Дипломная работа

Формирование коммуникативной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….……………………..3

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

1.1.   Подготовка детей дошкольного возраста к школьному обучению как психолого-педагогическая проблема………………………………………….7

1.2.   Сущность понятия «коммуникативная готовность» детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………14

1.3.   Особенности формирования коммуникативной готовности к школе у старших дошкольников……………………………………………………….18

ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНА РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений у  детей старшего дошкольного возраста………………………………………37

2.2. Опытно-педагогическая работа по формированию коммуникативной готовности старших дошкольников………………………………………….45

2.3. Результаты формирующего эксперимента………………………….…..49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..52

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………..54

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема развития коммуникативного компонента готовности к школе стала особенно востребованной обществом в наши дни, когда к личности выпускника ДОУ предъявляются более высокие требования как к личности будущего первоклассника школ нового типа, обучение в которых ведется по интенсивным программам. Одна из основных претензий, предъявляемых школой к качеству подготовки ребенка в ДОУ, заключаются в неспособности ученика коммуникативно адекватно организовать свою учебную деятельность. Фактически, личность, коммуникативно готовую к дальнейшей социализации, реально существующая система дошкольного образования не создает. Между тем школа, как институт социализации, предъявляет высокие требования к ученикам уже с первых дней. При этом дополнительную сложность для ребенка представляет смена социального статуса, социальной среды, вида и характера деятельности и индивидуальной готовности к подобной ситуации.

Все вышеозначенное свидетельствует об актуальности проблемы готовности старшего дошкольника к школе в целом, и коммуникативных компонентов, как ее доминирующей частной составляющей.

Проблема готовности к школьному обучению рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными, среди которых выделяются труды Л.И. Божович, Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, и др. Одним из важнейших компонентов готовности к школе, как отмечается в работах А.В.Запорожца, Е.Е.Кравцовой, Г.Г.Кравцова, и др., выступает уровень развитости коммуникативной составляющей. На сегодняшний день данное направление приобретает все больший интерес за счет своей малоизученности и многофакторности.

Ведущие специалисты по проблеме общения А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев и другие, рассматривали общение как сильнейший фактор развития личности, ее психического и физического здоровья. Существенным вкладом в разработку проблемы  общения стали работы Г.М.Андреевой, В.А.Петровского. Исследованию проблемы понимания и взаимопонимания в межличностном познании и общении посвящены работы Б.Г.Ананьева, А.А. Бодалева, С.Л.Рубинштейна. Большой интерес представляют исследования, посвященные вопросам изучения особенностей социума дошкольников, данное направление освящено в научных работах А.В. Басова, В.Г. Бочаровой, А.Н. Троян, и других.

Однако при несомненной теоретической значимости работ данных исследователей в них не представлена проблема развития коммуникативных способностей применительно к старшим дошкольникам, рассмотрение которой поможет повысить готовность ребенка к школе в интеллектуальном и социально-коммуникативном ракурсе. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью формирования готовности старших дошкольников к эффективной коммуникации в условиях учебной деятельности и недостаточным использованием средств ее формирования в условиях ДОУ.

Это противоречие  позволило выделить проблему  исследования, которая заключается в поиске наиболее эффективных средств формирования  коммуникативной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.  Выявленная проблема определила тему     исследования: «Формирование коммуникативной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать комплекс занятий по  формированию коммуникативной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: формирование коммуникативной готовности  детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Предмет исследования: средства формирования коммуникативной готовности старших дошкольников.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что  формирование коммуникативной готовности к учебной деятельности у старших дошкольников будет проходить более эффективно при условии использования следующих средств:

- специально разработанных целенаправленных игр;

- комплекса занятий по формированию коммуникативной готовности к школьному обучению.

Задачи:

1.  Проанализировать основные теоретические подходы к изучению коммуникативной готовности к школе

2.   Определить содержание коммуникативной готовности к школьному обучению;

3.  Выделить критерии и показатели уровня развития коммуникативной готовности;

4.  Опытно-экспериментальным путем доказать эффективность средств формирования коммуникативной готовности к школе старших дошкольников.

