курсовая работа
Понятие «личность»:
формирование и развитие
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Характеристика личности и ее
основные параметры
1.1. Психолого-педагогические
аспекты понятия «Личность»….7
1.2. Формирование
понятия «личность» у подростков………….18
1.3. Условия развития личностных
характеристик понятия «личность»…………………………………………………………25
Глава 2. Опытно-экспериментальная часть по изучению
личностных характеристик человека
2.1. Диагностика личностного уровня развития у
подростков.…..30
2.2. Методика реализации развития личностных характеристик
человека и условия их актуализации……………………………………….40
2.3. Эффективность методики реализации
развития личностных характеристик человека………………………………………………………49
Заключение………………………………………………………………53
Список
литературы…………………………………………………….54
Введение
Выбор темы нашей курсовой работы обусловлен
особенностями времени, в которое мы живем. Глобальные
изменения, произошедшие и происходящие в
России, вызвали перемены в мире в целом
и, безусловно, в России в особенности. Эти изменения задели буквально все
области и структуры нашего общества и в том числе, воспитательную и
образовательную систему. Изменения
социальных условий современного периода привело к изменению приоритетов в
процессе воспитания. В связи с этим в современной педагогике возникла
необходимость переосмысления и пересмотра применяемых воспитательных технологий
с учетом реалий современного общества. В настоящее
время перед нашим обществом стоит великая цель воспитания личности, свободной,
способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни.
Проблемы личности, личности и общества
всегда затрагивали умы выдающихся ученых разных эпох,
которые пытались определить место личности в человеческом обществе и
рассмотреть человеческую личность, как обособленную индивидуальность вне
общества, так как каждая личность представляет собой обособленный духовный мир.
Значительная часть
российских педагогов понимает воспитание как «целенаправленный процесс
формирования личности», т.е. идущий только от задач социума. Цель воспитания
определяется как превращение объективного требования общества в субъективную
норму поведения.
Воспитание – целенаправленный
процесс формирования гармонично развитой личности. Воспитание обеспечивает
вхождение подрастающего поколения в жизнь общества, становление их активными
субъектами. Родившийся индивид должен успеть за очень короткое время развиться
в личность — носителя социальных отношений, члена общества, способного
взаимодействовать с людьми. Сам по себе индивид не обладает способностью к
таким преобразованиям, он не получает биологических гарантий личностного
развития. Личностью надо "сделаться" в процессе социально активной
жизни, на уровне современной культуры. В связи с вышеизложенным
тема курсовой работы: «Понятие
«личность»: формирование и развитие» представляется актуальной.
Цель исследования: изучить
раскрыть сущность процесса
формирования и развития личности,
разработать методы реализации
развития личностных характеристик подростков.
При работе над вопросом нашего
исследования мы руководствовались гипотетическим предположением, согласно
которому развитие личностных
характеристик будет проходить более
эффективно при условии выявления индивидуальных психологических особенностей
учащихся, их темперамента и осуществлении учителем учебно-воспитательной работы с учетом выявленных особенностей каждого ученика класса.
1. Объект исследования: воспитание, как процесс
нравственного формирования личности.
2. Предмет исследования: формирование и развитие личности.
3. Задачи исследования:
1.Изучить
психолого – педагогическую литературу по
теме исследования.
2.
Раскрыть вопросы формирования и личности.
3. Выявить
условия развития личностных характеристик подростков.
4. Разработать
и апробировать методику реализации
развития личностных характеристик учащихся 8 класса.
Методологическая основа исследования: исследования, посвященные вопросам развития и формирования личности (Г.М. Бреслав, И.В.Дубровина, М.И. Лисина, И. А Зимняя, П.Н.Мальковская и др.)
Этапы исследования:
1. Первый этап
заключался в выборе темы исследования, подборе психолого – педагогической
литературы по теме исследования,
определении проблемы исследования, формулировке объекта, предмета и цели
исследования, определения методов исследования и выбору базы исследования.
2. Второй этап включал в себя теоретическое обоснование темы
исследования, разработку методики реализации личностных характеристик учащихся экспериментальной группы.
3. Третий этап включал реализацию разработанной, обработку полученных
результатов по теме исследования, формулирование выводов исследования,
оформление курсовой работы.
Структура работы:
введение, в котором представлена тема исследования, цели
и задачи данной работы;
первая глава, в которой рассматриваются теоретические
аспекты, научная литература и опыт мировой педагогики по теме исследования;
вторая глава, где представляется опытно-экспериментальное
исследование по изучению личностных характеристик человека;
заключение;
библиография.
Заключение
Развитие личностных
характеристик проходит более эффективно
при условии выявления индивидуальных психологических особенностей учащихся и
осуществлении учителем
учебно-воспитательной работы с учетом
выявленных особенностей каждого ученика класса.
Полученные в ходе
нашего исследования данные убеждают в
необходимости проведения специально
организованной воспитательной
работы по созданию условий для развития личностных характеристик. Формирование личности человека
требует организации
систематической многоплановой работы с
членами детского коллектива. При этом важно направленное педагогическое воздействие
на включение каждого ребенка с учетом
его индивидуальных особенностей. Воспитание детей в коллективе - это не один из
ряда важных воспитательных принципов, а особый, качественно своеобразный
подход к
формированию растущего человека как личности.
Все
вышеизложенное подтверждает
актуальность темы нашего исследования.
В ходе
проделанной работы была подтверждена его актуальность.
