Развитие законодательства Российской  Федерации о местном самоуправлении на современном этапе

дипломная работа

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………….………………………..3

Глава 1.Современное состояние законодательства о местном самоуправлении 

1.1. Общая характеристика законодательства о местном самоуправлении…6

1.2. Пробелы в законодательстве о местном самоуправлении…………...31

Глава 2.Реформа законодательства о местном самоуправлении

2.1.Изменение законодательного регулирования территориальной     

      организации местного самоуправления………………54

2.2.Изменение законодательного регулирования компетенции местного        

      самоуправления…………………………………………………………66

2.3.Изменение законодательного регулирования системы органов       

      местного самоуправления……...…...........................81

Заключение…………………………………………....94

Список использованной литературы……………………..…… 97 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

С принятием всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации начался поворотный этап в  становлении и развитии местного самоуправления в России.

Впервые в конституционной практике российского государства (Глава 8, ст. 12 главы 1 «Основы конституционного строя» Конституции Российской Федерации 1993 г.) нашло свое закрепление положение о том, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно и органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

     Органы местного самоуправления решают вопросы местного значения на основе и в соответствии с законами и иными нормативно-правовыми актами, принимаемыми федеральными органами государственной власти, органами государственной власти  субъектов Российской Федерации. Более того, согласно п. 2 ст. 132 Конституции, органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Конституционные основы местного самоуправления исходят из положений Европейской хартии о местном самоуправлении (№122, Страсбург, 15 октября 1985 г.). Под местным самоуправлением Европейская хартия понимает (ст. 3) право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Основные полномочия органов местного  самоуправления, согласно Европейской хартии, устанавливаются конституцией или законом, что не исключает предоставления этим органам, в соответствии с законом, отдельных конкретных полномочий.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.03. местное самоуправление характеризуется как признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что несовершенство федерального законодательства приводит к цепной реакции: оно влечет за собой несовершенство законов субъектов Российской Федерации и уставов местных сообществ муниципальных образований.

Ряд нерешенных проблем, вызванных экономическими трудностями в стране, неполнотой законодательного регулирования (в первую очередь, отсутствием четкого разграничения компетенции между федеральными, региональными и муниципальными органами власти), приводит к разногласиям и конфликтам между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Предстоит кропотливая работа органов законодательной, исполнительной и судебной государственной власти по разрешению таких разногласий и конфликтов.

Проблема нередко усугубляется субъективным фактором - неумением, а подчас и нежеланием соответствующих должностных лиц вырабатывать согласованные решения, направленные на взаимодействие федеральных, региональных и муниципальных органов власти в интересах населения.

Несогласованность и несистематизированность законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении. Ряд федеральных нормативных правовых актов, в первую очередь принятых до вступления в силу Конституции Российской Федерации, содержат положения, не соответствующие конституционному статусу местного самоуправления; кроме того, нормы, регулирующие отдельные вопросы осуществления местного самоуправления, содержатся в значительном количестве отраслевых законодательных и иных нормативных правовых актов.

Недостаточное обеспечение финансово - экономической самостоятельности муниципальных образований. Эта проблема включает в себя комплекс вопросов, решаемых как на государственном, так и на муниципальном уровне. К ним относятся вопросы формирования муниципальной собственности (в том числе муниципальной собственности на землю), создания условий для формирования полноценных местных бюджетов (в том числе учета специфики муниципальных образований при распределении государственных финансовых ресурсов), создания стабильной нормативной основы экономической деятельности муниципальных образований и другие.

Нехватка квалифицированных муниципальных кадров. Общероссийская система кадрового обеспечения муниципальных образований, обучения выборных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих до настоящего времени так же не сложилась.

Учитывая выше сформулированные актуальные вопросы и проблемы местного самоуправления, автор в выпускной квалификационной работе, попытается проанализировать состояние дел в данной отрасли права и  рассмотреть  методы решения обозначенных проблем.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представляется очевидным, что конституционно-правовая парадигма местного самоуправления на сегодняшнем этапе изменена  быть не может, да это и нецелесообразно. В связи с этим важно подчеркнуть, что предполагаемая реформа не затрагивает  конституционные и политико-правовые основы местного самоуправления в России, но осуществляется исключительно в их русле.

Корректнее говорить, что речь идет о совершенствовании системы местного самоуправления, нежели о его радикальном  реформировании.  

