Влияние
стиля общения воспитателя на характер взаимоотношений детей в группе детского
сада
Курсовая
работа
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
……………………………………………………………….……..3
Глава I. Вопросы формирования детских взаимоотношений и
педагогического общения в психолого-педагогической литературе
1.1. Специфика и особенности формирования детских взаимоотношений
в старшем дошкольном возрасте……………………………………………….6
1.2. Стиль общения педагога как фактор, влияющий на формирование взаимоотношений детей в
группе……………………………………….…..18
Глава II. Экспериментально - исследовательская
работа по выявлению влияния стиля общения воспитателя на
формирование взаимоотношений дошкольников
2.1. Организация и методики
исследования……………………………….33
2.2. Результаты и анализ
исследования……………………………………38
Заключение…………………………………………………………………..43
Библиография………………………………………………………….……45
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом
формирования коммуникативных свойств характера.
В воспитательно-педагогическом процессе безусловно большую роль играет личность педагога,
его мастерство и умение. Общение педагога с ребенком
в процессе воспитания является могущественным средством не только эстетического
воспитания, но и нравственно-идеологического формирования личности. Иными
словами, искусство общения с ребенком является
сильнейшим инструментом воздействия на ребенка и может быть употреблено как во благо, так и во
зло, в зависимости от личности педагога. Сфера педагогического труда, как известно,
относится к так называемому социономическому типу, или
такому виду профессиональной деятельности, в котором ведущую роль играет
процесс общения. Общение является основным средством, через которое
осуществляется реализация задач обучения и воспитания. Вместе с тем, если
содержательные и методические аспекты педагогического процесса и деятельности
педагога в настоящее время в значительной мере исследованы и исследуются, то
социально - психологический срез обучения и воспитания и деятельности педагога,
и проблема общения исследованы мало. И как справедливо заметил А.Н. Леонтьев, «приходится констатировать,
что проблема педагогического общения как органической части воспитания и
обучения в школе еще не получила достаточно цельного
и глубокого освещения» [12, с. 15]. Это высказывание в полной мере можно
отнести и к исследованию вопросов педагогического общения воспитателей с детьми
старшего дошкольного возраста.
Существует немало
исследований, посвященных изучению влияния на
психическое развитие ребенка его общения с взрослыми.
Однако нерешенным остается
вопрос о зависимости взаимоотношений детей от стилей педагогического общения.
И, как следствие, педагог не учитывает закономерностей педагогического общения
при организации учебно-воспитательной деятельности и не может целенаправленно влиять на
взаимоотношения детей в группе детского сада.
Возникает противоречие
между достаточной теоретической разработанностью вопросов
формирования взаимоотношений детей
дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми и недостаточной изученностью возможностей
влияния стилей педагогического общения на взаимоотношения детей со
сверстниками.
Все это обуславливает
актуальность выбранной темы: «Влияние
стиля общения воспитателя на характер взаимоотношений детей в группе детского
сада». Таким
образом, актуальность данной работы обусловлена значимостью проблемы влияния педагога на развитие межличностных
отношений дошкольников, ее малой разработанностью;
а также значимостью и неразработанностью проблем
коммуникации в педагогическом процессе.
Проблема
исследования заключается в
изучении зависимости детских взаимоотношений от стилей общения воспитателя.
Цель: Установить
взаимосвязь между формированием детских взаимоотношений и стилем
педагогического общения воспитателя.
Объект:
Характер взаимоотношений детей в группе детского сада.
Предмет:
Влияние
стиля общения воспитателя на характер взаимоотношений детей в группе детского
сада
Задачи:
1) Изучить литературу
по теме исследования.
2) Выявить факторы, влияющие на формирование детских
взаимоотношений.
3) Экспериментально исследовать влияние стилей
педагогического общения на формирование межличностных отношений детей в группе.
5) Провести анализ полученных экспериментальных данных
Гипотеза: Мы предполагаем, что
стиль общения педагога и особенности его педагогических коммуникаций являются
фактором, влияющим на формирование детских взаимоотношений. А именно при авторитарном, монологичном, конфликтном взаимодействии воспитателя с детьми уровень взаимоотношений в группе
детей будет более неблагоприятным, чем при доброжелательном, активном, диалогичном
стиле педагогического общения.
Методологической
основой являются исследования известных педагогов и психологов: А.А. Бондалева,
Л.И. Божович, М. И.
Лисиной, З.М. Богуславской, Л. С.
Выготского, Н.В. Клюевой, А. В. Петровского и др.
Методы исследования:
а) изучение и анализ
литературы по теме исследования;
б) метод наблюдения;
в) методы исследования с использованием
психолого-педагогических методик;
г) количественная и качественная обработка данных исследования.
