Дипломная работа
Индивидуальные различия и способы
развития памяти младших школьников
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………..
………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование
проблемы индивидуальных различий и
способов развития памяти младших школьников
1.1.
Понятие и виды
памяти………………………………………..…..8
1.2.
Индивидуальные и возрастные особенности
памяти младших школьников………………………………………………………..26
1.3.
Способы
развития памяти детей младшего школьного возраста……………………………………………………………36
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование
индивидуальных различий и способов развития
памяти детей младшего школьного возраста
2.1. Изучение индивидуальных различий в развитии
памяти у младших
школьников………………………………………………………………………48
2.2. Организация работы по развитию памяти у младших
школьников…………………………………………………………..…………..57
2.3. Анализ эффективности проведенных
мероприятий……………….61
Заключение…..………………………………………………………………….66Библиография …………………………………………………………………..68
Приложения
Введение
На сегодняшний день
проблема развития памяти младших
школьников является актуальной и социально значимой. Память лежит в основе способностей человека,
является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.
Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря
своей памяти, её совершенствованию, человек выделился из животного мира и
достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс
человечества без постоянного улучшения этой высшей психической функции
немыслим. От уровня развития памяти зависит уровень образованности
человека, наличие или отсутствие
свободного владения «материалом из различных областей человеческой
культуры» [10, c.
8.].
Изучение возрастных и
индивидуальных особенностей памяти является важной задачей в плане повышения эффективности
и качества учебного процесса, ликвидации перегрузки в школьном обучении и
осуществления индивидуального подхода к детям в процессе обучения.
Наряду с этим, существование
индивидуальных различий в пределах определенного
возрастного периода, устойчивость таких различий и степень влияния их на
онтогенез высших психических функций - представляют собой важную, дискуссионную
проблему теоретической психологии. Ряд ведущих отечественных психологов
(М.С. Бернштейн, А.А. Смирнов, Ф.В. Ипполитов) развивает концепции,
согласно которым формирование теоретического мышления у школьников не
определяется индивидуальными особенностями мышления, памяти, речи и т.п.
Наоборот, элиминация таких различий оказывается одним из критериев правильной
постановки развивающего и формирующего обучения (В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин).
Л.В. Занков, Н.А. Менчинская
отстаивают точку зрения, согласно которой индивидуальные различия играют важную
роль в формировании и темпе развития
мышления, памяти и других высших психических функций. Очевидно, немалую
роль в решении этих дискуссионных проблем должны играть экспериментальные
исследования возрастно-индивидуальных различий памяти.
В
связи с этим вопрос развития памяти младших школьников с учетом
возрастных индивидуальных различий памяти представляется актуальным.
Актуальность обусловила
выбор темы выпускной квалификационной работы: «Индивидуальные различия и способы развития памяти младших школьников».
К сожалению, в практике
школьного обучения не обращается достаточного внимания на формирование у
школьников адекватных, рациональных приёмов и способов запоминания. Без
целенаправленной специальной работы приёмы запоминания складываются стихийно и
нередко оказываются не продуктивными. В практической деятельности школ развитие памяти учащихся осуществляется
во многом стихийно, не целенаправленно. Возникает определенное
противоречие между необходимостью формирования развития памяти у детей и
отсутствием эффективной технологии организации данного процесса в учебных
заведениях.
Это противоречие позволило сформулировать проблему исследования, которая
заключается в изучении индивидуальных
особенностей развития памяти у
младших школьников.
Цель исследования – теоретически обосновать и
экспериментально изучить индивидуальные различия памяти у младших школьников и выявить эффективные
способы ее развития.
Объект
исследования: память как психический процесс.
Предмет исследования: индивидуальные различия и способы развития памяти младших школьников.
В основу исследования положено
гипотетическое предположение о том, что развитию памяти детей младшего школьного возраста будет
способствовать реализация системы
развивающих занятий с учетом индивидуальных особенностей
развития памяти детей младшего школьного
возраста.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью нами были поставлены следующие задачи исследования:
1.