Основные принципы реформы, на мой взгляд, должны включать в себя следующее:

     - приведение законодательства о местном самоуправлении (федерального и регионального) в соответствие с Конституцией РФ и Европейской хартией местного самоуправления так как Федеральный   закон   определяет   местное   самоуправление   как самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного  самоуправления вопросов местного значения, в то время как Хартия говорит о праве и реальной способности органов местного самоуправления (местных властей) - т.е. фактически о власти - регламентировать значительную часть публичных дел и управлять  ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения;

     - необходимо   серьезное   внимание   уделить   территориальному общественному самоуправлению. Закон должен  установить правовой статус, порядок регистрации и гарантии деятельности ТОСов. Органы территориального общественного  самоуправления снижены до любой некоммерческой организации типа общества садоводов-любителей, общества разведения собак,  общества разработки современной логистики и т.п. «Органы территориального общественного самоуправления в соответствии с  уставами могут являться юридическими лицами с регистрацией в организационно-правовой форме некоммерческой организации» (п.5  ст.27 проекта нового Федерального закона). Главное, что некоммерческие организации не имеют права на местное  самоуправление, на то, чтобы быть местным органом власти самого населения и дать возможность гражданам самостоятельно  решать свои местные вопросы.    

-реализовать дифференцированный подход к территориальной организации местного самоуправления, соединяющий  преимущества поселенческой и районной моделей и устраняющий присущие им недостатки. Закрепляя в качестве принципа  территориальной организации местного самоуправления двухуровневую модель с выделением трех типов муниципальных образований, соответствующим образом классифицируя их компетенцию. Органы местного самоуправления в городах районного значения, селах, поселках и сельсоветах оказываются ответственными за решение вопросов в коммунальном хозяйстве и благоустройстве  подведомственных территорий.

     - установить  основные  принципы  передачи  органам  местного самоуправления государственных полномочий, в том числе  установить механизм передачи финансовых и материальных ресурсов и правила, позволяющие четко определить ответчика в спорах  по реализации таких полномочий;

     - прокурорский надзор должен включать также и надзор за соответствием нормативных правовых актов местного  самоуправления уставам муниципальных образований. 

 Таким образом, местное самоуправление в Российской Федерации необходимо понимать как гарантируемое Конституцией РФ право  и реальную способность   населения   на   самостоятельную   и   под   свою ответственность публично-властную деятельность  по решению  непосредственно или через представительные и иные выборные органы местного самоуправления вопросов местного  значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, действуя в рамках закона и в интересах  населения, учитывая его исторические и иные местные традиции.

Необходимо учитывать, что на выполнении законодательства о местном самоуправлении негативно сказывается кризисное  состояние экономики и тяжелое финансовое положение страны, не отлаженные отношения между Российской Федерацией и ее  субъектами, недостаток политической воли руководства страны, направленной на укрепление демократической местной власти, а  для того, чтобы разбудить самодеятельность и творческую активность россиян, привить им вкус к самостоятельному решению  вопросов местного значения, преодолеть иждивенческие настроения, предстоит выработать и реализовать комплекс мер по  организационно-правовому, финансово-экономическому, идеологическому обеспечению прав граждан на участие в местном  самоуправлении.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

И ЛИТЕРАТУРЫ

I. Нормативно - правовые акты

1.Конституция Российской Федерации // Российская газета, № 237, 12.12.1993г.

2.Федеральный закон «Об общих принципах организации местного  

    самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета,

    № 170, 01.09.1995 г.

3.Федеральный закон от 26.11.1996 г., № 141-ФЗ «О внесении дополнения в  

    Федеральный закон «Об общих принципах организации местного  

    самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ,      02.12.1996 г., № 49, Ст. 5500.

4.Федеральный закон от 26.11.1996 г., № 138-ФЗ «Об обеспечении  

   конституционных прав граждан Российской Федерации избирать

   и быть избранными в органы местного самоуправления» // Собрание    

   законодательства РФ, 02.12.1996 г., № 49, Ст. 5497.

5.Федеральный закон от 17.03.1997 г., № 55-ФЗ «О внесении дополнений в  

   Федеральный закон «Об общих принципах организации

    местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание   

    законодательства РФ, 24.03.1997 г., № 12, Ст. 1378.

