Межличностные конфликты в
студенческой среде ВУЗа и способы их разрешения
Дипломная работа
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….….3
ГЛАВА 1.
Конфликты в системе образования
1.1. Сущность,
причины и типология конфликтов……………………..8
1.2. Особенности и причины
возникновения конфликтов в системе высшего образования………………………………………………………….19
1.3. Специфика межличностных
конфликтов и способы их разрешения в студенческой
среде...........................................................................................29
ГЛАВА
2. Изучение особенностей студенческих
межличностных конфликтов
2.1.
Диагностики уровня конфликтности и стиля
поведения в конфликте……………………………………………………………………….47
2.2. Рекомендации
по овладению навыками и умениями
управления конфликтными
ситуациями..…………………………………………………52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..………………………………………………………..62
БИБЛИОГРАФИЯ…..………………………………………………….63
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В истории человечества всегда существовали, существуют и будут
существовать конфликты, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений.
Возможность возникновения конфликтов
существует во всех сферах. Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений
во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, нужд, побуждений,
желаний, стилей жизни, надежд, интересов и личностных особенностей. Они
представляют собой эскалацию каждодневного соперничества и противостояния в
сфере принципиальных или эмоционально обусловленных столкновений, которые
нарушают личностное или межличностное спокойствие.
Многолетний опыт психологов и
педагогов позволяет утверждать, что зачастую педагог является источником
проблем, которые затем обнаруживаются у ребенка. Несмотря на то, что взаимоотношения с
другими людьми должны способствовать мир и гармония, конфликты неизбежны.
Каждый педагог должен обладать умением
эффективно улаживать споры и разногласия, чтобы ткань общественной жизни не
рвалась с каждым конфликтом, а, наоборот, крепла вследствие роста умения
находить и развивать общие интересы.
Для разрешения конфликта важно иметь
в своем распоряжении различные подходы, уметь гибко
пользоваться ими, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на
возможности и поступать и мыслить по-новому. В то же время можно использовать
конфликт как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения.
Конфликты могут быть превращены в
прекрасный учебный материал, если в последующем найдете
время на то, чтобы вспомнить, что привело к конфликту и что происходило в
конфликтной ситуации. Тогда можно будет узнать больше о самом себе, о вовлеченных в конфликт людях или об окружающих
обстоятельствах, способствовавших возникновению конфликта. Это знание поможет
принять правильное решение в будущем и избежать конфликта.
Все вышеизложенное свидетельствует
об актуальности изучения конфликта в системе образования.
Вопросом изучения сущности, природы конфликта и
способов его конструктивного разрешения
занимались такие видные психологи, философы, социологи и педагоги, как Г.
Спенсер, Г. Зиммель, Л. Козер,
М. Вебер, Г. Скотт, Р. Фишер, К.У. Томас, Е.И. Рогов, И.М. Марковская, Б.В Кулагин, М.Н. Князева, И.М.Юсупов и др.
Ключ решения этой проблемы состоит в том,
чтобы взглянуть на конфликт, как на задачу, которая должна быть решена: в
первую очередь определить причину конфликта, а затем - применить
соответствующую технику решения конфликтных проблем.
В настоящее время существует ряд
экспериментальных исследований по изучению особенностей конфликтов среди
студентов. Например, Акимова Е.Е. исследует педагогические основы
использования конфликтов в образовательном процессе вуза, Парамонова Г.А.
посвятила свои исследования стратегиям поведения студентов различных спортивных
специализаций в межличностном конфликте, Титковой Л.С. рассматривались
внутригрупповые конфликты студентов вуза, Михайлова Г.В. исследует подготовку
студентов технических вузов к разрешению конфликтов. Но, несмотря на
достаточную изученность проблемы, данный вопрос представляется недостаточно разработанным в области
изучения взаимодействия в
конфликтных ситуациях в студенческой среде педагогического вуза. Значимость
данного вопроса определяется спецификой профессии педагога, ее
влиянием на формирование мировоззрения и психологических установок
подрастающего поколения.
