Курсовая работа
Формирование мотивационной готовности к школе у детей
старшего дошкольного возраста
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические основы формирования мотивационной
готовности к школе детей старшего дошкольного возраста
1.1. Сущность
понятия и составляющие компоненты
готовности к обучению в школе …………………………………………………..…7
1.2. Особенности
развития мотивационной сферы
дошкольников……………………………………………..……………17
1.3. Формирование
мотивационной готовности к обучению в
школе………………..………………………………………………….29
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию
мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного
возраста
2.1. Диагностика сформированности мотивационной готовности
детей старшего дошкольного возраста……………………..…………………….36
2.2. Формирование
мотивационной готовности старших дошкольников к школьному
обучению………………………………………………………47
2.3. Динамика
сформированности мотивационной готовности старших
дошкольников……………………………………………………………….54
Заключение……………………………………………………………….…56
Библиография………………………………………………………………..57
Введение
Начало обучения в школе –
новый этап в жизни ребенка, безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому
этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной.
Готовность к школе
рассматривается как выражение новообразований дошкольного возраста, которое
обеспечивают, в дальнейшем адаптацию ребенка к
условиям школьного обучения. На сегодня
проблема готовности к школе рассматривается психологами, педагогами,
физиологами, которые в ходе исследований отмечают, что поступление в школу –
чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка,
так и для родителей.
Практический опыт
показывает, что дети далеко не всегда всесторонне подготовлены к
безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе, поэтому
часто приходится сталкиваться с разочарованиями и нереализованными желаниями.
Безусловно, причин тому может быть много. Одной из них, нам видится в
отсутствии или несвоевременной психолого-педагогической помощи, которая
основывается на выявлении и формировании мотивации к обучению. Еще Л.С. Выготский указывал на необходимость строить
рассмотрение проблемы психического развития ребенка
на базе изучения динамического единства его мотивационно-потребностной
сферы, деятельности и поведения. Мотивационная готовность – это зрелость
мотивационных сфер, важных для дальнейшей учебной деятельности.
В связи
с вышеизложенным проблема формирования мотивационной готовности дошкольников к
обучению в школе представляется актуальной.
Проблема готовности к
школьному обучению изучалась многими
видными учеными. В психолого-педагогическом
аспекте большое теоретическое и практическое значение имеют работы П.К.
Анохина, В.Г. Асеева, Л.И. Божович, В.В. Давыдова,
А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.К. Марковой, Д.Б. Эльконина
и др.
Но при этом следует
отметить, что, несмотря на научно-теоретическую обоснованность данной
проблемы, в практике ДОУ, как
правило, отсутствует единая технология
создания условий, способствующих лучшей мотивационной подготовке детей старшего дошкольного
возраста к школе.
Таким образом,
существующее противоречие между высокими требованиями, предъявляемыми к уровню
мотивационной готовности к обучению в начальной школе, и недостаточной
нацеленностью педагогического процесса в ДОУ на ее
формирование является обоснованием актуальности проблематики нашего
исследования.
Проблема исследования заключается в поиске
наиболее эффективных условий формирования
мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного
возраста.
Тема курсовой работы: «Формирование
мотивационной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста».
Цель:
определить условия формирования
мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного
возраста.
Объект
исследования – процесс
формирования мотивационной готовности к
обучению в школе.
Предметом
исследования являются
условия формирования мотивационной готовности к школьному обучению у детей
старшего дошкольного возраста.
В основу нашего исследования была положена гипотеза о том, что мотивационная
готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста будет
проходить успешно при следующих условиях:
- расширение
представлений ребенка о школе;
- развития
стремления стать школьником;
- использования комплекса занятий, направленных на
формирование мотивационной готовности к школьному обучению.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Определить содержание
понятия мотивационной готовности к школьному обучению.
3. Подобрать
диагностические методики, направленные на изучение мотивационной готовности к
обучению в школе детей старшего дошкольного возраста и экспериментально изучить
особенности мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего
дошкольного возраста.
4. Разработать и экспериментально проверить комплекс занятий,
направленный на повышение
уровня мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к
обучению в школе.
Методологической основой исследования явились труды о готовности к школьному
обучению, о сензитивных
периодах личностного развития дошкольников Л.И. Божович,
Л.А.Венгера, В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Е.Е. Кравцовой, Г.Г.Кравцова,
В.С. Мухиной, Д.Б.Эльконина и др.
