дипломная
работа
Влияние
уровня адаптированности дошкольников на их эмоциональное благополучие
в условиях ДОУ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………...……….3
Глава
1. Теоретические основы адаптации и эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
1.1.
Сущность понятий «адаптация», «адаптированность», механизм
адаптационного процесса……………………………………..7
1.2.
Особенности адаптации детей дошкольного
возраста к условиям
ДОУ……………………………………………………………..13
1.3.
Эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста…………………………………………………………..24
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование
по выявлению влияния адаптированности на
эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
2.1. Организация и методики
исследования………………………33
2.2. Результаты исследования и их анализ……………………….44
Заключение……………………………………………………………….…50
Библиография……………………………………………………………….51
Приложения
Введение
Актуальность. Поступление
ребенка в дошкольное образовательное учреждение
сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания,
системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) крохи, приводит к
необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям
жизни. Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди.
Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период, как для детей, так и для
взрослых: родителей, педагогов. Проблема социальной адаптированности в условиях дошкольного учреждения
относится к числу важнейших для развития ребенка.
Прикладные аспекты проблемы социально-психологической адаптации разрабатываются
многими учеными по целому ряду направлений: адаптация
личности в различных группах и коллективах; в различных сферах учебной,
трудовой, производственной деятельности; при различных психосоматических и
невротических заболеваниях и др.
Адаптация является активным
процессом, приводящим или к позитивным (адаптивность, то есть совокупность всех
полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс).
Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального
состояния.
В
исследованиях эмоционального состояния детей дошкольного возраста (А.Д.
Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Свердлова, Е.П. Арнаутова
и др.) устойчиво положительное, комфортное эмоциональное состояние ребенка рассматривается как базовое, являющееся основой
всего отношения ребенка к миру и влияющее на
особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу,
эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со
сверстниками. Обобщенно
такое базовое эмоциональное состояние характеризуется как чувство
эмоционального благополучия. Сегодня количество детей, имеющих отклонения в
поведении (агрессивность, тревожность, гиперактивность
и т.д.), невротические расстройства, продолжает расти. Таким детям труднее
адаптироваться к новым социальным условиям. При отсутствии своевременной помощи
таким детям невротические реакции трансформируются в более стойкие расстройства
— неврозы. Следовательно, во все возрастные периоды при оценке психического
здоровья необходимо давать характеристику эмоционального состояния ребенка, его социальной адаптации.
Вместе с тем, проблема
влияния адаптации ребенка на его эмоциональное
благополучие остается малоизученной.
Таким образом,
возникает противоречие между актуальностью проблемы влияния адаптированности
ребенка дошкольного возраста на его эмоциональное благополучие и ее малоизученностью как на теоретическом, так и на практическом уровнях.
Возникшее противоречие и актуальность
данного вопроса обусловила выбор темы исследования: «Влияние уровня адаптированности дошкольников на их эмоциональное благополучие
в условиях ДОУ»
Объектом исследования является адаптация
дошкольников в условиях ДОУ.
Предметом
исследования является влияние адаптированности на
благополучие эмоциональной сферы дошкольников.
Цель работы: определить, каким образом адаптированность детей дошкольного возраста влияет на
эмоциональное их благополучие.
Гипотеза: мы
предполагаем, что уровень адаптированности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения влияет на
эмоциональное благополучие дошкольника, а именно:
- при высоком уровне адаптированности эмоциональная сфера ребенка
будет благополучной;
- при низком уровне адаптированности будет выявлено неблагополучие
эмоциональной сферы ребенка.
Задачи исследования:
1)
Исследовать состояние проблемы адаптации
детей дошкольного возраста и развития эмоциональной сферы детей дошкольного
возраста в психолого-педагогической литературе.
2)
Определить особенности адаптированности
в условиях дошкольного образовательного учреждения.
3)
Выявить особенности развития
эмоциональной сферы и показатели эмоционального благополучия детей дошкольного
возраста.
4)
Экспериментально выявить влияние уровня адаптированности на эмоциональное благополучие детей
дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.
Методологической
основой исследования послужили труды таких выдающихся психологов и педагогов, как: Л.С. Выготский, А.
А. Леонтьев, П.А. Кропоткина, Н.А.
Рубакина, Э. Дюркгейм, Е.И. Рогов, и др. посвященные
проблеме исследования.
Для решения
поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический
анализ психолого–педагогической
литературы; наблюдения за деятельностью детей;
эксперимент; количественная и качественная обработка результатов.
Исследование
осуществлялось на базе ДОУ № \\\\г. Ишима Тюменской области с включением двенадцати детей старшего
дошкольного возраста.
Исследования проводились в три этапа.
На первом этапе (сентябрь – ноябрь 2008
г.) была изучена психолого-педагогическая литература по данной теме, определена
проблема, цель, задачи исследования, гипотетическое предположение. Был проведен констатирующий
эксперимент, с целью определения уровня социальной
адаптации детей старшего дошкольного
возраста.
