Курсовая работа
Экологическая культура личности и пути ее
формирования
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………..…………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования экологической
культуры личности
1.1. Сущность понятия
«экологическая культура»……………………8
1.2. Пути формирования
экологической культуры личности………..17
1.3. Личностный
компонент в формировании экологической
культуры школьников………………………………………………………….27
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию
экологической культуры
2.1. Диагностика экологической культуры личности
учащихся……….41
2.2. Методические
рекомендации по формированию экологической культуры личности
школьника………………………………………………46
Заключение…………………………………………………………………….56
Библиография………………………………………………………………….57
Введение
Актуальность темы исследования. В
современном, сложном, полном противоречивых тенденций мире экологические
проблемы приобрели глобальный масштаб. Они угрожают самим основам цивилизации и
во многом предопределяют возможности выживания человечества. Осознание
школьниками экологических проблем составляет важный аспект современности.
Система целенаправленного воздействия на человека по формированию чувства
гражданского долга и моральной ответственности за состояние окружающей среды,
бережного отношения к природе и ее ресурсам -
важнейшая мера преодоления экологической опасности.
Формирование экологической культуры
подрастающего поколения осуществляется в различных социокультурных институтах -
дошкольных образовательных учреждениях, школах, колледжах, вузах и других.
Проблема формирования экологической
культуры школьников занимает важное место в педагогике и требует всестороннего
рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на
уровне организации практической работы с детьми. Феномен экологической культуры
рассматривают Н.Н.Вересов, Л.И.Грехова,
Н.С.Дежникова, А.П.Сидельковский,
И.Т.Суравегина и другие исследователи. Я.И.Габаев, А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, Б.Г.Иоганзен, Е.Е.Письменная, И.Т.Суравегина и другие разработали принципы экологического
образования средней школы. Н.Н.Вересов С.А.Дерябо, В.А.Ясвин в своих
исследованиях рассматривают психологические аспекты формирования экологической
культуры. В психолого-педагогических исследованиях Л.И.Божович,
Л.С.Выготского, В.В.Давыдова,
А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна
показано, что только человек, который осознал себя частью Вселенной,
психологически готов к экологически целесообразной антропогенной деятельности.
Методологические аспекты формирования
экологической культуры анализировались в исследованиях А.И. Борисенко, С.Н.Глазачева, Л.В.Романенко, Н.М.Романенко, В.В.Серикова, А.П.Сидельковского и др., где внимание направлялось на
изучение внутренних механизмов этого процесса, делались попытки рассматривать
экологическое образование в системе факторов развития личности.
Однако, несмотря на активное внимание науки
к проблеме формирования экологической культуры школьников, следует отметить,
что в практике общеобразовательной школы, как правило, данная работа ведется несистематически. Анализ
научно-педагогической литературы по проблеме формирования экологической
культуры школьников, а также изучение реального состояния экологического
воспитания в школах позволяют выделить ряд противоречий, требующих своего
разрешения:
- между общественной потребностью в формировании
экологической культуры и недостаточной разработанностью условий и путей ее формирования;
- между объективным наличием
воспитательного потенциала в общеобразовательных школах, способствующего
позитивному решению проблемы формирования экологической культуры школьников и
отсутствием научно разработанных путей реализации этого потенциала;
- между потребностью в изменении путей
формирования экологической культуры и готовностью педагогов к их использованию
в своей работе.
Актуальность проблемы, а также выявленные противоречия обусловили выбор темы
курсовой работы: «Экологическай
культура личности и пути ее формирования».
Проблема исследования:
каковы оптимальные организационные и содержательные пути формирования
экологической культуры личности школьника?
Цель исследования: выявить эффективные пути
формирования экологической культуры личности учащихся.
Объект исследования: экологическая культура
личности школьников.
Предмет исследования: пути формирования
экологической культуры личности школьников.
Гипотеза
исследования: формирование экологической культуры школьников в
учебно-производственном комбинате будет осуществляться более эффективно при
условии:
1.
введения в содержание экологического образования в
школе личностного компонента;
2.
использования инновационных
методов обучения и воспитания (метод проблемного обучения, метод погружения,
метод творческого самовыражения и т.д.).
В соответствии с темой, целью, объектом и
предметом исследования определены следующие задачи:
1. Проанализировать современное состояние
проблемы формирования экологической культуры в педагогической теории.
2. Выявить пути формирования экологической культуры личности.
3. Разработать и экспериментально
апробировать систему воспитательной работы по формированию экологической культуры
личности учащихся экспериментального класса.
Методологическую основу исследования
составили общенаучные принципы всеобщей связи и развития, объективности,
системности, научности; психолого-педагогические представления о формировании
компонентов культуры как процессе, осуществляемом в совместной деятельности и
общении; современные концепции экологического образования, определяющие его
содержание, организационные формы и методы образовательного процесса; идеи
педагогической интеграции, гуманизации образования и управления
образовательными системами.