Методологическая основа исследования:

-    теория готовности к школьному обучению (Л.И.Божович, Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Е.Е.Кравцова, Г.Г.Кравцов, Д.Б.Эльконин и другие);

-    возрастной подход и идея о сензитивных периодах личностного развития дошкольников (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.С.Мухина, и другие);

-    теория общения и коммуникации (И.А.Зимняя, А.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, М.И. Лисина и другие);

-    концепция психолого-педагогической поддержки (О.С.Газман, Т.В.Анохина, Е.А.Александрова, и другие).

-    теория развития (Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.С.Мухина и другие);

Для реализации намеченной цели и выполнения исследовательских задач использовались следующие методы: теоретический  анализ психолого-педагогической и методической литературы; диагностические (наблюдение, беседа, тесты), педагогический эксперимент, теоретическая и методическая интерпретация педагогического эксперимента; математическая и статистическая обработка результатов исследования.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе была изучена психолого-педагогическая литература по данной теме, определена проблема, цель, задачи исследования, сформулировано гипотетическое предположение. Был проведен констатирующий эксперимент с целью определения уровня коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе.

  На втором этапе нами была организована опытно - экспериментальная работа, разработан комплекс занятий, направленный на повышение уровня коммуникативной  готовности детей к школе.

   На третьем этапе были систематизированы  и обобщены данные опытно-экспериментальной работы. Оформлена курсовая  работа.

Научная новизна и теоретическая значимость работы определяется тем, что в работе осуществлено обобщение психолого-педагогических подходов к проблеме развития коммуникативной готовности к школе.

Практическая значимость выполненного исследования определяется возможностью использования в практике дошкольного образования полученных результатов и разработанных занятий по формированию коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе.

База исследования. Исследование осуществлялось на базе  ДОУ №14 с включением двадцати детей старшего дошкольного возраста.

Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе работы подтвердилась актуальность темы исследования. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом контексте готовность дошкольников к обучению в школе имеет особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности интеллекта и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.

 Использование театрализованных игр в дошкольном образовательном учреждении  позволяет решать  многие  педагогические  задачи,  касающиеся формирования коммуникативных умений, а также способствующие получению более продуктивного результата в совместных играх, а также выразительности речи,     интеллектуального     и     художественно-эстетического     воспитания, социально-эмоционального развития.

Вступая в игровые отношения, ребенок сталкивается с необходимостью устанавливать контакты, применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к своим сверстникам, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным ситуациям. В играх возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам.

Результаты  констатирующего   эксперимента   показали   недостаточный уровень    сформированности    коммуникативной готовности  у    испытуемых дошкольников.

В работе с детьми экспериментальной группы использовался комплекс игр-занятий для формирования коммуникативных умений.

Результаты контрольного эксперимента показали, что у детей экспериментальной группы, с которыми проводились игры-занятия, уровень коммуникативной готовности оказался значительно выше, чем у детей контрольной группы, с которыми специальная работа не проводилась.

Таким образом, подтвердилось гипотетическое предположение, выдвинутое нами в начале исследования

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

1.                            Аникеева, Н.П. Игра в педагогическом процессе.[Текст]/ Н.П. Аникеева. -   Новосибирск: Альфа, 2004. – 275 с.

2.                            Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст]/ Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия. 2002 - 528 с.

3.                            Болотина, Л.Р. Дошкольная  педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений [Текст]/ Л.Р. Болотина, Т.С.  Комарова. – М.: Издательский центр «Академия», 1997 -197 с.

4.                            Богомолова, Н.Н. Ситуационно – ролевая игра, как активный метод социально – психологической подготовки [Текст]/ Н.Н.  Богомолова // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. -  М.: МГУ, 1977. - С 180 – 205.

5.                            Бородина, В.Г. Готов ли ребёнок к школе? [Текст]/ В.Г. Бородина //Нач.шк.: плюс - минус, 2002. -№5.-С.4-10;

6.                            Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст]/ Составитель Дубровина И.В., Прихожан  А.М., Зацепин В.В.- М.: Издательский центр «Академия»,  2001 – 368 с.

7.                            Воспитание и обучение детей шестого года жизни. Книга для воспитателя детского сада.- [Текст]/ Н.А.Ветлугина, Р.С. Буре; Под ред. Л.А Паромоновой, О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение , 1987. – 187 с.

8.                            Выготский,  Л.С. Педагогическая психология. [Текст]/  Л.С. Выготский; Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991- 536 с.

9.                 Выготский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. [Текст]/ Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1986. – 533 с.

