Место семьи в системе жизненных ценностей старшеклассников

Курсовая работа

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….3

Глава 1. Проблема выявления места семьи в системе жизненных ценностей старшеклассников в психолого-педагогической литературе

1.1.         Роль семьи в системе государства и жизни общества………..7

1.2.          Система жизненных ценностей семейного воспитания……..15

1.3.         Ценностные ориентиры процесса развития личности ребенка в условиях семьи……………………………………………………………….20

 Глава 2. Экспериментальное исследование по выявлению роли семьи в системе жизненных ценностей старшеклассников

2.1. Организация и методика исследования…………………...........32

2.2.           Результаты  проведенного исследования и их анализ.…….…39

Заключение…………………………………………………………..47

 Библиография………………………………………………………..49

Приложение

 

Введение

Являясь необходимой составляющей социальной структуры общества, семья претерпевает значительные изменения в процессе своего исторического развития, при этом одна из ее основных функций, связанная с воспроизводством человека и его воспитанием, остается неизменной на протяжении всего существования человечества. Это доказывает непреходящий ха­рактер самоценности семьи. Тем не менее изменения, произошедшие за последние десятилетия в российском обществе, деструктивно повлияли на экономическую стабильность семьи и ее духовную целостность, о чем свидетельствуют такие яв­ления нашей жизни, как сокращение населения, рост числа разводов и незарегистрированных браков, малодетность семей, отказ от детей, беспри­зорность. Одной из главных причин распада современной семьи является духовный кризис, переживаемый нашим народом. Происходит девальвация семейных ценностей, снижается социальная значимость материнства и отцовства. Сегодня молодые люди часто оценивают свою будущую жизнь относительно успешной карьеры в обществе, а перспектива создания креп­кой семьи как главной задачи и основы бытия не является предметом их забот. Самым трагичным следствием духовного кризиса в нашем обществе является растущая безнравственность молодого поколения в отношении к ценностям русской семейной культуры. Преобладающие в современном мире агрессивные отношения все больше проникают в семью и способствуют разобщенности между ее членами. Вместе с тем основа духовно богатой личности ребенка закладывается именно  в семье, где ребенок учится любить, верить, жертвовать, служить Отечеству. Все это побуждает к поиску ценностных оснований духовного оздоровления современной семьи с целью повышения ее воспитательного потенциала и предполагает обращение к научно-практическому потенциалу отечествен­ной педагогической культуры прошлого.

Анализ источников по проблеме семейного воспитания позволяет утверждать, что семья является первоосновой общества, одним из древнейших институтов воспитания, где происходит самопознание и формируется самосознание ребенка, раскрывается индивидуальная направленность его лично­сти, реализуются потребности ребенка в любви, ласке, уважений, заботе, общении, активности, складывается мотивация поведения ребенка, происходит его первичная социализация. Залогом физического и духовного здоровья развивающейся личности ребенка становится семья, построенная на таких духовно-нравственных основах, как любовь, вера, целомудрие, верность, взаимоуважение, самопожертвование, забота друг о друге, теплота семейных отношений, общность семейных целей, ответственность, труд, свобода, патриотизм.

Особая  роль семьи в личностном развитии ребенка обусловливает актуальность проблемы исследования ее места  и роли в формировании системы жизненных ценностей ребенка.

В то же время в  современной теории и практике семейного воспитания в России существует отсутствие единой теоретико-методологической основы исследования проблемы воспитания детей в семье; хаотичность ценностных ориентации современной семьи и дефицит конкретных ценностно-целевых установок семейного воспита­ния, разрозненность взглядов современных ученых на пути решения про­блемы семейного воспитания; недостаточная востребованность идей оте­чественной семейной педагогики и психологии предшествующих периодов.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью изучения  влияния семьи на формирование жизненных ценностей ребенка и  недостаточной теоретической разработанностью  данной проблемы.

Возникшее противоречие и актуальность данной проблемы позволило определить выбор темы курсовой  работы: «Место семьи в системе жизненных ценностей старшеклассников».

Проблема исследования  заключается в изучении зависимости формирования жизненных ценностей  старшеклассников от уклада семейной жизни, традиций и условия семейного воспитания.

Цель: Установить взаимосвязь между семейной атмосферой и системой жизненных ценностей  ребенка.

Объект: Система жизненных ценностей старшеклассников.

Предмет: Влияние семьи на формирование системы жизненных ценностей старшеклассников.

В процессе исследования необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую, историческую и философскую  литературу по теме исследования.

