Педагогический конфликт в системе высшего образования

Курсовая работа

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….3

ГЛАВА 1.    Теоретические основы педагогической конфликтологии

1.1. Сущность понятия «конфликт». Типология  и причины конфликтов……………………………………………………………………..7

1.1.         Типология  и причины конфликтов…………………………………..12

1.2. Особенности и  причины возникновения конфликтов в системе высшего образования……………………………………………………….19

1.3. Способы урегулирования конфликтов в системе высшего образования и стилевые характеристики  поведения педагогов   в конфликтных ситуациях.......................................................................................................27

ГЛАВА 2.  Глава 2.  Опытно-экспериментальное исследование по диагностике   особенностей  поведения  преподавателей  в конфликтных ситуациях

 2.1. Диагностики  поведения преподавателей  в конфликтных ситуациях……………………………………………………………………...34

2.2.  Рекомендации  по овладению  навыками и умениями управления конфликтными  ситуациями…………………………………………………42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..46

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………….47

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В истории человечества  всегда существовали, существуют и будут существовать конфликты, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений.

  Возможность возникновения конфликтов существует во всех сферах. Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, нужд, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов и личностных особенностей. Они представляют собой эскалацию каждодневного соперничества и противостояния в сфере принципиальных или эмоционально обусловленных столкновений, которые нарушают личностное или межличностное спокойствие.

      Многолетний опыт психологов и педагогов позволяет утверждать, что зачастую педа­гог является источником проблем, которые затем обнаружива­ются у ребенка.   Несмотря на то, что взаимоотношения с другими людьми должны способствовать мир и гармония, конфликты неизбежны. Каждый педагог  должен обладать умением эффективно улаживать споры и разногласия, чтобы ткань общественной жизни не рвалась с каждым конфликтом, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы.

       Для разрешения конфликта важно иметь в своем распоряжении различные подходы, уметь гибко пользоваться ими, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможности и поступать и мыслить по-новому. В то же время можно использовать конфликт как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения.

      Конфликты могут быть превращены в прекрасный учебный материал, если в последующем найдете время на то, чтобы вспомнить, что привело к конфликту и что происходило в конфликтной ситуации. Тогда можно будет узнать больше о самом себе, о вовлеченных в конфликт людях или об окружающих обстоятельствах, способствовавших возникновению конфликта. Это знание поможет принять правильное решение в будущем и избежать конфликта.

Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности  изучения  конфликта в системе  образования.

  Вопросом изучения сущности, природы конфликта и способов  его конструктивного разрешения занимались такие видные психологи, философы, социологи и педагоги, как Г. Спенсер, Г. Зиммель, Л. Козер, М. Вебер, Г. Скотт, Р. Фишер, К.У. Томас, Е.И. Рогов, И.М. Марковская,  Б.В Кулагин,  М.Н. Князева,  И.М.Юсупов  и др.

 Ключ решения этой проблемы состоит в том, чтобы взглянуть на конфликт, как на задачу, которая должна быть решена: в первую очередь определить причину конфликта, а затем - применить соответствующую технику решения конфликтных проблем.

Но, несмотря на достаточную изученность проблемы, данный вопрос представляется  недостаточно разработанным  в области  изучения  взаимодействия в конфликтных ситуациях профессиональных педагогов. Значимость данного вопроса определяется спецификой профессии педагога, ее влиянием на формирование мировоззрения и психологических установок подрастающего поколения. Возникает противоречие между достаточной теоретической изученностью  данного вопроса и отсутствием в психолого-педагогической практике системной работы по выявлению и коррекции педагогических конфликтов.

Данное противоречие обусловило выбор темы нашей курсовой работы: «Педагогический конфликт в системе высшего образования», и позволило сформулировать проблему исследования: выявление специфики особенностей педагогического конфликта. Решение данной проблемы является целью исследования.

Объект исследования: конфликтная ситуация.

Предмет исследования: педагогический конфликт в системе высшего образования.

При работе над вопросом нашего исследования мы руководствовались гипотетическим предположением, согласно которому  выявление причин и особенностей конфликтов  в ВУЗе  позволяет наметить работу по управлению конфликтами, которая, в свою очередь, позволит развить навыки и умения  педагогов управления  конфликтными ситуациями.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью нами были поставлены следующие задачи исследования:

1) Изучить психолого-педагогическую и специальную  литературу по теме исследования.

2) Выявить особенности педагогического конфликта в высшем учебном заведении.

3) Разработать рекомендации по  овладению методами  разрешения конфликта.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого–педагогической литературы; наблюдения за деятельностью педагогов; эксперимент; тестирование, количественная и качественная обработка результатов.

Исследование проводилось на базе ИГПИ с участием 10 преподавателей, вошедших в  экспериментальную группу.

