Дипломная работа
«Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста».
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………….8
1.2. Содержание развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..13
1.3. Условия развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста …………………………………………………………..27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика уровня сформированности познавательных интересов у старших дошкольников……………………………………………………….37
2.2. Реализация условий формирования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста……………………………………….46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………58
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………...61
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный интерес, который является одним из наиболее позитивных и развивающих для детей дошкольного возраста.
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Познавательный интерес у дошкольника проявляется в умении принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения с использованием надежных приемов, выполнять определенные действия и операции получать и проверять результат.
Проблеме познавательного интереса дошкольников, вопросам его формирования и развития посвящено значительное количество исследований. Так, ученые рассматривают данную категорию в аспекте активной умственной деятельности (Л.И. Божович, Н.А. Менчинская, М.Н. Скаткин и др.); как синтетическое образование, включающее в себя интеллектуальные, эмоциональные, волевые факторы ( М.Б. Беляев, С.Л. Рубинштейн и др.); в связи с избирательной направленностью личности (И.М. Цветков, Г.И., Щукина и др.); в контексте развития мотивационной сферы личности (А.К. Маркова, Л.М. Фридман и др.).
Во многих исследованиях развитие познавательных интересов связывается с наблюдательностью, памятью, вниманием, любознательностью и т.д., то есть интерес представляет как синтез сложных личностных процессов ( Л.И. Божович, Н.Д. Купарадзе, В.Г. Леонтьев, А.А. Люблинская и др.).
В работах исследователей по данному вопросу отмечается, что в период дошкольного детства происходит интенсивное формирование умственных способностей детей – переход от наглядных форм мышления к логическим, именно поэтому у дошкольников можно развить познавательный интерес посредством наглядности. Следует отметить, что наглядность, как средство, обеспечивающее ребенку чувственно-образное восприятие действительности, является важным средством достижения повышения познавательного интереса дошкольников. Обусловлено это тем, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду должен строиться на развитии познавательного интереса в период дошкольного детства.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью развивать познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и отсутствием специальных условий по развитию познавательного интереса на занятиях.
Вопрос развития познавательного интереса достаточно глубоко разработан в психолого - педагогической теории, но данный аспект нуждается в дальнейшем изучении, особенно в плане его развития у детей дошкольного возраста, где в процессе детского сада традиционно присутствуют обучающие занятия по «ознакомлению с окружающим». Как, правило, они строятся в форме рассказа воспитателя, излагающего систематизированные знания о той или иной сфере действительности, и вопросов к детям, направленных на «закрепление» этих знаний. Дети на таких занятиях обычно лишены возможности проявить собственную познавательную инициативу, им отводится пассивная роль «получателя» информации.
Таким образом, возникает противоречие между достаточной разработанностью теоретического аспекта развития познавательного интереса детей дошкольного возраста и отсутствием целенаправленной работы по его формированию в условиях ДОУ.
Выявленные противоречия вопросов позволили обозначить проблему исследования, которая заключается в поиске условий, обеспечивающих развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально определить условия развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста на занятиях ДОУ.
Определение темы, проблемы и цели исследования позволили определить объект исследования: процесс развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - условия развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста на наших занятиях.
Исходя из объекта, цели, предмета исследования можно выделить следующие задачи исследования:
1.
Изучить состояние понятия «познавательных
интересов» в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить структуру и специфику познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
3.
Определить
критерии
и
уровни сформированности
познавательных интересов у детей старшего
дошкольного возраста.
4.
Разработать
и
экспериментально
проверить условия
развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста.
В процессе исследования была выдвинута гипотеза, согласно которой, формирование познавательных интересов у старших дошкольников может осуществляться более успешно при соблюдении следующих условий:
o включение детей в познавательно - исследовательскую деятельность в виде экспериментирования;
o использование наглядных средств обучения.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого–педагогической литературы; наблюдения за участниками эксперимента; анкетирование, тестирование; эксперимент; количественная и качественная обработка результатов.
Методологической основой исследования являются теоретические положения: о развитии познавательного интереса у детей Г.И. Щукиной, Н.Г. Морозовой, Л.С. Выготского, В.А. Венгера, Т.А. Куликовой Н.Н. Поддъякова и др.