Одновременно с теоретическими
формировались и практические предпосылки решения проблемы регулирования
конфликтных взаимоотношений среди студентов. Активизировалась деятельность
психологических служб и центров при вузах, в которых студенты получают
психологические консультации и помощь в сложных для них ситуациях, в ситуациях
конфликта. Но все же недостатком такой практики являются отсутствие системности
и подготовленных специалистов, способных осуществлять указанную деятельность, а
также отсутствие специализированных программ для разрешения конфликтного
взаимодействия.
В силу вышеперечисленных
обстоятельств, проблема межличностных конфликтов во взаимоотношениях студентов,
установление их причин, особенностей, механизмов регуляции приобретает
актуальное значение.
Изучение
опыта работы и анализ научной литературы по указанной проблематике позволили
выявить следующие противоречия:
-
между необходимостью системной психологической
поддержки эффективности общения в конфликте на этапе студенчества и отсутствием
психологического сопровождения конфликтного взаимодействия;
-
между потребностями практики в способах и методах
регулирования конфликтов в вузе и недостатчностью в
современной науке исследований и разработок, необходимых для удовлетворения
этих потребностей;
-
между необходимостью повышения
уровня развития психологических механизмов регулирования межличностных
конфликтов студентов педагогического вуза и отсутствием
специализированных программ развития эффективности общения, минимизации и
регулирования конфликтных ситуаций.
Данные противоречия ставят перед
нами проблему, которая может быть сформулирована следующим образом: каковы
особенности развития психологических механизмов регуляции
межличностных конфликтов студентов педагогического вуза.
Практическая значимость и
теоретическая недоработанность в данном аспекте позволяет
судить об актуальности проблемы, и обуславливают выбор темы нашей выпускной
квалификационной работы: «Межличностные
конфликты в студенческой среде ВУЗа и способы их разрешения», и позволило
сформулировать проблему исследования: выявление специфики межличностных
конфликтов в студенческой среде. Решение данной проблемы является целью
исследования.
Объект исследования: межличностные конфликты.
Предмет исследования: причины и
способы разрешения межличностных
конфликтов в студенческой среде ВУЗа.
При работе над вопросом нашего
исследования мы руководствовались гипотетическим предположением, согласно
которому выявление причин и особенностей
конфликтов в ВУЗе среди студентов
позволяет наметить работу по управлению конфликтами, которая, в свою очередь,
позволит развить навыки и умения будущих педагогов управления конфликтными ситуациями.
В соответствии с проблемой,
объектом, предметом и целью нами были поставлены следующие задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогическую
и специальную литературу по теме
исследования.
2) Выявить особенности
межличностного конфликта в студенческой среде.
3) Разработать рекомендации по овладению методами разрешения конфликта.
Для решения поставленных задач был
использован комплекс методов исследования: теоретический анализ
психолого–педагогической литературы; наблюдение; анкетирование; эксперимент;
тестирование, количественная и качественная обработка результатов.
Исследование проводилось на базе
ИГПИ с участием 24 студентов.
Исследование проводилось в три этапа:
1 этап - подготовительный включал в себя определение
целей, задач исследования, изучение психолого-педагогической литературы по теме
исследования, создания плана, теоретической части исследования (создание
чернового варианта первой главы);
2 этап - собственно
экспериментальный – проведение
опытно-экспериментальной работы, анализ и обработка полученных данных,
формулировка выводов;
3 этап заключался в оформлении выпускной
квалификационной работы в соответствии с требованиями ГОСТа.
Методологической основой являются научные труды по теме исследования психологов
и педагогов: М.Н. Князевой, Е. Мелибруды, А.В.Петровского, М.Г.Ярошенко, Е.И
Рогова, И.М. Юсупова, Л.С.
Григорьевой, и др.
Теоретическая значимость работы
заключается в обобщении, систематизации теорий, взглядов, существующих в
отечественной и зарубежной психологии по вопросам сущности конфликта и особенностей педагогических конфликтов в системе высшего образования.
Практическая значимость заключается
в возможности использовать рекомендации в коррекции межличностных отношений в
вузовской среде и обучении студентов навыкам конструктивного разрешения
конфликтов.
