Курсовая работа

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……….……………………………………………………………..……3

Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

1.1.   Сущность и содержание понятий «здоровье», «здоровый образ жизни» …………………………………………………..7

1.2.   Особенности формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста………………………………………..14

1.3.   Условия формирования у детей дошкольного возраста здорового образа жизни……………20

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

2.1. Диагностика сформированности основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста………………………………..31

2.2. Реализация условий формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста……………………………….38

Заключение……………………………………………………………….…49

Библиография……………………………………………………………….51

 

 

Введение

На сегодняшний день в России сложилась крайне отрицательная демографическая ситуация, когда каждое поколение родившихся по численности меньше поколения своих родителей и не может восполнить убыли населения. Такой тип воспроизводства населения не отмечался ни в одной стране мира даже во время войны. Это говорит о социальной катастрофе, связанной, прежде всего, с национальной безопасностью и состоянием здоровья будущего поколения. Поэтому проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.

Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.

В связи с вышеизложенным, проблема формирования здорового образа жизни  представляется актуальной.

Актуальность нашего исследования определяется рядом существующих противоречий между:

-              потребностью общества, заинтересованного в воспитании здоровой личности, с одной стороны, и резким ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения, с другой;

-              необходимостью теоретического обоснования и практических методических разработок по формированию у детей здорового образа жизни и отставанием в разработке этого вопроса теории и практики дошкольного воспитания.

-              потребностью в технологиях формирования представлений о здоровом образе жизни и умений здорового образа жизни в воспитательном процессе ДОУ и отсутствием в практике ДОУ систематической работы в данном аспекте.

Поиск эффективных путей разрешения данных противоречий, теоретическая и практическая значимость их для современного образовательного процесса в дошкольных учреждениях обозначили проблему исследования: каковы условия формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста?

На основании выделенных противоречий и проблемы была сформулирована тема исследования: «Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста».

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке условий формирования основ здорового образа жизни детей  старшего дошкольного  возраста.

Объектом исследования выступает процесс формирования здорового образа жизни.

Предметом исследования являются условия формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников.

Гипотеза исследования: формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться наиболее эффективно при реализации условий, таких, как:

- гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении;

-  целенаправленная педагогическая работа  по овладению дошкольниками системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни.

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ различных подходов к проблеме формирования здорового образа жизни.

2. Установить показатели и критерии сформированности основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

3. Выявить и реализовать условия формирования здорового образа жизни у старших дошкольников и экспериментально проверить их  эффективность.

Методологической и теоретической основой исследования являются теория личностно-ориентированного педагогического образования (А.С. Белкин, А.В. Запорожец, Н.Я. Михайленко, А.В. Петровский и др.), теория формирования здорового образа жизни (И.А. Аршавский, Н.М. Амосов, Н..Г. Веселов, М.Я. Виленский, Н.П. Дубинин, Ю.П. Лисицин, В.П. Петленко), концепция ценностно-социальной модели здоровья (Е.А. Овчаров), положение о структуре ценностного отношения (Л.И. Рувинский); исследования в области педагогической технологии, конструирования взаимодействия субъектов педагогического процесса (Т.И. Бабаева, Н.Я. Михайленко, В.А. Петровский и др.); современные достижения педагогов - исследователей в области разработки способов сохранения здоровья детей (Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, Л.В. Моисеева, Б.Н. Чумаков и др.).

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: теоретический  анализ психолого-педагогической и методической литературы; диагностические (наблюдение, беседа, тесты), педагогический эксперимент, теоретическая и методическая интерпретация педагогического эксперимента; математическая и статистическая обработка результатов исследования.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап - поисково-теоретический. В процессе анализа психолого-педагогической литературы были определены методология и методика исследования, его понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза.

Второй этап - опытно-экспериментальный. На этом этапе осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы, систематизировался полученный материал, связанный с формированием здорового образа жизни дошкольников. Работа включала разработку технологии формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Третий этап  - заключительно-обобщающий - был посвящен систематизации полученных результатов исследования, оформлению курсовой  работы.