Методы
исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования,
метод наблюдения,
психолого-педагогический эксперимент, метод количественной и
качественной обработки данных.
Исследование проводилось
на базе ДОУ «\\\\» г. Ишима. В исследовании приняли участие десять детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проходило в три этапа
На первом этапе была изучена психолого-педагогическая литература по
данной теме, определена проблема, цель, задачи исследования, гипотетическое
предположение. Был проведен констатирующий
эксперимент с целью определения уровня мотивационной готовности детей старшего
дошкольного возраста к школе.
На втором этапе нами была
организована опытно - экспериментальная работа, разработан и проведен комплекс занятий, направленный на повышение
уровня мотивационной готовности детей к
школе.
На третьем этапе были
систематизированы и обобщены данные
опытно-экспериментальной работы. Оформлена курсовая работа.
Научная новизна работы
заключается в анализе и обобщении
психолого-педагогических подходов к проблеме формирования
мотивационной готовности к школе.
Практическая значимость исследования определяется возможностью
использования в практике ДОУ разработанных занятий по формированию
мотивационной готовности детей старшего
дошкольного возраста к обучению в школе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав,
заключения, библиографического списка.
Заключение
Анализ литературы по
проблеме исследования показал, что мотивационно-потребностная
сфера дошкольников изменяется с возрастом. Если на ранних этапах преобладают
биологические потребности, то на более поздних этапах начинают доминировать
социальные и идеальные потребности. К числу новообразований в мотивационной
сфере ребенка относится и проявление новых, типичных
для детского возраста мотивов. Среди них — мотивы, связанные с интересом детей
к миру взрослых, с их стремлением быть похожими на них.
Проблема готовности детей
к обучению в школе – одна из важнейших в педагогике и психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания
и обучения детей, так и формирование полноценной учебной деятельности у
учащихся начальных классов.
Готовность к школьному
обучению – это достижение ребенком такого уровня
развития, при котором он становится способным участвовать в системе школьного
обучения.
Для изучения
мотивационной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного
возраста нами был использован ряд методик.
По результатам
констатирующего эксперимента нами был выявлен недостаточный уровень мотивационной готовности к школьному
обучению, что привело к выводу о необходимости целенаправленной
опытно-педагогической работы по формированию мотивационной готовности
дошкольников.
Результаты контрольной
диагностики свидетельствуют о эффективности проведения
формирующего эксперимента. Таким
образом, выдвинутая нами гипотеза в целом получила экспериментальное
подтверждение. Цель, поставленная в нашем исследовании, достигнута, задачи
выполнены.
Библиография
1.
Болотина,
Л.Р. Дошкольная педагогика: Учебное
пособие для студентов средних педагогических учебных заведений [Текст]/ Л.Р.
Болотина, Т.С. Комарова. – М.:
Издательский центр «Академия», 1997 -197 с.
2.
Бородина,
В.Г. Готов ли ребёнок к школе? [Текст]/ В.Г. Бородина //Нач.шк.:
плюс - минус, 2002. -№5.-С.4-10;
3.
Венгер, Л.А. Психологическая готовность к обучению в школе [Текст]/ Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 1997 – 214 с.
4.
Возрастная
и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших
учебных заведений [Текст]/ Составитель Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В.-
М.: Издательский центр «Академия», 2001
– 368 с.
5.
Воспитание
и обучение детей шестого года жизни. Книга для воспитателя детского сада.-
[Текст]/ Н.А.Ветлугина, Р.С. Буре; Под ред. Л.А Паромоновой, О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение , 1987. – 187
с.
6.
Выготский, Л.С. Педагогическая психология. [Текст]/ Л.С. Выготский; Под ред. В.В.Давыдова.
- М.: Педагогика, 1991- 536 с.
7.
Выготский,
Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. [Текст]/ Л.С. Выготский - М.:
Педагогика, 1986. – 533 с.
8.
Габай, Т.В. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов высших
учебных заведений. [Текст]/ Т.В. Габай. - М.:
Академия, 2003. - 240 с.
9.
Готовимся
к школе: Книга для родителей будущих первоклассников.
[Текст] – М.: Олимп, 2000. – 160с.
10.