База исследования: МОУ Начальная школа – дет. сад «Золотой ключик», г. Тарко-Сале.
Исследование проводилось в три этапа:
1 этап - подготовительный (март- декабрь 2005 г) включал в себя определение целей, задач исследования, изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, создания плана, теоретической части исследования (создание чернового варианта первой главы);
2 этап – экспериментальный (январь- март 2005 г.) – проведение эксперимента, анализ и обработка полученных данных, формулировка выводов;
3 этап (апрель – июнь 2006 г.) заключался в оформлении выпускной квалификационной работы в соответствии с требованиями ГОСТа.
Научная новизна исследования состоит в том, что вопрос использования наглядности как фактора формирования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема; экспериментально обоснованы условия применения наглядных средств обучения для эффективного формирования познавательных интересов у детей дошкольного возраста.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении, систематизации теорий, взглядов, существующих в педагогике, психологии и методике по вопросам применения наглядности для формирования познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применять его результаты в практике педагогов при организации учебно-воспитательного процесса в системе дошкольного образования.
Структура
работы: введение,
глава 1, глава 2, заключение, библиография, приложения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие познавательных интересов у детей, под которым понимается избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира и наблюдается стремление личности заниматься именно этой деятельностью, является одной из важных задач системы дошкольного воспитания.
В основе нашей исследовательской работы лежит концепция об определяющей роли познания в формировании личности, позволяющей нам определить важность преобразования познавательной деятельности и выделить особенности познавательных интересов: любопытство, любознательность, интерес, мотивация.
Включение ребенка в процесс познания окружающего мира - одно из путей развития познавательных интересов. Средствами развития познавательных интересов могут стать: познавательно - исследовательская деятельность детей в процессе экспериментирования и использование наглядности при организации в учебно-воспитательного процесса.
Нами была изучена проблема наглядности как фактора развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при формировании временных понятий.
Познавательный интерес — это потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по усвоению содержания окружающего мира. Это важнейшее образование личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Также можно сказать, что познавательный интерес представляет собой избирательную направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующую психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности.
Дети старшего дошкольного возраста уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. В этом возрасте у детей развивается знаково-символическая функция сознания, то есть умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений между понятиями.
Педагогический механизм развития познавательных интересов включает в себя следующие элементы: собственная самостоятельная активность ребенка, полностью определяемая им самим, его внутренним состоянием и активность ребенка, стимулируемая взрослым.
В эксперименте приняли участие дети подготовительной группы в количестве 20 человек.
На основе выделенных нами критериев были определены уровни сформированности познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста.
Качественный анализ результатов полученных на констатирующем этапе эксперимента позволил сделать вывод о том, что большая часть детей экспериментальной и контрольной групп имела средний и низкий уровень сформированности познавательного интереса.
На формирующем этапе эксперимента мы реализовали условия, необходимые для успешного формирования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста:
- включение
детей в поисково-исследовательскую деятельность в виде
экспериментирования;
- использование наглядности в процессе обучения.
Мы выявили, что уровень развития познавательных интересов у детей экспериментальной группы повысился, а у детей контрольной группы остался на прежнем уровне, так как с ними не проводились занятия в системе.
Это доказывают количественные данные: На высоком уровне до проведения формирующего эксперимента - 10%, после проведения - 50%, на среднем уровне соответственно 60% - 50%, на низком уровне - 30% - 0.
Полученные нами экспериментальные данные дают основание для общего вывода о том, что использование наглядности при включении дошкольников в осмысленную познавательно - исследовательскую деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различие, о представлении им возможности приобретать знания самостоятельно, позволяет значительно повысить уровень развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Баранова, Э.А. Диагностика познавательных интересов у младших
школьников и дошкольников [Текст]/ Э.А. Баранова. - СПб.: 2005 - 26с.
2. Большой энциклопедический словарь[Текст]/ Под ред. А.М. Прохорова.- М.:502с.
3. Божович, Л.И. Избранные психологические труды [Текст]/ Л.И. Божович. Под ред. Д.И.Фельдштейна.- М.: 1995. 276 с.
