Дипломная работа

Взаимоотношения детей младшего школьного возраста со сверстниками с агрессивным поведением и их коррекция

 

 

 

СОДЕЖАНИЕ

 

Глава 1. Проблема коррекции взаимоотношений детей  младшего школьного возраста с агрессивным поведением в психолого-педагогической литературе

1.1.Сущность понятия и особенности взаимоотношений детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………....7

1.2. Понятие, структура и особенности  детской агрессивности в младшем школьном возрасте …………………………………………..24

1.3.  Особенности коррекции взаимоотношений со сверстниками младших школьников  с агрессивным поведением……………….….46

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по диагностике и коррекции взаимоотношений со сверстниками детей младшего школьного возраста  с агрессивным поведением…………………………..……………55

2.1.Диагностика взаимоотношений и агрессивности  детей экспериментальной группы …………………………………………..56

2.2.Коррекция взаимоотношений  со сверстниками детей с агрессивным поведением и ее результаты………………………………….……….77

Заключение…………………………………………………………..……….92

Библиография…………………………………………………………………94

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Отношения - сложное, многоаспектное явление, определяемое как внутреннее состояние личности. Опыт межличностных отношений с другими людьми, взрослыми или сверстниками, является фундаментом для развития личности ребенка, становления его самосознания. Основополагающая значимость проблемы взаимоотношений детей в последнее время особенно привлекает внимание психологов и педагогов. Изучение вопроса межличностных отношений имеет не только первостепенное теоретическое, но и практическое значение. Исследование этой проблемы во многом связано с более глубоким психолого-педагогическим изучением ребенка, проникновением в область многообразных контактов детей со взрослыми и сверстниками. Поскольку ведущей в младшем школьном возрасте традиционно считается учебная деятельность, то исследования, касающиеся данного возрастного периода, направлены преимущественно на изучение психологических способностей, связанных с ней: познавательных способностей ребенка, компонентов учебной деятельности, рефлексии и т.п. Общение и отношения со сверстниками исследовались в основном в рамках учебной деятельности, как эффективные средства ее организации. Но, помимо общения на уроке, младшие школьники вступают в достаточно сложные межличностные отношения между собой, и психологические особенности этих отношений остаются не изученными. Эта проблема приобретает особую актуальность в связи с личностно-ориентированной направленностью педагогического процесса в современной начальной школе, что предполагает более внимательное отношение к психологическому благополучию детей.  Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном и младшем школьном  возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников, во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба. Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Множество негативных явлений, наблюдаемых в детской среде (агрессивность,  жестокость, враждебность и пр.), зарождается именно в раннем возрасте, когда ребенок вступает в первые отношения с себе подобными.

Агрессия - одно из наиболее ярких проявлений эмоции, характерных для всех возрастных групп, включая детей. Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым - родителям и специалистам (воспитателям, психологам, психотерапевтам). Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия - от жалоб и агрессивных фантазий  до прямых оскорблений и угроз. У многих детей отмечаются случаи смешанной физической агрессии - как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстника, лежащей возле его постели и пр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове или лицу, кусаются, плюются и т. п.). Такое агрессивное поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих, и потому требует грамотной коррекции.

В последнее время тема агрессии приобретает особую актуальность в связи с ростом детской преступности, различных проявлений агрессивности, жестокости в детской субкультуре и семье. Отражением существующей проблемы служат многочисленные публикации и исследования отечественных и зарубежных ученых: Ю.М. Антонян, Е.И. Бережкова, Н.Д. Левитов, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева и др.

Традиционно сложилось в психологической науке так, что изучение
агрессии и агрессивного поведения рассматривалось на выборке подростков и взрослых (А.А. Реан, П.А. Ковалев, Р. Уолтер, Г.П. Ярмоленко и др.). Между тем, все возрастающее внимание к изучению данной проблемы является доказательством того, что необходимо обследовать и другие возрастные группы. Исследование агрессивности младших школьников также осуществлялось, однако исследования этой возрастной группы представлены, главным образом, западными исследователями (Л. Берковиц, К. Бютнер, А. Миллер, П. Поппер). Более того, в концепции психоаналитического направления младший школьный возраст рассматривается как «латентный», характеризующийся низкой активностью, в том числе невыраженной агрессивностью. Вместе с тем, наличие работ вышеуказанных авторов свидетельствует о том, что различные проявления агрессивности все же имеют место в этом возрасте. Все это делает актуальным изучение агрессии и агрессивности у детей младшего школьного возраста.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью коррекции агрессивности в  отношениях детей младшего школьного возраста со сверстниками и недостаточной теоретической и практической разработанностью данной проблемы.

Данное противоречие  обусловило выбор  темы выпускной квалификационной работы «Взаимоотношения детей младшего школьного возраста со сверстниками с агрессивным поведением и их коррекция».

