Межличностные конфликты в студенческой среде ВУЗа и способы их разрешения

Дипломная работа

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….….3

ГЛАВА 1.    Конфликты в системе образования

1.1. Сущность,  причины и типология конфликтов……………………..8

1.2. Особенности и  причины возникновения конфликтов в системе высшего образования………………………………………………………….19

1.3. Специфика межличностных конфликтов и способы их разрешения в студенческой среде...........................................................................................29

ГЛАВА 2.  Изучение особенностей студенческих межличностных конфликтов

2.1. Диагностики  уровня конфликтности и стиля поведения в конфликте……………………………………………………………………….47

2.2.  Рекомендации  по овладению  навыками и умениями управления конфликтными  ситуациями..…………………………………………………52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..………………………………………………………..62

БИБЛИОГРАФИЯ…..………………………………………………….63

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В истории человечества  всегда существовали, существуют и будут существовать конфликты, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений.

Возможность возникновения конфликтов существует во всех сферах. Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, нужд, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов и личностных особенностей. Они представляют собой эскалацию каждодневного соперничества и противостояния в сфере принципиальных или эмоционально обусловленных столкновений, которые нарушают личностное или межличностное спокойствие.

Многолетний опыт психологов и педагогов позволяет утверждать, что зачастую педа­гог является источником проблем, которые затем обнаружива­ются у ребенка.   Несмотря на то, что взаимоотношения с другими людьми должны способствовать мир и гармония, конфликты неизбежны. Каждый педагог  должен обладать умением эффективно улаживать споры и разногласия, чтобы ткань общественной жизни не рвалась с каждым конфликтом, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы.

Для разрешения конфликта важно иметь в своем распоряжении различные подходы, уметь гибко пользоваться ими, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможности и поступать и мыслить по-новому. В то же время можно использовать конфликт как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения.

Конфликты могут быть превращены в прекрасный учебный материал, если в последующем найдете время на то, чтобы вспомнить, что привело к конфликту и что происходило в конфликтной ситуации. Тогда можно будет узнать больше о самом себе, о вовлеченных в конфликт людях или об окружающих обстоятельствах, способствовавших возникновению конфликта. Это знание поможет принять правильное решение в будущем и избежать конфликта.

Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности  изучения  конфликта в системе  образования.

  Вопросом изучения сущности, природы конфликта и способов  его конструктивного разрешения занимались такие видные психологи, философы, социологи и педагоги, как Г. Спенсер, Г. Зиммель, Л. Козер, М. Вебер, Г. Скотт, Р. Фишер, К.У. Томас, Е.И. Рогов, И.М. Марковская,  Б.В Кулагин,  М.Н. Князева,  И.М.Юсупов  и др.

 Ключ решения этой проблемы состоит в том, чтобы взглянуть на конфликт, как на задачу, которая должна быть решена: в первую очередь определить причину конфликта, а затем - применить соответствующую технику решения конфликтных проблем.

В настоящее время существует ряд экспериментальных исследований по изучению особенностей конфликтов среди студентов. Например, Акимова Е.Е. исследует педагогические основы использования конфликтов в образовательном процессе вуза, Парамонова Г.А. посвятила свои исследования стратегиям поведения студентов различных спортивных специализаций в межличностном конфликте, Титковой Л.С. рассматривались внутригрупповые конфликты студентов вуза, Михайлова Г.В. исследует подготовку студентов технических вузов к разрешению конфликтов. Но, несмотря на достаточную изученность проблемы, данный вопрос представляется  недостаточно разработанным  в области  изучения  взаимодействия в конфликтных ситуациях в студенческой среде педагогического вуза. Значимость данного вопроса определяется спецификой профессии педагога, ее влиянием на формирование мировоззрения и психологических установок подрастающего поколения.