База исследования. Исследование осуществлялось на ДОУ №14 с включением двадцати детей старшего дошкольного возраста.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в обосновании возможности и необходимости улучшения здоровья ребенка для успешной его социализации, в разработке педагогических условий формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста, разработке диагностики, позволяющей определить уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных занятий в процессе формирования здорового образа жизни в условиях ДОУ.

Структура работы: введение, первая глава, вторая глава, заключение, библиография, приложения.

 

 

Заключение

В ходе исследования подтвердилась актуальность проблемы формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Важность приобщения дошкольников к ЗОЖ обусловлена, во-первых, негативными тенденциями состояния здоровья в детской популяции.  Демографическая ситуация в нашей стране тоже складывается неблагоприятным образом. Важно не только родить ребенка, но и вырастить его здоровым, заложить фундамент здоровья, потому что в будущем этот ребенок тоже станет родителем и генетически передаст своему ребенку свое здоровье. Поэтому проблема формирования здорового образа жизни детского населения  не может рассматриваться в обществе в свете популярности или не популярности. От ее решения зависит будущее нации и государства, поэтому она актуальна всегда.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, об этом свидетельствует большое количество критических периодов в развитии различных функциональных систем организма.  Периоды интенсивного развития детского организма резко повышают его чувствительность к внешним воздействиям и грамотно проводимая в этот период воспитательная работа  может существенно повлиять на формирование здорового образа жизни ребенка.

Экспериментальное исследование показало, что представления о ЗОЖ у старших дошкольников сформированы недостаточно, имеют фрагментарный характер, что проявляется в содержании игровой, продуктивной и речевой деятельности, а также в отсутствии навыков поведения, направленного на укрепление здоровья и ЗОЖ, не соответствуют потребностям общества в укреплении здоровья детского населения. Основными факторами, влияющими на формирование представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста являются их личный опыт, условия семейного воспитания, наличие целенаправленной коррекционно-развивающей работы в условиях детского сада.

В качестве критериев, характеризующих представления о ЗОЖ, могут выступать полнота  представлений о здоровье и возможностях его укреплении, о природных и социальных факторах вреда и пользы для здоровья; целостный характер представлений о ЗОЖ; осознание значения ЗОЖ для здоровья; активность и самостоятельность в суждениях и высказываниях о ЗОЖ; проявление инициативы и самостоятельности при подготовке и проведении оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости; перенос опыта ЗОЖ в самостоятельную деятельность.

Опытно-экспериментальным путем подтверждена возможность формирования представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в специально созданных педагогических условиях, которыми являются - гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении и целенаправленная педагогическая работа  по овладению дошкольниками системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни.

В ходе эксперимента доказана эффективность разработанных занятий, направленных на формирование у старших дошкольников ЗОЖ, выстроенных с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей познавательной деятельности детей при опоре на самостоятельную игровую и продуктивную деятельность детей, их совместную деятельность со взрослыми, позволяющих влиять на социально-педагогическую среду с целью создания благоприятных условий для формирования представлений о ЗОЖ. В результате проведенного исследования полностью подтвердилась выдвинутая гипотеза и решены все поставленные задачи.

 

 

 

 

Библиография

1.                Абаскалова, Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе "школа-вуз": Автореф. докт. дис. [Текст]/ Н.П. Абаскалова. – Барнаул.: ИНФА, 2000. - 48 с.

2.                Амосов, Н.М. Раздумье о здоровье. [Текст]/ Н.М.   Амосов. - М.: ФиС, 1987 .- 63с.

3.                Антропова, М.В. Что надо знать о двигательной активности и закаливании детей. [Текст]/ М.В.  Антропова //Физическая культура в школе. - 1993, № 3. - 28 - 36с.

4.                Айзман, Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-пе­дагогические аспекты его формирования. [Текст]/ Р.И.  Айзман. - Новосибирск, 1996.- 128 с.

5.                Айзман, Р.И. Концепция валеологического образования и пути ее реализации //Материалы международной конф.: Педагогические и медицинские проблемы валеологии. [Текст]/ Р.И.  Айзман.  – Новосибирск: НГПУ, 1999. – 117 с.