4.
Венгер, А.А. Развитие
понимания причинности у детей дошкольного
возраста[Текст] / А.А. Венгер.-М.:
1959.-20с.
5.
Венгер, А.А. Основные
закономерности психического развития
ребенка / [Текст]А.А. Венгер, В.С. Мухина.// Дошкольное воспитание. -1973.- №5.-с 29-38,№6.-с32-39.
6. Выготский, Л. С. Проблемы развития психики [Текст]/ Л.С. Выготский.- собр. Соч.: В 6т.-М: 1983 т.4.-432с.
7.
Гальперин,
П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка
[Текст]/ П.Я. Гальперин// Вопросы
психологии. - 1969.- № 1.-е 15-25.
8. Гризик, Т.И. Познаю мир[Текст]/ Т.И. Гризик.// Дошкольное воспитание. - 2002. - №9. –С.42.
9. Дейкина, А.Ю. Роль творческого
познания в развитии личности// А.Ю.
Дейкина./
Современные образовательные
стратегии и духовное
развитие личности - Б.: 1994. - С.7-9.
10.Денисенкова, Н.И. Формирование познавательного отношения к учебной задаче[Текст]Х Н.И. Денисова // Дошкольное воспитание.- 1991.- №3.- С.48- 50.
11. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении[Текст]/ В.В. Давыдов.- М.: 1972.-420с.
12. Детская практическая психология: Учебник [Текст] / Под. ред. Т.Д. Марцинковской.- М: Гардарики, 2001.-255 с.
13. Запорожец ,А.В. Развитие произвольных движений/ [Текст] / А.В. Запорожец.-М: 1960.-430с.
14. Занков Л.В. Наглядность обучения // Педагогическая энциклопедия в 4-х томах. Т. 3[Текст] /Л.В. Занков. Глав. Ред. И.А. Каиров. – М.: Советская энциклопедия, 1966. В сокращении.-547 с.
15. Ивченко С. Картинки – помощники [Текст] /С. Ивченко // Дошкольное воспитание. – 2005. - №2. – С. 57.
16. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика[Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова.-М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 416с.
17. Короткова,
Н.А. Познавательно - исследовательская деятельность в
детском саду[Текст] / Н.А. Короткова // Ребенок
в детском саду. - М.: 2003. - №3.- С.74.
18. Куликова,
Т.А Воспитание у детей
познавательных интересов//
Воспитателю о работе с семьей. [Текст] /Т.А. Куликова - М.: 1989. -
с. 160-175.
19.Куликовская, И.Э. Контроль познавательного развития дошкольников [Текст] /И.Э Куликовская // Детский сад,- 2002.- №32.- С.62-67.
20. Куликова, Т. А. О воспитании познавательного интереса[Текст]/ Т.А. Куликова // Дошкольное воспитание. – 1976. - №9. – С.41.
21. Лабораторный практикум по дошкольной педагогике и методике: Учебное пособие [Текст] / В. И. Логинова, Б. С. Лейкин: Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М., 1981. – 234 с.
22. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения[Текст] / А.Н. Леонтьев М.: 1983.-Т.1.- 367 с.
23. Лихачев, Б.Т. Педагогика[Текст] / Б.Т.Лихачев.- М.: Прометей, 1998.- 464с.
24. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения[Текст]/А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.В. Орлов.- М.: 1990.- 247 с.
25.
Минская, Г.И. Переход от наглядно-действенного к рассуждающему
мышлению у детей дошкольного возраста[Текст]
/ Г.И. Минская.- М.: 1954.-22с.
26.
Мухина,
В.С. Возрастная психология:
феноменология развития,
детство, отрочество[Текст] / В.С. Мухина. - М.: «Академия», 2000.- 456с.
27.
Огнева,
Н. Использование проблемных
ситуаций в работе с
дошкольниками[Текст] / Н.Огнева // Дошкольное
воспитание.- 1998.- №5.- с. 24- 27.
26. Пиаже, Ж. Роль действия в формировании мышления [Текст] / Ж.Пиаже// Вопросы психологии. - 1965. - №6. - с. 33 — 51.
27.