Одновременно с теоретическими формировались и практические предпосылки решения проблемы регулирования конфликтных взаимоотношений среди студентов. Активизировалась деятельность психологических служб и центров при вузах, в которых студенты получают психологические консультации и помощь в сложных для них ситуациях, в ситуациях конфликта. Но все же недостатком такой практики являются отсутствие системности и подготовленных специалистов, способных осуществлять указанную деятельность, а также отсутствие специализированных программ для разрешения конфликтного взаимодействия.

В силу вышеперечисленных обстоятельств, проблема межличностных конфликтов во взаимоотношениях студентов, установление их причин, особенностей, механизмов регуляции приобретает актуальное значение.

Изучение опыта работы и анализ научной литературы по указанной проблематике позволили выявить следующие противоречия:

-            между необходимостью системной психологической поддержки эффективности общения в конфликте на этапе студенчества и отсутствием психологического сопровождения конфликтного взаимодействия;

-            между потребностями практики в способах и методах регулирования конфликтов в вузе и недостатчностью в современной науке исследований и разработок, необходимых для удовлетворения этих потребностей;

-            между необходимостью повышения уровня развития психологических механизмов регулирования межличностных конфликтов студентов педагогического вуза и отсутствием специализированных программ развития эффективности общения, минимизации и регулирования конфликтных ситуаций.

Данные противоречия ставят перед нами проблему, которая может быть сформулирована следующим образом: каковы особенности развития психологических механизмов регуляции межличностных конфликтов студентов педагогического  вуза.

Практическая значимость и теоретическая недоработанность в данном аспекте позволяет судить об актуальности проблемы, и обуславливают выбор темы нашей выпускной квалификационной работы: «Межличностные конфликты в студенческой среде ВУЗа и способы их разрешения», и позволило сформулировать проблему исследования: выявление специфики межличностных конфликтов в студенческой среде. Решение данной проблемы является целью исследования.

Объект исследования: межличностные конфликты.

Предмет исследования: причины и способы разрешения межличностных  конфликтов в студенческой среде ВУЗа.

При работе над вопросом нашего исследования мы руководствовались гипотетическим предположением, согласно которому  выявление причин и особенностей конфликтов  в ВУЗе среди студентов позволяет наметить работу по управлению конфликтами, которая, в свою очередь, позволит развить навыки и умения будущих педагогов управления  конфликтными ситуациями.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью нами были поставлены следующие задачи исследования:

1) Изучить психолого-педагогическую и специальную  литературу по теме исследования.

2) Выявить особенности межличностного конфликта в студенческой среде.

3) Разработать рекомендации по  овладению методами  разрешения конфликта.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого–педагогической литературы; наблюдение; анкетирование; эксперимент; тестирование, количественная и качественная обработка результатов.

Исследование проводилось на базе ИГПИ с участием 24 студентов.

Исследование проводилось в три этапа:

1 этап  - подготовительный включал в себя определение целей, задач исследования, изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, создания плана, теоретической части исследования (создание чернового варианта первой главы);

2 этап - собственно экспериментальный   – проведение опытно-экспериментальной работы, анализ и обработка полученных данных, формулировка выводов;

3 этап  заключался в оформлении выпускной квалификационной работы в соответствии с требованиями ГОСТа.

Методологической основой  являются  научные труды по теме исследования психологов и педагогов: М.Н. Князевой, Е. Мелибруды,  А.В.Петровского, М.Г.Ярошенко, Е.И Рогова, И.М. Юсупова, Л.С. Григорьевой,  и др. 

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении, систематизации теорий, взглядов, существующих в отечественной и зарубежной психологии по вопросам сущности конфликта и  особенностей педагогических конфликтов  в системе высшего образования.

Практическая значимость заключается в возможности использовать рекомендации в коррекции межличностных отношений в вузовской среде и обучении студентов навыкам конструктивного разрешения конфликтов.

Структура работы: введение,  глава 1, глава 2, заключение, библиография, приложения.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Несмотря на то, что взаимоотношения с другими людьми должны способствовать мир и гармония, конфликты неизбежны. Каждый педагог  должен обладать умением эффективно улаживать споры и разногласия, чтобы ткань общественной жизни не рвалась с каждым конфликтом, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы.