Цель:  Теоретически обосновать и экспериментально проверить способы коррекции агресии как средства формирования положительных взаимоотношений детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: взаимоотношения  детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: коррекция взаимоотношений со сверстниками младших школьников с агрессивным поведением.

Гипотеза:    мы предполагаем, что  взаимоотношения детей младшего школьного возраста с агрессивным поведением   со сверстниками будет  наиболее благоприятно при соблюдении следующих условий:

- диагностики агрессивности  во взаимоотношениях со сверстниками детей младшего школьного возраста;

- коррекционной работе по снижению агрессивности во взаимоотношениях учащихся.

Задачи исследования:

1)                Изучение состояния проблемы взаимоотношений и агрессивности детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе.

2)                Анализ особенностей агрессивности детей младшего школьного возраста в отношениях со сверстниками.

3)                Диагностика взаимоотношений и уровня агрессивности  учащихся младшего школьного возраста.

4)                Разработка и апробация коррекционных игр и занятий по взаимоотношениям детей с агрессивным поведением со сверстниками и анализ результатов коррекционной работы.

В исследовании использовались следующие методы:

-           теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;

-           наблюдение,  тестирование;

-           констатирующий и формирующий эксперимент, статистическая обработка данных.

Методологической основой исследования являлись труды В.В. Абраменкова, И.В. Дубровина, Н.Д. Левитова,  М.И. Лисина, B.C. Мухина, Я.Л. Коломинский, Р.С.Немова, A.M. Прихожан, А.А. Реан, Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина, Д.И. Фельдштейн,  Э.Фромма и др.

Исследование проводилось на базе МОУ Голышмановская основная общеобразовательная школа №2  с включением 20 учащихся первого класса.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что проблема диагностики и коррекции агрессивности рассматривалась с учетом возрастных особенностей младших школьников. В работе обобщены подходы учёных к проблеме и сущности агрессивности детей младшего школьного возраста. Выявленные специфические психологические особенности агрессивных младших школьников могут существенно помочь психологам, учителям, родителям в диагностике детской агрессивности. Осуществлён отбор методов коррекции агрессивности младших школьников во взаимоотношениях со сверстниками.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных данных  в процессе индивидуальной и групповой работы с агрессивными младшими школьниками. Разработанная серия коррекционных занятий и упражнений   может быть использована в   процессе психологического сопровождения обучения младших школьников, в консультативной работе психолога с родителями и классными руководителями младших школьников.

Этапы исследования.

I – поисково – теоретический (сентябрь – ноябрь 2008 г): посвящен изучению и анализу психолого- педагогической и специальной литературы по данной теме, формулированию проблемы, темы, цели, гипотезы, задач исследования, подбору методов и планированию экспериментов исследования.

II - опытно – экспериментальный (декабрь 2008г. – февраль 2009 г.): проведение  экспериментального исследования; проверка гипотетического предположения; обработка полученных результатов.

III – заключительно – обобщающий (март – май 2009 г.): обработка и систематизация материала; формулировка выводов и оформление выпускной квалификационной работы.

Структура работы: введение, первая глава, вторая глава, заключение, библиография, приложение.

 

Заключение

Несмотря на всю активность и кажущуюся самодостаточность, которую проявляют дети в процессе освоения пространства окружающего мира, ни в коем случае нельзя сказать, что в этом деле они вполне могут обойтись без квалифицированной помощи взрослых.

На основании всего вышесказанного можно считать проблему психологического и психического здоровья детей и школьников центральной в разработке научных основ детской практической психологии и в практике психологической службы образования. Безусловно, такая реальность, как психическое здоровье, требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической психологической работы с детьми на всех этапах их онтогенетического развития.

Еще более значимой  является задача научного и практического обоснования возможности и необходимости понимать психическое здоровье как один, пусть и очень существенный, из элементов более широкого явления - психологического здоровья, рассматриваемого в целостном контексте личностного развития, в тесной связи с высшими проявлениями человеческой личности.

Новое понимание цели психологической службы как обеспечение психологического здоровья детей и школьников требует пересмотра программ подготовки детских практических психологов и в особенности психологов образования в плане включения в эти программы указанной проблематики.

В ходе работы подтвердилась актуальность темы исследования.      

Задачи, поставленные в начале исследования, были выполнены.

Результаты экспериментальной коррекционной работы подтвердили гипотезу исследования, согласно которой взаимоотношения детей младшего школьного возраста с агрессивным поведением будут  формироваться наиболее эффективно при соблюдении следующих условий:  диагностики агрессивности  детей младшего школьного возраста; коррекционной работе по снижению агрессивности учащихся.

Практическая значимость работы заключается в возможности использовать ее в практике учителей начальных классов, а также практических школьных психологов.