Готовность
к школе [Текст]/ Под ред. И.В.
Дубровиной. – М.: Знание, 2004. – 193 с.
11.
Детская
психология: Учебное пособие. [Текст]/
Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус. – Мн: Университетское, 1998 – 399 с.
12.
Дошкольная
педагогика: Учебное пособие для студентов
педагогических институтов. [Текст]/ Под редакцией В.И. Логиновой П.Г. Саморуковой. – 2-е изд., испр. и
доп. – М.: Просвещение, 1989 – 256с.
13.
Додонов,
Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности.[Текст]/
Б.И. Додонов // Вопросы психологии,
2007. -№4. – С.6-8.
14.
Дьяченко,
О. М. Психологическое развитие дошкольников. [Текст]/ Дьяченко О. М.,
Лаврентьева Т. В. - М., 1984. -476 с.
15.
Зимняя,
И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Издание второе, дополненное,
исправленное и переработанное. [Текст]/
И.А. Зимняя - М.: Логос, 2002 -384 с.
16.
Ковалёва,
Л.В. Готовим детей к школе. [Текст]/ Л.В. Ковалёва. // Нач.шк.,
2006. -№1. -С.21-22;
17.
Козлова,
С.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних
педагогических заведений. – Издание четвертое, стер.
[Текст]/ С.А.Козлова, Т.А. Куликова–
М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 432 с.
18.
Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: кн.
для для учителя. [Текст]/
Я.Л. Коломинский, Е.Л. Панько. – М.: Просвещение 1988 – 190с.
19.
Кравцова,
Е. Готовность к школе (Из цикла статей «Беседа о воспитании личности ребёнка»).
[Текст]/ Е. Кравцова, Г. Кравцов. //Дош.вос.,
2007. -№7. - С.81-84
20.
Круглова,
Н.Ф. Как помочь ребенку успешно учиться в школе
[Текст]/ Н.Ф.Круглова. – СПБ.: Питер,
2004. – 68 с.
21.
Кузьмишина,
Т.Л. К вопросу о готовности дошкольников к обучению в массовой школе[Текст]/ Т.Л.
Кузьмишина //Психологическая наука и образование, 2005, №2. С. 100 – 106.
22.
Лисина,
М.И. Проблемы онтогенеза общения. [Текст] / М.И. Лисина. -М.1986.
– 317 с.
23.
Мотив.
Психологический словарь. [Текст]/ Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. – М.:
Логос, 2004. – 224 с.
24.
Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов,
родителей. [Текст]/ Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 256 с.
25.
Новиков,
Г. Психолого-педагогическая готовность к
школе[Текст]/ Г.
Новиков // Дошкольное воспитание, 2005,
№8. - С.95 – 100.
26.
Особенности
психологического развития детей 6 – 7-лет- него возраста [Текст]/ Под ред. Эльконина Д.Б., Венгера Л.А.:
Науч. – исслед. Институт общей и педагогической
психологии Акад. пед. наук
СССР. – М.: Педагогика, 1988. – 177 с.
27.
Подласий, И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш.
пед. учеб. заведений.
[Текст]/ И.П. Подласий.
– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. – 432 с.
28.
Психология
дошкольника: Хрестоматия: Для студентов средних педагогических заведений
[Текст]/ Сост. Г.А. Урунтаева– 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Изд. центр
«Академия», 2000. – 408 с.
29.
Развитие
мотивов поведения и формирование самосознания [Текст]/ под ред. Л.А. Венгер,
В.С. Мухиной.– М.: Психология, 1998. 347 с.
30.
Развитие
мотивационной сферы ребенка [Текст]/ сост Я.Л.Коломинский. – СПб.: Питер, 2004.
– 476 с.
31.
Рыжова,
Т. Через год в школу [Текст]/ Т. Рыжова //Ребенок в
детском саду, 2002 №4. - С. 48 – 50.
32.
Шляхтина, Т. Подготовка детей к обучению в школе. [Текст]/ //Дош.вое., 2006. -№11.-С.39-41;
33.
Шадриков, В.Д. О подготовке детей к школе [Текст] В.Д. Шадриков //Нач.шк., 2007. -№2.
-С.3-4.
34.
Эльконин Д. Б. Вопросы психологии ребенка
дошкольного возраста. [Текст]/ - М.: Наука, 1988.- 457 с.