  Для разрешения конфликта важно иметь в своем распоряжении различные подходы, уметь гибко пользоваться ими, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможности и поступать и мыслить по-новому. В то же время можно использовать конфликт как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения.

Конфликты могут быть превращены в прекрасный учебный материал, если в последующем найдете время на то, чтобы вспомнить, что привело к конфликту и что происходило в конфликтной ситуации. Тогда можно будет узнать больше о самом себе, о вовлеченных в конфликт людях или об окружающих обстоятельствах, способствовавших возникновению конфликта. Это знание поможет принять правильное решение в будущем и избежать конфликта. Все вышеизложенное подтверждает  актуальность  темы нашего  исследования.

    В ходе проделанной работы была подтверждена теоретическая и практическая значимость темы исследования. Был проведен теоретический анализ проблемы педагогического конфликта в системе высшего образования, проведена диагностика предпочитаемых стилей разрешения конфликтных ситуаций студентов в контрольной и экспериментальной группах, разработаны и апробированы занятия  по обучению управлению конфликтами.

Цели и задачи, поставленные в ходе работы, были выполнены. Гипотеза исследования была подтверждена.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

1.      Аванесов, С.В. Тесты в социологическом исследовании [Текст] / С.В. Аванесов. — М., 1982.-320 с.

2.      Анастази, А. Психологическое тестирование. В 2 т. [Текст] / А.  Анастази. — М., 1982.- 285 с.

3.      Анцупов, А. Я. Конфликтология. Учебник. [Текст] / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - М.: Юнити, 2006. – 346 с.

4.      Аэндрет, Г. А. Игровая терапия: искусство отноше¬ний. [Текст] / Г. А.  Аэндрет.— М.: Междунар. педаг. академия, 1994.- 264 с.

5.      Бородкин, Ф.М. Внимание: конфликт! [Текст] / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк - Новосибирск: «Наука», 2001. – 112 с.

6.      Бурлачук, Л. Ф. Исследования личности в клинической психо¬логии. [Текст] / Л. Ф.  БурлачукКиев, 1979.- 497 с.

7.      Гайда, В.К. Психологическое тестирование [Текст] / В.К. Гайда, В.П.  Захаров. — Л., 1982.- 266 с.

8.      Гомыранова, О.Н. Межличностные конфликты во взаимоотношениях студентов вузов [Текст] /  О.Н. Гомыранова // Электронный журнал "Исследовано в России", 2007 - Вып. № 261 – С. 1301-1308. http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2007/261.pdf

9.      Гомыранова, О.Н. Механизмы регуляции межличностных конфликтов студентов технического вуза. [Текст]  / О.Н. Гомыранова // Электронный журнал "Исследовано в России", 2008 - Вып. № 261 - С. 2516-2525. http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2008/261.pdf

10.    Гришина, Н. В. Психология конфликта. [Текст]  / Н. В. Гришина - СПб.: Питер, 2000. – 257 с.

11.    Диагностическая и коррекционная работа школьного психо¬лога [Текст]  — М., 1987.- 146 с.

12.    Журавлев, В.И. Основы педагогической конфликтологии. Учебник. [Текст]/ В.И. Журавлев. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. - 184 с.

13.    Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта. [Текст]/ А.Г.  Здравомыслов - М.:Аспект-Пресс.-2005. – 143 с.

14.    Князева, М.Н. Конфликт. [Текст] / М.Н Князева. ЭКО, 1992, №2. – С17-32.

15.    Кулагин, Б.В. Основы профессиональной психодиагностики [Текст] / Кулагин, Б.В.— Л., 1984.-358 с.

16.    Кабанов, М.М., Личко, А.Е., Смирнов, В.М. Методы психологиче¬ской диагностики и коррекции в клинике [Текст] / М.М. Кабанов, А.Е. Личко, В.М. Смирнов.— Л., 1983.-423 с.

