Дипломная работа
Формирование коммуникативной готовности к школе у детей
старшего дошкольного возраста
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….……………………..3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
1.1. Подготовка детей
дошкольного возраста к школьному обучению как психолого-педагогическая
проблема………………………………………….7
1.2. Сущность понятия
«коммуникативная готовность» детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………14
1.3. Особенности
формирования коммуникативной готовности к школе у старших
дошкольников……………………………………………………….18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНА РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного
возраста………………………………………37
2.2. Опытно-педагогическая работа по формированию
коммуникативной готовности старших дошкольников………………………………………….45
2.3. Результаты формирующего эксперимента………………………….…..49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..52
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………..54
ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития коммуникативного
компонента готовности к школе стала особенно востребованной обществом в наши
дни, когда к личности выпускника ДОУ предъявляются более высокие требования как
к личности будущего первоклассника школ нового типа, обучение в которых ведется по интенсивным программам. Одна из основных
претензий, предъявляемых школой к качеству подготовки ребенка
в ДОУ, заключаются в неспособности ученика коммуникативно адекватно
организовать свою учебную деятельность. Фактически, личность, коммуникативно
готовую к дальнейшей социализации, реально существующая система дошкольного
образования не создает. Между тем школа, как институт
социализации, предъявляет высокие требования к ученикам уже с первых дней. При
этом дополнительную сложность для ребенка
представляет смена социального статуса, социальной среды, вида и характера
деятельности и индивидуальной готовности к подобной ситуации.
Все вышеозначенное
свидетельствует об актуальности проблемы готовности старшего дошкольника к
школе в целом, и коммуникативных компонентов, как ее
доминирующей частной составляющей.
Проблема
готовности к школьному обучению рассматривалась многими зарубежными и
российскими учеными, среди которых выделяются труды
Л.И. Божович, Л.А. Венгера,
В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, и др. Одним из
важнейших компонентов готовности к школе, как отмечается в работах А.В.Запорожца, Е.Е.Кравцовой, Г.Г.Кравцова, и др., выступает уровень развитости
коммуникативной составляющей. На сегодняшний день данное направление приобретает все
больший интерес за счет своей малоизученности
и многофакторности.
Ведущие специалисты по
проблеме общения А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев и другие, рассматривали общение как сильнейший
фактор развития личности, ее психического и
физического здоровья. Существенным вкладом в разработку проблемы общения стали работы Г.М.Андреевой,
В.А.Петровского. Исследованию проблемы понимания и
взаимопонимания в межличностном познании и общении посвящены работы Б.Г.Ананьева, А.А. Бодалева, С.Л.Рубинштейна. Большой интерес представляют исследования,
посвященные вопросам изучения особенностей социума
дошкольников, данное направление освящено в научных работах А.В. Басова, В.Г. Бочаровой, А.Н. Троян, и других.
Однако при несомненной
теоретической значимости работ данных исследователей в них не представлена
проблема развития коммуникативных способностей применительно к старшим
дошкольникам, рассмотрение которой поможет повысить готовность ребенка к школе в интеллектуальном и
социально-коммуникативном ракурсе. Таким образом, возникает противоречие между
необходимостью формирования готовности старших дошкольников к эффективной
коммуникации в условиях учебной деятельности и недостаточным использованием
средств ее формирования в условиях ДОУ.
Это противоречие позволило выделить проблему исследования,
которая заключается в поиске наиболее эффективных средств формирования коммуникативной готовности к школьному
обучению детей старшего дошкольного возраста.
Выявленная проблема определила тему
исследования: «Формирование
коммуникативной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования:
теоретически обосновать и экспериментально апробировать комплекс занятий
по формированию коммуникативной
готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста к
обучению в школе.
Предмет исследования:
средства формирования коммуникативной готовности старших дошкольников.
Гипотеза исследования
заключается в предположении, что
формирование коммуникативной готовности к учебной деятельности у старших
дошкольников будет проходить более эффективно при условии использования
следующих средств:
- специально
разработанных целенаправленных игр;
- комплекса занятий по
формированию коммуникативной готовности к школьному обучению.
Задачи:
1. Проанализировать
основные теоретические подходы к изучению коммуникативной готовности к школе
2. Определить содержание коммуникативной
готовности к школьному обучению;
3. Выделить
критерии и показатели уровня развития коммуникативной готовности;
4. Опытно-экспериментальным
путем доказать эффективность средств формирования
коммуникативной готовности к школе старших дошкольников.
Методологическая основа
исследования:
- теория
готовности к школьному обучению (Л.И.Божович, Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Е.Е.Кравцова, Г.Г.Кравцов, Д.Б.Эльконин и
другие);
- возрастной
подход и идея о сензитивных периодах личностного
развития дошкольников (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.С.Мухина, и другие);
- теория
общения и коммуникации (И.А.Зимняя, А.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, М.И.