Исследование проводилось на базе старшей группы ДОУ «\\\\\\\»
г. Ишима.
В исследовании принимали участие:
- Воспитатель контрольной группы;
- Воспитатель экспериментальной группы;
- 1-я группа «А»: Возраст детей: 5-6 лет; количество детей 14.
- 2-я группа «Б»: Возраст детей: 5-6 лет; количество детей -14.
Этапы исследования:
I – поисково – теоретический: посвящен изучению и анализу психолого- педагогической
литературы по данной теме, формулированию проблемы, темы, цели, гипотезы, задач
исследования, подбору методов и планированию экспериментов исследования.
II - опытно – экспериментальный: проведение
экспериментального исследования; проверка гипотетического
предположения; обработка полученных результатов.
III – заключительно – обобщающий:
обработка и систематизация материала; формулировка выводов и оформление
курсовой работы.
Практическая значимость работы заключается в возможности
использования ее в практике воспитателей ДОУ для повышения эффективности учебно-воспитательной
работы и формирования детских взаимоотношений.
Структура работы: введение, две главы, заключение,
библиография, приложения.
Заключение
В нашей курсовой
работе проводилось исследование
на тему «Влияние стиля общения воспитателя на
характер взаимоотношений детей в группе детского сада».
В ходе работы была поставлена цель, выявить влияние стиля
общения воспитателя на формирование детских взаимоотношений. В ходе
исследования были выполнены поставленные задачи: Изучена психолого-педагогическую
литература по теме исследования. Проведено экспериментальное исследование по теме
исследования. Проведен
анализ полученных экспериментальных данных.
Нами были изучены особенности формирования взаимоотношений у
детей старшего дошкольного
возраста. Выявлены особенности педагогических коммуникаций в экспериментальных
группах, определены факторы, влияющие на
формирование детских взаимоотношений.
Проведенное
экспериментальное исследование позволило определить
социологический статус каждого члена
контрольной и экспериментальной группы и
уровень благополучия взаимоотношений в группе. В экспериментальной
группе “Б” эмоциональный климат группы для каждого воспитанника более
благоприятный, теплый, чем в экспериментальной группе
“А”. В экспериментальной группе “А”
уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) можно определить как низкий, т.к. в
группе преобладают дети с неблагоприятным статусом. В экспериментальной группе
“Б” УБВ – средний. Следовательно низкий УБВ в экспериментальной группе “А”
означает неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их
неудовлетворенность в общении, признании
сверстниками.
На основании полученных результатов исследования мы
сопоставили уровень взаимоотношений дошкольников групп «А» и «Б» и соотнесли
полученные данные с выявленными
особенностями педагогических коммуникаций в обеих группах.
Результаты анализа показали, что наиболее благоприятный
климат наблюдается в группе «Б», где воспитатель весьма положительно и радушно
настроен к детям, активно, с собственной заинтересованностью преподносит им знания.
И менее благоприятный
наблюдается в группе «А», где воспитатель настроен к детям авторитарно, требовательно,
с собственной заинтересованностью
преподносит им знания.
Таким
образом, гипотеза, вдвинутая нами в
начале работы о том, что личностные качества педагога и особенности его
педагогических коммуникаций являются фактором, влияющим на формирование детских
взаимоотношений, подтвердилась..
Педагогические коммуникации могут
эффективно использоваться с учетом основных положений
теории ведущей деятельности и содержания возрастных периодов развития детей для
формирования у них навыков взаимоотношений и
влиять на ценностно-мотивационную сферу дошкольника по отношению к
взаимоотношениям со сверстниками.
Библиография
1. Аванесов, С.В. Тесты в
социологическом исследовании [Текст] / С.В. Аванесов. — М., 1982. – 214 с.
2.
Анастази, А. Психологическое тестирование. В 2 т.
[Текст] / А. Анастази. —
М., 1982.-287 с.
3.
Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. [Текст]Б.Г. Ананьев. — М.:
Педагогика, 1980. – 478 с.
4.
Андреева, А.Н. и др. Методика
измерения коммуникативной дистанции [Текст] / А.Н. Андреева, М.О. Мдивани, Ю.Я.
Рыжонкин. // Вопр. псих. – 1987. - №1. – С.23-37.
5. Беличева, С.А. Сложный мир подростка [Текст]
/ С.А. Беличева –
Свердловск, Сред.-Урал. Кн. Издательство, 1984.- 96 с.
6. Бодалев, А.А. Личность и общение: Избр.
тр. [Текст] /А.А. Бодалев – М.: Педагогика, 1983. –
112 с.
7. Божович, Л.И. Избранные психологические
труды, [Текст] / Л.И. Божович - М., 1995. – 357 с.
