Курсовая работа
Изучение эмоциональной сферы ребенка через
детский рисунок
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. Психологическая природа эмоций и средства их выражения
1.1.
Эмоции как форма психического
отражения…………………..............5
1.2.
Эмоциональные механизмы и трудности
психологического развития ребенка дошкольного
возраста……23
1.3.
Выразительно - изобразительные средства
отображения эмоций в рисунках дошкольников……..26.
ГЛАВА 2.
Опытно-экспериментальная часть. Изучение эмоциональной сферы ребенка через детский рисунок
2.1.Методологическая основа, организация и проведение
экспериментальной работы……………….39
2.2.
Результаты экспериментального исследования……………………….46.
Заключение…………………………………………………………………...52
Список
литературы...…………………………………………………………55
Приложение………….………………………………………………………..57
Введение
Эмоции это неизведанный объект, который
нельзя отнести к чувствам так как это сиюминутное
явление. На сегодняшний день в психологии в сфере эмоций начинаются глобальные
исследования, так как это задатки чувств. Человек, по природе своей эмоционален в большей или меньшей степени. Мы
привыкли говорить о том, что мы радуемся, боимся, сердимся – все эти действия
выражают состояние нашей души. Раньше эмоциональные состояния приравнивались к
чувствам, но как говорят последние исследования в этой теме – эмоции это
предшествующее состояние. Эмоции и чувства представляют собой отражение
реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания
чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д. р.
) образуют в совокупности эмоциональную сферу. Вначале мы эмоционально
реагируем, а потом у нас возникает какое-то чувство. Для разработки нашего
исследования мы обратились к старшему дошкольному возрасту - это переходный
период от состояния детскости к младшему подростковому возрасту, и в этом возрасте
очень ярко обнажены все эмоциональные состояния. Значения проблемы эмоций едва
ли нуждается в обосновании. Какие условия и детерминанты не определяли бы жизнь
человека, внутренне, психологически действенными они становятся лишь в том
случае, если им удается проникнуть в сферу его
эмоциональных отношений. Преломиться, и закрепится в ней. Констатируя в
человеке пристрастность, без которой немыслим не один шаг, эмоции со всей очевидностью обнаруживают свое влияние на производстве и в семье, в познании и искусстве,
в педагогике и клинике, в творчестве и в душевных кризисах человека. Такая
универсальная значимость эмоций должна являться надежным
залогом, как повышенного интереса к ним, так и сравнительно высокой степени их
изученности.
Поэтому тема
нашей работы – «Изучение эмоциональной сферы ребенка через
детский рисунок» кажется нам
актуальной.
Эмоции
связаны с процессами познания, мотивации и поступков.
Способность эмоций участвовать во всех видах деятельности и вообще во всех
состояниях человека, поставили перед нами цель изучить эти состояния, выявить
особенности их проявления в старшем дошкольном возрасте непосредственно через
детский рисунок.
Цель исследования:
теоретически обосновать и
экспериментально
проверить проявление эмоциональной
сферы ребенка через рисунок.
В процессе исследования мы попытались решить следующие задачи:
1.
Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2.
Изучить более углубленно эмоции, причину их
зарождения, протекания и особенности их выражения.
3.
Изучить средства выражения ребенком эмоционального
отношения к изображаемому объекту.
Предмет
исследования: изучение эмоциональной сферы ребенка
через детский рисунок.
Объект
исследования: Изучение эмоциональной сферы ребенка
через детский рисунок
При работе над вопросом нашего исследования мы руководствовались гипотетическим предположением, согласно которому изучение выразительных средств, к которым прибегают дети в своих рисунках, позволяет дать представление о эмоциональной сфере каждого ребенка; эмоциональное и эстетическое отношение к изображаемым предметам проявляется в детских рисунках, при использовании различных выразительных средств в них, таких как: линия, цвет, форма симметричное построение в качестве украшения изображения, а также гиперболизация- использование преувеличения отдельных частей изображения для подчёркивания их особой значимости.
Теоретической основой исследования
являются научные труды по теме исследования психологов и педагогов: Выгодского, Л.С,Григорьевой, Г. Г., Даниловой Н.Н., Крыловой А.Л., Изард К., Комаровой
Т. С.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов
исследования:
анализ
литературы по теме исследования, метод наблюдения, психолого-педагогический
эксперимент, метод количественной и качественной обработки данных.
Исследование
проходило на базе детского дошкольного учреждения «Елочка»
в старшей группе.
Исследование проходило в три этапа:
первый этап - подготовительный; второй - собственно
экспериментальный; третий - обработка данных исследования.
Структура работы: работа
состоит из введения, двух глав,
заключения, списка используемой литературы и приложений.
.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Личность человека необходимо
рассматривать как субъекта практической и теоретической деятельности, который
познает и изменяет мир, окружающую
природу, общество и является движущей силой общественного развития. Действуя,
он не только производит те или иные изменения в природе, в предметном мире, но
и воздействует на других людей и сам испытывает воздействие от окружающего. Он
переживает то, что с ним происходит, им
совершается, он относится определенным чувственным образом к тому, что его
окружает. Переживание этого человека к
окружающему, его отношение к миру, людям, обществу и составляет его
эмоциональную сферу. Эмоциональная сфера человека в процессе развития
переживает несколько стадий
Начиная от младенчества, до взрослого состояния эмоциональная
сфера постоянно совершенствуется и достигает самых высоких порогов
чувствительности.
Опосредованно, через отношение к другим людям у человека
устанавливается отношение к самому себе. На более высших
проявлениях у человека формируются правильные и неправильные чувственные
восприятия мира, преувеличенная или преуменьшенная самооценка, уверенность в
себе или мнительность, самолюбие,
гордость, обидчивость, тщеславие, неуверенность, честолюбие и т.д.
