Влияние стиля общения воспитателя на характер взаимоотношений детей в группе детского сада

Курсовая работа

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………….……..3

Глава I. Вопросы формирования детских взаимоотношений и педагогического общения в психолого-педагогической литературе

1.1. Специфика и особенности формирования детских взаимоотношений в старшем дошкольном возрасте……………………………………………….6

1.2. Стиль общения педагога как фактор, влияющий на  формирование взаимоотношений детей в группе……………………………………….…..18

Глава II. Экспериментально - исследовательская работа по выявлению влияния стиля общения воспитателя на

формирование взаимоотношений дошкольников

2.1. Организация и методики исследования……………………………….33

2.2. Результаты и анализ исследования……………………………………38

Заключение…………………………………………………………………..43

Библиография………………………………………………………….……45

Приложения 

 

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом формирования коммуникативных свойств характера.

  В воспитательно-педагогическом процессе безусловно большую роль играет личность педагога, его мастерство и умение. Общение педагога с ребенком в процессе воспитания является могущественным средством не только эстетического воспитания, но и нравственно-идеологического формирования личности. Иными словами, искусство общения с ребенком является сильнейшим  инструментом воздействия на ребенка и может быть употреблено как во благо, так и во зло, в зависимости от личности педагога. Сфера педагогического труда, как известно, относится к так называемому социономическому типу, или такому виду профессиональной деятельности, в котором ведущую роль играет процесс общения. Общение является основным средством, через которое осуществляется реализация задач обучения и воспитания. Вместе с тем, если содержательные и методические аспекты педагогического процесса и деятельности педагога в настоящее время в значительной мере исследованы и исследуются, то социально - психологический срез обучения и воспитания и деятельности педагога, и проблема общения исследованы мало. И как справедливо заметил  А.Н. Леонтьев, «приходится констатировать, что проблема педагогического общения как органической части воспитания и обучения в школе еще не получила достаточно цельного и глубокого освещения» [12, с. 15]. Это высказывание в полной мере можно отнести и к исследованию вопросов педагогического общения воспитателей с детьми старшего дошкольного возраста.

Существует немало исследований, посвященных изучению влияния на психическое развитие ребенка его общения с взрослыми. Однако нерешенным остается вопрос о зависимости взаимоотношений детей от стилей педагогического общения. И, как следствие, педагог не учитывает закономерностей педагогического общения при организации учебно-воспитательной деятельности  и не может целенаправленно влиять на взаимоотношения детей в группе детского сада.

Возникает противоречие между достаточной теоретической разработанностью вопросов формирования взаимоотношений  детей дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми и  недостаточной изученностью возможностей влияния стилей педагогического общения на взаимоотношения детей со сверстниками.

Все это обуславливает актуальность выбранной темы: «Влияние стиля общения воспитателя на характер взаимоотношений детей в группе детского сада». Таким образом, актуальность данной работы обусловлена значимостью проблемы влияния педагога на развитие межличностных отношений дошкольников, ее малой разработанностью; а также значимостью и неразработанностью проблем коммуникации в педагогическом процессе.

Проблема исследования  заключается в изучении зависимости детских взаимоотношений от стилей общения воспитателя.

 Цель: Установить взаимосвязь между формированием детских взаимоотношений и стилем педагогического общения воспитателя.

Объект: Характер взаимоотношений детей в группе детского сада.

Предмет: Влияние стиля общения воспитателя на характер взаимоотношений детей в группе детского сада

Задачи:

 1) Изучить литературу по теме исследования.

2) Выявить факторы, влияющие на формирование детских взаимоотношений.

3) Экспериментально исследовать влияние стилей педагогического общения на формирование межличностных отношений детей в группе.

5) Провести анализ полученных экспериментальных данных

 Гипотеза:  Мы предполагаем, что стиль общения педагога и особенности его педагогических коммуникаций являются фактором, влияющим на формирование детских взаимоотношений.  А именно при авторитарном, монологичном, конфликтном взаимодействии воспитателя  с детьми уровень взаимоотношений в группе детей будет более неблагоприятным, чем при доброжелательном, активном, диалогичном стиле педагогического общения.

 Методологической основой являются исследования известных педагогов и психологов:  А.А. Бондалева, Л.И. Божович, М. И.  Лисиной,  З.М. Богуславской, Л. С. Выготского, Н.В. Клюевой,  А. В.  Петровского и др.