Теоретической основой
исследования являются: фундаментальные труды, направленные на решение проблем
развития образовательных систем Л.И.Божович, В.Н.Гуров, А.В.Мудрик и др.);
учение о целостном педагогическом процессе и его обусловленности социальными и
психологическими факторами (Л.С.Выготский, Э.В.Ильенков, Г.Селевко, М.И.Шилова и др.); современные исследования в области экологического
образования (Л.П.Буева, Я.И.Габаев,
А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, И.Т.Суравегина и
др.); положения о сущности экологической культуры, ее
ведущих признаках и путях формирования, которые раскрываются в трудах ученых-педагогов И.Д.Зверева, А.Н.Захлебного, И.Т.Суравегиной, А.П.Сидельковского Н.Н.Моисеева и
др.
Для достижения цели и решения поставленных
задач использовался комплекс методов:
- теоретические методы: теоретический
анализ литературы; обобщение опыта;
- эмпирические методы: наблюдение; опрос;
тестирование; эксперимент (констатирующий, формирующий).
- статистические методы: количественная и
качественная обработка материалов методами математической статистики.
Опытно-экспериментальной базой исследования
являлся восьмой класс Голышмановской основной общеобразовательной школы с
включением двадцати учащихся.
Исследование проводились в три этапа:
На первом этапе - поисково-теоретическом -
изучалась и анализировалась психолого-педагогическая литература.
Целью данного этапа являлось изучение
теоретического и практического уровней разработанности обозначенной проблемы и
выявление путей её реализации.
Полученный материал позволил сформулировать рабочую гипотезу, наметить
программу эксперимента, определить цель, задачи, объект и предмет исследования.
На втором этапе - экспериментальном - была
проведена опытно-экспериментальная работа, систематизировались и оформлялись
полученные данные, анализировались результаты и предварительные выводы.
На третьем этапе - обобщающем - происходило обобщение и анализ материалов
опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования и их оформление в
форме курсовой работы.
Научная новизна исследования заключается в
том, что выявлена специфика формирования экологической культуры школьников на
основе личностного компонента.
Теоретическая значимость исследования
заключается в теоретическом обобщении эмпирического материала о проблеме
формирования экологической культуры личности, определении и научном обосновании
путей формирования экологической культуры
личности.
Практическая значимость исследования
состоит в разработке методических рекомендаций, направленных на формирование
экологической культуры школьников путем включения
личностного компонента.
Заключение
В процессе работы подтвердилась
актуальность темы исследования. Проблема повышения экологического культурного
уровня человечества стоит сейчас как никогда остро, так как она связана с
безопасностью нашей дальнейшей жизни. Поэтому, как отмечает академик Н. Н.
Моисеев, «спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания
каждым ответственности за судьбу нашего общего дома – планеты Земля» [4, 30]. Опасность самоуничтожения человечества в
результате бездумного потребительского природопользования требует пересмотра
взглядов на отношение людей к природе, на характер их взаимодействия с
природной средой, ставит перед обществом, школой, педагогической наукой
проблему поиска путей формирования экологической культуры личности с детства.
В работы было проанализировано современное
состояние проблемы формирования экологической культуры в педагогической теории.
В процессе анализа включение в воспитательный процесс личностного компонента
было определено как один из эффективных путей формирования экологической
культуры личности. Результаты экспериментального исследования явились подтверждением гипотезы, согласно
которой, формирование экологической
культуры школьников в учебно-производственном комбинате будет осуществляться
более эффективно при условии:
1. введения в
содержание экологического образования в школе личностного компонента;
2. использования инновационных методов обучения и
воспитания (метод проблемного обучения, метод погружения, метод творческого
самовыражения и т.д.).
Данное
исследование может быть использовано в практической работе учителей
общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования в процессе
экологического воспитания подростков.
Библиография
1.
Авдеева, Н.Н.
Экологическое образование и воспитание [Текст] Н.Н. Авдеева // Вестн. Образования,
2006. № 11. С. 67-69.
2.
Асмолов, А. Г. Личность как предмет психологического
исследования [Текст]/ А. Г. Асмолов. – М.: Изд-во
МГУ, 1999.
3.
Баландин, Р. К. Природа и цивилизация. [Текст]/ Р. К. Баландин, Л. Г. Бондарев. – М.:
Мысль, 2004.
4.
Букин, А.П. В
дружбе с людьми и природой. [Текст]/ Букин А.П. - М.: Просвещение, 1999.
5.
Воспитание и
развитие детей в процессе обучения биологии: Из опыта работы.
Пособие для учителя. [Текст]/Составитель Л.Ф. Мельчаков
- М.: Просвещение, 2001.
6.
Виноградова, Н.Ф.
Экологическое воспитание младших школьников: Пробл. и
перспективы[Текст]/ Н.Ф. Виноградова // Нач. шк. 2007, № 4. С. 36-40.
7.
Глазачев, С. Н.
Экологическая культура учителя [Текст]/ С. Н. Глазачев. – М.: Современный
писатель, 2005.
8.
Деребо, С.Д. Экологическая педагогика и психология.
