Развитие мыслительных операций у детей с разным доминированием полушарий

Курсовая работа

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Проблема зависимости особенностей и специфики мышления от функциональных асимметрий мозга в исследованиях отечественных и зарубежных ученых

1.1.         Сущность понятия «мышление» в психолого-педагогической литературе

1.2.         Особенности развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста

1.3. Зависимость мышления от функциональных асимметрий головного мозга

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей развития мыслительных операций у детей с разеым доминированием полушарий головного мозга

 

2.1. Организация и методика исследования

2.2. Результаты экспериментального исследования и их  анализ

Заключение

Библиография

 

Введение

Разработка проблемы функциональных асимметрий мозга продолжается уже не одно десятилетие, тем не менее, она все еще далека от своего окончательного разрешения, что связано с рядом теоретических и методических трудностей. В настоящее время данная проблема активно разрабатывается специалистами различных областей науки, в том числе она вызывает большой интерес и у представителей дифференциальной психофизиологии (Э.А. Голубева, 1993; Н.Н. Данилова, 1992, 1998; В.В. Суворова, 1975; В.В. Суворова, М.А. Матова, З.Г. Туровская 1988; С.А. Изюмова, 1995; Е.П. Ильин, 2001; М.К. Кабардов, 2001; и др.).

 Исследования специалистов показывают, что проблема леворукости связана со множеством неврологических и нейропсихических расстройств. По  мнению М.М. Безруких причина  этого  не столько в их особенностях леворуких детей, сколько в незнании и непонимании этих особенностей педагогами и родителями, в неумении вовремя помочь ребенку, в нетерпении и жестокости невыполнимых требований, в желании обвинить ребенка, раздражении от собственного бессилия и безуспешных попытках добиться своего (2000).

Эта проблема становится наиболее актуальной в последнее время, поскольку левшами являются около 10% людей, причем, по оценкам зарубежных и отечественных специалистов, доля леворуких имеет тенденцию к увеличению.

Леворукость - это не патология и не недостаток развития. И тем более не каприз или упрямство ребенка, не желающего работать, как все, правой рукой (иногда так считают некоторые родители и учителя). Леворукость - очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

Специфика латерализации мозговых функций левшей влияет на особенности их мыслительной деятельности, к числу которых относятся: аналитический способ переработки информации, поэлементная (по частям) работа с материалом; лучшее опознание вербальных стимулов, чем невербальных; сниженные возможности выполнения зрительно-пространственных заданий.

Таким образом, проблема исследования особенностей функциональных асимметрий мозга человека имеет большую актуальность для педагогической  психологии с целью оптимизации  процесса обучения.

Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга за последние десятилетия прошла ряд этапов развития. До сих пор многие специалисты переоценивают роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. А такая, продукция правого полушария, как интуиция, ритм, создание образов и другие, в современной образовательной системе, к сожалению недооцениваются. Традиционная методика обучения и воспитания преподавания в школе развивает главным образом левое полушарие, игнорируя вторую половину умственных возможностей ребенка. Однако известно, что именно правое полушарие связано с развитием творческого мышления ребенка (А.Л. Сиротюк, 2003).

Поэтому проблемы развития мышления детей  дошкольного возраста с разным доминированием полушарий представляется  актуальным.

Актуальность обозначенной проблемы обусловила выбор темы курсовой работы «Развитие мыслительных операций у детей с разным доминированием полушарий».

Объектом нашего исследования является мышление детей дошкольного возраста с различным доминированием полушарий.

Предмет исследования – особенности развития мыслительных операций детей дошкольного возраста с различным доминированием полушарий.

Целью нашего исследования является изучение влияния латерализации мозговых функций на особенности  мыслительных операций  дошкольников.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что функциональная асимметрия полушарий головного мозга  оказывает влияние на развитие мыслительных операций детей дошкольного возраста, в связи с этим  развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста будет иметь отличия в зависимости от доминирования правого или левого полушария головного мозга.

Задачи:

       1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и психофизиологическую литературу по теме исследования.

2. Выявить особенности развития мыслительных операций  у дошкольников с право- и левополушарным доминированием головного мозга.

3. Разработать и провести экспериментальное исследование по выявлению влияния латерализации мозговых функций на развитие мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: методы изучения научных источников: изучение общих и специальных психологических, педагогических работ; организационные методы: изучение уровня  развития мыслительных операций дошкольников; эмпирические методы: наблюдение, эксперимент.