2.  Определить систему жизненных ценностей семейного воспитания

3. Выявить ценностные ориентиры процесса развития личности ребенка в условиях семьи

3. Провести комплексный анализ семьи и диагностику жизненных ценностей  детей экспериментальной группы.

4. Провести анализ полученных экспериментальных данных.

Гипотеза: мы предполагаем, что на формирование системы жизненных ценностей старшеклассника существенное влияние оказывают уклад семейной жизни, традиции и условия семейного воспитания, кото­рые в совокупности создают для ребенка ту среду, включаясь в которую, он раскрывает свои социальные качества.

Теоретической основой исследования являются научные труды по теме исследования психологов и педагогов: Л.С. Выгодского, Л.Сригорьевой,   Даниловой Н.Н., Крыловой А.Л., Изарда К., В.С.Мухиной, Комаровой Т.С. Ю.П. Азарова  и др. 

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: анализ литературы по теме исследования, метод наблюдения, анкетирование, тестирование, опрос, анализ и систематизация результатов исследования.

Исследование проходило на базе средней школы…., с включением семи учащихся десятого класса и их родителей.

          Исследование проводилось в три этапа:

I – поисково – теоретический: посвящен изучению и анализу психолого- педагогической литературы по данной теме, формулированию проблемы, темы, цели, гипотезы, задач исследования, подбору методов и планированию экспериментов исследования.

II - опытно – экспериментальный: проведение  экспериментального исследования; проверка гипотетического предположения; обработка полученных результатов.

III – заключительно – обобщающий: обработка и систематизация материала; формулировка выводов и оформление курсовой работы.

Структура работы: введение, две главы, заключение, библиография, приложения.

 

Заключение

В процессе работы над темой курсовой работы  подтвердилась актуальность проблемы выявления места и роли семьи в формировании системы жизненных ценностей старшеклассников.

Изменения,  произошедшие за последние десятилетия в российском обществе, деструктивно повлияли на экономическую стабильность семьи и ее духовную целостность, о чем свидетельствуют такие яв­ления нашей жизни, как сокращение населения, рост числа разводов и незарегистрированных браков, малодетность семей, отказ от детей, беспри­зорность. Одной из главных причин распада современной семьи является духовный кризис, переживаемый нашим народом. Происходит девальвация семейных ценностей, снижается социальная значимость материнства и отцовства. Вместе с тем основа духовно богатой личности ребенка закладывается именно  в семье, где ребенок учится любить, верить, жертвовать, служить Отечеству. Все это побуждает к поиску ценностных оснований духовного оздоровления современной семьи с целью повышения ее воспитательного потенциала и предполагает обращение к научно-практическому потенциалу отечествен­ной педагогической культуры прошлого.

Анализ источников по проблеме семейного воспитания позволяет утвер­ждать, что семья является первоосновой общества, одним из древнейших институтов воспитания, где происходит самопознание и формируется само­сознание ребенка, раскрывается индивидуальная направленность его лично­сти, реализуются потребности ребенка в любви, ласке, уважений, заботе, общении, активности, складывается мотивация поведения ребенка, происходит его первичная социализация. Залогом физического и духовного здоровья развивающейся личности ребенка становится семья, построенная на таких духовно-нравственных основах, как любовь, вера, целомудрие, верность, взаимоуважение, самопожертвование, забота друг о друге, теплота семейных отношений, общность семейных целей, ответственность, труд, свобода, пат­риотизм.

В процессе исследования задачи, поставленные нами в начале работы:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2.  Определить систему жизненных ценностей семейного воспитания

3. Выявить ценностные ориентиры процесса развития личности ребенка в условиях семьи

3. Провести комплексный анализ семьи и диагностику жизненных ценностей  детей экспериментальной группы.

4. Провести анализ полученных экспериментальных данных.

- были выполнены.

Анализ литературы и экспериментальное исследование позволили установить взаимосвязь между семейной атмосферой и системой жизненных ценностей  ребенка. Таким образом, цель исследования была достигнута.

Анализ полученных в ходе экспериментального исследования результатов  подтвердил гипотезу, выдвинутую нами в начале исследования о том, что на формирование системы жизненных ценностей старшеклассника существенное влияние оказывают уклад семейной жизни, традиции и условия семейного воспитания, кото­рые в совокупности создают для ребенка ту среду, включаясь в которую, он раскрывает свои социальные качества.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования  ее в практической деятельности школьных психологов, а также социальных педагогов.

Библиография

1.                      Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. [Текст]/ Ю.П. Азаров. - 2-е изд., переработ, и доп. - М.: Политиздат, 1985. - 238 с.