[Текст]/ С.Д. Деребо, В.А. Ясвин.
- Ростов-на-Дону, 2006.
9.
Деревянко, В.А. и
др. Уроки экологического творчества. [Текст]/ В.А. Деревянко, С.С.
Савельева, И.Т. Бабанский. //Начальная школа.-2005,
N12. - С.40-44.
10.
Егоренков, Л.И.
Основы начального экологического воспитания. [Текст]/ Л.И. Егоренков. - М.:
Прометей, 2006.
11.
Жестова, Н.С. Состояние экологического воспитания
учащихся. [Текст]/ Н.С. Жестова М.: Просвещение,
2007.
12.
Захлебный, А.Н. На экологической тропе. [Текст]/
А.Н. Захлебный - М.: Знание, 2003.
13.
Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы. [Текст]/
А.Н. Захлебный - М.: Педагогика, 2000.
14.
Зверев, И.Д.
Экологическое образование школьников. [Текст]/ И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина.
- М., Педагогика, 2003.
15.
Зверев, И.Д.
Экология в школьном обучении. [Текст]/ И.Д.
Зверев. - М.: Педагогика, 2001.
16.
Зверев, И.Д.
Охрана природы и экологическое воспитание. [Текст]/ И.Д. Зверев //Воспитание школьников.-2002, N6, С.
30-35.
17.
Кучер, Т.В.
Экологическое воспитание учащихся. [Текст]/ Т.В. Кучер - М.: Просвещение,
2006.
18.
Кириллова, З.А.
Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения
природы. [Текст]/ З.А. Кириллова
//Воспитание школьников.- 2005, N5, С. 25-45.
19.
Кобылянский, В.А.
Экологическое знание и образование [Текст]/ В.А. Кобылянский // Образование в
Сибири. -Томск, 2006. № 1. - С5-7.
20.
Кобылянский, В.А.
Концептуальные основы экологического образования [Текст]/ В.А. Кобылянский //
Педагог. Наука, технология, практика. 2006. № 2. – С 12-14.
21.
Кобылянский, В. А.
О концептуальной основе экологического образования [Текст]/ В.А. Кобылянский //
Национальная идея: образование и воспитание. Вып. 2.
- Чита. 2008.
22.
Колосков, А.В. Игры
в экологическом воспитании детей [Текст]/ А.В. Колосков // Биология в шк. 2007, № 5. - С. 70-72.
23.
Лещинский, В. И.
Путь к экологической культуре школьников[Текст]/ В. И.
Лещинский. – Воронеж: Изд-во им. Е. А. Болховитинова, 2001.
24.
Моисеев, Н. Н.
Экологическое образование и экологизация образования
[Текст]/ Н. Н. Моисеев // Биология в школе. – 2006, № 3. – С. 29-32.
25.
Овсянникова, Т.Н.
За такими программами будущее: [О работе по эксперим. прогр. для модели шк. Экология и диалектика]
[Текст]/ Т.Н. Овсянникова // Нач. шк. 2005, № 6.
С. 71-75.
26.
Орлов, А. Б.
Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие
для студ. психол. фак. Вузов. [Текст]/ А. Б. Орлов. – М.: Издательский центр
«Академия», 2002.
27.
Пакулова, В.М. Методика преподавания биологии. [Текст]/ В.М. Пакулова, В.И. Кузнецова. - М.:Просвещение,
1990.
28.
Природопользование:
Проб. Учеб. Для 10-11 кл.
профильных шк. [Текст]/Н. Ф. Винокурова,
Г. С. Камерилова, В. В. Николина и др. – М.:
Просвещение, 2004.
29.
Проблемы
экологического образования школьников. Пособие для слушателей экологической
школы. [Текст]– Н. Новгород – 2001.
30.
Реймерс, Н. Ф. Начала экологических знаний. [Текст]/ Н. Ф. Реймерс. –
М.: МНЭПУ, 2003.
31.
Сериков, В. В.
Личностный подход в образовании: концепции и технологии: Монография[Текст]/ В. В. Сериков. – Волгоград: Перемена, 1999.
32.
Современные
экологические проблемы и их изучение в школе: Учебное пособие. [Текст]– Н.
Новгород – НГПИ им. М. Горького – 2000.
33.
Современное
экологическое образование. Программы образовательной области «Экология»
[Текст]/ Под общ. ред. Н. Ф. Винокуровой. Н. Новгород – 2001.
34.
Суравегина, И.Т. Методическая система экологического
образования. [Текст]/ И.Т. Суравегина //Советская педагогика.-1988, N9, C. 31-35
35.
Суравегина, И.Т. и др.
Экологическое образование в школе. [Текст]/ И.Т. Сенкевич В.М. Суравегина, Т.В. Кучер //Советская педагогика.- 1990,№12. - C. 47-51
36. Цветкова, И.В. Диагностика экологической культуры
школьника[Текст]/ И.В.
Цветкова. // Мир психологии и психология в мире.2006, №1. С 19-22.