6.Федеральный закон от 17.03.1997 г., № 55-ФЗ «О внесении изменений и   

   дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации  

   местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание  

    законодательства РФ, 07.08.2000 г., № 32, Ст. 3330.

7.Федеральный закон от 25.09.1997 г., «О финансовых основах местного   

   самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ,     1997 г., № 39, Ст. 4461.

8.Указ Президента РФ от 22.10.1998 г., № 1281 «О конгрессе муниципальных 

   образований Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 

   26.10.1998 г., № 43, Ст. 5336.

9. Европейская хартия местного самоуправления  // Собрание законодательства      РФ, 07.09.1998 г., № 36, Ст. 4466.

10.Закон Тюменской области от 29.11.1995 г. «О местном самоуправлении» // 

      Законы Тюменской области (1994-1997). Т.1.Тюмень, 1997 г.

11.Закон Тюменской области от 10.06.2002 г., № 44 «О наделении органов 

     местного самоуправления объединенного муниципального образования 

     Юргинский район отдельными государственными полномочиями» // 

     Вестник Тюменской областной Думы, №5, 2002 г., часть 1.

12.Закон Тюменской области от 25.07.1997 г. № 116 «О внесении изменений и     дополнений в закон Тюменской области «О местном самоуправлении» // 

     Вестник Тюменской областной Думы, № 7, 1997 г.

13.Закон Тюменской области от 05.11.1999 г. № 142 «О внесении изменений и     дополнений в закон Тюменской области «О местном самоуправлении» // 

     Тюменские известия, № 212, 25.11.1999 г.

14.Закон Тюменской области от 21.02.2000 г. № 160 «О внесении изменения  в  закон Тюменской области «О местном самоуправлении» // Тюменские 

      известия, № 36, 25.02.2000 г.

15.Закон Тюменской области от 16.03.2001 г. № 297 «О внесении изменений  в   закон Тюменской области «О местном самоуправлении» // Тюменские 

     известия, № 60, 22.03.2001 г.

16.Закон Тюменской области от 05.07.2001 г. № 365 «О внесении изменений и    дополнений в закон Тюменской области «О местном самоуправлении» // 

      Тюменские известия, № 136, 11.07.2001 г.

17.Закон Тюменской области от 26.09.2001 г. № 397 «О внесении изменения  в     закон Тюменской области «О местном самоуправлении» // Тюменские 

      известия, № 192, 02.10.2001 г.

2.Постановления Конституционного суда Российской Федерации

1. Постановление Конституционного суда РФ от 30.05.1996 г., № 13-П «По делу   о проверке конституционности пункта 1 статьи 58 и пункта 2 статьи 59 

    Федерального закона от 28.08.1995 года «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от  22.04.1996 года) // Собрание законодательства РФ, 03.06.1996 г., № 23,    Ст. 2811.

2.Определение Конституционного Суда РФ от 10.04.2002 г., № 92-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов государственной думы  о проверке соответствия Конституции Российской Федерации положений  статей 1, 2, 3 и главы 4 Федерального закона «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Вестник  Конституционного Суда РФ, № 6, 2002 г.

3.Определение Конституционного Суда РФ от 21.02.2002 г., № 26-0 «Об отказе   в принятии к рассмотрению запроса Курганской областной думы о проверке   конституционности пункта 3 статьи 16 Федерального закона «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»    // Вестник Конституционного Суда РФ, № 4, 2002 г.

4.Определение Конституционного Суда РФ от 15.11.2001 г., № 277-0 «Об  

   отказе в принятии к рассмотрению запроса Воронежского областного суда о   проверке конституционности положений пункта 6 статьи 18 Федерального  

   закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в  

   Российской Федерации» и пункта 7 статьи 4 Федерального закона «Об  

   Основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме  

   граждан Российской Федерации» // Вестник Конституционного

    Суда РФ, № 2, 2002 г.

3.Научная и учебная литература

1.     Барабашев Г.В. Местное самоуправление. М., 1996.

2.     Белораменский В.В. Особенности современной концепции местного самоуправления // Известия вузов. Правоведение. - М., 1993. - №5.

3.     Буданов В.Г. Проблемы местного самоуправления / журнал Российского права №6 -2002.

4.     Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его   управлении, финансах и методах хозяйства. М., 1928.

