Коррекция
эмоциональной сферы младших школьников в учебно-воспитательном процессе
Курсовая
работа
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….3
Глава
1. Теоретические основы коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного
возраста
1.1.
Исследования эмоциональной сферы
отечественными и зарубежными психологами и педагогами….…………………………………………..………7
1.3.
Проблема коррекции эмоциональной сферы
младших школьников……………………………………………………………………...30
Глава 2.
Опытно-экспериментальная
работа коррекции эмоциональной сферы
младших школьников в учебно-воспитательном процессе
2.1.
Диагностика эмоциональной сферы младших школьников…………..36
2.2.
Коррекция эмоциональной сферы младших школьников и ее
результаты.............................................................................................................47
Заключение
…………………………………………………………………….. 55
Библиография…………………………………………………………………....57
Введение
В
последние годы в отечественном образовании все большее значение приобретает коррекционно-развивающий
аспект. Наряду с увеличивающейся медико-психологической помощью школе
современная наука предлагает и новые психолого-педагогические методы
диагностики и коррекции нарушений развития, в которых сегодня нуждаются 35 -
45% детей от их общего контингента [7].
В
соответствии с принципами современной государственной политики в области
образования, предусматривающими «общедоступность и адаптивность системы
образования к уровням и особенностям развития и подготовки воспитанников»,
новый тип образования предполагает создание максимальных условий для обучения и
развития детей с различными индивидуально-типологическими особенностями. Этот
тип образования предполагает и усиленное внимание к их физическому и
психическому здоровью, к коррекции имеющихся отклонений в развитии.
Исследования
психологов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, В.В. Лебединский и др.) свидетельствуют, что одним
из важных критериев психического здоровья является эмоциональное благополучие ребенка. Эмоциональная сфера, будучи значимой
составляющей регуляторной системы в сложной структуре психики человека,
обеспечивает активные формы его жизнедеятельности. Занимая центральное место в
психическом развитии, эмоциональная сфера актуализирует потенциальные
возможности, аккумулирует творческую энергию личности (Б.Л. Теплов, П.М.
Якобсон), выполняет охранную - идиаторную функцию
(Л.И. Божович).
Оптимальное состояние эмоционального развития ребенка предопределяет успешность коррекции недостатков его
интеллектуальной и волевой сфер. Аномалии в развитии эмоциональной сферы
негативно сказываются на общем ходе развития личности, затрудняют все формы
общения и деятельности человека.
Все
вышеизложенное свидетельствует об актуальности проблемы
коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.
Но,
следует отметить, что в практической работе учителей, как правило, отсутствует
целенаправленная систематизированная работа по коррекции недостатков и
нарушений развития эмоциональной сферы младших школьников.
Данное
обстоятельство свидетельствует о существующем противоречии между потребностями
коррекционной работы в области эмоционального развития детей младшего школьного
возраста как нового типа образовательной практики и слабой
теоретико-педагогической разработанностью процесса психолого-педагогической
коррекции недостатков эмоционального развития младших школьников,
«традиционным», недостаточно эффективным его методическим обеспечением в
условиях школьной практики.
Выявленное
противоречие определило выбор темы курсовой работы: «Коррекция
эмоциональной сферы младших школьников в учебно-воспитательном процессе».
Проблема
исследования: каковы формы и методы коррекции
недостатков эмоционального развития младших школьников в учебно-воспитательном
процессе.
Объект
- процесс психолого-педагогической коррекции недостатков эмоционального
развития младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
Предмет
– коррекционная работа с эмоциональной сферой
детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательном процессе.
Цель
– теоретически обосновать и экспериментально апробировать условия коррекционной работы эмоционального развития
для детей младшего школьного возраста.
Гипотеза
- процесс коррекции эмоциональной сферы
младших школьников окажется эффективным,
если:
-
коррекционная работа с эмоциональной сферой ребенка в
учебно- воспитательном процессе будет проводиться в
форме уроков психологической разгрузки,
направленных на снижение эмоционального
напряжения;
-
в программе уроков психологической разгрузки будут использованы
такие формы психокоррекционной работы, как:
аутогенная тренировка, психогимнастика, элементы
танцевальной терапии, музыкотерапии, проективного рисунка.
Задачи
исследования:
2.
Выявить особенности развития
эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.
2.
Определить оптимальную форму организации процесса психолого-педагогической
коррекции эмоционального развития младших школьников.
3.
Обосновать и разработать содержание уроков психологической разгрузки и форм
психологической коррекции эмоциональной
сферы младших школьников.
4.
Выявить эффективность проведенной коррекции
эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.