 

 

Библиография

 

1.        Алемаскин, М. А. Межличностные отношения трудновоспитуемых школьников в коллективе класса. [Текст]/М.А. Алемаскин // Проблемы социальной психологии. М.: Логос, 2006.

2.    Анастази, А. Психологическое тестирование [Текст]/ А.  Анастази/ Под ред. К.М.Гуревича, В.И.Лубовского. – М.: Педагогика, 1982.

3.    Аникеева, Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе. [Текст]/ Н. П.   Аникеева. - М. Инфра, 1983.

4.     Бауэр, Т. Психическое развитие младенца [Текст]/ Т.  Бауэр /Пер. с англ. А.Б. Леоновой, Под общ. ред. А.В. Запорожца и Б.М. Величковского. - М.: Прогресс, 1985.

5.    Битянова, М. Как изменить отношения в классе: Социометрический метод в школьной практике. [Текст]/ М. Буянова.- М.: Чистые пруды, (Библиотечка "Первого сентября". Серия "Школьный психолог"). 2005.  

6.    Богданович, В.И. Психокоррекция в повседневной жизни. [Текст]/ В.И.  Богданович. - Спб.: ТОО “Респеке”, 1995.

7.    Буянов, М.М. Нервный ребенок. [Текст]/  М.М. Буянов. - М.: Знание, 1997.

8.    Внешняя среда и психическое развитие ребенка [Текст]/ Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Тольмер. - М., 1984.

9.    Дьяченко, О.М. Психическое развитие дошкольников. [Текст]/ О.М.Дьяченко, Т.Н.   Лаврентьева. - М.: Педагогика, 1984.

10.                       Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. [Текст]/ А.И. Захаров - Спб.: ИНФА-ПРЕСС, 1997.

11.                       Зюбин, Л.М. Психология воспитания. [Текст]/ Л.М. Зюбин. - М.Педагогика, 1991.

12.                       Изучение развития и поведения детей [Текст]/ Под ред. П.П. Липситта, И.К. Спайкера. - М.: Просвещение, 1986.

13.                       Киреева, Л.А. Психолого-педагогическая помощь семье. [Текст]/ Л.А. Киреева, И.И.  Мамайчук. - Л.: Просвещение, 1986.

14.                       Киричук, А. В. Опыт социально-педагогического изучения положения ребенка в системе коллективных отношений. [Текст]/А.В. Киричук .  М.: Сфера,  2003.

15.                       Коломинский, Я.Л. Социометрия в социально-психологическом исследовании [Текст]/  Я.Л. Коломинский// Методология и методы социальной психологии / отв. ред. Е.В.Шорохова. - М.: Наука, 1977.

16.                        Краткий психологический словарь [Текст]/  Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.– Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

17.                       Левитов Н.Д. психическое состояние агрессии // Вопросы психологии 1967. -  №6.

18.                       Липник, В.Н. Взрослые за детей в ответе. [Текст]/ В.Н. Липник. - Л.: Знание, 1980.

19.                       Лоренц, К. З. Агрессия: (Так называемое “зло”) [Текст]/ К. З. Лоренц /Пер с нем. Г.Ф. Швейника. - М.: Прогресс, 1994.

20.                       Немов, Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология ип психодиагностика. [Текст]/ Р. С.  Немов. – М.: Просвещение: Владос, 1995.

21.                       Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. [Текст]/ М.В.  Осорина. - Спб.: Издательство “Питер”, 1999.

22.                       Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. [Текст]/ Л.Ф. Обухова. - М.: Тривола, 1995.

23.                       Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. [Текст]/ Е.И. Рогов. - М.:ВЛАДОС, 1996.

24.                       Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы [Текст]/ Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1999.

25.                       Сафин, В.Ф. Психические отклонения в развитии детей и методы их психокорреции. [Текст]/ В.Ф. Сафин. - Уфа: Китап, 1994.

26.                       Смирнова, Е.О. Психология ребенка: от рождения до 7 лет. [Текст]/ Е.О.   Смирнова - М.6 Прогресс, 1994.

27.                       Степанов, С.  Психологическое диагностирование ребенка по его рисункам. [Текст]/ С. Степанов// Воспитание школьников, 2005, № 3.

28.                       Фридман, Л.М. Психология воспитания. [Текст]/ Л.М. Фридман. - М. ВЛАДОС, 1999.

29.                       Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. [Текст]/ К. Фопель.-М.:Альфа, 2001.

30.                       Фром, А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации. [Текст]/ А.Фром. – Екатеринбург: Мысль, 1996.

31.                       Фурманов, И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция. [Текст]/ И.А.  Фурманов - Минск, 1996.

32.                       Цапкин, В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта // Психологическое консультирование и психотерапия. Хрестоматия - т. 1. Теория и методология. [Текст]/ В.Н. Цапкин. -  М.: Владос, 2006.

33.           Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст]/ под ред. В.В.Лебединского, О.С.Никольского, М.М.Либлины - М.: Логос, 2004.