5.     Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М., 2000.

6.     Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России: Учебник.  Екатеринбург, 1997.

7.     Гладышев А.Г. Правовые основы местного самоуправления. - М., 2002

8.     Демьяненко А.Н., "Муниципальное управление", Хабаровск 1998.

9.     Замотаев А., "Местное самоуправление как элемент государственного устройства" Российская юстиция, 1996, N 6.

10.           Замотаев А.А. Местное самоуправление: основные понятия и термины. М.,  1999.

11.           Институциональные аспекты регионализма в общеевропейском контексте. Материалы II бельгийско-российского научного семинара. Екатеринбург, 1-9 июля 1996 г. - Екатеринбург, 1996.

12.           Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" / Васильев В.И., Петрова Г.В., Пешин Н.Л. / Отв. редактор Тихомиров Ю.А. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. - М., 1997.

13.           Краснов М.А. Местное самоуправление: государственное или общественное?  // Советское государство и право. 1990. № 10.

14.           Кирпичников В. Диалог с государством // Российская Федерация. - М., 1995. - № 19.

15.           Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации.  М., 2000.

16.           Лаптева Л.Е. Вступительная статья // Местное самоуправление в Российской Федерации. Сборник нормативных актов. - М., 1998.

17.           Ларькина А.П. Органы территориального общественного самоуправления. - Саранск., 1993.

18.           Легорнев С. Муниципальная собственность как основа реального самоуправления // Жилищное и коммунальное хозяйство. - М., 2000.-№ 1.

19.           Местное самоуправление в России / Аяцков Д.Ф., Володин В.В. и др. - Саратов, 2003.

20.           Марченко Г.В. Государственная власть и местное самоуправление // Россия и современный мир. - М., 1995. - № 4.

21.           Местное самоуправление в Российской Федерации: Состояние, особенности формирования, проблемы // Вестник Центральной избирательной комиссии. - М., 1997.

22.           Местное самоуправление в Российской Федерации: Состояние, особенности формирования, проблемы // Вестник Центральной избирательной комиссии. - М., 1997. - №4.

23.           Местные органы власти: социально-политические аспекты деятельности. Сб. обзоров / Под ред. В.С.Ажаева. - М., 2003.

24.           Местные органы власти: социально-экономические аспекты деятельности. Сб. обзоров. - М.: ИНИОН, 1993.

25.           Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Материалы научно-практической конференции, 25 апреля 1996 г. / Ред. Авакьян С.А. - М.: МГУ, 1996.

26.           .Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. М., 1999.

27.            Постовой Н.В. Муниципальное право России. М., 1998.

28.           Прохоров В.Т., Кашо В.С. Органы территориального общественного самоуправления в системе местного самоуправления // Государство и право. - М., 1992. - № 7.

29.           Писарев А.Н. Муниципальное право Российской Федерации: Учебное 

     пособие. М., 1997.

30.           Пискотин М. Решение принято - конфликт продолжается // Российская Федерация. - М., 1997. - №3.

31.           Пылин В.В., Глущенко П.П. Муниципальное право. СПб., 2000.

32.           Самоуправление: теория и практика: Сб. научн. тр. / Отв. ред. А.А.Безуглов. - М., 2002.

33.           Смоленский М.Б. Конституционное право Российской Федерации.,  «Феникс», 2002.

34.           Стрекозов В.Г., Казанчеев Ю.Д.. Государственное (конституционное) право Российской Федерации. М.: Былина, 1995 г.

35.           Тощенко Ж.Т., Цветкова Г.А. Местное самоуправление: проблемы становления (опыт социологического анализа) // СОЦИС. - М., 1997. - №6.

36.           Фадеев В.И. Муниципальное право России. М.: Юрист, 1994. .

37.           .Чеботарев Г.Н. Развитие конституционных основ местного самоуправления  в Российской Федерации. Тюмень, 1995.

38.           Шеремет К.Ф. Становление правовой базы местного самоуправления в  Российской Федерации // Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования: Учебное  пособие // Под ред. К.Ф. Шеремета, И.И. Овчинникова. М., 1998.

39.           Шугрина Е.С. Муниципальное право. М., 1999.

40.           Шлемин П.И., Фадеев В.И. Местное самоуправление: Российский вариант. Научно-аналитические обзоры. - М.: ИНИОН, 1993.