Курсовая работа

Экологическая культура личности и пути ее формирования

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………..…………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы формирования экологической культуры личности

1.1.   Сущность понятия «экологическая культура»……………………8

1.2.   Пути формирования экологической культуры личности………..17

1.3.   Личностный компонент в  формировании экологической культуры школьников………………………………………………………….27

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологической культуры

2.1. Диагностика экологической культуры личности учащихся……….41

2.2.  Методические рекомендации по формированию экологической культуры личности школьника………………………………………………46

Заключение…………………………………………………………………….56

Библиография………………………………………………………………….57

 

 

Введение

Актуальность темы исследования. В современном, сложном, полном противоречивых тенденций мире экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. Они угрожают самим основам цивилизации и во многом предопределяют возможности выживания человечества. Осознание школьниками экологических проблем составляет важный аспект современности. Система целенаправленного воздействия на человека по формированию чувства гражданского долга и моральной ответственности за состояние окружающей среды, бережного отношения к природе и ее ресурсам - важнейшая мера преодоления экологической опасности.

Формирование экологической культуры подрастающего поколения осуществляется в различных социокультурных институтах - дошкольных образовательных учреждениях, школах, колледжах, вузах и других.

Проблема формирования экологической культуры школьников занимает важное место в педагогике и требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической работы с детьми. Феномен экологической культуры рассматривают Н.Н.Вересов, Л.И.Грехова, Н.С.Дежникова, А.П.Сидельковский, И.Т.Суравегина и другие исследователи. Я.И.Габаев, А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, Б.Г.Иоганзен, Е.Е.Письменная, И.Т.Суравегина и другие разработали принципы экологического образования средней школы. Н.Н.Вересов С.А.Дерябо, В.А.Ясвин в своих исследованиях рассматривают психологические аспекты формирования экологической культуры. В психолого-педагогических исследованиях Л.И.Божович, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна показано, что только человек, который осознал себя частью Вселенной, психологически готов к экологически целесообразной антропогенной деятельности.

Методологические аспекты формирования экологической культуры анализировались в исследованиях А.И. Борисенко, С.Н.Глазачева, Л.В.Романенко, Н.М.Романенко, В.В.Серикова, А.П.Сидельковского и др., где внимание направлялось на изучение внутренних механизмов этого процесса, делались попытки рассматривать экологическое образование в системе факторов развития личности.

Однако, несмотря на активное внимание науки к проблеме формирования экологической культуры школьников, следует отметить, что в практике общеобразовательной школы, как правило, данная работа ведется несистематически. Анализ научно-педагогической литературы по проблеме формирования экологической культуры школьников, а также изучение реального состояния экологического воспитания в школах позволяют выделить ряд противоречий, требующих своего разрешения:

- между общественной потребностью в формировании экологической культуры и недостаточной разработанностью условий и путей ее формирования;

- между объективным наличием воспитательного потенциала в общеобразовательных школах, способствующего позитивному решению проблемы формирования экологической культуры школьников и отсутствием научно разработанных путей реализации этого потенциала;

- между потребностью в изменении путей формирования экологической культуры и готовностью педагогов к их использованию в своей работе.

Актуальность проблемы, а также  выявленные противоречия обусловили выбор темы курсовой работы: «Экологическай культура личности и пути ее формирования».

Проблема исследования: каковы оптимальные организационные и содержательные пути формирования экологической культуры личности школьника?

Цель исследования: выявить эффективные пути формирования экологической культуры личности учащихся.

Объект исследования: экологическая культура личности школьников.

Предмет исследования: пути формирования экологической культуры личности школьников.

Гипотеза исследования: формирование экологической культуры школьников в учебно-производственном комбинате будет осуществляться более эффективно при условии:

1.                                введения  в содержание экологического образования в школе личностного компонента;

2.                использования инновационных методов обучения и воспитания (метод проблемного обучения, метод погружения, метод творческого самовыражения и т.д.).

В соответствии с темой, целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:

1. Проанализировать современное состояние проблемы формирования экологической культуры в педагогической теории.

2. Выявить пути  формирования экологической культуры личности.

3. Разработать и экспериментально апробировать систему воспитательной работы по формированию экологической культуры личности учащихся экспериментального класса.

Методологическую основу исследования составили общенаучные принципы всеобщей связи и развития, объективности, системности, научности; психолого-педагогические представления о формировании компонентов культуры как процессе, осуществляемом в совместной деятельности и общении; современные концепции экологического образования, определяющие его содержание, организационные формы и методы образовательного процесса; идеи педагогической интеграции, гуманизации образования и управления образовательными системами.