Проанализировать психолого –
педагогическую литературу по данной
проблеме
2.Выявить индивидуальные особенности
развития памяти детей младшего школьного
возраста.
3. Разработать и экспериментально проверить
эффективность системы развивающих
занятий с учетом
индивидуальных особенностей развития памяти детей младшего школьного возраста.
Теоретической основой
исследования явились труды, посвященные вопросу
развития памяти в контексте общепсихологической теорией деятельности, в которых
исследуется состав мнемических действий и операций,
зависимость продуктивности памяти от того, какое место в структуре занимают
цель и средства запоминания (или воспроизведения), сравнительная продуктивность
произвольного и непроизвольного запоминания в зависимости от организации мнемическои деятельности (А.Н.Леонтьев,
П.И.Зинченко, А.А.Смирнов и
др.); исследования филогенетического развития памяти П.П.Блонского;
труды Л. С. Выготского, посвященные изучению памяти и
ее развития в детском возрасте; исследования непосредственного и
опосредствованного запоминания в детском возрасте А.Н. Леонтьев и др.
Для решения
поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретические
методы (анализ, обобщение теоретических положений ученых
по теме исследования); эмпирические методы (тестирование, беседа, психолого –
педагогический эксперимент); методы количественной и качественной обработки
результатов исследования; методы описания результатов исследования (графическое
представление результатов); методы математической обработки результатов
исследования.
Исследование проводилось на базе 1 «А» класса МОУ \\\\\\\\\\\\ с участием 20 учащихся: 10 учащихся составили контрольную группу и 10 – экспериментальную.
Исследование проводилось в три этапа:
I этап – поисково – теоретический. Изучение и анализ философской,
психологической и педагогической
литературы, определение проблемы, цели, объекта, предмета исследования, гипотезы.
Разработка программы экспериментального
исследования.
II этап – опытно – экспериментальный.
Экспериментальная проверка гипотезы; реализация этапов психолого –педагогического эксперимента (констатирующего,
формирующего, контрольного).
III этап – заключительно – обобщающий.
Обработка и систематизация материала, формулировка выводов и литературное
оформление выпускной квалификационной
работы.
Теоретическая
значимость выпускной квалификационной работы заключается в обобщении, систематизации теорий,
взглядов, существующих в отечественной и зарубежной психологии по вопросам
развития памяти и изучении индивидуальных особенностей
развития памяти детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость данной работы заключается в разработке комплекса занятий по развитию памяти младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей развития памяти, который может быть использован в работе педагогов и психологов общеобразовательной начальной школы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (36 источников), приложений. В работе содержится 16 таблиц и 1 рисунок. Общий объем работы составил 63 страницы печатного текста без приложений.
Проанализированная
научно-педагогическая литература и
проведенная опытно-экспериментальная работа
подтвердили актуальность исследования, Роль памяти в развитии ребенка трудно переоценить.
С ее помощью он усваивает знания об окружающем мире
и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и
навыки.
В ходе
работы были выявлены особенности развития памяти у младших школьников и с учетом
выявленных особенностей разработаны занятия по развитию памяти детей младшего
школьного возраста.
По
результатам констатирующей диагностики выявлено, что
индивидуальными особенностями развития памяти младших школьников является
преобладание комбинированного типа памяти и смыслового запоминания.
Результаты
контрольного эксперимента по выявлению индивидуальных особенностей памяти
показали, что у всех детей индивидуальные особенности памяти на контрольном
этапе остались без изменений после проведения формирующего эксперимента.
Что же касается результатов исследования уровня развития
памяти, то здесь контрольная диагностика показала следующее: В контрольной
группе, где не проводились занятия по
развитию памяти, результаты контрольного эксперимента оказались практически идентичны
результатам констатирующего. В экспериментальной
группе после проведения формирующего эксперимента зафиксирована положительная динамика развития
памяти: на контрольном этапе
эксперимента в экспериментальной группе результаты оказались гораздо выше, чем
на констатирующем этапе.