Методологической
основой исследования являются научные труды по теме исследования психологов и
педагогов: Л.С. Выгодского, Л.С, Григорьевой, Даниловой Н.Н., Крыловой А.Л., Изарда К., В.С.Мухиной, Комаровой
Т.С. и др.
Для
решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:
анализ литературы по теме исследования, метод наблюдения, психологический
эксперимент, интерпретация рисунков; количественная и качественная обработка
результатов.
Научная новизна и
теоретическая значимость исследования заключаются в том, что проблема коррекции
эмоциональной сферы рассматривалась с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного
возраста. В работе обобщены подходы учёных к проблеме развития эмоциональной сферы детей младшего школьного
возраста. Осуществлён отбор методов диагностики и коррекции эмоциональной сферы
младших школьников.
Практическая
значимость работы заключается в возможности использования полученных
данных в практической деятельности
учителей начальных классов, в процессе психолого-педагогического сопровождения
младших школьников, в консультативной работе с родителями.
Исследование
проводилось на базе \\\\\\\\\\\\\\ с
включением 12 учащихся первого класса и их родителей.
Структура
работы: введение, две главы, заключение, библиография.
Заключение
В ходе работы подтвердилась актуальность проблемы коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного
возраста.
Нами было проведено исследование по изучению
эмоциональной сферы младших школьников и ее
коррекции. В ходе исследования были выявлены особенности
развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста, которые
позволили определить оптимальную форму организации процесса
психолого-педагогической коррекции эмоционального развития младших школьников.
В
ходе эксперимента была проведена диагностика эмоциональной сферы младших
школьников и проведена коррекционная работа в форме уроков психологической разгрузки.
данные, полученные нами в ходе
контрольного эксперимента служат
подтверждением гипотезы, выдвинутой нами в начале исследования.
Практическая
значимость работы заключается в возможности использовать ее
учителями начальных классов и школьными психологами для коррекции эмоциональной
сферы младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
Библиография
1.
Абрамова, Г.С. Введение в практическую
психологию. [Текст] / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 1996. – ь346 с..
2.
Андреева, А.Д. Руководство
практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков. [Текст] /А.Д.
Андреева, Т.В. Вохмянина,
А.П. Воронова, Н.И. Чуткина
(под ред. М.В.Дубровиной). - М.: Альфа, 2005. – 327 с.
3.
Бёрдов,
В.И. Аннотированная программа по психологии человека: Методические рекомендации
[Текст] / В.И. Бёрдов. -Ишим: ИГПИ,
1995.-29с.
4.
Бёрдов,
В.И., Кислицына, В.А. Лабораторный практикум по
возрастной психологии. [Текст] /
В.И. Бёрдов,
В.А. Кислицина.
– Ишим: ИГПИ, 1995. – 33с.
5.
Бреслав,
Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. [Текст] /Г.М. Бреслав. – М., 1990. – 230с.
6.
Венгер,
Л.А., Мухина, В.С. Психология: Учеб.
пособие для учащихся пед. Уч-щ. [Текст] / Л.А. Вегнер, В.С.
Мухина. -М.: Просвещение, 1988. – 298с.
7.
Вилюнас
В.К. Психология эмоциональных явлений [Текст] / В.К. Вилюнас.
- М.: Изд-во МГУ, 1996. – 217 с.
8. Выготский, Л. С. Проблемы развития психики [Текст]/ Л.С.
Выготский.- собр. Соч.: В 6т.-М: 1983 т.4.-432с.
9.
Выготский, Л.С.
Вопросы детской психологии. [Текст]/Л.С,
Выготский.- СПб.: СОЮЗ,
1997. - 224с.
10.
Возрастная и
педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие
для студ. сред. пед. учеб, заведений [Текст]/сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин.
- М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 320 с.
11.
Детская психология. Учеб.
Пособие. [Текст] /под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А.
Панько. – Мн.: Университетское, 1988. – 399 с.
12.
Доскин,
В., Печора, К. Рисунки детей. Психологический анализ[Текст]
/В. Доскин, К. печора.
//Дошкольное воспитание, №12, 2000. – С.78- 81.
13.
Запорожец, А.В. К вопросу о генезисе,
функции и структуре эмоциональных процессов у ребёнка. [Текст] /А.В. Запорожец.
– М.: Психология, 1994. – 287 с.
14.
Изард,
К. Эмоции человека: Пер. с англ. [Текст] /К. Изард. -
М., Изд-во Моск. ун-та, 1980.-440
с.
15.
Крутетский,
В.А. Психология. Учеб.для
учащихся пед. Уч-щ. [Текст]
/ В.А. Крутетский. -М.:
Просвещение, 1986. – 341с
16.