Структура работы: введение, глава 1, глава 2, заключение, библиография,
приложения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на то, что взаимоотношения с другими
людьми должны способствовать мир и гармония, конфликты неизбежны. Каждый
педагог должен обладать умением
эффективно улаживать споры и разногласия, чтобы ткань общественной жизни не рвалась
с каждым конфликтом, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и
развивать общие интересы.
Для разрешения конфликта важно иметь в своем
распоряжении различные подходы, уметь гибко пользоваться ими, выходить за
пределы привычных схем и чутко реагировать на возможности и поступать и мыслить
по-новому. В то же время можно использовать конфликт как источник жизненного
опыта, самовоспитания и самообучения.
Конфликты могут быть превращены в
прекрасный учебный материал, если в последующем найдете
время на то, чтобы вспомнить, что привело к конфликту и что происходило в
конфликтной ситуации. Тогда можно будет узнать больше о самом себе, о вовлеченных в конфликт людях или об окружающих
обстоятельствах, способствовавших возникновению конфликта. Это знание поможет
принять правильное решение в будущем и избежать конфликта. Все вышеизложенное
подтверждает актуальность темы нашего
исследования.
В ходе проделанной работы была подтверждена теоретическая и практическая
значимость темы исследования. Был проведен
теоретический анализ проблемы педагогического конфликта в системе высшего
образования, проведена диагностика предпочитаемых стилей разрешения конфликтных
ситуаций студентов в контрольной и экспериментальной группах, разработаны и
апробированы занятия по обучению
управлению конфликтами.
Цели и задачи, поставленные в ходе
работы, были выполнены. Гипотеза исследования была подтверждена.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Аванесов,
С.В. Тесты в социологическом исследовании [Текст] / С.В. Аванесов. — М.,
1982.-320 с.
2. Анастази, А. Психологическое тестирование. В 2 т. [Текст] /
А. Анастази. —
М., 1982.- 285 с.
3. Анцупов, А. Я. Конфликтология. Учебник. [Текст] / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - М.: Юнити,
2006. – 346 с.
4. Аэндрет, Г. А. Игровая терапия: искусство отноше¬ний. [Текст] / Г. А.
Аэндрет.— М.: Междунар.
педаг. академия, 1994.- 264 с.
5. Бородкин,
Ф.М. Внимание: конфликт! [Текст] / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк - Новосибирск:
«Наука», 2001. – 112 с.
6. Бурлачук, Л. Ф. Исследования личности в клинической психо¬логии. [Текст] / Л. Ф. Бурлачук— Киев, 1979.- 497 с.
7. Гайда, В.К. Психологическое тестирование [Текст] / В.К. Гайда, В.П. Захаров.
— Л., 1982.- 266 с.
8. Гомыранова, О.Н. Межличностные конфликты во
взаимоотношениях студентов вузов [Текст] /
О.Н. Гомыранова // Электронный журнал "Исследовано
в России", 2007 - Вып. № 261 – С. 1301-1308. http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2007/261.pdf
9. Гомыранова, О.Н. Механизмы регуляции межличностных
конфликтов студентов технического вуза. [Текст]
/ О.Н. Гомыранова // Электронный журнал
"Исследовано в России", 2008 - Вып. № 261 -
С. 2516-2525. http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2008/261.pdf
10. Гришина,
Н. В. Психология конфликта. [Текст] / Н.
В. Гришина - СПб.: Питер, 2000. – 257 с.
11. Диагностическая
и коррекционная работа школьного психо¬лога
[Текст] — М., 1987.- 146 с.
12. Журавлев,
В.И. Основы педагогической конфликтологии. Учебник.
[Текст]/ В.И. Журавлев. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. - 184
с.
13. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта. [Текст]/ А.Г. Здравомыслов -
М.:Аспект-Пресс.-2005. – 143 с.
14. Князева,
М.Н. Конфликт. [Текст] / М.Н Князева. ЭКО, 1992, №2. – С17-32.
15. Кулагин,
Б.В. Основы профессиональной психодиагностики [Текст] / Кулагин, Б.В.— Л.,
1984.-358 с.
