педагогическую и  методическую  литературу по теме исследования.

2) Выявить методические особенности  организации урока биологии.

 3) Организовать опытно-педагогическую работу по  организации урока биологии, отвечающего современным требованиям развития образования.

- были выполнены

 Результаты эксперимента подтвердили гипотезу исследования, согласно которому методически верный выбор формы проведения урока,  соответствующей поставленным учебно-воспитательным целям, способствует эффективности усвоения знаний учащимися на уроках биологии.

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении, систематизации теорий, взглядов, существующих в отечественной и зарубежной психологии и педагогике по вопросам организации  современного урока биологии.

Практическая значимость представляется возможностью использовать данную работу в практике  учителей  биологии при организации учебного процесса.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1.                Анастасова, Л. П., Кучменко В. С. Биология. Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс средней школы. [Текст] /  Л.П. Анастасова, В.С.  Кучменко. — М., 2000.- 278 с.

2.                Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. [Текст] / Ю.К. Бабанский  – М.: Педагогика, 1977 – 254 с.

3.                Бобровникова   В. К.   Педагогические идеи  и деятельность М.В. Ломоносова. - М.: - Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 214 с.

4.                Бунеев, Р. Н.  Личностно – ориентированное образование[Текст] /  Р. Н Бунеев.  // Нач. шк. Плюс до и после 2003 №2. с 3-4.

5.                Валицкая, А.П. Современная стратегия образования; варианты выбора[Текст] / А.П.  Валицкая. // Педагогика 1997 №2 с 3-8.

6.                Верзилин, Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания био­логии. [Текст] /Н.М.  Верзилин, В.М. Корсунская — М., 1983. – 306 с.

7.                Верзилин Н.М. Пробле­мы методики преподавания биологии. [Текст] /Н.М.  Верзилин. - М., 1974. – 378 с.

8.                Воскресенская, Н.М. Великобритания: Стратегические направления развития образования. [Текст] /Н.М. Воскресенская  //Педагогика - 1996 г. №4 -  С. 91-98

9.                Возрастные возможности усвоения знаний. [Текст] / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М., 1966. – 347 с.

10.           Голикова, Т.В. Обучение учащихся приемам логического мышления. Учебное пособие. [Текст] /Т.В. Гол и к о в а — Красноярск: РИО КГПУ. 2002. -  275 с.

11.           Давыдов, В. В. Содержание и строение учебной деятельности школьников. [Текст] / В.В. Давыдов – М., 1978 – 321 с.

12.           Дидактика средней школы. 2-е изд. [Текст] - М., 1982. – 227 с.

13.           Зотов, Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителей [Текст] / Ю.Б. Зотов /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.. Наука, 2000. -144 с.

14.           Загвязинский, В. И.  Теория обучения: Современная интерпретация. Учеб пособие для студ. высш. пед. уч. заведений. [Текст]/ В. И.  Загвязинский - М.: Изд. Центр «Академия» 2001. – 192с.

15.           Колеченко, А.К. "Энциклопедия педагогических технологий".[Текст] /  А.К. Колеченко СПб., 2002. -  367 с.

16.           Конюшко, В.С. Методика обучения биологии. [Текст]/В.С. Конюшко. -  Минск,2004. – 246 с.

17.           Кучменко, В.С. Проблемы модернизации биологического
образования. [Текст] / В.С. Кучменко  // Биология в школе, 2003, № 5. – С.85-88.

18.                  Кучменко, В. С. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. [Текст] /  В.С. Кучменко — М., 2000. – 347 с.

19.           Кыверялг, А.А. Вопросы методики педаго­гических исследований. [Текст] / А.А. Кыверялг.Таллин: Валгус, 1971.- 354 с.

20.           Монахов, В. М.  Как управлять вероятностью успешного достижения учащимися образовательного стандарта [Текст] / В. М.  Монахов. // Шк технологии, 2002. №1- С.35-46.

21.           Махмутов,  М.И. Совре­менный урок. 2-е изд, [Текст] /М.И.  Махмутов. - М., 1985. – 369 с.

22.           Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С.  Мухина. – М., 1985.- 530 с.

23.           Немов, Р. С.  Психология: Учеб для студентов высш пед учеб заведений: в 3 кн – 4-е изд. [Текст] / Р. С. Немов–М.: Гумманит изд центр  ВЛАДОС, 2001.- кн 2 : Психология образования.- 608с.

24.           Новоселова, А. Учет индивидуальных свойств личности [Текст]/ А.   Новоселова  // Воспитание школьников. 1989 №7 С.49-55.

25.           Пакулова, В.М.  Особенности современного урока биологии. [Текст]/В.М.  Пакулова //Биология в школе, 2005., №8. - с.22-26.

26.           Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов .- 3-е изд – М.: Школа – Пресс, 2000.- 512с .

27.           Пивоварова,  Л. В.,    Корженевская, Т. Г.
Модели обучения ингегративной биологии. [Текст]/ Л. В.Пивоварова,      Т. Г. Корженевская. // Биология в школе.  2002, №6.

28.           Разноуровневое обучение [Текст]/Под ред Е.С. Полат//Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: 2000- 143с.

29.           Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения. Текст]/ М.Н. Скаткин. – М., 1971- 349 с.

30.           Талызина, Н. Ф.  Педагогическая психология: учеб пособие для студентов сред пед учеб заведений. [Текст] / Н. Ф.  Талызина. – М.: «Академия» 1998. -288 с.

31.           Тубельский, А. Н.  Для чего и как мы учим: Школа как система условий для развития индивидуальности ребенка и способности к самоопределению [Текст] / Тубельский, А. Н.    // Шк технологии 2001 № 6 С. 27-30

32.                      Фридман, Л.М., Кулагина, М.Ю. Психологический справочник учителя. [Текст] / Л.М. Фридман, М.Ю.  Кулагина– М.: Просвещение, 1991 – 287 с.

33.               Хрестоматия   по   методике   преподавания   биологии   [Текст] / Сост. И.Д. Карцева. - М.: Просвещение. 1984.- 462 с.