Данный эксперимент позволил нам выделить
следующие особенности памяти младших школьников:
В младшем школьном возрасте у ребенка
появляется произвольная память, но к произвольному запоминанию и воспроизведению
дети данного возраста обращаются в сравнительно редких случаях, когда такая
необходимость возникает непосредственно в их деятельности или когда этого
требуют взрослые. В то же время, именно этот вид памяти играет наиболее важную
роль в обучении в школе, поскольку возникающие в процессе такого обучения
задачи, как правило, требуют постановки специальной цели запомнить.
У ребенка младшего школьного
возраста можно и нужно развивать все виды памяти — образную и
словесно-логическую, кратковременную, долговременную и оперативную. Однако
основной акцент следует делать на развитии произвольности процессов
запоминания и воспроизведения, поскольку развитие этих процессов, как и
произвольных форм психики вообще, является одной из самых важных предпосылок
готовности детей к обучению в школе.
Таким образом, в результате проведенного
исследования полностью подтвердилась наша гипотеза. Анализ результатов
исследования показал, что специально разработанные занятия способствуют
развитию памяти детей младшего школьного возраста.
Теоретическая
значимость выпускной квалификационной работы заключается в обобщении, систематизации теорий,
взглядов, существующих в отечественной и зарубежной психологии по вопросам
развития памяти и изучении индивидуальных особенностей
развития памяти детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость данной работы заключается в разработке комплекса занятий по развитию памяти младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей развития памяти, который может быть использован в работе педагогов и психологов общеобразовательной начальной школы.
1. Возрастные
возможности усвоения знаний (младшие классы). [Текст] / Под ред. Д.Б. Эльконина и др. – М. :
Просвещение, 1962.- 347 с.
2.
Возрастная и педагогическая психология.
Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. [Текст] /
Составители. И.В Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин
- М., Академия, 2001.- 287 с.
3. Возрастная
и педагогическая психология: Учеб.
пособие [Текст] /
Под ред. М.В. Гомдо и др. - М: Педагогика,
2002. – 295с.
4. Выгодский,
Л.С. Воображение и развитие в детском возрасте. [Текст] / Л.С. Выгодский. - М.:
Психология, 2001. – 317 с.
5.
Выгодский,
Л.С. Память и воображение: закрепление и воспроизведение реакций [Текст] / Л.С.
Выготский. – М.: Психология, 2000. – 276 с.
6. Горецкий,
В.Г. Обучение в первом классе [Текст] /
Горецкий В.Г. - М.: Альфа, 2003. – 114 с.
7. Голубева,
И.Н. Индивидуальные особенности памяти человека [Текст] / И.Н. Голубева. - М.: Логос, 2004. - 235 с.
8. Данилова,
И.В., Прихожан, А.М. Психология: Учебник для студентов средних педагогических
учебных заведений. [Текст] / И.В. Данилова, А.М.Прихожан.
- М.: Академия, 2006. – 249 с.
9.
Диагностика психического развития детей:
Пособие по практической психологии. [Текст] / Составитель Т.Д. Марцинковская– М.: Линка - Пресс, 2008. – 143
с.
10.
Занков,
Л.В. Память. [Текст] / Л.В. Занков. –М.: УЧПЕДГИЗ, 1949.- 376 с.
11.
Зинченко, П.И. Непроизвольное
запоминание. [Текст] / П.И. Зинченко. -
М.: Просвещение, 1999. - 186 с.
12.
Искусство помнить и забывать: Пер. с
англ. [Текст] / составитель Д. Лапп. – СПб.: Питер, 2005. – 167
с..
13.
Клацки,
Р. Память человека. Структуры и процессы. [Текст] / Клацки
Р. М.: Мир, 2008. – 319 с.
14.
Краткий психологический словарь [Текст]
/ Под ред. А.В. Петровского, - М: Политиздат, 1985. –
431с.
15.