17.    Клюева, Н.В. Программы социально-психологического тренинга. [Текст] /  Н.В. Клюева. – Ярославль: Книга, 2002.- 247 с.

18.    Кричевский, Р.Л. Если вы - руководитель... [Текст]/ Р.Л. Кричевский - М.: Дело, 1993. – 79 с.

19.    Мельников, В.М., Ямполъский, Л.Т. Введение в эксперименталь¬ную психологию личности [Текст] / В.М. Мельников, Л.Т.  ЯмполъскийМ., 1989.-447 с.

20.    Мелибруда, Е. Я-ты-мы: Психологические возможности улучшения общения./ Пер. с польс. [Текст] / Е.  Мелибруда - Мрогресс,1986-174 с.

21.    Мэй, Р. Искусство психологического консультиро¬вания [Текст]/ Р.   МэйМ.: НФ «Класс», 1994.-186 с.

22.    Психологический практикум  [Текст] /Платонов, К.К.— М., 1980. -324 с.

23.    Практикум по общей и экспериментальной психологии./ Под общей ред. А.А.Крылова [Текст]/ А.А.Крылов — Л., 1987.-421 с.

24.    Петровский, А.В. Введение в психологию [Текст] / А.В.  Петровский - М.: Издательский центр “Академия”, 1995.-342 с.

25.    Психология. Словарь / Под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошенко. - 2-е изд., испр. и доп. [Текст] / А.В.Петровский, М.Г.Ярошенко. - М.: Политиздат, 1990.-468 с.

26.    Рогов, Е.И. Личность в педагогической деятельности [Текст] / Е.И.  Рогов— Ростов-на, 1994.-182 с.

27.    Рогов, Е.И. Личность учителя: теория и практика [Текст] / Е.И.   Рогов— Ростов-на, 1996.-174 с.

28.    Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в обра¬зовании [Текст] / Е.И.  Рогов— М., 1995.-476 с.

29.    Скотт, Г Джинни. Конфликты: пути преодоления./ пер. с англ. [Текст] / Скотт, Г Джинни - Киев: Издат. Об-во “Верзилин и К ЛТД”,1991-245с.

30.    Скотт, Г Джинни. Способы разрешения конфликтов./ пер. с англ. [Текст] / Скотт, Г Джинни - Киев: Издат. Об-во “Верзилин и К ЛТД”,1991.-211 с.

31.    Смирнова, Н. М. Особенности общения в студенческом возрасте [Текст]  / Н. М. Смирнова // Актуальные проблемы психолого-педагогической подготовки специалистов: Сб. тр. Межвуз. науч.-практ. конф. – Н. Новгород: ВГИПУ, 2007. – С. 35-38.

32.    Тимофеев, Ю.П., Гомыранова, О.Н. Функции конфликтов в ходе социальной коммуникации [Текст]  / Ю.П. Тимофеев // Проблемы межкультурной коммуникации: история и современность: материалы научно-практической конференции. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Фолиант», Астраханский филиал ЮРГИ, 2005. – Вып. 7 – С.97-99.

33.    Уткин, Э. А. Конфликтология. Теория и практика. [Текст]  / Э. А. Уткин. - М.: Экмос, 2000.

34.    Фишер, Р. Путь к согласию или переговоры без поражения./ пер. с англ. [Текст] / Р. Фишер, У. Юри - М:”Наука”, 1990.-156 с.

35.    Цой, Л.Н. Концептуализация диагностики и профилактики конфликтов.//Сборник научрудов "В Контексте Конфликтологии: Диагностика и методология управления конфликтной ситуацией".[Текст] /Л.Н. Цой. -М.2000.-№ 3. – С.19-21.

36.    Юсупов, И.М. Психология взаимопонимания [Текст] / И.М Юсупов - Казань: Татарское книжное издательство, 1991.-317 с.