Теоретической основой исследования являются: фундаментальные труды, направленные на решение проблем развития образовательных систем Л.И.Божович, В.Н.Гуров, А.В.Мудрик и др.); учение о целостном педагогическом процессе и его обусловленности социальными и психологическими факторами (Л.С.Выготский, Э.В.Ильенков, Г.Селевко, М.И.Шилова и др.); современные исследования в области экологического образования (Л.П.Буева, Я.И.Габаев, А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев,  И.Т.Суравегина и др.); положения о сущности экологической культуры, ее ведущих признаках и путях формирования, которые раскрываются в трудах ученых-педагогов И.Д.Зверева, А.Н.Захлебного, И.Т.Суравегиной, А.П.Сидельковского Н.Н.Моисеева и др.

Для достижения цели и решения поставленных задач использовался комплекс методов:

- теоретические методы: теоретический анализ литературы; обобщение опыта;

- эмпирические методы: наблюдение; опрос; тестирование; эксперимент (констатирующий, формирующий).

- статистические методы: количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлся восьмой класс  Голышмановской основной общеобразовательной школы с включением двадцати учащихся.

Исследование проводились в три этапа:

На первом этапе - поисково-теоретическом - изучалась и анализировалась психолого-педагогическая литература.

Целью данного этапа являлось изучение теоретического и практического уровней разработанности обозначенной проблемы и выявление путей  её реализации. Полученный материал позволил сформулировать рабочую гипотезу, наметить программу эксперимента, определить цель, задачи, объект и предмет исследования.

На втором этапе - экспериментальном - была проведена опытно-экспериментальная работа, систематизировались и оформлялись полученные данные, анализировались результаты и предварительные выводы.

На третьем этапе - обобщающем  - происходило обобщение и анализ материалов опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования и их оформление в форме курсовой работы.

Научная новизна исследования заключается в том, что выявлена специфика формирования экологической культуры школьников на основе личностного компонента.

Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обобщении эмпирического материала о проблеме формирования экологической культуры личности, определении и научном обосновании путей  формирования экологической культуры личности.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций, направленных на формирование экологической культуры школьников путем включения личностного компонента.

 

Заключение

В процессе работы подтвердилась актуальность темы исследования. Проблема повышения экологического культурного уровня человечества стоит сейчас как никогда остро, так как она связана с безопасностью нашей дальнейшей жизни. Поэтому, как отмечает академик Н. Н. Моисеев, «спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности за судьбу нашего общего дома – планеты Земля» [4,  30]. Опасность самоуничтожения человечества в результате бездумного потребительского природопользования требует пересмотра взглядов на отношение людей к природе, на характер их взаимодействия с природной средой, ставит перед обществом, школой, педагогической наукой проблему поиска путей формирования экологической культуры личности с детства.

В работы было проанализировано современное состояние проблемы формирования экологической культуры в педагогической теории. В процессе анализа включение в воспитательный процесс личностного компонента было определено как один из эффективных путей формирования экологической культуры личности. Результаты экспериментального исследования  явились подтверждением гипотезы, согласно которой,  формирование экологической культуры школьников в учебно-производственном комбинате будет осуществляться более эффективно при условии:

1.     введения  в содержание экологического образования в школе личностного компонента;

2.     использования инновационных методов обучения и воспитания (метод проблемного обучения, метод погружения, метод творческого самовыражения и т.д.).

Данное исследование может быть использовано в практической работе учителей общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования в процессе экологического воспитания подростков.

 

Библиография

1.                   Авдеева, Н.Н. Экологическое образование и воспитание [Текст] Н.Н. Авдеева // Вестн. Образования,  2006. № 11. С. 67-69.

2.                   Асмолов, А. Г. Личность как предмет психологического исследования [Текст]/ А. Г. Асмолов. – М.: Изд-во МГУ, 1999.

3.                   Баландин, Р. К. Природа и цивилизация. [Текст]/ Р. К. Баландин, Л. Г. Бондарев. – М.: Мысль, 2004.

4.                   Букин, А.П.  В дружбе с людьми и природой. [Текст]/ Букин А.П.  - М.: Просвещение, 1999.

5.                   Воспитание и развитие детей в процессе обучения биологии:  Из опыта работы.  Пособие для учителя. [Текст]/Составитель Л.Ф. Мельчаков - М.: Просвещение, 2001.

6.                   Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Пробл. и перспективы[Текст]/ Н.Ф. Виноградова // Нач. шк. 2007, № 4. С. 36-40.

7.                   Глазачев, С. Н. Экологическая культура учителя [Текст]/ С. Н. Глазачев. – М.: Современный писатель, 2005. 

8.                   Деребо, С.Д. Экологическая педагогика и психология. [Текст]/ С.Д. Деребо, В.А. Ясвин. - Ростов-на-Дону, 2006.

