Курсовая работа
Формирование здорового образа жизни у детей старшего
дошкольного возраста
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……….……………………………………………………………..……3
Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа
жизни у детей дошкольного возраста
1.1. Сущность и
содержание понятий «здоровье», «здоровый образ жизни» …………………………………………………..7
1.2. Особенности
формирования здорового образа жизни детей дошкольного
возраста………………………………………..14
1.3. Условия
формирования у детей дошкольного возраста здорового образа жизни……………20
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию
здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
2.1. Диагностика сформированности основ здорового образа
жизни детей старшего дошкольного возраста………………………………..31
2.2. Реализация условий формирования здорового образа жизни у
детей старшего дошкольного возраста……………………………….38
Заключение……………………………………………………………….…49
Библиография……………………………………………………………….51
Введение
На сегодняшний день в
России сложилась крайне отрицательная демографическая
ситуация, когда каждое поколение родившихся по численности меньше поколения своих
родителей и не может восполнить убыли населения. Такой тип воспроизводства
населения не отмечался ни в одной стране мира даже во время войны. Это говорит
о социальной катастрофе, связанной, прежде всего, с национальной безопасностью
и состоянием здоровья будущего поколения. Поэтому проблема ухудшения здоровья
населения страны и особенно детей становится национальной.
Дошкольный возраст
является решающим в формировании фундамента физического и психического
здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый
на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет
интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма,
закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и
окружающим.
Очевидна значимость
формирования у детей определенной базы знаний и
практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в
систематических занятиях физической культурой и спортом.
В связи
с вышеизложенным, проблема формирования здорового образа жизни представляется актуальной.
Актуальность нашего
исследования определяется рядом существующих противоречий между:
-
потребностью общества, заинтересованного
в воспитании здоровой личности, с одной стороны, и резким ухудшением состояния
здоровья подрастающего поколения, с другой;
-
необходимостью теоретического
обоснования и практических методических разработок по формированию у детей
здорового образа жизни и отставанием в разработке этого вопроса теории и
практики дошкольного воспитания.
-
потребностью в технологиях формирования
представлений о здоровом образе жизни и умений здорового образа жизни в
воспитательном процессе ДОУ и отсутствием в практике ДОУ систематической работы
в данном аспекте.
Поиск эффективных путей
разрешения данных противоречий, теоретическая и практическая значимость их для
современного образовательного процесса в дошкольных учреждениях обозначили проблему
исследования: каковы условия формирования основ здорового образа жизни у детей
дошкольного возраста?
На основании выделенных
противоречий и проблемы была сформулирована тема исследования: «Формирование здорового образа жизни у
детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования
заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке условий формирования основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования
выступает процесс формирования здорового образа жизни.
Предметом исследования
являются условия формирования основ здорового образа жизни у старших
дошкольников.
Гипотеза исследования:
формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
будет осуществляться наиболее эффективно при реализации условий, таких, как:
- гигиенически
организованная социальная среда обитания ребенка в
дошкольном образовательном учреждении;
- целенаправленная педагогическая работа по овладению дошкольниками системой понятий о
своем организме, здоровье и здоровом образе жизни.
В соответствии с целью и
гипотезой определены задачи исследования:
1. Осуществить теоретический
анализ различных подходов к проблеме формирования здорового образа жизни.
2. Установить показатели
и критерии сформированности основ здорового образа жизни у детей старшего
дошкольного возраста.
3. Выявить и реализовать
условия формирования здорового образа жизни у старших дошкольников и
экспериментально проверить их
эффективность.
Методологической
и теоретической основой исследования являются теория личностно-ориентированного
педагогического образования (А.С. Белкин, А.В. Запорожец, Н.Я. Михайленко, А.В.
Петровский и др.), теория формирования здорового образа жизни (И.А. Аршавский,
Н.М. Амосов, Н..Г. Веселов, М.Я. Виленский, Н.П.
Дубинин, Ю.П. Лисицин, В.П. Петленко),
концепция ценностно-социальной модели здоровья (Е.А. Овчаров), положение о структуре ценностного
отношения (Л.И. Рувинский); исследования в области
педагогической технологии, конструирования взаимодействия субъектов
педагогического процесса (Т.И. Бабаева, Н.Я. Михайленко, В.А. Петровский и
др.); современные достижения педагогов - исследователей в области разработки
способов сохранения здоровья детей (Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов,
Л.В. Моисеева, Б.Н. Чумаков и др.).
Для решения поставленных
задач нами были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и
методической литературы; диагностические (наблюдение, беседа, тесты),
педагогический эксперимент, теоретическая и методическая интерпретация
педагогического эксперимента; математическая и статистическая обработка
результатов исследования.
