Место
семьи в системе жизненных ценностей старшеклассников
Курсовая работа
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….3
Глава
1. Проблема выявления места семьи в системе жизненных ценностей
старшеклассников в психолого-педагогической литературе
1.1.
Роль семьи в системе государства и жизни общества………..7
1.2.
Система жизненных ценностей
семейного воспитания……..15
1.3.
Ценностные
ориентиры процесса развития личности ребенка в
условиях семьи……………………………………………………………….20
Глава 2. Экспериментальное исследование по выявлению роли семьи в системе
жизненных ценностей старшеклассников
2.1.
Организация и методика исследования…………………...........32
2.2.
Результаты
проведенного исследования и их анализ.…….…39
Заключение…………………………………………………………..47
Библиография………………………………………………………..49
Приложение
Введение
Являясь необходимой составляющей социальной структуры
общества, семья претерпевает значительные изменения в процессе своего
исторического развития, при этом одна из ее основных
функций, связанная с воспроизводством человека и его воспитанием, остается неизменной на протяжении всего существования
человечества. Это доказывает непреходящий характер самоценности
семьи. Тем
не менее изменения, произошедшие за последние
десятилетия в российском обществе, деструктивно повлияли на
экономическую стабильность семьи и ее духовную
целостность, о чем свидетельствуют такие явления нашей жизни, как
сокращение населения, рост числа разводов и незарегистрированных
браков, малодетность семей, отказ от детей, беспризорность. Одной из
главных причин распада современной семьи является духовный кризис, переживаемый нашим народом. Происходит девальвация семейных
ценностей, снижается социальная значимость материнства и отцовства. Сегодня молодые люди часто оценивают
свою будущую жизнь относительно успешной
карьеры в обществе, а перспектива создания крепкой семьи как главной задачи и основы бытия не является предметом их забот. Самым трагичным следствием духовного
кризиса в нашем обществе является
растущая безнравственность молодого поколения в отношении к ценностям русской семейной культуры. Преобладающие в современном мире агрессивные
отношения все больше проникают в
семью и способствуют разобщенности между ее членами. Вместе с
тем основа духовно богатой личности ребенка
закладывается именно в семье, где ребенок
учится любить, верить, жертвовать, служить Отечеству. Все это побуждает к поиску ценностных оснований
духовного оздоровления современной
семьи с целью повышения ее воспитательного потенциала
и предполагает обращение к
научно-практическому потенциалу отечественной педагогической культуры
прошлого.
Анализ источников по проблеме семейного воспитания
позволяет утверждать, что семья является первоосновой
общества, одним из древнейших институтов воспитания, где происходит
самопознание и формируется самосознание ребенка,
раскрывается индивидуальная направленность его личности,
реализуются потребности ребенка в любви, ласке,
уважений, заботе, общении, активности, складывается мотивация
поведения ребенка, происходит
его первичная социализация. Залогом физического и духовного
здоровья развивающейся личности ребенка становится семья, построенная на таких
духовно-нравственных основах, как любовь, вера, целомудрие, верность, взаимоуважение,
самопожертвование, забота друг о друге, теплота семейных отношений, общность семейных целей,
ответственность, труд, свобода, патриотизм.
Особая роль семьи в личностном развитии ребенка обусловливает актуальность проблемы исследования ее места и роли в
формировании системы жизненных ценностей ребенка.
В то же время в современной теории и практике семейного
воспитания в России существует отсутствие единой теоретико-методологической
основы исследования проблемы воспитания детей в семье; хаотичность ценностных
ориентации современной семьи и дефицит конкретных ценностно-целевых установок
семейного воспитания, разрозненность взглядов современных ученых
на пути решения проблемы семейного воспитания; недостаточная востребованность
идей отечественной семейной педагогики и психологии предшествующих периодов.
Таким
образом, возникает противоречие между необходимостью изучения влияния семьи на формирование жизненных
ценностей ребенка и
недостаточной теоретической разработанностью данной проблемы.
Возникшее противоречие и актуальность данной проблемы
позволило определить выбор темы курсовой работы: «Место семьи в системе жизненных ценностей
старшеклассников».
Проблема исследования заключается в изучении зависимости
формирования жизненных ценностей
старшеклассников от уклада семейной жизни, традиций и условия семейного воспитания.
Цель: Установить
взаимосвязь между семейной атмосферой и системой жизненных ценностей ребенка.
Объект: Система жизненных
ценностей старшеклассников.
Предмет: Влияние семьи на
формирование системы жизненных ценностей старшеклассников.
В
процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
1.
Изучить психолого-педагогическую, историческую и философскую литературу по теме исследования.
2. Определить систему жизненных ценностей
семейного воспитания
3.
Выявить ценностные ориентиры процесса
развития личности ребенка в условиях семьи
3.
Провести комплексный анализ семьи и диагностику жизненных ценностей детей экспериментальной группы.
4.