Цели и задачи, поставленные в ходе
работы, были выполнены. Гипотеза исследования была подтверждена.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Аванесов, С.В. Тесты в
социологическом исследовании [Текст] / С.В. Аванесов. — М., 1982.-320 с.
2.
Ананьев, Б.Г. Структура
индивидуального развития как проблема современной педагогической антропологии. Избр. психологические труды: в 2-х т., т. II. Б.Г. [Текст]
/ Ананьев. М., 1980 – 478 с.С. 44
3.
Анастази, А. Психологическое
тестирование. В 2 т. [Текст] / А. Анастази. —
М., 1982.- 285 с.
4.
Ананьев,
Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т.
[Текст] — М.: Педагогика, 1980. -327 с.
5.
Байярд Р. Т.,Байярд Дж. Ваш беспокойный
подросток. [Текст]/ Б.Г. Ананьев. — М.: Просвещение, 1991.- 217 с.
6.
Бреслав, Г.М. Уровни
активности учения школьников и этапы формирования личности // Формирование
активности учащихся и студентов в коллективе. [Текст] / Г.М. Бреслав— Рига,
1985. — С. 45—49.
7.
Возрастные
особенности психического развития детей / Под ред. И.В.Дубровиной, М.И. Лисиной. [Текст] / М.И. Лисина — М.,
1982.-457 с.
8.
Гайда, В.К. Психологическое
тестирование [Текст] / В.К. Гайда, В.П. Захаров. — Л., 1982.- 266 с.
9.
Диагностическая и
коррекционная работа школьного психолога [Текст] — М., 1987.- 146 с.
10.
Дубровина,
И.В. Индивидуальные особенности школьников [Текст]./ И.В Дубровина— М., 1975.- 284 с.
11.
Зимняя, И. А. Педагогическая
психология—2-е изд., доп., испр. и перераб. [Текст]./
И. А Зимняя - М.: Логос,
2001.-346 с.
12.
Казанская
В. Г. Общение учителя с учащимися в процессе обучения
[Текст]/ В. Г.Казанская—
СПб.: Изд-во ЛГОУ, 1996.-146 с.
13.
Крупенин,
А. Л. Эффективный учитель. Практическая психология для
педагогов [Текст]/ А. Л Крупенин, И. М
Крохина. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.- 237 с.
14.
Мельников,
В.М. Введение
в экспериментальную психологию личности [Текст] / В.М. Мельников, Л.Т. Ямпольский— М.,
1989.-447 с.
15.
Мелибруда,
Е. Я-ты-мы: Психологические возможности улучшения общения./ Пер. с польс. [Текст] / Е. Мелибруда - М:Прогресс,1986-174 с.
16.
Мерлин В. С. Структура личности.
Характер, способности, самосознание. [Текст] / В.С.
Мерлин.- Пермь.1990.-247 с.
17.
Мэй, Р. Искусство
психологического консультирования [Текст]/ Р. Мэй— М.:
НФ «Класс», 1994.-186 с.
18.
Педагогика. Учебное пособие под ред П.И. Пидкасистого.
[Текст]. –М.2002.-638 с.
19.
Психологический
практикум [Текст] /Платонов, К.К.— М., 1980. -324 с.
20.
Мальковская
П.Н. «Социальная активность старшеклассников» [Текст],
М. «Педагогика»,
21.
Практикум по общей и
экспериментальной психологии. [Текст]/ Под общей ред. А.А.Крылова
[Текст]/ А.А.Крылов — Л., 1987.-421 с.
22.
Психология. Словарь / Под общей редакцией А.В.Петровского,
М.Г.Ярошенко. - 2-е изд., испр.
и доп. [Текст] / А.В.Петровский,
М.Г.Ярошенко. - М.: Политиздат, 1990.-468 с.
23.
Реан, А. В. Психология педагогической деятельности [Текст]/ А. В Реан.
— Ижевск, 1994.- 114 с.
24.
Рогов,
Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании
[Текст] / Е.И. Рогов—
М., 1995.-476 с.
25.
Социальная психология. Под ред. В.Е.
Семенова, Е.С. Кузьмина и др. [Текст]/ В.Е.
Семенов, Е.С. Кузьмин. ЛГУ. 1974.-256 с.
26.
Спрджвелидзе
Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной
средой. [Текст]/ Н.И. Спрджвелидзе . -Тбилиси, 1989. -116 с.
27.
Фридман,
Л.П. Изучение
личности учащегося и ученических коллективов [Текст]/ Л.П. Фридман. —
М., 1988.- 254 с.
28.
Фридман Л.И., Кулагина И.Ю.
«Психологический справочник учителя» [Текст]/ Л.И. Фридман, И.Ю. Кулагина.- М.
Просвещение, 1991 - 161 с.
29.
Фельдштейн,
Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте
[Текст]/ Д.И Фельдштейн.
– М. 1972.- 182 с.
30.
Харламов, И.Ф. Педагогика. Краткий курс. [Текст]/ И.Ф. Харламов.-Минск.-271
с.
31.
Эмоциональные нарушения
в детском возрасте и их коррекция / Под ред. В.В.
Лебединского, О.С.Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг [Текст]/ В.ВЛебединский, О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.МЛиблинг — М.,
1990.- 312 с.
32.
Юсупов, И.М. Психология
взаимопонимания [Текст] / И.М. Юсупов -
Казань: Татарское книжное издательство, 1991.-317 с.