Культура общения детей дошкольного возраста и некоторые способы ее формирования

Курсовая работа

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1.   Понятие  общения и его культуры  в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………..7

1.2 Особенности культуры общения у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….23

1.3 Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста…………………………….……………………………………………31

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1.  Эмпирическое изучение уровня культуры общения детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………36

2.2 Организация работы по формированию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………..45

2.3 Анализ эффективности методов воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….54

БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………….55

ПРИЛОЖЕНИЯ

 


Введение

Проблема воспитания человека вообще и воспитания культуры общения, в частности, является одной из значимых на данном этапе развития системы образования России. За последнее время интерес к данной проблеме еще больше увеличился. Сейчас много говорится о так называемом «кризисе общения», растущей «некоммуникабельности» людей. Изменение материальных условий жизни, условий образования, быстрое распространение компьютерной сети во всех сферах и других технических средств массовой коммуникации, расширение «дистантного общения», - все это способствует изменению форм общения, их глубины и диапазона, ставят вопрос о необходимости целенаправленного воспитания коммуникативной' культуры человека, культуры речевого поведения.

Запросы общества по выделенной проблеме находят свое отражение в Концепции дошкольного воспитания, где большое значение придается проблеме воспитания культуры общения детей. Проблема общения относится к числу важнейших сфер жизнедеятельности. Все психологи едины в признании значения общения в формировании личности в детском  возрасте. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности.

В связи с этим проблема  формирования культуры общения детей дошкольного возраста является актуальной.

Современное научное знание демонстрирует всевозрастающий интерес к проблеме общения. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема занимает центральное положение и анализируется в  психологическом   и   во многих других аспектах.

Вопросам общения посвящены многие исследования психологов и педагогов, как: Немов Р.С, Андреева Г.М, Зимняя И.А., Ломов Б.Ф,   Ломов Б.Ф. , Э. Дюркгейм и др.

Самой проблеме общения посвящали работы выдающиеся педагоги и психологи С. Л. Рубинштейн, А. А. Леонтьев, А. А. Бодалев, И. А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, В. А. Лабунская и другие.

Но наряду с достаточной теоретической разработанностью указанной проблемы, в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений работа по формированию культуры общения дошкольников ведется фрагментарно, как правило, без опоры на существующие теоретические разработки по направлениям ее формирования. Наблюдения, анализ психолого-педагогической литературы позволяют обнаружить противоречие  между потребностью общества в людях с  высоким уровнем коммуникативной культуры и недостаточным вниманием к ее формированию в учебно-воспитательном процессе ДОУ. Обозначенное противоречие обусловило выбор темы курсовой работы: «Культура общения детей дошкольного возраста и некоторые способы ее формирования».

Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему исследования: выявление наиболее эффективных способов формирования  культуры общения дошкольников.

Цель исследования: изучить  составляющие культуры общения дошкольников и выявить способы ее формирования.

Объект исследования – культура общения детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – способы формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза. Мы предполагаем, что формирование культуры общения дошкольников будет проходить эффективнее при условии реализации специально разработанной программы игровых занятий, с использованием следующих способов:

- введение в активный словарь детей старшего дошкольного возраста достаточного количества этических стереотипов;

- формирование умения выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения;

- проводение работы по освоению ребенком собственно речевых норм;

- формирование способности детей эффективно осуществлять деятельность, то есть умения говорить и слушать других.

Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета, гипотезы, были сформулированы следующие задачи:

1.           Исследовать состояние проблемы развития коммуникативной культуры педагога  в психолого-педагогической и методической литературе

2.                Рассмотреть понятие и специфику общения у детей старшего дошкольного возраста.

3.                Выявить особенности формирования культуры общения у детей дошкольного возраста.

4.                Теоретически обосновать и экспериментально апробировать средства формирования культуры общения у детей посредством игровой деятельности.

Теоретической основой исследования являются концепции ведущих отечественных педагогов-психологов: В.С. Мухиной, Л.С.Выгодского, А.Н.Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности, также исследование ряда работ авторов, которые изучали проблему взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста (Я.А.Коломинский, Д.Б. Эльконин, Т. А. Репина и другие).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы исследования:

- теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы;

- эмпирические методы, включающие тестирование, формирующий эксперимент, методы обработки данных: количественный анализ с использованием методов математической статистики и качественный анализ результатов исследования.

Исследование проводилось на базе дошкольного учреждения "Елочка" города Ишима  с включением 20 детей старшего дошкольного возраста.

Этапы исследования:

1 этап – поисково-теоретический.  Изучалась  проблема формирования  культуры общения детей дошкольного возраста,  осуществлялся теоретический анализ литературы по теме исследования, формулировалась проблема, тема, цели, задачи исследования и разрабатывались критерии оценки результативности экспериментальной работы.

 2 этап – опытно – экспериментальный:  разработка и проведение экспериментального исследования.

3 этап – заключительно – обобщающий -  был связан с завершением опытно-экспериментальной работы и обобщением полученных результатов, включал  обработку и систематизацию материала, формулировку выводов и оформление курсовой работы.

Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения. Общий объем работы 57 страниц компьютерного текста (без приложений).

 

 

Заключение

Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. При недостаточном общении темп формирования психических процессов замедляется. Целенаправленное комплексное воспитание культуры общения ребенка должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей с взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя.

В результате исследования мы провели формирующий этап по воспитанию культуры общения детей старшего дошкольного возраста с целью повысить уровень культуры общения дошкольников. Контрольный этап исследования показал эффективность выбранных нами методик работы с детьми по воспитанию культуры общения. С введением в действие предложенной программы взросла не только эффективность общения, но и значительно улучшился общий результат работы. Объективно это подтверждается проведенным анализом состояния уровня культуры общения.

Следовательно, можно утверждать, что разработанная нами коррекционная программа, развивающая культуру общения детей старшего дошкольного возраста, является целесообразной, достаточно эффективной и практически оправданной.

 


БИБЛИОГРАФИЯ

1.  Абульханова, К. А. Психология и педагогика. Учебное пособие. [Текст]/К. А.  Абульханова М.: Совершенство, 2006.- 317 с.

2.             Андреева, А.Н., Мдивани М.О., Рыжонкин Ю.Я. Методика измерения

коммуникативной дистанции [Текст] / А.Н. Андреева// Вопр. псих. – 2007. - №1.- С.29-31.

3.           Арушанова, А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками [Текст] /А.Арушанова// Дошкольное воспитание. – 2009. - №5. – С. 51-61.

4.           Бодалев, А.А. Личность и общение: Избр. тр. [Текст] /А.А. Бодалев – М.: Педагогика, 1983.- 387 с.

5.           Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика [Текст] /Л.Р.Болотина. – М.: Академия, 1997. – 232с.

6.           Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] /А.М.Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 255с.

7.           Венгер, Л.А. Психология. [Текст] / Л.А. Вегнер, В.С. Мухина.- М.1988.- 456 с.

8.           Ветрова, В. В. Ребенок учится говорить [Текст] /В.В.Ветрова, Е.О.Смирнова. – М.: Знание, 1998. – 94с.

9.                      Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в средней группе [Текст] / В.В. Гербова // Дошкольное воспитание. – 2010. - №3. – С. 78-80.

10.      Горшкова, Е. Учите детей общаться [Текст] / Е.Горшкова// Дошкольное воспитание. – 2008. - №12. – С. 91-93.

11.      Грецик, Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи [Текст] / Т.Грецик// Дошкольное воспитание. – 2006. - №6. – С. 54-56.

12.                 Занятия по развитию речи в детском саду [Текст] / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Современность, 2009. – 363с.

13.      Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. – М.: Академия, 2007. – 416с.

14.      Короткова, Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи [Текст] / Э.Л.Короткова// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.201-202.

15.      Крылова, Н. М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей [Текст] /Н.М.Крылова// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 2008. – с.204-208.

16.      Колодяжная, Т. П. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ [Текст] /Т.П.Колодяжная, Л.А.Колунова.- Ростов – н: ТЦ "Учитель", 2002. – 32с.

17.      Коломинский, Я. Л. Психология общения. [Текст] / Я.Л. Коломинский. - М.: Знание, 1974.

18.      Леонтьев, А.А. Деятельность и общение // Вопросы философии. [Текст] / А.А. Леонтьев.- 1979. №1.

19.      Лингвистический энциклопедический словарь [Текст]/ /под редакцией В.Н. Ярцева. – М.:Современная энциклопедия, 1990.-897 с.

20.      Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения. [Текст] / М.И. Лисина. .1986.

21.      Лямина, Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста [Текст] /Г.М.Лямина// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.49-52.

22.      Мелибруда, Е. Я –Ты – Мы: Психологические возможности улучшения

общения [Текст] / Е.А. Мелибруда // Пер. с польского Е.Н. Новиковой; Вступ. Ст. и общ. Ред. А.А.Бодалева, А.Б. Добровича. – М. : Прогресс, 1986.

23.                 Основы теории речевой деятельности [Текст] / Под ред. А. А. Леонтьева. — М.: Просвещение, 1974. – 148с.

24.                 Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) [Текст]/ авт. – сост. Е.В. Доценко. – Волгоград: Учитель, 2008.- 297с.: ил.

25.      Пеньевская, Л. А. Влияние на речь маленьких детей общения с более старшими [Текст] /Л.А.Пеньевская// Дошкольное воспитание. - 2003. - № 2. - С. 13-17.

26.      Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников [Текст] /Ф.А.Сохин// Вопросы психологии. – 1999. - №3. – С. 21-24.

27.      Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольника[Текст] /О.С.Ушакова. – М.: Изд-во института психотерапии. - 2001. – 237с.

28.      Флерина Е. А. Разговорная речь в детском саду [Текст] / Е.А.Флерина// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.210-115.

29.      Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. (Под редакцией Давыдова В.В., Зинченко В.П.) М.,1989.