Методологической основой исследования явились: психологические концепции, раскрывающие природу человеческого мышления и развитие мыслительных операций в дошкольном возрасте; системный подход к изучению психических процессов;  исследования в области дифференциальной психофизиологии по проблемам функциональных асимметрий мозга.

Теоретическая  база исследования  -  труды Л.А.Венгера, Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, Н.П.Аникеевой, Н.Н.Поддьякова, Ж.Пиаже и др, посвященные проблемам формирования мыслительных операций у детей дошкольного возраста, Л.М.Фридмана, П.П.Блонского, В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Э.А. Голубева, Н.Н. Данилова,  В.В. Суворова и др.

Научная  новизна работы заключается в обобщении,  систематизации теорий, взглядов, существующих в отечественной и зарубежной психологии и психофизиологии по вопросам развития мыслительных операций у детей с разным доминированием полушарий головного мозга; выявлении возрастных особенностей различий  мышления, характерных для старшего дошкольного возраста  с различной латерализации мозговых функций.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов педагогами и психологами в практике  ДОУ для обеспечения эффективности образовательно-воспитательного процесса.

Этапы исследования.

I – поисково – теоретический: посвящен изучению и анализу психолого- педагогической и специальной литературы по данной теме, формулированию проблемы, темы, цели, гипотезы, задач исследования, подбору методов и планированию экспериментов исследования.

II - опытно – экспериментальный: проведение  экспериментального исследования; проверка гипотетического предположения; обработка полученных результатов.

III – заключительно – обобщающий: обработка и систематизация материала; формулировка выводов и оформление курсовой работы.

Исследование проводилось на базе   старшей группы  ДОУ «\\\.

Структура работы: введение, две главы, заключение, библиография.

 

Заключение

Проблема зависимости мышления  от  функциональных асимметрий мозга  все еще далека от своего окончательного разрешения, что связано с рядом теоретических и методических трудностей.

Эта проблема становится наиболее актуальной в последнее время, поскольку левшами являются около 10% людей, причем, по оценкам зарубежных и отечественных специалистов, доля леворуких имеет тенденцию к увеличению.

Специфика латерализации мозговых функций левшей влияет на особенности их мыслительной деятельности, к числу которых относятся: аналитический способ переработки информации, поэлементная (по частям) работа с материалом; лучшее опознание вербальных стимулов, чем невербальных; сниженные возможности выполнения зрительно-пространственных заданий.

Результаты  экспериментального исследования свидетельствуют о том, что интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста не находится в прямой зависимости от  лево- или праводоминантности полушарий головного мозга. Вместе с тем, уровень развитие мыслительных операций имеет отличия у дошкольников с разным доминированием мыслительных операций, что является подтверждением нашей гипотезы, согласно которой  функциональная асимметрия полушарий головного мозга  оказывает влияние на развитие мыслительных операций детей дошкольного возраста, в связи с этим  развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста будет иметь отличия в зависимости от доминирования правого или левого полушария головного мозга.

Полученные результаты экспериментального исследования подтверждают актуальность изучения особенностей мыслительных операций детей с разным доминированием полушарий головного мозга и необходимость ее более подробного научно-психологического рассмотрения.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее в практической деятельности воспитателей и психологов детских садов при организации учебно-воспитательного процесса.

 

 

Библиография

1.      Баллон, А. Психическое развитие ребенка. [Текст]/ А.Баллон. - М., 1967.—196 с.

2.      Безруких, М.М. Если ваш ребенок левша. [Текст]/ М.М. Безруких, М.Г. Князева. - М.: Сфера,1994.- 214 с.

3.      Венгер, А. Л., Мухина В.С. Развитие мышления дошкольника [Текст]/ А. Л. Венгер, В.С. Мухина.// Дошкольное воспитание. - 1974. - № 7. - С. 30-37.

4.      Веракса, Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте. [Текст]/ Н.Е. Веракса. //Вопросы психологии. - 1987. -№4. - С. 135-139.

5.      Выготский, Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. [Текст]/ Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983.— 329 с.

6.      Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. [Текст]/ П. Я. Гальперин.-  М., 1966. —377 с.

7.      Гальперин, П. Я., Эльконин, Д. Б. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления. — В кн.: Дж. Флейвелл. Генетическая психология Жана Пиаже/Пер, с англ. [Текст]/ П. Я.Гальперин, Д. Б.  Эльконин. -  М., 1967. - 687 с.

