Курсовая работа
Эстетическое воспитание школьников средствами фольклора
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……….…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические
основы эстетического воспитания младших школьников
1.1. Сущность и
особенности содержания эстетического воспитания в младшем школьном
возрасте……………………………………………………7
1.2. Формы и методы
эстетического воспитания младших школьников…….15
1.3. Фольклор как средство эстетического воспитания младших
школьников.28
Глава 2.
Опытно-экспериментальная работа
по эстетическому воспитанию младших школьников
2.1. Диагностика уровня эстетического воспитания детей младшего школьного
возраста…………………………………………………………………………..37
2.2. Опытно-экспериментальная работа по эстетическому
воспитанию школьников средствами народной педагогики…………………………….…44
Заключение………………………………………………………………………54
Библиография ……………………………………………………………..……55
Приложения
Введение
Актуальность исследования
обусловлена фундаментальными изменениями социокультурной ситуации российского
общества, требующими восполнения его культурного потенциала, повышения уровня
эстетического развития молодёжи, формирования способности к коррекции
ценностных ориентаций на основе понимания прекрасного в жизни, искусстве и
деятельности. Важную роль как источник социокультурных ценностей приобретает
школьное образование. Одна из приоритетных задач школьного образования —
формирование личности и ее базовой культуры, в том
числе эстетической. Однако
влияние искусства на воспитание человека в определяющей мере зависит от его эстетического
развития. Оно приносит удовольствие
и наслаждение только человеку, который
имеет соответствующую подготовку и в достаточной
степени эстетически образован. Чтобы воспринимать красоту оперного искусства, например, необходимо знать его особенности,
понимать язык музыки и вокала, с помощью которых композитор и певцы передают
все оттенки жизни и чувств и воздействуют на мысли и эмоции
слушателей. Восприятие поэзии и
изобразительного искусства также требует определенной
подготовки и соответствующего понимания. Даже интересный рассказ не будет
захватывать читателя, если у него не выработана техника выразительного чтения, если всю свою энергию он будет затрачивать на составление слов из произносимых звуков и не будет
испытывать их художественно-эстетического влияния. Задача школы — обеспечить необходимую эстетическую
подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его
действенным средством познания окружающей
действительности, развития мышления
и нравственного совершенства.
Все вышесказанное определяет актуальность
проблемы эстетического воспитания
школьников.
Различные стороны проблемы эстетического воспитания нашли отражение в работах, раскрывающих вопросы эстетического, художественного образования и воспитания (Н. И. Киященко, А. Ф. Лосев); эстетическое сознание (Е. В. Волкова, Л. П. Печко); эстетические взгляды и идеал (В. Н. Липский, Н. А. Ястребова); содержание эстетического воспитания школьников (Б. Т. Лихачев, Г. И. Щукина); аксиологический аспект эстетической культуры (Б. Кабалевский, С. М. Каргапольцев, Л. Б. Соколова); различные аспекты эстетики жизнедеятельности человека (А. С. И. П. Подласый, Н. Н. Румянцева); способность восприятия и понимания личностью прекрасного в искусстве и жизни (В. А. Сластенин, И. Ф. Харламов); принципы эстетического воспитания (Е. В. Квятковский); познавательный потенциал эстетической деятельности (Ю. Б. Борев, М. А. Д. М. Гришин).
Нельзя не учитывать тот
факт, что лучшие, веками выверенные
средства эстетического воспитания предлагает народная педагогика, отраженная в фольклоре. В произведениях устного народного творчества заложены
языковые нормы, образцы русской речи, поднятой до высоты эстетического идеала. Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть
общей духовной культуры народа. Исследователи народной педагогики Ушинский
К.Д., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., показали взаимовлияние и
взаимообусловленность официальной и народной педагогики, которые дополняют и
обогащают друг друга. Анализ источников показывает, что воспитание в частности
тесно перекликается с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной
педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях.
Но
изучение психолого-педагогической и
методической литературы, посвященной вопросам
эстетического воспитания, позволила нам выявить
существующие противоречие
между достаточно разработанным теоретическим аспектом данной проблемы и
отсутствием систематизированного подхода
к нему - в практике учебных учреждений наблюдается отсутствие
целенаправленной работы по
воспитанию эстетической культуры путем использования
средств народного фольклора.
Это противоречие позволило выделить проблему исследования, которая заключается в выявлении
эффективных средств организации эстетического воспитания
детей младшего школьного возраста.
Данное противоречие обусловило выбор темы курсовой работы: «Эстетическое
воспитание школьников средствами фольклора».
Цель
исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать
средства народной педагогики в
эстетическом воспитании младших школьников.
Объектом
исследования является процесс эстетического воспитания детей младшего школьного
возраста.