На втором этапе (декабрь 2008 г. – март
2009 г.) нами была организованна
опытно-экспериментальная работа. Разработан комплекс игр и занятий, направленный на социальную адаптацию
детей старшего дошкольного возраста.
На третьем этапе (апрель – май 2009
г.) были систематизированы и обобщены
данные опытно-экспериментальной работы. Оформлена выпускная
квалификационная работа.
Теоретическая значимость работы
заключается в обобщении, систематизации теорий, взглядов, существующих в
отечественной и зарубежной психологии по вопросам адаптации детей дошкольного возраста в условиях
дошкольного учреждения и проблеме эмоционального благополучия дошкольников.
Практическая
значимость представляется возможностью использовать данную работу воспитателями
детских садов, а также работа представляет практическую значимость для практических
психологов.
Структура
работы: введение, две главы, заключение,
библиография, приложение.
Заключение
В ходе работы над темой выпускной квалификационной работы подтвердилась
актуальность проблемы исследования.
Анализ литературы по проблеме исследования и экспериментальное
исследование позволило сделать следующие
выводы:
Адаптированность
— уровень фактического приспособления индивида, уровень его социального статуса
и самоощущения. Адаптированность можно определить как
такое состояние субъекта, которое позволяет ему чувствовать себя свободно и
раскованно в социально-культурной среде, включаться в основную деятельность,
чувствовать изменения в привычном социально-культурном окружении, углубляться
во внутриличностные духовные проблемы, обогащать
собственный мир путем более совершенных форм и
способов социокультурного взаимодействия.
Для эффективности
процесса адаптированности необходима такая
организация жизни ребенка в дошкольном учреждении,
которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному
приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное
отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Адаптированность
проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного
периода. Одним из основных факторов
поведенческой адаптации является эмоциональное состояние.
Эмоциональное
благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль,
ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне
семьи. Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким
понятием для определения адаптированности ребенка к условиям ДОУ.
При
проведении теоретического анализа и экспериментального исследования мы пришли к
выводу, что успешная адаптация ребенка сопровождается эмоциональным благополучием, и
наоборот.
Результаты
экспериментального исследования показали, что при высоком уровне адаптированности наблюдается благополучное эмоциональное
состояние ребенка.
У дошкольников,
характеризующихся средним уровнем адаптированности
наблюдается высокий, средний и
низкий уровни эмоционального
благополучия.
У дошкольников,
характеризующихся низким уровнем адаптированности
эмоциональное неблагополучие детей проявляется в тревожности, агрессии,
неуверенности, боязливости, напряженности и даже
неврозах.
Таким образом, данные,
полученные нами в ходе экспериментального исследования, служат подтверждением
гипотезы о влиянии уровня адаптированности на эмоциональное благополучие дошкольников.
Теоретическая
значимость работы заключается в обобщении, систематизации
теорий, взглядов, существующих в отечественной и зарубежной психологии по
вопросам адаптации детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и особенностей
эмоциональной сферы дошкольников.
Практическая значимость представляется возможностью использовать методики диагностики
уровня адаптации дошкольников, а также диагностики эмоционального благополучия
дошкольников воспитателями детских садов
и практическими психологами.
Библиография
1.
Барлас,
Т.В. Особенности социально-психологической адаптации при соматических и
невротических нарушениях [Текст] / Т.В. Барлас // Психол.журн. 1994. Т.15. № 6. С.114-122
2.
Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста
к условиям ДОУ [Текст] / Л.В Белкина. -
Воронеж: Учитель. - 2004. – 217 с.
3.
Бёрдов,
В.И. Аннотированная программа по психологии человека: Методические рекомендации
[Текст] / В.И. Бёрдов. -Ишим:ИГПИ, 1995.-29с.
4.
Бёрдов,
В.И., Кислицына, В.А. Лабораторный практикум по
возрастной психологии. [Текст] /
В.И. Бёрдов
[Текст] / В.И. Бёрдов,
В.А. Кислицина.
– Ишим: ИГПИ, 1995. – 33с.
5.
Белкина, В.Н. и др. Дошкольник: обучение
и развитие. Воспитателям и родителям. [Текст] / В.Н. Белкина, Н.Н. Васильева, Н.В.
Елкина. - Ярославль: Академия,
2001.- 472 с.
6.
Бреслав,
Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. [Текст] /Г.М. Бреслав. – М., 1990. – 230с.
7.
Венгер,
Л.А., Мухина, В.С. Психология. [Текст] / Л.А. Венгер,
В.С. Мухина. - М.: Просвещение,1988.-568 с.
8.
Выготский, Л.С. Проблема развития в
структурной психологии. || Основы психологического развития. [Текст] /
Выготский Л.С. -М.,1934. – 469 с.