Исследование проводилось
в три этапа:
Первый этап -
поисково-теоретический. В процессе анализа психолого-педагогической литературы
были определены методология и методика исследования, его понятийный аппарат,
проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза.
Второй этап -
опытно-экспериментальный. На этом этапе осуществлялась экспериментальная
проверка гипотезы, систематизировался полученный материал, связанный с
формированием здорового образа жизни дошкольников. Работа включала разработку технологии формирования основ здорового образа жизни у детей
старшего дошкольного возраста.
Третий этап - заключительно-обобщающий - был посвящен систематизации полученных результатов
исследования, оформлению курсовой
работы.
База исследования.
Исследование осуществлялось на ДОУ №14 с включением двадцати детей старшего
дошкольного возраста.
Научная новизна и
теоретическая значимость исследования заключается в обосновании возможности и
необходимости улучшения здоровья ребенка для успешной
его социализации, в разработке педагогических условий формирования
представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста,
разработке диагностики, позволяющей определить уровень сформированности
представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость
исследования заключается в возможности использования разработанных занятий в
процессе формирования здорового образа жизни в условиях ДОУ.
Структура работы:
введение, первая глава, вторая глава, заключение, библиография, приложения.
Заключение
В ходе исследования
подтвердилась актуальность проблемы формирования здорового
образа жизни детей дошкольного возраста. Важность приобщения дошкольников к ЗОЖ обусловлена, во-первых, негативными тенденциями состояния
здоровья в детской популяции.
Демографическая ситуация в нашей стране тоже складывается
неблагоприятным образом. Важно не только родить ребенка,
но и вырастить его здоровым, заложить фундамент здоровья, потому что в будущем
этот ребенок тоже станет родителем и генетически
передаст своему ребенку свое
здоровье. Поэтому проблема формирования здорового образа жизни детского
населения не может рассматриваться в
обществе в свете популярности или не популярности. От ее
решения зависит будущее нации и государства, поэтому она актуальна всегда.
В дошкольном возрасте
закладывается фундамент здоровья, об этом свидетельствует большое количество
критических периодов в развитии различных функциональных систем организма. Периоды интенсивного развития детского
организма резко повышают его чувствительность к внешним
воздействиям и грамотно проводимая в этот период воспитательная работа может существенно повлиять на
формирование здорового образа жизни ребенка.
Экспериментальное исследование показало, что представления о ЗОЖ у
старших дошкольников сформированы недостаточно, имеют фрагментарный характер,
что проявляется в содержании игровой, продуктивной и речевой деятельности, а
также в отсутствии навыков поведения, направленного на укрепление здоровья и
ЗОЖ, не соответствуют потребностям общества в укреплении здоровья детского
населения. Основными факторами, влияющими на формирование
представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста являются их
личный опыт, условия семейного воспитания, наличие целенаправленной
коррекционно-развивающей работы в условиях детского сада.
В качестве критериев, характеризующих представления о ЗОЖ, могут
выступать полнота представлений о
здоровье и возможностях его укреплении, о природных и социальных факторах вреда
и пользы для здоровья; целостный характер представлений о ЗОЖ; осознание
значения ЗОЖ для здоровья; активность и самостоятельность в суждениях и
высказываниях о ЗОЖ; проявление инициативы и самостоятельности при подготовке и
проведении оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий
на основе осознания их необходимости; перенос опыта ЗОЖ в самостоятельную
деятельность.
Опытно-экспериментальным путем подтверждена
возможность формирования представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного
возраста в специально созданных педагогических условиях, которыми являются - гигиенически организованная
социальная среда обитания ребенка в дошкольном
образовательном учреждении и целенаправленная педагогическая работа по овладению дошкольниками системой понятий о
своем организме, здоровье и здоровом образе жизни.
В ходе эксперимента доказана эффективность разработанных занятий,
направленных на формирование у старших дошкольников ЗОЖ, выстроенных с учетом возрастных и индивидуально-типологических
особенностей познавательной деятельности детей при опоре на самостоятельную
игровую и продуктивную деятельность детей, их совместную деятельность со взрослыми, позволяющих влиять на социально-педагогическую
среду с целью создания благоприятных условий для формирования представлений о
ЗОЖ. В результате проведенного исследования полностью
подтвердилась выдвинутая гипотеза и решены все поставленные задачи.
Библиография
1.
Абаскалова,
Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов
в системе "школа-вуз": Автореф. докт. дис. [Текст]/ Н.П. Абаскалова. – Барнаул.: ИНФА,
2000. - 48 с.
2.