Лисина и другие);
- концепция
психолого-педагогической поддержки (О.С.Газман, Т.В.Анохина, Е.А.Александрова, и
другие).
- теория
развития (Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.С.Мухина и
другие);
Для реализации намеченной
цели и выполнения исследовательских задач использовались следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической и
методической литературы; диагностические (наблюдение, беседа, тесты),
педагогический эксперимент, теоретическая и методическая интерпретация
педагогического эксперимента; математическая и статистическая обработка
результатов исследования.
Исследование проводилось
в три этапа.
На первом этапе была изучена психолого-педагогическая литература по
данной теме, определена проблема, цель, задачи исследования, сформулировано
гипотетическое предположение. Был проведен
констатирующий эксперимент с целью определения уровня
коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе.
На втором этапе нами была
организована опытно - экспериментальная работа, разработан комплекс занятий,
направленный на повышение уровня коммуникативной готовности детей к школе.
На третьем этапе были
систематизированы и обобщены данные
опытно-экспериментальной работы. Оформлена курсовая работа.
Научная новизна и теоретическая значимость работы определяется тем, что в
работе осуществлено обобщение психолого-педагогических подходов к проблеме
развития коммуникативной готовности к школе.
Практическая значимость выполненного исследования определяется
возможностью использования в практике дошкольного образования полученных
результатов и разработанных занятий по формированию коммуникативной готовности
старших дошкольников к обучению в школе.
База исследования.
Исследование осуществлялось на базе ДОУ
№14 с включением двадцати детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический
список.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе работы подтвердилась актуальность темы исследования. Высокие
требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски
новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на
приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом
контексте готовность дошкольников к обучению в школе имеет особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов
организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в
школе.
Игра - наиболее доступный
для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира
впечатлений. В игре ярко проявляются особенности интеллекта и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся
потребность в общении. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на
практике, пользоваться ими в разных условиях.
Использование театрализованных
игр в дошкольном образовательном учреждении
позволяет решать многие педагогические задачи,
касающиеся формирования коммуникативных умений, а также способствующие
получению более продуктивного результата в совместных играх, а также
выразительности речи, интеллектуального и
художественно-эстетического
воспитания, социально-эмоционального развития.
Вступая в игровые отношения, ребенок
сталкивается с необходимостью устанавливать контакты, применять на практике
усваиваемые нормы поведения по отношению к своим сверстникам, приспосабливать
эти нормы и правила к разнообразным ситуациям. В играх возникают ситуации,
требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к
сверстникам.
Результаты констатирующего эксперимента показали
недостаточный уровень
сформированности коммуникативной готовности у
испытуемых дошкольников.
В работе с детьми экспериментальной группы использовался комплекс
игр-занятий для формирования коммуникативных умений.
Результаты контрольного эксперимента показали, что у детей
экспериментальной группы, с которыми проводились игры-занятия, уровень
коммуникативной
готовности оказался значительно выше, чем у детей контрольной группы, с которыми
специальная работа не проводилась.
Таким образом, подтвердилось гипотетическое предположение, выдвинутое нами в начале
исследования
БИБЛИОГРАФИЯ
1.
Аникеева,
Н.П. Игра в педагогическом процессе.[Текст]/ Н.П.
Аникеева. - Новосибирск: Альфа, 2004. –
275 с.
2.
Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст]/
Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия.
2002 - 528 с.
3.
Болотина,
Л.Р. Дошкольная педагогика: Учебное
пособие для студентов средних педагогических учебных заведений [Текст]/ Л.Р.
Болотина, Т.С. Комарова. – М.:
Издательский центр «Академия», 1997 -197 с.
4.
Богомолова,
Н.Н. Ситуационно – ролевая игра, как активный метод социально – психологической
подготовки [Текст]/ Н.Н. Богомолова //
Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. - М.: МГУ, 1977. - С 180 – 205.
5.
Бородина, В.Г. Готов ли ребёнок к школе? [Текст]/ В.Г. Бородина //Нач.шк.:
плюс - минус, 2002. -№5.-С.4-10;
6.
Возрастная
и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших
учебных заведений [Текст]/ Составитель Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В.-
М.: Издательский центр «Академия», 2001
– 368 с.
7.
Воспитание
и обучение детей шестого года жизни. Книга для воспитателя детского сада.-
[Текст]/ Н.А.Ветлугина, Р.С. Буре; Под ред. Л.А Паромоновой, О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение , 1987. – 187
с.
8.
Выготский, Л.С. Педагогическая психология. [Текст]/ Л.С. Выготский; Под ред. В.В.Давыдова.
- М.: Педагогика, 1991- 536 с.
9.
Выготский, Л. С. Обучение и развитие в
дошкольном возрасте. [Текст]/ Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1986. – 533 с.
10.
Габай, Т.В. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов высших
учебных заведений. [Текст]/ Т.В. Габай. - М.:
Академия, 2003. - 240 с.