Предмет
исследования: использование фольклора на занятиях по эстетическому
воспитанию младших школьников.
В нашей работе мы выдвинули следующее гипотетическое
предположение: эстетическое воспитание
будет проходить наиболее эффективно при обращении в учебно-воспитательном
процессе к народному фольклору как к одному из важных средств формирования
гармонически развитой личности.
Исходя из поставленной
цели, нами были сформулированы следующие задачи исследования:
1.
Определить
степень разработанности проблемы в психолого-педагогической литературе. Изучить
взгляды выдающихся педагогов на процесс эстетического воспитания.
2.
Рассмотреть
сущность, содержание, методы и средства эстетического воспитания
школьников.
3.
Выявить
и экспериментально апробировать наиболее эффективные средства эстетического
воспитания младших школьников на образцах народного фольклора.
В соответствии с целью и
поставленными задачами на различных этапах использовались методы: анализ
психолого-педагогической и методической литературы, методы теоретического обобщения,
моделирования; педагогическое наблюдение; анкетирование; количественная и
качественная обработка эмпирических данных исследования.
Методологической основой нашего исследования являются работы В. А. Сластенина,
И. Ф. Харламовой, Н.Л. Арниной, Н.А. Ветлугиной, Б.Т. Лихачева, С.А. Герасимова, Л.С. Выготского и др., посвященные вопросам эстетического развития и воспитания.
Исследование проводилось
в три этапа:
Первый этап — поисково-теоретический. В процессе анализа
психолого-педагогической литературы были определены методология и методика
исследования, его понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи, методы
и гипотеза исследования.
Второй этап -
опытно-экспериментальный. На этом этапе осуществлялась экспериментальная
проверка гипотезы, систематизировался полученный материал, связанный с отбором
средств народной педагогики для решения поставленных задач. Работа включала
разработку технологии эстетического
воспитания детей младшего школьного возраста.
Третий этап - заключительно-обобщающий - был посвящен систематизации полученных результатов
исследования, оформлению курсовой работы.
Экспериментальной базой для проведения исследования явилась
средняя общеобразовательная школа села
Викулово Тюменской области в составе 20 учащихся второго класса.
Научная
новизна данной работы заключается в том, что определена сущность и особенности
содержания эстетического воспитания младших школьников. Обосновано применение
фольклора как средства эстетического воспитания детей младшего школьного
возраста.
Практическая
значимость: разработана система занятий по эстетическому воспитанию средствами
фольклора, что дает возможность широко использовать
эту разработанную систему в практике учителей начальных классов.
Структура
работы: введение, первая глава, вторая глава, заключение, библиография,
приложение.
Заключение
В ходе исследования подтвердилась актуальность вопроса воспитания эстетической культуры
школьников. Влияние искусства на
воспитание человека зависит от его художественно-эстетического развития. Оно
приносит удовольствие и наслаждение только человеку, который имеет
соответствующую подготовку и в достаточной степени эстетически образован. Задача
школы — обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в
большой мир искусства, сделать его действенным средством познания окружающей
действительности, развития мышления и
нравственного совершенства.
В процессе
работы был проведен анализ психолого-педагогической и
методической литературы по теме исследования.
Цели и задачи, поставленные нами в
начале исследования были выполнены.
Результаты опытно-педагогической работы по воспитанию эстетической культуры школьников
экспериментальной группы подтвердили гипотезу, выдвинутую нами в начале
исследования о том, что
эстетическое воспитание культуры будет проходить наиболее эффективно при
обращении в учебно-воспитательном процессе к народному
фольклору как к одному из важных
средств формирования гармонически развитой личности.
Практическая значимость
работы заключается в возможности использования ее
в практике учителей общеобразовательной
школы и художественных студий для воспитания эстетической культуры детей.
Библиография
1.
Арнина,
Н.Л. Уроки прекрасного. [Текст]/ Н.Л. Арнина.- М.:
Педагогика, 1993. – 213 с.
2.
Библер, В.С. Культура. Диалог культур. (Опыт определения) [Текст]/ В.С. Библер // Вопросы философии. 1989.
№ 6. – С.12-15.
3.
Библиотека
русского фольклора. Детский фольклор. [Текст]/ Гл. ред. Ю. Г. Круглов / Сост. и вступ. ст., подготов. текстов и комментарии М. Ю. Новицкая, И. Н.
Райкова. - М. : Русская книга, 2008. - 556 с.
4.
Взаимодействие искусств в педагогическом
процессе. [Текст]/
Межвуз. сб. научн. трудов.
– СПб: Питер, 2004. – 254 с.
5.
Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка.
[Текст]/ Н.А.
Ветлугина.- М.: Просвещение, 1988. – 119
с.
6.
Выготский,
Л.С.. Воображение и творчество в детском возрасте.