Кряжева,
Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. [Текст] / Н.Л. Кряжева.
-Ярославль: Академия развития, 2000. – 160 с.
17.
Колодич, Е.Н. Коррекция
эмоциональных нарушений у детей и подростков. [Текст] / Е.Н. Колодич.– Мн.:ООО «ФУ
Аинформ», 2002. – 128 с.
18.
Леонтьев, А.Н. Избранные психологические
произведения. В 2-х томах.т.1[Текст] / А.Н. Леонтьев. -М.: Педагогика, 1983. – 456 с.
19.
Монина, Г.Б.
Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными
и аутичными детьми.
[Текст]/ Г.Б
Монина.- М.: Генезис, 2000. - 192 с.
20.
Научно-методический
подход к проблеме коррекции эмоциональной сферы младших школьников. //
Сб. тезисов докладов к научно-практической конференции «Компенсирующее
обучение: опыт, проблемы, перспективы» в Москве, 16-18 апреля 1997. -М.,1996,т.2,
с.197-204.
21.
Немов, Р.С. Психология. Учеб. для студ. Высш.
Пед. Заведений. В 3 кн.-4-е изд. [Текст] /Р.С. Немов. -М.: Гуманит.
Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.-Кн 1. Общие основы психологии. – 688 с.
22.
Общая психология: Курс лекций для первой
ступени педагогического образования [Текст] /Сост. Е.И. Рогов.-М.:
Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- 547 с.
23.
Обухова, Л. Ф. Возрастная психология. [Текст] / Л.Ф.
Обухова. - М.,
1996.- 427 с.
24.
Психология. Словарь[Текст]
/Под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. И
доп. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
25.
Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. [Текст] -М.: АСТ-ПРЕСС,
1999. – 376с.
26.
Психолого-педагогическая коррекция
эмоциональной сферы младших школьников. [Текст] // Вестник психосоциальной и
коррекционно-реабилитационной работы, 1997, № 2, с. 10-27.
27.
Психическое развитие младших школьников
[Текст] / Под ред. В.В. Давыдова. - М.:
Педагогика, 1990. – 387 с.
28.
Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций.
[Текст] / Я Рейковский .
- М.:Прогресс,
1999 . – 412 с.
29.
Рогов,
Е.И. Настольная книга практического психолога. Учеб. пособие: В 2 кн.-2-е изд., перераб. и доп. [Текст] /Е.И. Рогов –М.:
ВЛАДОС , 1998.-Кн 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. –
384с.
30.
Романова, Е.С., Потемкина С.Ф.
Графические методы в психологической диагностике. [Текст] /Е.С. Романова, С.Ф.
Потемкина. -М.: Дидакт,
1992. – 327 с.
31.
Развитие эмоциональной сферы детей
риска. [Текст] // Педагогический поиск, 1995, № 3-4, с.6.
32.
Степанов, С.С. Психологический словарь
для родителей. [Текст] /С.С. Степанов. –М.:
Издательский центр «Академия», – 160с.
33.
Спиноза, Б.О происхождении и природе
аффектов \ Психология эмоций: Тесты. [Текст] /Б.О. Спиноза. -М.,
1990 – 271 с.
34.
Столяренко, Л.Д. Основы психологии.
[Текст] /Л.Д. Столяренко. -Ростов-на-Дону: Логос,
1995. – 646с.
35.
Социальные отношения и эмоциональный мир
ребенка. [Текст].
М: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола,
2001.
36.
Учителю об эмоциональном развитии
младших школьников. [Текст] / //Начальная школа, 1997, №3, с.21-24.
37.
Хрестоматия. Дети
с нарушениями развития.
Учебное пособие для студентов и
слушателей спецфакультетов: [Текст]/ Сост. В.Астапов. -
М.: Международная педагогическая
академия, 1995. - 264 с.
38.
Хрипкова, А.
Г., Запорожец, А.В.
Мир детства. Дошкольник
[Текст]/ А. Г.
Хрипкова, А.В. Запорожец.
- М.: Педагогика. - 1979. - 19с.
39.
Эльконин,
Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. [Текст]/ Д.Б. Эльконин.-Воронеж.1995. -
458 с.
40.
Эльконин, Д.Б. О психологии [Текст]/
Д.Б. Эльконин.//
Вестник Моск. Унив. Серия 14, 2000.
№2. - С 9.
41.
Эльконин,
Д.Б. Детская психология. [Текст]/ Д.Б. Эльконин. - М.,1960. – 457 с.
42.
Эмоциональные нарушения в детском
возрасте и их коррекция. [Текст] / под.ред.
В.В. Лебединского. – М.: Педагогика, 1990. -254 с.