Амосов, Н.М. Раздумье о здоровье. [Текст]/ Н.М. Амосов. - М.: ФиС,
1987 .- 63с.
3.
Антропова, М.В. Что надо знать о двигательной
активности и закаливании детей. [Текст]/ М.В. Антропова //Физическая культура в школе. - 1993, №
3. - 28 - 36с.
4.
Айзман, Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные
и психолого-педагогические аспекты его формирования. [Текст]/ Р.И. Айзман. -
Новосибирск, 1996.- 128 с.
5.
Айзман, Р.И. Концепция валеологического
образования и пути ее реализации //Материалы международной конф.: Педагогические и медицинские проблемы валеологии. [Текст]/ Р.И. Айзман. – Новосибирск: НГПУ, 1999. – 117 с.
6.
Айзман, Р.И. Валеология: учебная программа для общеобразовательных
школ. [Текст]/ Р.И. Айзман. - Новосибирск: НГПУ, 1996. - 39 с.
7.
Апанасенко, Г. Л. Индивидуальное здоровье, как предмет исследования.
[Текст]/ Г.Л. Апанасенко //Валеология. - 2007. - № 4. - С.44 – 46.
8.
Баладанов О.Ю. и др. Актуальные проблемы сохранения,
укрепления и приумножения здоровья школьников. // Проблемы здоровья человека.
Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы
межрегиональной научно-практической конференции, посвященной
55-летию ФФК СГУ. [Текст]/ О.Ю. Баладанов, И.З.
Козловский, О.П. Бахтинов. - Ставрополь: Изд-во СГУ,
2002. - С. 172 - 174.
9.
Бальсевич, В.К. Ценности физической культуры в здоровом
стиле жизни[Текст]/ В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева. // Теория и практика физической культуры. 1994, №
4. - С. 3 -5.
10.
Барбараш, Н.А. и др. Очерки поведенческой психологии здоровья. [Текст]/ Н.А. Барбараш,
Л.С. Барбараш, М. Л. Лившиц. //Аргументы, факты, тесты. - Кемерово, 1995. - 246 с.
11.
Брехман, И.И. Введение в валеологию - науку о
здоровье [Текст]/ И.И. Брехман. // Вестник
АН СССР. - 1987. - №8. - С.92 - 98
12.
Вайнер, Э.Н. К вопросу об основополагающих признаках валеологии. [Текст]/ Э.Н. Вайнер //Валеология. - 1997, - № 4. - С.5
13.
Валеологические аспекты
образования: Из опыта работы центров научных основ здоровья и развития в
Кузбассе. [Текст]/ - Кемерово, 1995. - 203 с.
14.
Валеология: Программа для учащихся
1-11-х классов общеобразовательных школ. [Текст]/ Под общ. ред. О.Л. Трещевой. – Омск:
Прогресс, 1999. - 70 с.
15.
Виноградов, П.А. Новый этап в развитии физкультурно-оздоровительной и
спортивной работы среди учащейся молодежи [Текст]/
П.А.
Виноградов, В.П. Моченов. //Теор.
и практ. физ.культ.,
1998, № 7, С. 24-26, 39-40.
16.
Волков, Н.И. Двигательная активность и рациональное питание школьников.
[Текст]/ Н.И. Волков // Теория и практика физической
культуры. - 2001, № 8. - С. 9 - 12.
17.
Горячев, В. Здоровье – категория педагогическая. [Текст]/ В. Горячев. // Народное образование, 1999, №9 –
с.219-231.
18.
Гризик, Т.И. Познаю мир. [Текст]/ Т.И. Гризик.//
Дошкольное воспитание. - 2002. - №9. –С.42.
19.
Гигиенические
основы обучения учащихся в современной школе [Текст]/ Под ред. Г.Н. Сердюковской, С.М. Громбаха. -
М.: Просвещение, 2006. - 172 с.
20.
Гундаров, И.А. и др. Медико-социальные
проблемы формирования ЗОЖ, [Текст]/ И.А. Гундаров, Н.В. Киселев, О.С. Копина. - М.: Просвещение, 2003. - 30с.
21.
Гущина, С.В. Состояние здоровья учащихся общеобразовательных учреждений
РФ (школы, лицеи, колледжи). // Проблемы здоровья человека. Развитие физической
культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной
научно-практической конференции, посвященной 60-летию
ФФК СГУ. [Текст]/ С.В. Гущина. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007. - С.177 -
179.
22.
Детская практическая психология:
Учебник [Текст] /
Под. ред. Т.Д.
Марцинковской.- М: Гардарики, 2004.-255 с.
23.
Дубровский, В.И. Валеология здорового образа
жизни. [Текст]
/ В.И. Дубровский. - М.: Флинта; Retorika.,
2006. – 137 с.
