Курсовая работа
Экологическое
воспитание в курсе «общая биология»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение_______________________________________________3
Глава 1. Вопросы экологического воспитания в современной
школе
1.1. Сущность, цель и
задачи экологического воспитания______6.
1.2. Методические основы экологического воспитания________11
Глава 2 Опытно –
экспериментальная работа по экологическому
воспитанию школьников в курсе «Общая биология»
2.1. Методика
реализации системы уроков биологии, нацеленных
на
экологическое воспитание______________________________19
2.2 Анализ эффективности уроков биологии, направленных
на экологическое
воспитание подростков_________________46
Заключение_____________________________________________48
Библиография___________________________________________49
ВВЕДЕНИЕ
История человечества неразрывно связана с историей
природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему.
Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно
относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать
экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое
воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем
преобразоваться в прочные убеждения.
Экологическое
воспитание - составная часть нравственного воспитания.
Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического
сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование
экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.
Экологические представления формируются на уроках биологии.
В настоящее время школе предъявлены новые
требования, в числе
которых прослеживается понимание «образования
как функции культуры», когда смыслом и целью школьного образования становится личность ученика, введение ее в мир всечеловеческого культурного опыта средствами материалов учебных
дисциплин. В этой связи
направленность общества на гуманизацию, культуросообразность и экологизацию
знаний, отношений и
поведения человека явилась новым ориентиром в определении целей общего образования и
приобрела в этот период особую актуальность.
В
документах о школе подчеркивается, что в школьном образовании на современном этапе ученик поставлен в центр учебного процесса,
Внимание акцентируется на
развитии ученика, формировании
его мотивационной сферы, самостоятельного стиля мышления. Этот социальный заказ школе, также
учитывающий большие достижения
биологической науки и изменения в окружающем мире, предъявляет к школьному
биологическому образованию
требование сформировать у подрастающего поколения биологическую грамотность.
Достижения
биологической науки свидетельствуют о том, что она в настоящее время становится лидером в естествознании и занимает ключевые позиции в
здравоохранении, гигиене, охране
окружающей среды, обеспечении населения продуктами питания, лекарственными
препаратами. Ввиду этого биологическая
грамотность становится социально необходимой. Поэтому школьная биология как
важное звено в общей культуре и системе образования призвана сформировать у
подрастающего поколения ценностное природосообразное миропонимание, экологическую культуру, гуманистический взгляд
на природу и общество,
осознание своей роли как действенного фактора биосферы. В связи с вышеизложенным, тема нашей курсовой работы: «Экологическое
воспитание в курсе «общая биология» представляется актуальной.
Цель исследования: изучить
существующий опыт экологического воспитания, разработать
методы экологического воспитания девятиклассников в процессе обучения
предмету биология, с учетом
задач, которые ставит перед нами современная действительность.
Объект исследования: воспитание, как процесс формирования экологической личности.
Предмет исследования:
методы и приемы воспитания, направленные на
развитие экологического сознания
учащихся.
Задачи исследования:
1.Изучить
психолого – педагогическую, методическую
литературу по теме исследования.
2.Изучить
практический опыт по экологическому
воспитанию школьников.
3.Разработать
и провести с учетом изученного теоретического
материала серию занятий, направленных на экологическое воспитание
девятиклассников.
Методологическая основа исследования: исследования С.Д. Деребо, В.А. Ясвина, И.Д. Зверева, Т.И. Суравегиной, Г.П. Логовеевой и др..
Этапы исследования:
1. Первый этап
(август – сентябрь) заключался в выборе темы исследования, подборе психолого –
педагогической литературы по теме исследования,
определении проблемы исследования, формулировке объекта, предмета и цели
исследования, определения методов исследования и выбору базы исследования.
2. Второй этап (сентябрь – октябрь) включал в себя
теоретическое обоснование темы исследования, разработку конспектов занятий,
направленных на экологическое воспитание
учащихся.
3. Третий этап (октябрь – ноябрь) включал реализацию системы разработанных
уроков, обработку полученных результатов по теме исследования, формулирование
выводов исследования, оформление курсовой работы.
Структура работы:
введение
первая глава
вторая глава
заключение
библиография.
Заключение
В процессе работы подтвердилась актуальность темы исследования.
На современном этапе вопросы традиционного
взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему.
Экологическое воспитание - составная часть нравственного
воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать
единство экологического сознания и поведения, гармоничного с
природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние
экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются
на уроках биологии.
В настоящее время смыслом и целью школьного образования
становится личность ученика, введение
ее в мир всечеловеческого культурного опыта средствами материалов учебных
дисциплин. В этой связи
направленность общества на гуманизацию, культуросообразность и экологизацию
знаний, отношений и
поведения человека явилась новым ориентиром в определении целей общего образования и
приобрела в этот период особую актуальность. Биологическая
грамотность становится социально необходимой. Поэтому школьная биология как
важное звено в общей культуре и системе образования призвана сформировать у
подрастающего поколения
ценностное природосообразное миропонимание, экологическую культуру, гуманистический
взгляд на природу и общество,
осознание своей роли как действенного фактора биосферы.
Цель исследования: изучить
существующий опыт экологического воспитания, разработать
методы экологического воспитания девятиклассников в процессе обучения
предмету биология, с учетом
задач, которые ставит перед нами современная действительность – была
достигнута.
Задачи исследования, поставленные в начале работы, были
выполнены.
Библиография.
1.
Апраушев
А.В. Эколого - педагогический кооператив "Юный
натуралист". //Начальная школа.-1989, N6, С. 73-79.
2.
Баландин Р. К., Бондарев Л. Г. Природа и цивилизация. – М.: Мысль, 1988.
3.
Букин А.П. В дружбе с людьми и
природой.- М.: Просвещение, 1991.
4.
Воспитание и развитие детей в
процессе обучения биологии: Из опыта работы. Пособие для учителя.
/Составитель Мельчаков Л.Ф.- М.: Просвещение, 1981.
5.
Деребо
С.Д., Ясвин В.А.. Экологическая педагогика и
психология. Ростов-на-Дону, 1996
6.
Деревянко В.А., Савельева
С.С., Бабанский И.Т. Уроки экологического
творчества. //Начальная школа.-1989, N12, С.40-44.
7.
Жестова
Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся. М.: Просвещение, 1989,
8.
Захлебный
А.Н. На экологической тропе.- М.: Знание,1986.
9.
Захлебный
А.Н. Школа и проблемы охраны природы.- М.: Педагогика, 1981.
10.
Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое образование
школьников.- М., Педагогика,1983.
11.
Зверев И.Д. Экология в
школьном обучении.- М., 1980.
12.
Зверев И.Д. Охрана природы и
экологическое воспитание. //Воспитание школьников.-1985, N6, С. 30-35.
13.
Кучер Т.В. Экологическое
воспитание учащихся.- М.:Просвещение, 1990.
14.
Кириллова З.А. Экологическое
образование и воспитание школьников в процессе изучения природы.
//Воспитание школьников.-1989, N5, С. 25-45.
15.
Пакулова
В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания биологии.- М.:Просвещение, 1990.
16.
Природопользование: Проб. Учеб. Для 10-11 кл. профильных шк./Н. Ф. Винокурова, Г. С. Камерилова, В. В. Николина и др. – М.: Просвещение, 1995.
17.
Суравегина И.Т.
Методическая система экологического
образования.
//Советская педагогика.-1988, N9, C. 31-35.
18.
Суравегина
И.Т., Сенкевич В.М., Кучер Т.В. Экологическое образование в
школе. //Советская педагогика.- 1990,N12, C. 47-51