6.                Айзман, Р.И. Валеология: учебная программа для общеобразовательных школ. [Текст]/ Р.И.  Айзман.   - Новосибирск: НГПУ, 1996. - 39 с.

7.                Апанасенко, Г. Л. Индивидуальное здоровье, как предмет исследования. [Текст]/ Г.Л.  Апанасенко //Валеология. - 2007. - № 4. - С.44 – 46.

8.                Баладанов О.Ю. и др. Актуальные проблемы сохранения, укрепления и приумножения здоровья школьников. // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. [Текст]/ О.Ю. Баладанов, И.З. Козловский, О.П. Бахтинов. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - С. 172 - 174.

9.                Бальсевич, В.К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни[Текст]/ В.К. Бальсевич,  Л.И.  Лубышева. // Теория и практика физической культуры. 1994, № 4. - С. 3 -5.

10.           Барбараш, Н.А. и др. Очерки поведенческой пси­хологии здоровья. [Текст]/ Н.А. Барбараш, Л.С. Барбараш, М. Л.  Лившиц. //Аргументы, факты, тесты. - Кемерово, 1995. - 246 с.

11.           Брехман, И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье [Текст]/ И.И.  Брехман.  // Вестник АН СССР. - 1987. - №8. - С.92 - 98

12.           Вайнер, Э.Н. К вопросу об основополагающих признаках валеологии. [Текст]/ Э.Н. Вайнер //Валео­логия. - 1997, - № 4. - С.5

13.           Валеологические аспекты образования: Из опыта работы центров научных ос­нов здоровья и развития в Кузбассе. [Текст]/ - Кемерово, 1995. - 203 с.

14.           Валеология: Программа для учащихся 1-11-х классов общеобразовательных школ. [Текст]/ Под общ. ред. О.Л. Трещевой. – Омск: Прогресс, 1999. - 70 с.

15.           Виноградов, П.А. Новый этап в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди учащейся молодежи [Текст]/ П.А. Виноградов, В.П. Моченов. //Теор. и практ. физульт., 1998, № 7, С. 24-26, 39-40.

16.           Волков, Н.И. Двигательная активность и рациональное питание школьников. [Текст]/  Н.И. Волков // Теория и практика физической культуры. - 2001, № 8. - С. 9 - 12.

17.           Горячев, В. Здоровье – категория педагогическая. [Текст]/ В.  Горячев. // Народное образование, 1999, №9 – с.219-231.

18.            Гризик, Т.И. Познаю мир. [Текст]/ Т.И. Гризик.// Дошкольное воспитание. - 2002. - №9. –С.42.

19.           Гигиенические основы обучения учащихся в современной школе [Текст]/ Под ред. Г.Н. Сердюковской, С.М. Громбаха. - М.: Просвещение, 2006. - 172 с.

20.           Гундаров, И.А. и др. Медико-социальные проблемы формирования ЗОЖ, [Текст]/ И.А. Гундаров, Н.В. Киселев, О.С.  Копина. - М.: Просвещение, 2003. - 30с.

21.           Гущина, С.В. Состояние здоровья учащихся общеобразовательных учреждений РФ (школы, лицеи, колледжи). // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 60-летию ФФК СГУ. [Текст]/ С.В.  Гущина. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007. - С.177 - 179.

22.           Детская    практическая    психология:    Учебник  [Текст] /   Под.    ред.    Т.Д. Марцинковской.- М: Гардарики, 2004.-255 с.

23.           Дубровский, В.И. Валеология здорового образа жизни. [Текст] / В.И.    Дубровский. - М.: Флинта; Retorika., 2006. – 137 с.

24.           Дуркин, П.К. К решению проблемы формирования здорового образа жизни населения России. [Текст] / П.К. Дуркин, М.П.     Лебедева//Теория и практика физической культуры - 2008, № 8.-С. 2- 5.

25.           Жулина, Г.В. К проблеме здоровья и здорового образа жизни человека. // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. [Текст] / Г.В. Жулина - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - С. 179 - 181.