Поддъяков,
Н.Н. Особенности
психического развития детей
дошкольного
возраста[Текст]
/Н.Н. Поддъяков // Педология. -
М.: - 2001. -№6. – С.49-52.
28. Поддъяков, Н.Н. Актуальные проблемы современной психологии[Текст] / Н.Н. Поддъяков.- М.: 1983.- 364 с..
29.Поддъяков, Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста[Текст] /Н.Н. Поддъяков. - Волгоград: Перемена, 1995. – 271 с.
30. Прохорова, Л.Н. Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира. [Текст]/ Л.Н Прохорова. - Владимир. - 2001.- 112 с.
31 .Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов[Текст] / Под. ред. А.В.Запорожца, Д.Б. Эльконина.- М.: 1964.- 352 с.
32 Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Под. ред. Б.М. Биш-Бад.-М., 2000-508с.
33. Российская педагогическая энциклопедия[Текст] / Под. ред. А.М. Прохорова. –М., 1993.- 573 с.
34. Ротенберг, В. Психология поиска[Текст] / В. Ротенберг. // Педология. - 2001.№6.- С.28.
35. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования[Текст]/С.Л. Рубинштейн.- М: АНСССР, 1958.- 347с.
36. Развитие познавательных способностей в дошкольном возрасте [Текст]/Под ред. Г.М. Поляковой .- М., 1986.- 372 с.
37. Рыжова, Н. Экологизация развивающей предметной среды. [Текст] /Н. Рыжова //Дошкольное воспитание.- 1999.- №3.- с. 50- 65.
38.
Савенков, А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории
и методики [Текст] /А.И. Савенков // Дошкольное воспитание - 2000.
- №2.-С. 92.
39.
Савенков, А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном
образовании [Текст] / А.И.
Савенков// Дошкольное воспитание. - 2006. - №4. – С.78.
40. Субботский, Е.В. Ребенок открывает мир[Текст] /Е.В. Субботский.- М.: 1991.- 326 с.
41. Сорокина, А.И. Умственное воспитание в детском саду[Текст] / А.И. Сорокина. — М.: Просвещение, 1975.- 175с.
42. Соломенникова Л. Об использовании наглядности для формирования связной монологической речи [Текст]/Л. Соломенникова // Дошкольное воспитание. – 1999. - №4. – С.54-56
43. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология[Текст] / Г.А. Урунтаева.-М.: Академия, 1999.-336с.
44. Умственное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. Н.Н. Поддъякова .- М.: Просвещение, 1988.- 192с.
45.
Фельдштейн,
Д.И. Социальное развитие в пространстве - времени
детства
[Текст] / Д.И. Фельдштейн.-
М., 1997.- 387 с.
46. Фридман, Л.П., Кулагина, М.Ю. Психологический справочник учителя. [Текст]/Л.П. Фридман, М.Ю. Кулагина– М.: Просвещение, 1991 – 287 с.
47. Харламов, И.Ф. Педагогика[Текст]/И.Ф. Харламов. -М.: Университетское, 2002.- 560с.
48. Хабиб, Р.А. Организация учебно-познавательной деятельности [Текст] / Р.А. Хабиб.- М.: Педагогика, 1979.- 480 с.
49.Шапиро, А. Научные забавы [Текст] А. Шапиро// Детский сад.- 2002.- №32.- С.63.
50. Шацкий, Г. Эта обыкновенная вода [Текст] Г. Шацкий// Детский сад.- 2002.- №32.- С.71.
51 Шумакова, Н.Б. Вопрос в структуре познавательной активности [Текст] / Н.Б. Шумакова. - М.:1985. - 238с.
52Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике[Текст] / Г.И. Щукина.- М., 1971.- 486 с.
53.
Щукина,
Г.И. Педагогические
проблемы формирования
познавательных интересов учащихся[Текст] /
Г.И. Щукина.- М.: Педагогика, 1988. -523 с.
54. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся [Текст] /Г.И.Щукина.-М.-1971.- 320 с.
55. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. [Текст]/ Д.Б. Эльконин – М., 1995, - 342 с.
56. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст]/Д.Б. Эльконин//Вопросы психологии – 1971, - №4 – с. 57 – 61.