Курсовая работа

Экологическое воспитание в курсе «общая биология»

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение_______________________________________________3

Глава 1. Вопросы экологического воспитания в современной школе

1.1. Сущность, цель  и задачи экологического воспитания______6.

1.2. Методические основы экологического воспитания________11

Глава 2  Опытно – экспериментальная работа по экологическому   

               воспитанию школьников в курсе «Общая биология»

 2.1. Методика реализации  системы уроков биологии, нацеленных на   

                 экологическое воспитание______________________________19

2.2 Анализ эффективности уроков биологии, направленных 

      на экологическое воспитание подростков_________________46

Заключение_____________________________________________48

Библиография___________________________________________49

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

История человечества неразрывно связана с историей природы.  На современном этапе вопросы традиционного  взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.  И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в  дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

 Экологическое воспитание - составная часть  нравственного воспитания.  Поэтому  под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения,  гармоничного с природой.  На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления  формируются на уроках биологии.

 В настоящее время школе предъявлены новые требова­ния, в числе которых прослеживается понимание «образования как функции культуры», когда смыслом и целью школьного обра­зования становится личность ученика, введение ее в мир всечело­веческого культурного опыта средствами материалов учебных дисциплин. В этой связи направленность общества на гуманиза­цию, культуросообразность и экологизацию знаний, отношений и поведения человека явилась новым ориентиром в определении целей общего образования и приобрела в этот период осо­бую актуальность.

В документах о школе подчеркивается, что в школьном образовании на современном этапе ученик поставлен в центр учеб­ного процесса, Внимание акцентируется на развитии ученика, формировании его мотивационной сферы, самостоятельного стиля мышления. Этот социальный заказ школе, также учитыва­ющий большие достижения биологической науки и изменения в окружающем мире, предъявляет к школьному биологическому образованию требование сформировать у подрастающего поко­ления биологическую грамотность.

Достижения биологической науки свидетельствуют о том, что она в настоящее время становится лидером в естествозна­нии и занимает ключевые позиции в здравоохране­нии, гигиене, охране окружающей среды, обеспечении населения продуктами питания, лекарственными препаратами. Ввиду этого биологическая грамотность становится социально необходимой. Поэтому школьная биология как важное звено в общей культуре и системе образования призвана сформировать у подрастающего поколения ценностное природосообразное миропонимание, эко­логическую культуру, гуманистический взгляд на природу и обще­ство, осознание своей роли как действенного фактора биосферы. В связи с вышеизложенным, тема нашей курсовой работы: «Экологическое воспитание в курсе «общая биология» представляется  актуальной.

Цель исследования: изучить  существующий   опыт  экологического воспитания,  разработать  методы экологического воспитания девятиклассников в процессе обучения предмету биология,  с учетом задач, которые ставит перед нами современная действительность.

Объект исследования: воспитание, как процесс  формирования экологической  личности.

Предмет исследования:  методы и приемы воспитания, направленные на развитие экологического сознания  учащихся.

Задачи исследования:

         1.Изучить психолого – педагогическую, методическую  литературу по теме исследования.

         2.Изучить практический  опыт по экологическому воспитанию школьников.

         3.Разработать и провести с учетом изученного теоретического материала серию занятий, направленных на экологическое воспитание девятиклассников.

Методологическая основа исследования: исследования С.Д. Деребо, В.А. Ясвина,  И.Д. Зверева, Т.И. Суравегиной,  Г.П.  Логовеевой и др..

 

Этапы исследования:

1. Первый  этап (август – сентябрь) заключался в выборе темы исследования, подборе психолого – педагогической литературы по теме исследования,  определении проблемы исследования, формулировке объекта, предмета и цели исследования, определения методов исследования и выбору базы исследования.

2. Второй этап (сентябрь – октябрь) включал в себя теоретическое обоснование темы исследования, разработку конспектов занятий, направленных на экологическое воспитание  учащихся.

3. Третий этап (октябрь – ноябрь)  включал реализацию системы разработанных уроков, обработку полученных результатов по теме исследования, формулирование выводов исследования, оформление курсовой работы.

Структура работы:

введение

первая глава

вторая глава

заключение

библиография.

 

Заключение

В процессе работы подтвердилась актуальность  темы исследования.  

На современном этапе вопросы традиционного  взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Экологическое воспитание - составная часть  нравственного воспитания.  Поэтому  под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения,  гармоничного с природой.  На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления  формируются на уроках биологии.

 В настоящее время смыслом и целью школьного обра­зования становится личность ученика, введение ее в мир всечело­веческого культурного опыта средствами материалов учебных дисциплин. В этой связи направленность общества на гуманиза­цию, культуросообразность и экологизацию знаний, отношений и поведения человека явилась новым ориентиром в определении целей общего образования и приобрела в этот период осо­бую актуальность. Биологическая грамотность становится социально необходимой. Поэтому школьная биология как важное звено в общей культуре и системе образования призвана сформировать у подрастающего поколения ценностное природосообразное миропонимание, эко­логическую культуру, гуманистический взгляд на природу и обще­ство, осознание своей роли как действенного фактора биосферы.

Цель исследования: изучить  существующий   опыт  экологического воспитания,  разработать  методы экологического воспитания девятиклассников в процессе обучения предмету биология,  с учетом задач, которые ставит перед нами современная действительность – была достигнута.

Задачи исследования, поставленные в начале работы, были выполнены.

 

Библиография.

1.         Апраушев  А.В.  Эколого  -  педагогический кооператив "Юный натуралист". //Начальная школа.-1989, N6, С. 73-79.

2.         Баландин Р. К., Бондарев Л. Г. Природа и цивилизация. – М.: Мысль, 1988.

 

3.         Букин А.П.  В дружбе с людьми и природой.- М.: Просвещение, 1991.

4.          Воспитание и развитие детей в процессе обучения биологии:  Из опыта работы.  Пособие для учителя. /Составитель Мельчаков Л.Ф.- М.: Просвещение, 1981.

5.         Деребо С.Д., Ясвин В.А.. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996

6.         Деревянко В.А.,  Савельева С.С., Бабанский И.Т. Уроки экологического творчества.  //Начальная школа.-1989, N12, С.40-44.

7.         Жестова Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся. М.: Просвещение, 1989,

8.         Захлебный А.Н.  На экологической тропе.- М.: Знание,1986.

9.         Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы.- М.: Педагогика, 1981.

10.    Зверев И.Д.,  Суравегина И.Т. и др. Экологическое образование школьников.- М., Педагогика,1983.

11.    Зверев И.Д.  Экология в школьном обучении.- М., 1980.

12.    Зверев И.Д.  Охрана природы и экологическое  воспитание. //Воспитание школьников.-1985, N6, С. 30-35.

13.    Кучер Т.В.  Экологическое воспитание учащихся.- М.:Просвещение, 1990.

14.    Кириллова З.А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы.  //Воспитание школьников.-1989, N5, С. 25-45.

15.    Пакулова В.М.,  Кузнецова В.И.  Методика преподавания биологии.- М.:Просвещение, 1990.

16.    Природопользование: Проб. Учеб. Для 10-11 кл. профильных шк./Н. Ф. Винокурова, Г. С. Камерилова, В. В. Николина и др. – М.: Просвещение, 1995.

17.    Суравегина  И.Т.  Методическая система экологического

образования. //Советская педагогика.-1988, N9, C. 31-35.

18.    Суравегина И.Т.,  Сенкевич В.М.,  Кучер Т.В. Экологическое образование в школе.  //Советская педагогика.-  1990,N12, C. 47-51