Провести анализ полученных экспериментальных данных.
Гипотеза: мы
предполагаем, что на формирование системы жизненных ценностей
старшеклассника существенное влияние оказывают
уклад семейной жизни, традиции и условия семейного воспитания, которые в
совокупности создают для ребенка ту среду, включаясь
в которую, он раскрывает свои социальные качества.
Теоретической основой исследования
являются научные труды по теме исследования психологов и педагогов: Л.С. Выгодского, Л.С,Григорьевой, Даниловой Н.Н., Крыловой А.Л., Изарда К., В.С.Мухиной, Комаровой
Т.С. Ю.П. Азарова и др.
Для решения поставленных задач был
использован комплекс методов исследования:
анализ литературы по теме исследования, метод наблюдения, анкетирование, тестирование, опрос, анализ и
систематизация результатов исследования.
Исследование проходило на базе
средней школы…., с включением семи учащихся десятого класса и их родителей.
Исследование
проводилось в три этапа:
I – поисково – теоретический:
посвящен изучению и анализу психолого- педагогической
литературы по данной теме, формулированию проблемы, темы, цели, гипотезы, задач
исследования, подбору методов и планированию экспериментов исследования.
II - опытно – экспериментальный: проведение
экспериментального исследования; проверка гипотетического
предположения; обработка полученных результатов.
III – заключительно – обобщающий:
обработка и систематизация материала; формулировка выводов и оформление
курсовой работы.
Структура
работы: введение, две главы, заключение, библиография, приложения.
Заключение
В процессе работы над темой курсовой работы подтвердилась актуальность проблемы выявления
места и роли семьи в формировании системы жизненных ценностей старшеклассников.
Изменения,
произошедшие за последние десятилетия в российском обществе,
деструктивно повлияли на экономическую стабильность семьи и ее
духовную целостность, о чем свидетельствуют такие явления
нашей жизни, как сокращение населения, рост числа разводов и незарегистрированных
браков, малодетность семей, отказ от детей, беспризорность. Одной из
главных причин распада современной семьи является духовный кризис, переживаемый нашим народом. Происходит девальвация семейных
ценностей, снижается социальная значимость материнства и отцовства. Вместе с тем основа духовно
богатой личности ребенка закладывается именно в семье,
где ребенок учится любить, верить, жертвовать,
служить Отечеству. Все это побуждает
к поиску ценностных оснований духовного оздоровления современной семьи с целью повышения ее воспитательного потенциала и предполагает обращение к научно-практическому потенциалу
отечественной педагогической культуры прошлого.
Анализ источников по проблеме семейного воспитания
позволяет утверждать, что семья является первоосновой
общества, одним из древнейших институтов воспитания, где происходит
самопознание и формируется самосознание ребенка, раскрывается индивидуальная направленность его
личности,
реализуются потребности ребенка в любви, ласке,
уважений, заботе, общении, активности, складывается мотивация
поведения ребенка, происходит
его первичная социализация. Залогом физического и духовного
здоровья развивающейся личности ребенка становится семья, построенная на таких
духовно-нравственных основах, как любовь, вера, целомудрие, верность, взаимоуважение,
самопожертвование, забота друг о друге, теплота семейных отношений, общность семейных целей,
ответственность, труд, свобода, патриотизм.
В
процессе
исследования задачи, поставленные нами в начале работы:
1.
Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Определить систему жизненных ценностей
семейного воспитания
3.
Выявить ценностные ориентиры процесса развития личности ребенка
в условиях семьи
3.
Провести комплексный анализ семьи и диагностику жизненных ценностей детей экспериментальной группы.
4.
Провести анализ полученных экспериментальных данных.
- были выполнены.
Анализ литературы и
экспериментальное исследование позволили установить взаимосвязь между семейной
атмосферой и системой жизненных ценностей
ребенка. Таким образом, цель исследования была
достигнута.
Анализ полученных в
ходе экспериментального исследования результатов подтвердил гипотезу, выдвинутую нами в начале
исследования о том, что на формирование системы жизненных
ценностей старшеклассника существенное влияние оказывают
уклад семейной жизни, традиции и условия семейного воспитания, которые в
совокупности создают для ребенка ту среду, включаясь
в которую, он раскрывает свои социальные качества.
Практическая
значимость работы заключается в возможности использования ее в практической
деятельности школьных психологов, а также социальных педагогов.
Библиография
1.
Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. [Текст]/
Ю.П. Азаров. - 2-е изд., переработ, и доп. - М.:
Политиздат, 1985. - 238 с.
2.
Бёрдов,
В.И. Аннотированная программа по психологии человека: Методические рекомендации
[Текст] / В.И. Бёрдов. -Ишим:ИГПИ, 1995.-29с.
3.
Бёрдов,
В.И., Кислицына, В.А. Лабораторный практикум по
возрастной психологии. [Текст] /
В.И. Бёрдов
[Текст] / В.И. Бёрдов,
В.А. Кислицина.
