Курсовая работа
Активизация
учебно-подготовительной деятельности учащихся в системе уроков биологии
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава1.Теоретические аспекты
активизации учебно-подготовительной деятельности учащихся в системе уроков
биологии
1.1. Особенности и специфика методики проведения
уроков биологии……7
1.2. Учебная деятельность как педагогическое
явлении…………………….22
1.3 Условия
активизации учебно-подготовительной деятельности учащихся на уроках
биологии……………………………………………………………..30
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по активизации
учебно-подготовительной деятельности учащихся в системе уроков биологии
2.1. Диагностика уровня сформированности учебной деятельности
учащихся……………………………………………………………………..…..392.2. Опытно-методическая работа по
активизации учебной деятельности в системе уроков биологии……………………………………………………….45
2.3. Анализ и оценка опытно-экспериментального
исследования…………..48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………52
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………...54
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Классно-урочная система обучения была впервые введена в середине XVII в. Я. А.
Коменским, в России она применялась уже М.В.Ломоносовым
за 30 лет до школьной реформы 1786 г. С тех пор урок биологии эволюционировал
вместе со всей классно-урочной системой.
Основной формой обучения урок стал считаться после
1931 г. Определение ему дал Н.М.Верзилин: «Урок — основная
форма организации учебной работы учителя с классом — постоянным однородным по
возрасту и подготовке коллективом детей — по государственной программе, твердому расписанию и в школьном помещении». В определении
четко обозначены все организационные
особенности урока: возраст и уровень подготовки учащихся класса, соответствие
содержания урока программе, режим уроков по каждому школьному предмету и место его проведения.
Урок биологии выполняет определенные функции: образовательную, воспитательную,
развивающую. За последние десятилетия функции урока биологии расширились, все большее
значение приобретают его самообразовательная и стимулирующая функции.
Многие десятилетия учитель на уроке был основным источником знаний для
учащихся. Он объяснял учебный материал, демонстрировал
объекты природы или их изображения,
добивался от учащихся повторения изучаемых понятий и т.д. Все усилия учащихся
сводились к запоминанию сообщаемой
информации.
Образовательная функция современного урока
биологии требует от учителя иной организации учебной деятельности учащихся: учитель
организует работу учащихся с учебником, натуральными и разнообразными
изобразительными средствами наглядности, которые выступают источниками
знаний. В ходе этой деятельности школьники
приобретают знания и преобразуют их в умения и навыки. Иначе говоря,
на современном уроке реализуется деятельностный подход в
обучении.
Развивающая функция урока должна обеспечивать развитие у школьников таких личностных психологических
особенностей, как память, внимание,
мышление, речь, наблюдательность,
любознательность и др. Эта функция урока ориентирует учителя биологии не только на организацию
репродуктивной учебной деятельности
учащихся, но и на выработку поисковых,
исследовательских и творческих навыков и умений.
Самообразовательная функция урока биологии связана с вооружением учащихся методами изучения основ
науки, умениями наблюдать объекты природы,
ставить простейшие опыты, овладевать приемами работы
с учебником, справочной литературой и
другими источниками знаний.
И, наконец, стимулирующая
функция современного урока
способствует формированию устойчивого интереса к изучаемому, побуждает школьников к дальнейшему познанию, к выработке потребности постоянно пополнять, обновлять, развивать свои знания. Для выполнения этой функции учитель биологии может пользоваться разными стимулами: особенностями
содержания предмета, новыми научными
фактами, разнообразными средствами обучения, в том числе ТСО. Стимулом
может быть и сама личность учителя, богатство его внутреннего мира, его коммуникабельность.
Таким образом, особенности содержания предмета
биологии и разнообразие учебно-воспитательных
задач, стоящих перед школой, востребованность педагогического знания в
меняющейся системе образования, обусловливают актуальность вопроса
активизации учебной деятельности учащихся в системе уроков биологии.
Подтверждением
актуальности исследования являются
анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в образовании, когда
накоплен большой объем новых педагогических знаний, отражающих новую
педагогическую действительность в форме фактов, представлений, понятий и
законов науки новой гуманистической образовательной парадигмы, при
недостаточном использовании этих знаний в педагогической деятельности. На
современном этапе развития педагогической теории и практики возникло
противоречие между объективными требованиями, предъявляемыми в настоящее время к современному уроку и существующими подходами к активизации
учебно-подготовительной деятельности учащихся при организации учебного процесса
в практике учителей.
Данное противоречие
обусловило выбор темы нашей курсовой
работы: «Активизация
учебно-подготовительной деятельности учащихся в системе уроков биологии».
Целью исследования является анализ
методик организации уроков биологии, направленных на активизацию учебной
деятельности.
Объект исследования: процесс обучения биологии.
Предмет исследования:
активизация учебной деятельности учащихся на уроках биологии.