2.                        Бёрдов, В.И. Аннотированная программа по психологии человека: Методические рекомендации [Текст] / В.И.  Бёрдов.  -Ишим:ИГПИ, 1995.-29с.

3.                        Бёрдов, В.И., Кислицына, В.А. Лабораторный практикум по возрастной психологии.  [Текст] / В.И.  Бёрдов [Текст] / В.И.  Бёрдов, В.А. Кислицина.  – Ишим: ИГПИ, 1995. – 33с.

4.                        Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. [Текст] /Г.М. Бреслав. – М., 1990. – 230с.

5.                        Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. [Текст] / Л.А. Вегнер, В.С. Мухина. .: Просвещение, 1988. – 298с.

6.                        Выготский, Л. С. Проблемы развития психики [Текст]/ Л.С. Выготский.- собр. Соч.: В 6т.-М: 1983 т.4.-432с.

7.                        Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. [Текст]/Л.С, Выготский.- СПб.: СОЮЗ, 1997. - 224с.

8.                        Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений [Текст]/сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 320 с.

9.                        Детская психология. Учеб. Пособие. [Текст] /под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мн.: Университетское, 1988. – 399 с.

10.                   Зелевская, Н.А. Ценностный подход к проблеме семейного воспитания [Текст]/ Н.А. Зелевская //Образование, 2004 №6 – С16-25

11.                   Зверева, О.А. , Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. [Текст]/ О.А. Зверева, А.Н. Ганичева. – М.: Педагогика, 1999 – 112 с.

12.                   Иванова, Н.П. и др. Воспитание детей в семье в контексте социальных изменений.[Текст]/ Н.П. Иванова, О.В. Заводилкина, И.А. Бобылева. // Начальная школа 2004 №3 – С 6 - 13

13.                   Изард, К. Эмоции человека: Пер. с англ. [Текст] /К. Изард. - М., Изд-во Моск. ун-та, 1980.-440 с.

14.                   Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - России.[Текст ]- М., 1993.- 74 с.

15.                   Клематович, И. Современная семья: структура, специфика, воспитательные возможности. [Текст]/ И. Клематович //Воспитание школьников, 1998 №4 – С2-7.

16.                   Крутетский, В.А. Психология. Учебля учащихся пед. Уч-щ. [Текст] / В.А. Крутетский. .: Просвещение, 1986. – 341с

17.                   Монина, Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа   с   гиперактивными,   агрессивными,   тревожными   и   аутичными  детьми. [Текст]/   Г.Б Монина.- М.: Генезис, 2000. - 192 с.

18.                   Немов,  Р.С. Психология. Учеб. для студ. Высш. Пед. Заведений. В 3 кн.-4-е изд. [Текст] /Р.С. Немов. .: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.-Кн 1. Общие основы психологии. – 688 с.

19.                   Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования [Текст] /Сост. Е.И. Рогов.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- 547 с.

20.                   Обухова, Л. Ф.  Возрастная психология. [Текст] / Л.Ф. Обухова.  -  М.: Наука,  1996.- 427 с.

21.                   Понкин, И.В. Воспитание семейных ценностей в системе образования [Текст]/ И.В. Понкин. //Образование, 2004 №12 – С3-8.

22.                    Психология. Словарь. [Текст] /Под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. И доп. М.: Политиздат, 1990. 494 с.

23.                   Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. [Текст]  .: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 376с.

24.                   Рогов,  Е.И. Настольная книга практического психолога. Учеб. пособие: В 2 кн.-2-е изд., перераб. и доп. [Текст] /Е.И. Рогов –М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС , 1998.-Кн 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384с.

25.                   Семейный кодекс. [Текст] / Издательская группа ИНФРА. М - НОРМА Москва, 1996. – 124 с.

26.                   Степанов, С.С. Психологический словарь для родителей. [Текст] /С.С. Степанов. –М.: Издательский центр «Академия»,  – 160с.

27.                   Столяренко, Л.Д. Основы психологии. [Текст] /Л.Д. Столяренко. остов-на-Дону: Логос, 1995. – 646с.

28.                   Урбанович,  Л.  Воспитание у старшеклассников ценностного отношения к семье.[Текст ]/ Л. Урбанович//Воспитание школьников №1 2008 – С 45 – 49.

29.                   Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. [Текст]/ Д.Б. Эльконин.-Воронеж.1995, 458 с.

30.                                        Эльконин, Д.Б. О психологии [Текст]/ Д.Б. Эльконин.// Вестник Моск. Унив. Серия 14,  2000. №2. С 9.

31.                   Эльконин, Д.Б. Детская психология. [Текст]/ Д.Б. Эльконин. - М.,1960. – 457 с.