– Ишим: ИГПИ, 1995. – 33с.
4.
Бреслав,
Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. [Текст] /Г.М. Бреслав. – М., 1990. – 230с.
5.
Венгер,
Л.А., Мухина, В.С. Психология: Учеб.
пособие для учащихся пед. уч-щ. [Текст] / Л.А. Вегнер, В.С.
Мухина. -М.: Просвещение, 1988. – 298с.
6.
Выготский, Л. С.
Проблемы развития психики [Текст]/ Л.С. Выготский.- собр. Соч.: В 6т.-М: 1983 т.4.-432с.
7.
Выготский, Л.С.
Вопросы детской психологии. [Текст]/Л.С,
Выготский.- СПб.: СОЮЗ,
1997. - 224с.
8.
Возрастная и
педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие
для студ. сред. пед. учеб, заведений [Текст]/сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин.
- М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 320 с.
9.
Детская психология. Учеб.
Пособие. [Текст] /под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А.
Панько. – Мн.: Университетское, 1988. – 399 с.
10.
Зелевская,
Н.А. Ценностный подход к проблеме семейного воспитания [Текст]/ Н.А. Зелевская //Образование, 2004 №6 – С16-25
11.
Зверева, О.А. , Ганичева А.Н. Семейная
педагогика и домашнее воспитание. [Текст]/ О.А. Зверева, А.Н. Ганичева. – М.:
Педагогика, 1999 – 112 с.
12.
Иванова, Н.П. и др. Воспитание детей в
семье в контексте социальных изменений.[Текст]/ Н.П.
Иванова, О.В. Заводилкина, И.А. Бобылева. //
Начальная школа 2004 №3 – С 6 - 13
13.
Изард,
К. Эмоции человека: Пер. с англ. [Текст] /К. Изард. -
М., Изд-во Моск. ун-та, 1980.-440
с.
14.
Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - России.[Текст ]- М., 1993.- 74 с.
15.
Клематович,
И. Современная семья: структура, специфика, воспитательные возможности.
[Текст]/ И. Клематович //Воспитание школьников, 1998
№4 – С2-7.
16.
Крутетский,
В.А. Психология. Учеб.для
учащихся пед. Уч-щ. [Текст]
/ В.А. Крутетский. -М.:
Просвещение, 1986. – 341с
17.
Монина, Г.Б.
Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными
и аутичными детьми.
[Текст]/ Г.Б
Монина.- М.: Генезис, 2000. - 192 с.
18.
Немов, Р.С. Психология. Учеб. для студ. Высш.
Пед. Заведений. В 3 кн.-4-е изд. [Текст] /Р.С. Немов. -М.: Гуманит.
Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.-Кн 1. Общие основы психологии. – 688 с.
19.
Общая психология: Курс лекций для первой
ступени педагогического образования [Текст] /Сост. Е.И. Рогов.-М.:
Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- 547 с.
20.
Обухова, Л. Ф. Возрастная психология. [Текст] / Л.Ф.
Обухова. - М.: Наука,
1996.- 427 с.
21.
Понкин,
И.В. Воспитание семейных ценностей в системе образования [Текст]/ И.В. Понкин. //Образование, 2004 №12 – С3-8.
22.
Психология. Словарь. [Текст] /Под общ. Ред. А.В.Петровского,
М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр.
И доп. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
23.
Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. [Текст] -М.: АСТ-ПРЕСС,
1999. – 376с.
24.
Рогов,
Е.И. Настольная книга практического психолога. Учеб. пособие: В 2 кн.-2-е изд., перераб. и доп. [Текст] /Е.И. Рогов –М.:
Гуманит.изд.центр ВЛАДОС , 1998.-Кн 1: Система работы
психолога с детьми разного возраста. – 384с.
25.
Семейный кодекс. [Текст] / Издательская
группа ИНФРА. М - НОРМА Москва, 1996. – 124 с.
26.
Степанов, С.С. Психологический словарь
для родителей. [Текст] /С.С. Степанов. –М.:
Издательский центр «Академия», – 160с.
27.
Столяренко, Л.Д. Основы психологии.
[Текст] /Л.Д. Столяренко. -Ростов-на-Дону: Логос,
1995. – 646с.
28.
Урбанович, Л.
Воспитание у старшеклассников ценностного отношения к семье.[Текст ]/ Л. Урбанович//Воспитание школьников №1 2008 – С
45 – 49.
29.
Эльконин,
Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. [Текст]/ Д.Б. Эльконин.-Воронеж.1995,
458 с.
30.
Эльконин, Д.Б. О психологии [Текст]/
Д.Б. Эльконин.//
Вестник Моск. Унив. Серия 14, 2000. №2. С 9.
31.
Эльконин,
Д.Б. Детская психология. [Текст]/ Д.Б. Эльконин. - М.,1960. – 457 с.