При работе над вопросом нашего
исследования мы руководствовались гипотетическим предположением, согласно
которому методически верный выбор формы проведения урока, соответствующей поставленным учебно-воспитательным
целям, способствует активизации учебной деятельности и эффективности усвоения знаний учащимися на
уроках биологии.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью нами
были поставлены следующие задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогическую
и методическую литературу по теме исследования.
2) Выявить методические
особенности организации урока биологии.
3) Организовать опытно-педагогическую работу
по организации урока биологии, направленных на
активизацию учебной деятельности учащихся.
Для решения поставленных
задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ
психолого–педагогической литературы; изучения опыта передовых учителей и
методистов; наблюдения за участниками
эксперимента; опытно-
методический эксперимент; количественная и качественная обработка результатов.
Исследование проводилось
на базе средней школы №\\\\ г Ишима с участием 16 учащихся контрольного класса «А» и 16
учащихся экспериментального класса «Б».
Исследование проводилось в три этапа:
1 этап - подготовительный включал в себя определение
целей, задач исследования, изучение психолого-педагогической литературы по теме
исследования, создания плана, теоретической части исследования (создание
чернового варианта первой главы);
2 этап - собственно экспериментальный – проведение эксперимента, анализ и
обработка полученных данных, формулировка выводов;
3 этап заключался в оформлении курсовой работы в
соответствии с требованиями ГОСТа.
Методологической
основой
являются научные труды по теме исследования психологов, педагогов и методистов: Н.М.Верзилина, В.М. Корсунской, В.С.
Конюшко, В.С. Кучменко, Ю.Б. Зотова, В. И. Загвязинского, М.И.Махмутова и др.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении,
систематизации теорий, взглядов, существующих в отечественной и зарубежной
психологии и педагогике по вопросам активизации учебной деятельности и
организации современного урока биологии.
Практическая значимость
представляется возможностью использовать данную работу в практике учителей
биологии при организации учебного процесса.
Структура работы: введение,
глава 1, глава 2, заключение, библиография, приложение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Образовательная функция современного урока биологии
требует от учителя иной организации учебной деятельности учащихся: учитель
организует работу учащихся с учебником, натуральными и разнообразными
изобразительными средствами наглядности, которые выступают источниками
знаний. На современном уроке
реализуется деятельностный подход в обучении.
Особенности содержания предмета биологии и разнообразие учебно-воспитательных задач, стоящих
перед школой, востребованность педагогического знания в меняющейся системе
образования, обусловливают актуальность вопроса изучения
особенностей урока биологии на современном этапе развития
образовательной системы.
В ходе работы над темой исследования был проведен анализ методических требований, предъявляемых
к уроку современному уроку биологии, направленных на активизацию учебной
деятельности учкащихся. таким образом, цель,
поставленная нами в начале работы, была достигнута.
Задачи, поставленные нами в начале исследования:
1) Изучить
психолого-педагогическую и
методическую литературу по теме
исследования.
2) Выявить методические
особенности организации урока биологии.
3) Организовать опытно-педагогическую работу
по организации урока биологии, отвечающего
современным требованиям развития образования.
- были выполнены
Результаты эксперимента подтвердили гипотезу
исследования, согласно которому методически верный выбор
формы проведения урока, соответствующей
поставленным учебно-воспитательным целям, способствует эффективности усвоения
знаний учащимися на уроках биологии.
Теоретическая значимость работы заключается в
обобщении, систематизации теорий, взглядов, существующих в отечественной и
зарубежной психологии и педагогике по вопросам организации современного урока биологии.
Практическая значимость
представляется возможностью использовать данную работу в практике учителей
биологии при организации учебного процесса.
БИБЛИОГРАФИЯ
1.
Анастасова,
Л. П., Кучменко В. С. Биология. Сборник заданий для проведения устного экзамена
по биологии за курс средней школы. [Текст] /
Л.П. Анастасова, В.С. Кучменко. —
М., 2000.- 278 с.
2.
Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический
аспект. [Текст] / Ю.К. Бабанский – М.: Педагогика, 1977 – 254 с.
3.
Бобровникова В.
К. Педагогические идеи и деятельность М.В. Ломоносова. - М.: - Изд-во
АПН РСФСР, 1961.- 214 с.
4.
Бунеев, Р. Н. Личностно –
ориентированное образование[Текст] / Р. Н Бунеев. // Нач. шк. Плюс до
и после 2003 №2. с 3-4.
5.
Валицкая, А.П. Современная стратегия образования; варианты выбора[Текст] / А.П. Валицкая. // Педагогика 1997 №2 с 3-8.
6.
Верзилин, Н.М., Корсунская
В.М. Общая
методика преподавания биологии. [Текст] /Н.М. Верзилин, В.М.