Корсаков, И.А. Корсакова, Н.К. Наедине с
памятью. [Текст] / И.А. Корсаков, Н.К.
Корсакова. – М: Знание, - 2004. – 80с.
16.
Лезер,
Ф. Тренировка памяти / Пер с
нем. [Текст] / Ф.
Лезер.
Под ред. Н.К. Корсаковой. – М: Мир, 2009. – 166с.
17.
Левитов, Н.Д. Детская и педагогическая
психология: Учебное пособие для пед. Институтов. 3-е
изд., испр. и доп. [Текст] / Н.Д. Левитов– М: Просвещение, 1994. – 478с.
18.
Леотьев,
А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. [Текст] / Леотьев А.Н.. - М: Педагогика, 1983. – 342 с.
19.
Лурия,
А.Р. Внимание и память. [Текст] / А.Р. Лурия– М.: Книга, 1995. – 147 с.
20.
Лурия,
А.Р. Маленькая книга о большой памяти. (Ум мнемониста).
[Текст]/ А.Р. Лурия– М.: Книга. – М:
МГУ, 2006. – 88с.
21.
Лурия,
А.Р. Нейропсихология памяти. [Текст] / - М: Педагогика. – М.: Книга, 2005 –
191с.
22.
Ляудис,
В.Я. Память в процессе развития. [Текст] / В.Я. Ляудис.
– М: МГУ, 2006. – 225с.
23.
Немов,
Р.С. Психология. Учебник для ВУЗов. Кн.1. Общие основы психологии. [Текст] /
Р.С. Немов М.:
Владос, 2004. - 576 с.
24.
Норман,
Д.А. Память и научение / Пер с англ. [Текст] / Д.А. Норман Под ред. А.В. Симонова. – М: Мир, 2005. – 159с.
25.
Общая психология: Учебное пособие для
студентов пед. Институтов [Текст] /
сост.: В.В. Богословский, А.А.Степанов, А.Д.
Виноградова,– 3-е изд., перераб. и доп. – М.:
Просвещение, 2001. – 217 с.
26.
Психологический словарь. [Текст] / Под
ред. Карпенко А.А. – М: Педагогика, 2001. – 780с.
27.
Психическое развитие младших школьников:
экспериментальное психологическое исследование. [Текст] / /Под ред. В.В. Давыдова. – М.,
Педагогика, 1990.
28.
Смирнов, А.А. Проблемы психологии
памяти. [Текст] / А.А. Смирнов. – М.:
Просвещение, 1966. – 243 с.
29.
Смирнов , А.А.Возрастные и индивидуальные различия памяти. [Текст] /
А.А. Смирнов. – М.: Просвещение, 1969. – 217 с.
30.
Смирнов,
А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти
[Текст] / А.А. Смирнов. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М: ЧеР,
2008. 816 с.
31.
Столяренко, Л.Д. Основы психологии.
Издание 3-е, перераб. и доп. [Текст] / Л.Д. Столяренко– Ростов
на Дону, Феникс, 2000.- 2007. – 287 с.
32.
Столяренко, Л.Д. Общая психология.
Учебник для ВУЗов. [Текст] / Л.Д.
Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. -498 с.
33.
Тренируйте память: Техника быстрого
чтения: Книга для учащихся. [Текст] / Составители Андреев О.А., Хромов Л.Н. –
Екатеринбург, Несси - пресс 2001. – 112 с.
34.
Хрестоматия по общей психологии:
Психология памяти. [Текст] / Под ред. Ю.Б. Гиппарейонер,
В.Я. Романова. – М: МГУ, 2009. – 272с.
35.
Френсис Йейте.
Искусство памяти. [Текст] / Й. Френсис. – СПб. : Университетская
книга. 2007. – 481с.
36.
Шадриков,
В.Д., Черемошкина, Л.В. Мнемические
способности: Развитие и диагностика. [Текст] / В.Д. Шадриков,
Л.В. Черемошкина– М: Педагогика, 2000. -176 с.