24.
Дуркин, П.К. К решению проблемы
формирования здорового образа жизни населения России.
[Текст] /
П.К. Дуркин, М.П. Лебедева//Теория и практика физической
культуры - 2008, № 8.-С. 2- 5.
25.
Жулина, Г.В. К проблеме здоровья и здорового образа
жизни человека. // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и
спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической
конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. [Текст]
/ Г.В. Жулина - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - С. 179 - 181.
26.
Зайцев, Г.К. Валеологический анализ и обеспечение здоровья педагогическими средствами в системе образования [Текст]/
Г.К. Зайцев. //Валеология. - 2007. -
№4. - С. 16 – 21.
27.
Зайцев, Г.К. и др. Педагогика.
Оздоровительные программы по валеологии. [Текст]/ Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов,
М.Г. Колесникова. - СПб., 2004.- 354 с.
28.
Зусманович, Ф.Н. Валеология: Учеб. пос. [Текст]/
Ф.Н. Зусманович. –Курган: Прима, 2008. - 56 c.
29.
Ирхин, В.Н. К вопросу о
предмете педагогической валеологи: Валеологические исследования. [Текст]/ В.Н. Ирхин -
Барнаул, 2006. – 314 с.
30.
Казин, Э.М. и др. Валеологические аспекты
образования. [Текст]/ Э.М. Казин, Т.С. Панина, Н.П. Неворотова.
- Кемерово, 2000. -202 с.
31.
Коростелев, Н.Б. Слагаемые здоровья. [Текст] / Н.Б. Коростелев. - М.: Знание,
1999. - 120с.
32.
Лихачев, Б.Т. Педагогика. [Текст] / Б.Т.Лихачев.- М.: Прометей, 1998.- 464с.
33.
Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. [Текст] / В.В. Марков. - М.: Академия, 2004. - 320с.
34.
Мотылянская, Р.Э. Двигательная
активность - важное условие здорового образа жизни. [Текст] / Р.Э. Мотылянская,
Э.Я. Каплан. // Теория и практика физической культуры, 12006, № 1. –С.14 - 24.
35.
Мухина, В.С.
Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. [Текст]
/ В.С. Мухина. - М.: «Академия», 2005.-
456с.
36.
Нилуашев, С. Физической воспитание и здоровье[Текст]/ С. Нилуашев. // Физическая культура в школе. - 2008. - №3. -
С. -2-4.
37.
Павлова, И.В. Совершенствование валеологического
образования студентов физкультурного вуза: Автореф.
канд. дис. [Текст] / И.В. Павлова. – Омск: ОГПИ, 2005. - 20 с.
38.
Педагогический
энциклопедический словарь [Текст] / Под. ред. Б.М. Биш-Бад.-М.:
Логос, 2003 -508с.
39.
Российская педагогическая
энциклопедия. [Текст] / Под. ред. А.М. Прохорова. –М.:
Педагогика, 1993.- 573 с.
40.
Соловьев, Г.М. Основы здорового образа жизни и
методика оздоровительной физкультуры. [Текст] / Г.М. Соловьев. – Ставрополь: СГУ, 2007. - 111с.
41.
Соловьев, Г.М. Центры здоровья как
организационно-педагогических фактор и условие формирования здорового образа
жизни студентов. [Текст] / Г.М. Соловьев,
Т.И. Прокопенко. // Теория и практика
физической культуры . - 2008, № 4. - С.21 - 25.
42.
Сухарев, А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. [Текст] / А.Г. Сухарев. - М.: Медицина, 2003. - 270 с.
43.
Терещева, О.Л. Програмно-методические
основы обучения ЗОЖ учащихся общеобразовательной школы. [Текст] / О.Л. Терещева // Теория и практика физической культуры. - 2005,
№ 2. - С. 8 - 12.
44.
Трещева, О.Л. Системная организация валеологического
образования школьников [Текст] / О.Л. Терещева //Теор. и практ. физ. культ., 2007, № 8. - С. 8-11.
45.
Фельдштейн, Д.И. Социальное развитие в пространстве – времени детства [Текст] /
Д.И. Фельдштейн.- М., 1997.- 387 с.
46.
Худолеева, О.В. Главная забота школы. [Текст]/ О.В. Худолеева //
Физическая культура в школе. - 12008. - №5. -С. 12-15.
47.
Чумаков, Б.Н. Валеология. [Текст]/ Б.Н. Чумаков. -М., 2005. –
245 с.
48.
Щедрина, А.Г. Онтогенез и
теория здоровья. [Текст]/ А.Г. Щедрина. -
Новосибирск: Наука, 2008. - 136 с.