16. Кабанов,
М.М., Личко, А.Е., Смирнов, В.М. Методы психологиче¬ской диагностики и коррекции в клинике [Текст]
/ М.М. Кабанов, А.Е. Личко, В.М. Смирнов.— Л.,
1983.-423 с.
17. Клюева,
Н.В. Программы социально-психологического тренинга. [Текст] / Н.В. Клюева. – Ярославль: Книга, 2002.- 247
с.
18. Кричевский,
Р.Л. Если вы - руководитель... [Текст]/ Р.Л.
Кричевский - М.: Дело, 1993. – 79 с.
19. Мельников,
В.М., Ямполъский, Л.Т. Введение в эксперименталь¬ную
психологию личности [Текст] / В.М. Мельников, Л.Т. Ямполъский— М., 1989.-447 с.
20. Мелибруда, Е. Я-ты-мы: Психологические возможности
улучшения общения./ Пер. с польс. [Текст] / Е. Мелибруда - М:Прогресс,1986-174 с.
21. Мэй, Р. Искусство психологического консультиро¬вания
[Текст]/ Р. Мэй—
М.: НФ «Класс», 1994.-186 с.
22. Психологический
практикум [Текст] /Платонов, К.К.— М.,
1980. -324 с.
23. Практикум
по общей и экспериментальной психологии./ Под общей ред. А.А.Крылова
[Текст]/ А.А.Крылов — Л., 1987.-421 с.
24. Петровский,
А.В. Введение в психологию [Текст] / А.В.
Петровский - М.: Издательский центр “Академия”, 1995.-342 с.
25. Психология.
Словарь / Под общей редакцией А.В.Петровского,
М.Г.Ярошенко. - 2-е изд., испр.
и доп. [Текст] / А.В.Петровский, М.Г.Ярошенко.
- М.: Политиздат, 1990.-468 с.
26. Рогов,
Е.И. Личность в педагогической деятельности [Текст] / Е.И. Рогов— Ростов-на/Д,
1994.-182 с.
27. Рогов,
Е.И. Личность учителя: теория и практика [Текст] / Е.И. Рогов— Ростов-на/Д,
1996.-174 с.
28. Рогов,
Е.И. Настольная книга практического психолога в обра¬зовании
[Текст] / Е.И. Рогов— М.,
1995.-476 с.
29. Скотт,
Г Джинни. Конфликты: пути преодоления./ пер. с англ. [Текст] / Скотт, Г Джинни - Киев: Издат. Об-во
“Верзилин и К ЛТД”,1991-245с.
30. Скотт,
Г Джинни. Способы разрешения конфликтов./ пер. с англ. [Текст] / Скотт, Г Джинни - Киев: Издат. Об-во
“Верзилин и К ЛТД”,1991.-211 с.
31. Смирнова,
Н. М. Особенности общения в студенческом возрасте [Текст] / Н. М. Смирнова // Актуальные проблемы
психолого-педагогической подготовки специалистов: Сб. тр. Межвуз.
науч.-практ. конф. – Н. Новгород: ВГИПУ, 2007. – С. 35-38.
32. Тимофеев,
Ю.П., Гомыранова, О.Н. Функции конфликтов в ходе
социальной коммуникации [Текст] / Ю.П.
Тимофеев // Проблемы межкультурной коммуникации: история и современность:
материалы научно-практической конференции. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Фолиант»,
Астраханский филиал ЮРГИ, 2005. – Вып. 7 – С.97-99.
33. Уткин,
Э. А. Конфликтология. Теория и практика. [Текст] / Э. А. Уткин. - М.: Экмос,
2000.
34. Фишер,
Р. Путь к согласию или переговоры без поражения./ пер. с англ. [Текст] / Р.
Фишер, У. Юри - М:”Наука”,
1990.-156 с.
35. Цой,
Л.Н. Концептуализация диагностики и профилактики конфликтов.//Сборник науч.трудов "В Контексте Конфликтологии: Диагностика и методология управления
конфликтной ситуацией".[Текст] /Л.Н. Цой.
-М.2000.-№ 3. – С.19-21.
36. Юсупов,
И.М. Психология взаимопонимания [Текст] / И.М Юсупов - Казань: Татарское
книжное издательство, 1991.-317 с.