11.
Готовимся
к школе: Книга для родителей будущих первоклассников.
[Текст] – М.: Олимп, 2000. – 160с.
12.
Детская
психология: Учебное пособие. [Текст]/
Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус. – Мн: Университетское, 1998 – 399 с.
13.
Доронова, Т. Использование игровых методов при обучении дошкольников.
[Текст]/ Т. Доронова, С. Якобсон // Дошкольное
воспитание 1998 №2. –С. 24-26.
14.
Дошкольная
педагогика: Учебное пособие для студентов
педагогических институтов. [Текст]/ Под редакцией В.И. Логиновой П.Г. Саморуковой. – 2-е изд., испр. и
доп. – М.: Просвещение, 1989 – 256с.
15.
Дьяченко,
О. М. Психологическое развитие дошкольников. [Текст]/ Дьяченко О. М., Лаврентьева
Т. В. - М., 1984. -476 с.
16.
Жуковская,
Р. И. Воспитание ребенка в игре. [Текст]/ Р. И.
Жуковская - М.: Педагогика,1993. -234 с.
17.
Зимняя,
И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Издание второе, дополненное,
исправленное и переработанное. [Текст]/
И.А. Зимняя - М.: Логос, 2002 -384 с.
18.
Ковалёва, Л.В. Готовим детей к школе. [Текст]/ Л.В. Ковалёва. // Нач.шк.,
2006. -№1. -С.21-22;
19.
Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних
педагогических учебных заведений. [Текст]/ Г.М. Коджаспирова,
А.Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия»
2000.-176 с.
20.
Козлова,
С.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних
педагогических заведений. – Издание четвертое, стер.
[Текст]/ С.А.Козлова, Т.А. Куликова–
М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 432 с.
21.
Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: кн.
для для учителя. [Текст]/
Я.Л. Коломинский, Е.Л. Панько. – М.: Просвещение 1988 – 190с.
22.
Кравцова, Е. Готовность к школе (Из цикла статей
«Беседа о воспитании личности ребёнка»). [Текст]/ Е. Кравцова, Г. Кравцов. //Дош.вос.,
2007. -№7. - С.81-84
23.
Круглова,
Н.Ф. Как помочь ребенку успешно учиться в школе
[Текст]/ Н.Ф.Круглова. – СПБ.: Питер,
2004. – 68 с.
24.
Кузьмишина,
Т.Л. К вопросу о готовности дошкольников к обучению в массовой школе[Текст]/ Т.Л.
Кузьмишина //Психологическая наука и образование, 2005, №2. С. 100 – 106.
25.
Кан-Калик,
В.А. Учителю о педагогическом общении. [Текст]/ В.А. Кан-Калик . - М., 1987. – 327 с.
26.
Леонтьев, А. Н. Психологические основы
дошкольной игры. [Текст]/ А. Н. Леонтьев // Психологическая наука и
образование. - М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
27.
Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза
общения. [Текст] / М.И. Лисина. -М.1986. – 317 с.
28.
Люблинская, А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов
педагогических институтов [Текст]/ А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1980. – 415 с.
29.
Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов,
педагогов, родителей. [Текст]/ Н.В. Нижегородцева,
В.Д. Шадриков. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 256 с.
30.
Новиков,
Г. Психолого-педагогическая готовность к
школе[Текст]/ Г.
Новиков // Дошкольное воспитание, 2005,
№8. - С.95 – 100.
31.
Особенности
психологического развития детей 6 – 7-лет- него возраста [Текст]/ Под ред. Эльконина Д.Б., Венгера Л.А.:
Науч. – исслед. Институт общей и педагогической
психологии Акад. пед. наук
СССР. – М.: Педагогика, 1988. – 177 с.
32.
Подласий, И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш.
пед. учеб. заведений.
[Текст]/ И.П. Подласий.
– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. – 432 с.
33.
Психология
дошкольника: Хрестоматия: Для студентов средних педагогических заведений
[Текст]/ Сост. Г.А. Урунтаева– 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Изд. центр
«Академия», 2000. – 408 с.
34.
Руководство
играми детей в дошкольных учреждениях: (из опыта работы) [Текст]/ Сост. Е. Н.
Тверитина, Л. С. Барсукова; Под ред. М. А.
Васильевой. - М.: Просвещение, 1996. - 112 с.
35.
Рыжова,
Т. Через год в школу [Текст]/ Т. Рыжова //Ребенок в
детском саду, 2002 №4. - С. 48 – 50.
36.
Шляхтина, Т. Подготовка детей к обучению в школе. [Текст]/ //Дош.вое., 2006. -№11.-С.39-41;
37.
Шадриков,
В.Д. О подготовке детей к школе [Текст] В.Д. Шадриков //Нач.шк., 2007. -№2. -С.3-4.
38.
Эльконин Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры./ В сб.
Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста.
[Текст]/ - М.: Наука, 1988.- 457 с.