10.                       Габай, Т.В. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. [Текст]/ Т.В. Габай. - М.: Академия, 2003. - 240 с.

11.                       Готовимся к школе: Книга для родителей будущих первоклассников. [Текст]  – М.: Олимп, 2000. – 160с.

12.                       Детская психология: Учебное пособие. [Текст]/  Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус. – Мн: Университетское, 1998 – 399 с.

13.                       Доронова, Т. Использование игровых методов при обучении дошкольников. [Текст]/ Т. Доронова, С. Якобсон // Дошкольное воспитание  1998 №2. –С. 24-26.

14.                       Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов  педагогических институтов. [Текст]/ Под редакцией В.И. Логиновой П.Г. Саморуковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989 – 256с.

15.                       Дьяченко, О. М. Психологическое развитие дошкольников. [Текст]/ Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. - М., 1984. -476 с.

16.                       Жуковская, Р. И. Воспитание ребенка в игре. [Текст]/ Р. И. Жуковская - М.: Педагогика,1993. -234 с.

17.                       Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Издание второе, дополненное, исправленное  и переработанное. [Текст]/ И.А.  Зимняя - М.: Логос, 2002 -384 с.

18.                       Ковалёва, Л.В. Готовим детей к школе. [Текст]/ Л.В. Ковалёва. // Нач.шк., 2006. -№1. -С.21-22;

19.                       Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. [Текст]/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия» 2000.-176 с.

20.                       Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений. – Издание четвертое, стер. [Текст]/ С.А.Козлова, Т.А. Куликова– М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 432 с.

21.                       Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: кн. для для учителя. [Текст]/ Я.Л. Коломинский, Е.Л.  Панько. – М.: Просвещение 1988 – 190с.

22.                       Кравцова, Е. Готовность к школе (Из цикла статей «Беседа о воспитании личности ребёнка»). [Текст]/ Е. Кравцова, Г. Кравцов. //Дошос., 2007. -№7. - С.81-84

23.                       Круглова, Н.Ф. Как помочь ребенку успешно учиться в школе [Текст]/ Н.Ф.Круглова. – СПБ.: Питер, 2004. – 68 с.

24.                       Кузьмишина, Т.Л. К вопросу о готовности дошкольников к обучению в массовой школе[Текст]/  Т.Л. Кузьмишина //Психологическая наука и образование, 2005, №2. С. 100 – 106.

25.                       Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении. [Текст]/ В.А. Кан-Калик . - М., 1987. – 327 с.

26.                       Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры. [Текст]/ А. Н. Леонтьев // Психологическая наука и образование. - М.: Политиздат, 1975. – 304 с.

27.                       Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения. [Текст] / М.И. Лисина. .1986. – 317 с.

28.                       Люблинская, А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст]/ А.А.  Люблинская. – М.: Просвещение, 1980. – 415 с.

29.                       Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов, родителей. [Текст]/ Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 256 с.

30.                       Новиков, Г. Психолого-педагогическая готовность  к школе[Текст]/ Г.  Новиков // Дошкольное воспитание, 2005,  №8. - С.95 – 100.

31.                       Особенности психологического развития детей 6 – 7-лет-             него возраста [Текст]/ Под ред. Эльконина Д.Б., Венгера Л.А.: Науч. – исслед. Институт общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1988. – 177 с.

32.                       Подласий, И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст]/ И.П.  Подласий. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. – 432 с.

33.                       Психология дошкольника: Хрестоматия: Для студентов средних педагогических заведений [Текст]/ Сост. Г.А. Урунтаева– 2-е изд., перераб доп. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 408 с.

34.                       Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (из опыта работы) [Текст]/ Сост. Е. Н. Тверитина, Л. С. Барсукова; Под ред. М. А. Васильевой. - М.: Просвещение, 1996. - 112 с.

35.                       Рыжова, Т. Через год в школу [Текст]/ Т. Рыжова //Ребенок в детском саду, 2002 №4. - С. 48 – 50.

36.                       Шляхтина, Т. Подготовка детей к обучению в школе. [Текст]/ //Дошое., 2006. -№11.-С.39-41;

37.                       Шадриков, В.Д. О подготовке детей к школе [Текст] В.Д. Шадриков //Нач.шк., 2007. -№2. -С.3-4.

38.                       Эльконин Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры./ В сб. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. [Текст]/ - М.: Наука, 1988.- 457 с.