8. Богуславская,
З.М. Индивидуальные различия в процессе общения со
взрослыми у детей дошкольного возраста [Текст]/ З. М. Богуславская.|| Материалы III всесоюзного съезда общества психологов СССР. т.2, М.1968.- 346 с.
9. Брудный, А. А. Понимание и общение. –
[Текст] / А.А. Брудный. - М.: Знание, 1989. – 214 с.
10.
Бурменская, Г. В. Возрастно-психологическое
консультирование. Проблемы психического развития детей. [Текст] / Г. В. Бурменская,
О. А. Карабанова, А. Г. Лидере.— М.: Изд. МГУ, 1990. – 415 с.
11.
Ветрова, В.В.
Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания дошкольников. [Текст] / В.В. Ветрова.- 1981. –
362 с.
12.
Выготский, Л.С. Проблема развития в структурной
психологии. || Основы психологического развития. [Текст] / Л.С. Выготский – М., 1986. – 476 с.
13.
Выготский, Л.С.
Развитие высших психических функций. [Текст] / Л.С. Выготский. - М.1960. -482 с.
14.
Венгер, Л.А.
Психология. [Текст] /
Л.А. Вегнер.- М.1988.- 574 с.
15.
Гайда, В.К. Психологическое тестирование [Текст] / В.К. Гайда, В.П. Захаров.
— Л., 1982. -98 с.
16.
Дубровина,
И.В. Рабочая книга школьного психолога. [Текст] / И,В,
Дубровина.- М., 1995.- 459 с.
17.
Зимняя, И. А. Педагогическая психология—2-е изд., доп., испр.
и перераб. [Текст]./ И. А Зимняя -
М.: Логос, 2001.-247 с.
18.
Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению. [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В.
Касаткина.- Ярославль. 1996.- 109 с.
19.
Коломинский, Я. Л. Психология общения. [Текст] / Я.Л. Коломинский. - М.: Знание, 1974. -103 с.
20.
Леонтьев, А.А. Деятельность и общение // Вопросы
философии. [Текст] /
А.А. Леонтьев.- 1979. №1. - С. 17-21.
21.
Лисина, М.И., Галигузова,
Л.Н. Становление потребности детей в общении со
взрослыми и сверстниками || Исследования по проблемам возрастной и
педагогической психологии [Текст] / М.И. Лисина,
Л.Н. Галигузова.- М.1980.- 96 с.
22.
Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения. [Текст] / М.И. Лисина. -М.1986. – 217 с.
23.
Ломов, Б.Ф. Методологические проблемы социальной
психологии. [Текст]
/Б.Ф. Ломов.- М.1975. – 109 с.
24.
Мелибруда, Е. Я –Ты – Мы: Психологические
возможности улучшения общения [Текст] / Е.А. Мелибруда
// Пер. с польского Е.Н. Новиковой; Вступ. Ст. и общ. Ред. А.А.Бодалева, А.Б. Добровича. –
М. : Прогресс, 1986. -82 с.
25.
Мухина, В.С.
Психология. [Текст]
/ В.С. Мухина.- М.1988.-
312 с.
26.
Немов, Р. С. Психология.
Учебник для студентов высш. пед.
учеб. заведений.
В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии- 2-е изд. [Текст] / Р.С. Немов -М.: Просвещение: ВЛАДОС,
1995.-473 с.
27.
Психологический
практикум [Текст] /Платонов, К.К.— М., 1980.- 208 с.
28.
Практикум
по общей и экспериментальной психологии. [Текст]/ Под общей ред. А.А.Крылова [Текст]/ А.А.Крылов —
Л., 1987.- 104 с.
29.
Петровский,
А.В. Введение в психологию [Текст] / А.В.
Петровский - М.: Издательский центр “Академия”, 1995. – 316 с.
30.
Психология.
Словарь / Под общей редакцией А.В.Петровского,
М.Г.Ярошевского. - 2-е изд., испр.
и доп. [Текст] / А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский.
- М.: Политиздат, 1990. – 268 с.
31.
Реан, А. В. Психология педагогической деятельности. [Текст]/ А. В Реан. — Ижевск, 1994. – 243 с.
32.
Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.
[Текст] / Е.И. Рогов—
М., 1995. – 479 с.
33.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. [Текст] /С.Л. Рубинштейн.-
М.1946. – 486 с.
34.
Эльконин, Д.Б.
Детская психология. [Текст]
/Д.Б. Эльконин.- М.1960. – 362 с.
35.
Эльконин, Д.Б.
Избранные психологические труды. [Текст] / Д.Б. Эльконин. (Под
редакцией Давыдова В.В., Зинченко В.П.) М.,1989. – 392 с.
36.
Юсупов,
И.М. Психология взаимопонимания. [Текст]
/ И.М. Юсупов - Казань: Татарское книжное издательство, 1991. – 104 с.