8.      Зак, А.Г. Различия в мышлении детей. [Текст]/  А.Г. Зак. - М., 1992. -267 с.

9.      Клименко, В. В. Правша. Левша. Двурукий.  Психологические тесты  [Текст]/ В.В.Клименко. – Харьков.: Фолио, 1996. –  397 с.

10.    Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. [Текст]/ А. Н. Леонтьев. - М., 1983.- 543 с.

11.    Люблинская, А. А. Воспитание мышления у детей. [Текст]/ А. А. Люблинская. // Дошкольное воспитание, 1981, № 12, с. 26—34.

12.    Минская Г. И. Переход от наглядно-действенного к рассуждающему мышлению у детей дошкольного возраста. [Текст]/ Г. И. Минская. - М., 1984.-22 с.

13.    Недоспасова, В. А. Психологический механизм преодоления центрации в мышлении детей дошкольного возраста. [Текст]/ В. А. Недоспасова. - М., 1972.—22 с.

14.    Обухова, Л. Ф. Этапы развития детского мышления. [Текст]/ Л. Ф. Обухова. - М., 1972.— 152 с.

15.    Москвин,  В.А. Проблема связи латеральных профилей с индивидуальными различиями человека (в дифференциальной психофизиологии). [Текст[ / В.А.Москвин. - Уфа  типография Оренбургского государственного университета –2002. – 112 с.

16.    Мухина, В. С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. [Текст]/ В. С.Мухина. - М.: Издат. центр Академия, 2000 - 432 с.

17.    Немов, Р. С. Психология. [Текст]/ Р. С. Немов. - М.: Академия, 1999 - 181 Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. [Текст]/ - М., 1995.  - 327 с.

18.    Поддъяков, Н.Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников. Возрастная и педагогическая психология. [Текст]/ Н.Н. Поддъяков. - М., 1982. -  678 с.

19.    Петроченко, Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе. [Текст]/ Г.Г.  Петроченко. инск: Высшая школа, 1982. -с. 185-198.

20.    Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка. [Текст]/ Ж. Пиаже. - М., 1932.—412 с.

21.    Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления. [Текст]/ Ж. Пиаже. - // Вопр психологии, 1965, № 6. с. 33—51.

22.    Пиаже Ж. Избр. психол. труды. [Текст]/ Ж.Пиаже. - М., 1969.— 659 с.

23.    Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. [Текст]/ Н. Н. Поддьяков. -  М., 1977. - 262 с.

24.    Пономарев, Я. А. Знания, мышление и умственное развитие [Текст]/ Я. А. Пономарев. - М., 1967.—264 с

25.    Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов. [Текст]/ /Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1964.— 352 с.

26.    Развитие ребенка. [Текст]/Под ред. А. В.Запорожца. - М.:  Просвещение, 1976.-139 с.

27.    Ротенберг. B.C. Мозг. Обучение. Здоровье. [Текст]/ B.C.Ротенберг/ - М.: Наука, 1989.-457 с.

28.    Рубенштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. [Текст]/ С.Л. Рубенштейн. : Просвещение, 1973,- 178 с.

29.    Развитие мышления и умственное внимание дошкольника. [Текст]/  /Под ред. Н.Н. Поддъякова, А.Ф. Говорковой. - М., 1985. – 374 с.

30.    Стаханова, Т.А. Психологические особенности леворуких детей. Школьные проблемы левшей[Текст]/ Т.А.  Стаханова // Практический психолог. 2005. - С. 95-97.

31.    Семенович, А. Большие хитрости маленьких левшей. [Текст]/ А. Семенович. - М.: Просвещение, 2004. – 107 с.

32.    Тихомиров, О. К. Структура мыслительной деятельности человека. [Текст]/ О. К. Тихомиров. - М., 1969.— 304 с.

33.    Шохор-Троцкая, M. Не переучивайте левшу! [Текст]/ M.  Шохор-Троцкая // Наука и жизнь, 2002, №8. - С. 65-72.

34.    Эльконин, Д. Б. Психологические условия развивающего обуче¬ния.— В кн.: Обучение и развитие младших школьников. [Текст]/ Д. Б. Эльконин. - Киев, 1970. – 472 с.

35.    Ресурсы Интернет : Омская Газета, http://www.omsknews.ru; http://209.85.135.104/search?q=cache:BNEHQu1