26.           Зайцев, Г.К. Валеологический анализ и обеспечение здоровья педагогическими средствами в системе образования [Текст]/ Г.К. Зайцев. //Валеология. - 2007. - №4. - С. 16 – 21.

27.           Зайцев, Г.К. и др. Педагогика. Оздоровительные программы по валеологии. [Текст]/ Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, М.Г.  Колесникова. - СПб., 2004.- 354 с.

28.           Зусманович, Ф.Н. Валеология: Учеб. пос. [Текст]/  Ф.Н. Зусманович. –Курган: Прима, 2008. - 56 c.

29.           Ирхин, В.Н. К вопросу о предмете педагогической валеологи: Валеологические исследования. [Текст]/ В.Н.   Ирхин - Барнаул, 2006. – 314 с.

30.           Казин, Э.М. и др. Валеологические аспекты образования. [Текст]/ Э.М. Казин, Т.С. Панина, Н.П. Неворотова. - Кемерово, 2000. -202 с.

31.           Коростелев, Н.Б. Слагаемые здоровья. [Текст] / Н.Б.    Коростелев. - М.: Знание, 1999. - 120с.

32.           Лихачев, Б.Т. Педагогика. [Текст] /    Б.Т.Лихачев.- М.: Прометей, 1998.- 464с.

33.           Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. [Текст] / В.В.   Марков. - М.: Академия, 2004. - 320с.

34.           Мотылянская, Р.Э. Двигательная активность - важное условие здорового образа жизни. [Текст] / Р.Э. Мотылянская, Э.Я. Каплан. // Теория и практика физической культуры, 12006, № 1. –С.14 - 24.

35.           Мухина,   В.С.   Возрастная   психология:   феноменология   развития, детство, отрочество. [Текст] /   В.С. Мухина. - М.: «Академия», 2005.- 456с.

36.           Нилуашев, С. Физической воспитание и здоровье[Текст]/ С.     Нилуашев. // Физическая культура в школе. - 2008. - №3. - С. -2-4.

37.           Павлова, И.В. Совершенствование валеологического образования студентов физкультурного вуза: Автореф. канд. дис. [Текст] / И.В. Павлова. – Омск: ОГПИ, 2005. - 20 с.

38.           Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Под. ред. Б.М. Биш-Бад.-М.: Логос, 2003 -508с.

39.           Российская педагогическая энциклопедия. [Текст] / Под. ред. А.М. Прохорова. –М.: Педагогика, 1993.- 573 с.

40.           Соловьев, Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры. [Текст] / Г.М.  Соловьев. – Ставрополь: СГУ, 2007. - 111с.

41.           Соловьев, Г.М. Центры здоровья как организационно-педагогических фактор и условие формирования здорового образа жизни студентов. [Текст] / Г.М.  Соловьев, Т.И. Прокопенко.  // Теория и практика физической культуры . - 2008, № 4. - С.21 - 25.

42.           Сухарев, А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. [Текст] / А.Г.  Сухарев. - М.: Медицина, 2003. - 270 с.

43.           Терещева, О.Л. Програмно-методические основы обучения ЗОЖ учащихся общеобразовательной школы. [Текст] /  О.Л.  Терещева // Теория и практика физической культуры. - 2005, № 2. - С. 8 - 12.

44.           Трещева, О.Л. Системная организация валеологического образования школьников [Текст] /  О.Л.  Терещева //Теор. и практ. физ. культ., 2007, № 8. - С. 8-11.

45.           Фельдштейн, Д.И. Социальное развитие в пространстве – времени детства [Текст] / Д.И. Фельдштейн.- М., 1997.- 387 с.

46.           Худолеева, О.В. Главная забота школы. [Текст]/  О.В.  Худолеева // Физическая культура в школе. - 12008. - №5. -С. 12-15.

47.           Чумаков, Б.Н. Валеология. [Текст]/ Б.Н.  Чумаков. ., 2005. – 245 с.

48.           Щедрина, А.Г. Онтогенез и теория здоровья. [Текст]/ А.Г.  Щедрина. - Новосибирск: Наука, 2008. - 136 с.