Корсунская — М., 1983. – 306 с.
7.
Верзилин
Н.М. Проблемы методики преподавания биологии. [Текст] /Н.М. Верзилин. - М., 1974. – 378 с.
8.
Воскресенская,
Н.М. Великобритания: Стратегические направления развития образования. [Текст]
/Н.М. Воскресенская //Педагогика -
9.
Возрастные
возможности усвоения знаний. [Текст] / Под ред. Д.Б. Эльконина,
В.В. Давыдова. М., 1966. – 347 с.
10.
Голикова, Т.В. Обучение учащихся приемам
логического
мышления. Учебное пособие. [Текст] /Т.В. Гол и к о в а —
Красноярск: РИО КГПУ. 2002. - 275 с.
11.
Давыдов,
В. В. Содержание и строение учебной деятельности школьников. [Текст] / В.В.
Давыдов – М., 1978 – 321 с.
12.
Дидактика
средней школы. 2-е изд. [Текст] - М., 1982. – 227 с.
13.
Зотов,
Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителей [Текст] / Ю.Б. Зотов
/Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.. Наука, 2000. -144
с.
14.
Загвязинский, В. И. Теория
обучения: Современная интерпретация. Учеб пособие для
студ. высш. пед. уч.
заведений. [Текст]/ В. И. Загвязинский - М.: Изд. Центр «Академия» 2001. – 192с.
15.
Колеченко, А.К. "Энциклопедия
педагогических технологий".[Текст]
/ А.К. Колеченко СПб., 2002. -
367 с.
16.
Конюшко, В.С. Методика
обучения биологии. [Текст]/В.С.
Конюшко. -
Минск,2004. – 246 с.
17.
Кучменко, В.С. Проблемы модернизации биологического
образования.
[Текст] / В.С. Кучменко // Биология
в школе, 2003, № 5. – С.85-88.
18.
Кучменко, В. С. Оценка качества
подготовки выпускников основной школы по биологии. [Текст] / В.С. Кучменко
— М., 2000. – 347 с.
19.
Кыверялг, А.А. Вопросы
методики педагогических исследований. [Текст] / А.А. Кыверялг. – Таллин:
Валгус, 1971.- 354 с.
20.
Монахов,
В. М. Как управлять вероятностью
успешного достижения учащимися образовательного стандарта [Текст] / В. М. Монахов. // Шк
технологии, 2002. №1- С.35-46.
21.
Махмутов, М.И. Современный
урок. 2-е изд, [Текст]
/М.И. Махмутов.
- М., 1985. – 369 с.
22.
Мухина,
В.С. Детская психология [Текст] / В.С.
Мухина. – М., 1985.- 530 с.
23.
Немов, Р. С. Психология: Учеб для студентов высш пед учеб заведений: в 3 кн – 4-е изд. [Текст] / Р. С. Немов–М.:
Гумманит изд
центр ВЛАДОС, 2001.- кн
2 : Психология образования.- 608с.
24.
Новоселова,
А. Учет индивидуальных свойств личности [Текст]/
А. Новоселова // Воспитание школьников. 1989 №7 С.49-55.
25.
Пакулова, В.М. Особенности
современного урока биологии. [Текст]/В.М.
Пакулова //Биология в школе, 2005., №8. -
с.22-26.
26.
Педагогика:
Учеб. пособие для студентов пед.
учеб заведений [Текст] / В. А. Сластенин,
И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов .- 3-е изд – М.: Школа – Пресс, 2000.-
512с .
27.
Пивоварова, Л.
В., Корженевская, Т. Г.
Модели
обучения ингегративной биологии. [Текст]/ Л. В.Пивоварова, Т. Г. Корженевская. // Биология в
школе. 2002, №6.
28.
Разноуровневое обучение [Текст]/Под ред
Е.С. Полат//Новые педагогические и информационные
технологии в системе образования. – М.: 2000- 143с.
29.
Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения. Текст]/ М.Н. Скаткин. – М., 1971-
349 с.
30.
Талызина,
Н. Ф. Педагогическая психология: учеб пособие для студентов сред пед
учеб заведений. [Текст] / Н. Ф. Талызина. – М.: «Академия» 1998. -288 с.
31.
Тубельский, А. Н. Для чего и как
мы учим: Школа как система условий для развития индивидуальности ребенка и способности к самоопределению [Текст] / Тубельский, А. Н.
// Шк технологии 2001 № 6 С. 27-30
32.
Фридман, Л.М., Кулагина, М.Ю. Психологический справочник
учителя. [Текст] / Л.М. Фридман, М.Ю.
Кулагина– М.: Просвещение, 1991 – 287 с.
33.
Хрестоматия по
методике преподавания биологии
[Текст]
/ Сост. И.Д. Карцева. - М.: Просвещение. 1984.- 462 с.