Психологический очерк. [Текст]/
Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1967. – 347 с.
7.
Гришина, Г. Н.
Сборник: Осенние, весенние, летние, зимние игры, забавы для детей.
[Текст]/ Г. Н. Гришина, В. М. Петров, Л. Д.
Короткова. - М.: Глобус, 2007 –
286 с.
8.
Готовцев, Г.А. «Мифология и фольклор». Программа и
методические рекомендации. [Текст]/ Г.А Готовцев.-
М.: Новая
школа, 1993.-278 с.
9.
Идеи эстетического
воспитания. Антология: В 2 т. [Текст]/ Сост. В.П.
Шестаков. -М.: Прима, 2003.- 109 с.
10.
Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума
и сердца. [Текст]/ Д. Б.
Кабалевский.- М.: Просвещение, 1984.-94 с.
11.
Лихачев,
Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников.
[Текст]/
Б.Т. Лихачев.-
М.: Наука, 1985.- 324 с.
12.
Мельников, М.Н. «Детский фольклор и проблемы народной
педагогики», [Текст]/ М.Н. Мельников.- Новосибирск: Культура,
2001. – 232 с.
13.
Лихачев,
Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. [Текст]/ Б.Т. Лихачев.- М., 1985. – 356 с.
14.
Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника. [Текст]/ А. А. Люблинская. - М.:
Просвещение, 1977. – 357 с.
15.
Матюхина, М. В. Психология младшего школьника. [Текст]/ М. В. Матюхина. - М.: Просвещение, 2004. – 251 с.
16.
Мельников, М.Н. «Детский фольклор и проблемы народной
педагогики», [Текст]/ М.Н.
Мельников.- Новосибирск: Просвещение,
2002.-112 с.
17.
Мир детства. Младший школьник. [Текст]. - М.: Педагогика, 2000.-187 с.
18.
Мир
профессий - том «Человек - человек» Статья Л.А. Балакирева «Учитель начальных классов». [Текст]/ Под редакцией Р.Д. Кавериновой, Л.М. Зюбина.-М.:
Прима, 1986.- 256 с.
19.
Назаров, Л. Введение в песенный фольклор. [Текст]/ Назаров Л. //Народное
творчество. №6, 1999, № 1, 2000.- 184 с.
20.
Немов, Р.С. Психология. [Текст]/
Р.С. Немов.- М.: Психология,
1999.-426 с.
21.
Основы эстетического воспитания. [Текст]/ Под редакцией Н.А.
Кушаева.- М.:
Альфа, 2002.-361 с.
22.
Онищук,
В. А. Урок в современной школе. Пособие для учителя. [Текст]/
В. А. Онищук.- М.: Просвещение, 2001. -243 с.
23.
Пропп, В. Я. Фольклор. Литература. История [Текст] / В.Я.Пропп ; сост., науч. ред, комментарии, библиогр.
указ. В. Ф. Шевченко. - М. : Лабиринт, 2009. -462 с.
24.
Смирнов, С. Педагогика. [Текст]/
С. Смирнов. – М.: Академия,
2008.-385 с.
25.
Старикова, К.Л. У истоков народной мудрости. [Текст]/
К.Л.Старикова.
- Екатеринбург, 2004.-152 с.
26.
Система эстетического воспитания школьников. [Текст]/ Под
редакцией С.А. Герасимова. - М.: Логос,
2005.-226 с.
27.
Ушинский,
К.Д. Избранные педагогические сочинения. [Текст]/
К.Д. Ушинский. – М.: Просвещение, 1974.-475 с.
28.
Фомина, Н.Н. Народные праздники и программы с методическими
рекомендациями организации уроков. 1-4 кл. [Текст]/ Н.Н. Фомина. – М.: Педагогика, 2001.-364 с.
29.
Хижняк, Ю.Н. Как прекрасен этот мир. [Текст]/ Ю.Н. Хижняк.- М.: Сфера, 2003.-106 с.
30.
Художественное
творчество и ребенок [Текст]/ Под ред.
Н.А.Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1998.- 148
с.
31.
Шамина, Л. Работа с самодеятельным коллективом. [Текст]/ Л.
Шамина.- М.: Музыка, 2003.-97 с.
32.
Шацкая,
В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе.
[Текст]/
В.Н. Шацкая. – М.: Педагогика, 2004.-223 с.
33.
Щиряков, Н.Н. Эстетическое воспитание
учащихся. [Текст]/ Н.Н.
Щиряков.-
Минск, 1999.-19+4 с.
34.
Эстетическая культура и
эстетическое воспитание [Текст]/ Сост.
Т. К. Короткина,
Л.Б. Шалыт. – М.: Инфра, 2006.-367 с.
35.
Электронный ресурс: Фольклор в средней школе
http://www.rustrana.ru/article.php?nid=4951