Методы исследования:

 а) изучение и анализ литературы по теме исследования;

б) метод наблюдения;

в) методы исследования с использованием психолого-педагогических методик;

г) количественная и качественная   обработка данных исследования.

Исследование проводилось на базе   старшей группы  ДОУ «\\\\\\\»  г. Ишима.

В исследовании принимали участие:

- Воспитатель контрольной группы;

- Воспитатель экспериментальной группы;

- 1-я группа «А»: Возраст детей: 5-6  лет; количество детей 14.

- 2-я группа «Б»: Возраст детей: 5-6  лет; количество детей -14.

Этапы исследования:

I – поисково – теоретический: посвящен изучению и анализу психолого- педагогической литературы по данной теме, формулированию проблемы, темы, цели, гипотезы, задач исследования, подбору методов и планированию экспериментов исследования.

II - опытно – экспериментальный: проведение  экспериментального исследования; проверка гипотетического предположения; обработка полученных результатов.

III – заключительно – обобщающий: обработка и систематизация материала; формулировка выводов и оформление курсовой работы.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее в практике воспитателей ДОУ для  повышения эффективности учебно-воспитательной работы и формирования детских взаимоотношений. 

Структура работы: введение, две главы, заключение, библиография, приложения.

 

 

Заключение

В нашей курсовой  работе  проводилось исследование на тему «Влияние стиля общения воспитателя на  характер взаимоотношений детей в группе детского сада».

В ходе работы была поставлена цель, выявить влияние стиля общения воспитателя на формирование детских взаимоотношений. В ходе исследования были выполнены поставленные задачи:  Изучена психолого-педагогическую литература по теме исследования. Проведено экспериментальное исследование по теме исследования.  Проведен анализ полученных экспериментальных данных.

Нами были изучены особенности формирования взаимоотношений у детей старшего  дошкольного возраста.  Выявлены  особенности педагогических коммуникаций в экспериментальных группах,  определены факторы, влияющие на формирование детских взаимоотношений.

Проведенное экспериментальное исследование позволило определить  социологический  статус  каждого члена  контрольной и экспериментальной группы и  уровень благополучия взаимоотношений в группе. В экспериментальной группе “Б” эмоциональный климат группы для каждого воспитанника более благоприятный, теплый, чем в экспериментальной группе “А”.      В экспериментальной группе “А” уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) можно определить как низкий, т.к. в группе преобладают дети с неблагоприятным статусом. В экспериментальной группе “Б” УБВ – средний. Следовательно  низкий УБВ в экспериментальной группе “А” означает неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками.

На основании полученных результатов исследования мы сопоставили уровень взаимоотношений дошкольников групп «А» и «Б» и соотнесли полученные данные с  выявленными особенностями педагогических коммуникаций в обеих группах.

Результаты анализа показали, что наиболее благоприятный климат наблюдается в группе «Б», где воспитатель весьма положительно и радушно настроен к детям, активно, с собственной заинтересованностью  преподносит им знания.

И менее благоприятный  наблюдается в группе «А», где воспитатель  настроен к детям авторитарно, требовательно, с собственной заинтересованностью  преподносит им знания.

Таким образом, гипотеза, вдвинутая нами в начале работы о том, что личностные качества педагога и особенности его педагогических коммуникаций являются фактором, влияющим на формирование детских взаимоотношений, подтвердилась..  Педагогические коммуникации  могут эффективно использоваться с учетом основных положений теории ведущей деятельности и содержания возрастных периодов развития детей для формирования у них навыков взаимоотношений и  влиять на ценностно-мотивационную сферу дошкольника по отношению к      взаимоотношениям со сверстниками.

 

 

Библиография

1.     Аванесов, С.В. Тесты в социологическом исследовании [Текст] / С.В. Аванесов. — М., 1982. – 214 с.

2.     Анастази, А. Психологическое тестирование. В 2 т. [Текст] / А.  Анастази. — М., 1982.-287 с.

3.     Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. [Текст.Г. Ананьев.  — М.: Педа­гогика, 1980. – 478 с.

4.      Андреева, А.Н. и др. Методика измерения коммуникативной дистанции [Текст] / А.Н. Андреева, М.О. Мдивани, Ю.Я. Рыжонкин. // Вопр. псих. – 1987. - №1. – С.23-37.

5.     Беличева, С.А. Сложный мир подростка [Текст] / С.А. Беличева
Свердловск, Сред.-Урал. Кн. Издательство, 1984.- 96 с.