9.
Возрастная и
педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие
для студ. сред. пед. учеб, заведений [Текст]/сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин.
- М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 320 с.
10.
Газман,
О.С. Социальные аспекты развития. [Текст] / О.С. Газман // Советская
педагогика, 1988., №5. – с.87-94.
11.
Давыдов, В.В., Зинченко, В.П. Принцип
развития в психологии [Текст] / В.В.
Давыдов, В.П. Зинченко. // Вопросы
философии", 1980., №12. - с. 47 – 60.
12.
Детская психология. Учеб.
Пособие. [Текст] /под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А.
Панько. – Мн.: Университетское, 1988. – 399 с.
13.
Зимняя, И. А. Педагогическая
психология—2-е изд., доп., испр. и перераб. [Текст]./ И. А Зимняя - М.: Логос, 2001.-346 с.
14.
Изард,
К. Эмоции человека: Пер. с англ. [Текст] /К. Изард. -
М., Изд-во Моск. ун-та, 1980.-440
с.
15.
Кон, И.С. Ребенок
и общество. [Текст] / И.С. Кон. - М.:Логос, 1988. –
247 с.
16.
Крупенин, А. Л. Эффективный учитель.
Практическая психология для педагогов [Текст]/ А. Л Крупенин, И. М Крохина. —
Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.- 237 с.
17.
Кряжева,
Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. [Текст] / Н.Л. Кряжева.
-Ярославль: Академия развития, 2000. – 160 с.
18.
Леонтьев, А.А. Деятельность и общение
[Текст] А.А. Леонтьев // Вопросы философии.1979. №1- С.64-69.
19.
Лисина, М.И., Галигузова
Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками
[Текст] / М.И. Лисина, Л.Н. Галигузова. -М.: ИНФРА, 1980. – 314 с.
20.
Ломов, Б.Ф. Методологические проблемы
социальной психологии. [Текст] / Б.Ф.
Ломов, -М.: Логос, 1975. - 280 с.
21.
Мудрик, А.В. Введение в
социальную педагогику.
[Текст]
/ А.В. Мудрик. -
М.: Просвещение, 1997. -325 с.
22.
Морозова, Е.И. Психологические подходы к
изучению процесса адаптации детей раннего (преддошкольного)
возраста [Текст] /Е.И. Морозова // «Альманах института коррекционной педагогики
РАО. - №4/2001. – С. 32-38.
23.
Немов, Р.С. Психология. Учеб. для студ. Высш.
Пед. Заведений. В 3 кн.-4-е изд. [Текст] /Р.С. Немов. -М.: Гуманит.
Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.-Кн 1. Общие основы психологии. – 688 с.
24.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории,
факты, проблемы. [Текст] / - Л.Ф. Обухова. М.: Наука,1995.-146 с.
25.
Психология. Словарь [Текст] /Под общ. Ред. А.В.Петровского,
М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр.
и доп. М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
26.
Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. [Текст] -М.: АСТ-ПРЕСС,
1999. – 376с.
27.
Реан, А. В. Психология
педагогической деятельности [Текст]/
А. В Реан. — Ижевск: Вега, 1994.- 114 с.
28.
Рогов, Е.И. Настольная
книга практического психолога в образовании [Текст] / Е.И. Рогов— М.: Владос, 1995.-476 с.
29.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей
психологии. [Текст] / С.Л. Рубинштейн -М.: Просвещение, 1946. – 643 с.
30.
Социальная адаптация детей в дошкольных
учреждениях [Текст] / / Под ред. Р.В. Тонкой – Ямпольской, Е. Шмидт – Кольмер, А. Атанасовой – Вуковой. – М.: Изд-во МГУ,
1994.- 214 с.
31.
Урунтаева,
Г. Л., Афонькина, Ю. А. Практикум по детской
психологии. Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся
педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. [Текст] / Г. Л. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. - М.:
Просвещение. 1995 -291 с.
32.
Фридман, Л.И. Психологический
справочник учителя [Текст]/ Л.И.
Фридман, И.Ю. Кулагина.- М.: Просвещение, 1991 - 161 с.
1. Хрипкова, А. Г.
Мир детства. Дошкольник
[Текст]/ А. Г.
Хрипкова, А.В. Запорожец.
- М.: Педагогика. - 1979. - 19с.
2. Цукерман, Г.А., Мастеров, Б.М. Психология саморазвития. [Текст]/
Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров.
- М., 1995.- 347 с.
3.
Эльконин, Д.Б.
Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б.
Эльконин (Под редакцией В.В. Давыдова, В.П.
Зинченко) - М.: Просвещение, 1989. - 643 с.
4.
Эльконин, Д.Б.
Психологическое развитие в детских возрастах. [Текст] / Д.Б. Эльконин –
Воронеж: Прима, 1995. – 486 с.