Существенным, определяющим, ведущим для
человека в целом являются не
биологические, а общественные закономерности его развития. Изучая психику мы,
прежде всего, изучаем эмоциональное состояние, сознание и самосознание
личности, субъектов, в их реальной обусловленности. Человек является личностью,
поскольку он выделяет себя из природы и отношение его к природе, и к другим
людям, к обществу дано ему как отношение, поскольку у него есть сознание. Без
сознания и самосознания не существует личности. Личность как сознательный
субъект, осознает не только окружающее, но и себя в своих отношениях с
окружающим миром. Проблема психологического изучения личности не заканчивается
на изучении эмоционально-психологических свойств личности – ее
эмоций, способностей, волевых проявлений, темперамента, характера; она
завершается раскрытием самосознания личности. В развитии личности ее самосознания существует ряд ступеней. Сюда включается
все, что делает человека субъектом
общественной и личной жизни. Каждое их личных событий имеет и свою
внутреннюю эмоциональную сторону. Объективное, внешнее изменение человека с
окружающим, отражаясь в его сознании, изменяет и внутреннее
эмоционально-психическое состояние человека, перестраивает его сознание, его
внутреннее отношение к самому себе и к другим людям. Не каждую мысль,
посетившую его сознание, человек в равной мере признает своей, а только такую,
которую он не принял в готовом виде, а эмоционально прочувствовал, освоил,
продумал, т.е. такую, которая явилась результатом его собственной деятельности.
Для всего психического здоровья
человека, главной целью является его правильное эмоциональное воспитание с
самого раннего детства и на протяжении всей жизни. Особенно это можно отметить
при воспитании дошкольника, когда эмоциональная сфера претерпевает переходный
период от детскости к взрослому
состоянию. Если в младенческом возрасте эмоциональное состояние ребенка зависимо от удовлетворения своих потребностей и
оценки взрослого, то в более поздний период
развития и становления личности дошкольник уже начинает самостоятельно
контролировать свои эмоции. Изучая эту тему, в ходе исследовательской работы
нами были выявлены средства эмоционального проявления детьми отношения к
окружающему миру посредством детского рисунка.
Таким образом, мы можем сказать, что
изучение выразительных средств, к которым прибегают дети в своих рисунках,
позволяет дать представление о эмоциональной сфере
каждого ребенка.
Литература:
1.
Выгодский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей
психологии. М.: Педагогика, 1982. - 504 с.
2.
Выгодский Л. С. Воображение и творчество
в детском возрасте. - М.,
1991.
3.
Григорьева
Г. Г. Изобразительная деятельность
дошкольников. – М., 1999.
4.
Григорьева
Г.Г. Развитие дошкольника в
изобразительной деятельности. - М.,
2000.
5.
Данилова
Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности: Учебник. М.: Учебная
литература, 1997. 432 с.
6.
Журнал
”Дошкольное воспитание”, 1996, №6, статья Дроновой О. “Диагностика и
формирование представлений о красоте в старшем дошкольном возрасте”.
7.
Сакулина Н. П., Комарова Т.
С. Изобразительная деятельность в
детском саду. - М.,
1973.
8.
Журнал
“Дошкольное воспитание”, 1992, №2, статья Торшилова
Е. “Эстетическая одарённость: что это?”
9.
Журнал
”Дошкольное воспитание”, 1995, №3, статья Некрасова-Каратаева О. и Осорина М.
“Психологическая природа детского рисования”.
10.
Журнал
“Дошкольное воспитание”, 2002 , №10, статья Комаровой Т. С. “Дошкольный
возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей”.
11.
Журнал
“Вопросы психологии”, 1996, №6, статья Адаскиной А.
А. “Особенности проявления эстетического
отношения при восприятии действительности”.
12.
Журнал “Дошкольное воспитание”, 2000, №2,
статья Аюевой И.
“Воспитай личность!”.
13.
.Изард К. Эмоции человека: Пер. с англ. М., Изд-во Моск. ун-та, 1980.-440 с.
14.
Комарова
Т. С. Обучение детей технике
рисования. - М.,
1994.
15.
Комарова
Т. С. Дети в мире творчества. -
М., 1995.
16.
Курочкина
Н. Знакомство детей с пейзажной живописью.
– М., 2001.
17.
Методика
обучения изобразительной деятельности и конструированию./ Под ред. Т. С.
Комаровой. - М.,
1991.
18.
Мелик-Пашаев
А.А.., Новлянская
З. Н. Ступеньки к творчеству. -
М., 1995.
19.
Мухина
В. С. Изобразительная деятельность
ребёнка как форма усвоения социального опыта.
- М., 1981.
20.
Саккулина
Н. П. Рисование в дошкольном
детстве. - М., 1965.
21.
Немов Р.С. Психология. Учеб.
для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.
1. Общие основы психологии.-М.: Просвещение: Владос,
1994.-576 с.
22.
Обухова
Л. Ф. Возрастная психология. -
М., 1996.
23.
Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В.Петровского,
М.Г.Ярошевского. 2-е изд., испр.
И доп. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
24.
Система
эстетического воспитания в детском саду./ Под. ред. Н. А. Ветлугиной.
- М., 1962.
25.
Флёрина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного
возраста. - М.,
1956.
26.
Художественное
творчество и ребёнок / Под. ред.
Н. А. Ветлугиной. - М.,
1972.
27.
Эстетическое воспитание в детском саду./ Под. ред. Н. А. Ветлугиной. -
М., 1978.