6.      Бодалев, А.А. Личность и общение: Избр. тр. [Текст] /А.А. Бодалев – М.: Педагогика, 1983. – 112 с.

7.     Божович, Л.И. Избранные психологические труды, [Текст] / Л.И. Божович - М., 1995. – 357 с.

8.     Богуславская, З.М. Индивидуальные различия в процессе общения со взрослыми у детей дошкольного возраста [Текст]/ З. М. Богуславская.|| Материалы III всесоюзного съезда общества психологов СССР. т.2, М.1968.- 346 с.

9.     Брудный, А. А. Понимание и общение. – [Текст] / А.А. Брудный. - М.: Знание, 1989. – 214 с.

10.                       Бурменская, Г. В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. [Текст] / Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г.  Лидере.— М.: Изд. МГУ, 1990. – 415 с.

11.                       Ветрова, В.В. Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания дошкольников. [Текст] / В.В. Ветрова.- 1981. – 362 с.

12.                       Выготский, Л.С. Проблема развития в структурной психологии. || Основы психологического развития. [Текст] / Л.С. Выготский – М., 1986. – 476 с.

13.                       Выготский,  Л.С. Развитие высших психических функций. [Текст] / Л.С. Выготский. - М.1960. -482 с.

14.                       Венгер, Л.А. Психология. [Текст] / Л.А. Вегнер.- М.1988.- 574 с.

15.                        Гайда, В.К. Психологическое тестирование [Текст] / В.К. Гайда, В.П.  Захаров. — Л., 1982. -98 с.

16.                       Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога. [Текст] / И, Дубровина.- М., 1995.- 459 с.

17.                       Зимняя, И. А. Педагогическая психология—2-е изд., доп., испр. и перераб. [Текст]./ И. А Зимняя - М.: Логос, 2001.-247 с.

18.                       Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению. [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина.- Ярославль. 1996.- 109 с.

19.                       Коломинский, Я. Л. Психология общения. [Текст] / Я.Л. Коломинский. - М.: Знание, 1974. -103 с.

20.                       Леонтьев, А.А. Деятельность и общение // Вопросы философии. [Текст] / А.А. Леонтьев.- 1979. №1. - С. 17-21.

21.                       Лисина, М.И., Галигузова, Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками || Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии  [Текст] / М.И. Лисина, Л.Н. Галигузова.- М.1980.- 96 с.

22.                       Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения. [Текст] / М.И. Лисина. .1986. – 217 с.

23.                       Ломов, Б.Ф. Методологические проблемы социальной психологии. [Текст] /Б.Ф. Ломов.- М.1975. – 109 с.

24.                       Мелибруда, Е. Я –Ты – Мы: Психологические возможности улучшения общения [Текст] / Е.А. Мелибруда // Пер. с польского Е.Н. Новиковой; Вступ. Ст. и общ. Ред. А.А.Бодалева, А.Б. Добровича. – М. : Прогресс, 1986. -82 с.

25.                        Мухина, В.С. Психология. [Текст] /  В.С. Мухина.- М.1988.- 312 с.

26.                        Немов, Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии- 2-е изд. [Текст] / Р.С. Немов .: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.-473 с.

27.                       Психологический практикум  [Текст] /Платонов, К.К.— М., 1980.- 208 с.

28.                       Практикум по общей и экспериментальной психологии. [Текст]/ Под общей ред. А.А.Крылова [Текст]/ А.А.Крылов — Л., 1987.- 104 с.

29.                       Петровский, А.В. Введение в психологию [Текст] / А.В.  Петровский - М.: Издательский центр “Академия”, 1995. – 316 с.

30.                       Психология. Словарь / Под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. [Текст] / А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. - М.: Политиздат, 1990. – 268 с.

31.                        Реан, А. В. Психология педагогической деятельности.  [Текст]/ А. В Реан. — Ижевск, 1994. – 243 с.

32.                       Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в обра­зовании. [Текст] / Е.И.  РоговМ., 1995. – 479 с.

33.                       Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. [Текст] /С.Л. Рубинштейн.- М.1946. – 486 с.

34.                       Эльконин, Д.Б. Детская психология. [Текст] /Д.Б. Эльконин.- М.1960. – 362 с.

35.                       Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. [Текст] / Д.Б. Эльконин. (Под редакцией Давыдова В.В., Зинченко В.П.) М.,1989. – 392 с.

36.                       Юсупов, И.М. Психология взаимопонимания.  [Текст] / И.М. Юсупов - Казань: Татарское книжное издательство, 1991. – 104 с.