9.                   Деревянко, В.А. и др. Уроки экологического творчества. [Текст]/ В.А. Деревянко,  С.С. Савельева, И.Т. Бабанский. //Начальная школа.-2005, N12. - С.40-44.

10.              Егоренков, Л.И. Основы начального экологического воспитания. [Текст]/ Л.И. Егоренков. - М.: Прометей, 2006.

11.              Жестова, Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся. [Текст]/ Н.С. Жестова М.: Просвещение, 2007.

12.              Захлебный, А.Н.  На экологической тропе. [Текст]/ А.Н. Захлебный - М.: Знание, 2003.

13.              Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы. [Текст]/ А.Н. Захлебный - М.: Педагогика, 2000.

14.              Зверев, И.Д. Экологическое образование школьников. [Текст]/ И.Д.  Зверев,  И.Т. Суравегина. - М., Педагогика, 2003.

15.              Зверев, И.Д.  Экология в школьном обучении. [Текст]/ И.Д.  Зверев. - М.: Педагогика, 2001.

16.              Зверев, И.Д.  Охрана природы и экологическое  воспитание. [Текст]/ И.Д.  Зверев //Воспитание школьников.-2002, N6, С. 30-35.

17.              Кучер, Т.В.  Экологическое воспитание учащихся. [Текст]/ Т.В.  Кучер - М.: Просвещение, 2006.

18.              Кириллова, З.А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы. [Текст]/ З.А.  Кириллова //Воспитание школьников.- 2005, N5, С. 25-45.

19.              Кобылянский, В.А. Экологическое знание и образование [Текст]/ В.А. Кобылянский // Образование в Сибири. омск, 2006. № 1. - С5-7.

20.              Кобылянский, В.А. Концептуальные основы экологического образования [Текст]/ В.А. Кобылянский // Педагог. Наука, технология, практика. 2006. № 2. – С 12-14.

21.              Кобылянский, В. А. О концептуальной основе экологического образования [Текст]/ В.А. Кобылянский // Национальная идея: образование и воспитание. Вып. 2. - Чита. 2008.

22.              Колосков, А.В. Игры в экологическом воспитании детей [Текст]/ А.В. Колосков // Биология в шк. 2007, № 5. - С. 70-72.

23.              Лещинский, В. И. Путь к экологической культуре школьников[Текст]/ В. И. Лещинский. – Воронеж: Изд-во им. Е. А. Болховитинова, 2001. 

24.              Моисеев, Н. Н. Экологическое образование и экологизация образования [Текст]/ Н. Н. Моисеев // Биология в школе. – 2006,  № 3. – С. 29-32.

25.              Овсянникова, Т.Н. За такими программами будущее: [О работе по эксперим. прогр. для модели шк. Экология и диалектика] [Текст]/ Т.Н. Овсянникова // Нач. шк. 2005, № 6. С. 71-75.

26.              Орлов, А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для студ. психол. фак. Вузов. [Текст]/ А. Б. Орлов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. 

27.              Пакулова, В.М. Методика преподавания биологии. [Текст]/ В.М. Пакулова,  В.И.  Кузнецова. - М.:Просвещение, 1990.

28.              Природопользование: Проб. Учеб. Для 10-11 кл. профильных шк. [Текст]/Н. Ф. Винокурова, Г. С. Камерилова, В. В. Николина и др. – М.: Просвещение, 2004.

29.              Проблемы экологического образования школьников. Пособие для слушателей экологической школы. [Текст]– Н. Новгород – 2001.

30.              Реймерс, Н. Ф. Начала экологических знаний. [Текст]/  Н. Ф. Реймерс. – М.: МНЭПУ, 2003. 

31.              Сериков, В. В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии: Монография[Текст]/ В. В. Сериков. – Волгоград: Перемена, 1999.

32.              Современные экологические проблемы и их изучение в школе: Учебное пособие. [Текст]– Н. Новгород – НГПИ им. М. Горького – 2000.

33.              Современное экологическое образование. Программы образовательной области «Экология» [Текст]/ Под общ. ред. Н. Ф. Винокуровой. Н. Новгород – 2001.

34.              Суравегина,  И.Т.  Методическая система экологического

образования. [Текст]/ И.Т.  Суравегина  //Советская педагогика.-1988, N9, C. 31-35

35.    Суравегина, И.Т. и др.  Экологическое образование в школе. [Текст]/ И.Т.  Сенкевич В.М. Суравегина,    Т.В. Кучер //Советская педагогика.-  1990,№12. - C. 47-51

36.    Цветкова, И.В. Диагностика экологической культуры школьника[Текст]/ И.В.  Цветкова. // Мир психологии и психология в мире.2006,  №1. С 19-22.