Исследование проводилось в три этапа:

1 этап  - подготовительный включал в себя определение целей, задач исследования, изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, создания плана, теоретической части исследования (создание чернового варианта первой главы);

2 этап - собственно экспериментальный   – проведение эксперимента, анализ и обработка полученных данных, формулировка выводов;

3 этап  заключался в оформлении курсовой работы в соответствии с требованиями ГОСТа.

Методологической основой  являются  научные труды по теме исследования психологов и педагогов: М.Н. Князевой, Е. Мелибруды,  А.В.Петровского, М.Г.Ярошенко, Е.И Рогова, И.М. Юсупова, Л.С. Григорьевой,  и др. 

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении, систематизации теорий, взглядов, существующих в отечественной и зарубежной психологии по вопросам сущности конфликта и  особенностей педагогических конфликтов  в системе высшего образования.

Практическая значимость представляется возможностью использовать данную работу в практике психологов при работе с педагогами.

Структура работы: введение,  глава 1, глава 2, заключение, библиография.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 Несмотря на то, что взаимоотношения с другими людьми должны способствовать мир и гармония, конфликты неизбежны. Каждый педагог  должен обладать умением эффективно улаживать споры и разногласия, чтобы ткань общественной жизни не рвалась с каждым конфликтом, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы.

  Для разрешения конфликта важно иметь в своем распоряжении различные подходы, уметь гибко пользоваться ими, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможности и поступать и мыслить по-новому. В то же время можно использовать конфликт как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения.

Конфликты могут быть превращены в прекрасный учебный материал, если в последующем найдете время на то, чтобы вспомнить, что привело к конфликту и что происходило в конфликтной ситуации. Тогда можно будет узнать больше о самом себе, о вовлеченных в конфликт людях или об окружающих обстоятельствах, способствовавших возникновению конфликта. Это знание поможет принять правильное решение в будущем и избежать конфликта.

Все вышеизложенное подтверждает  актуальность  темы нашего  исследования.

    В ходе проделанной работы была подтверждена теоретическая и практическая значимость темы исследования.

Был проведен теоретический анализ проблемы педагогического конфликта в системе высшего образования, проведена диагностика предпочитаемых стилей разрешения конфликтных ситуаций преподавателями  экспериментальной группы, разработаны практические рекомендации по управлению конфликтами.

Цели и задачи, поставленные в ходе работы, были выполнены. Гипотеза исследования была подтверждена.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

1.     Аванесов, С.В. Тесты в социологическом исследовании [Текст] / С.В. Аванесов. — М., 1982.-320 с.

2.     Анастази, А. Психологическое тестирование. В 2 т. [Текст] / А.  Анастази. — М., 1982.- 285 с.

3.     Аэндрет, Г. А. Игровая терапия: искусство отноше­ний. [Текст] / Г. А.  Аэндрет.— М.: Междунар. педаг. академия, 1994.- 264 с.

4.     Бурлачук, Л. Ф. Исследования личности в клинической психо­логии. [Текст] / Л. Ф.  БурлачукКиев, 1979.- 497 с.

5.     Гайда, В.К. Психологическое тестирование [Текст] / В.К. Гайда, В.П.  Захаров. — Л., 1982.- 266 с.

6.     Диагностическая и коррекционная работа школьного психо­лога [Текст]  — М., 1987.- 146 с.

7.     Князева, М.Н. Конфликт, [Текст] / М.Н Князева. ЭКО, 1992, №2. – С17-32.

8.     Кулагин, Б.В. Основы профессиональной психодиагностики [Текст] / Кулагин, Б.В.— Л., 1984.-358 с.

  1. Кабанов, М.М., Личко, А.Е., Смирнов, В.М. Методы психологиче­ской диагностики и коррекции в клинике [Текст] / М.М. Кабанов, А.Е. Личко, В.М. Смирнов.— Л., 1983.-423 с.
  2. Кричевский, Р.Л. Если вы - руководитель... [Текст]/ Р.Л. Кричевский - М.: Дело, 1993. – 79 с.
  3. Лучшие психологические тесты для профотбора и профконсультации [Текст]  — Петрозаводск, 1992.-246 с.
  4. Мельников, В.М., Ямполъский, Л.Т. Введение в эксперименталь­ную психологию личности [Текст] / В.М. Мельников, Л.Т.  ЯмполъскийМ., 1989.-447 с.
  5. Мелибруда, Е. Я-ты-мы: Психологические возможности улучшения общения./ Пер. с польс. [Текст] / Е.  Мелибруда - Мрогресс,1986-174 с.
  6. Мэй, Р. Искусство психологического консультиро­вания [Текст]/ Р.   МэйМ.: НФ «Класс», 1994.-186 с.
  7. Психологический практикум  [Текст] /Платонов, К.К.— М., 1980. -324 с.
  8. Практикум по общей и экспериментальной психологии./ Под общей ред. А.А.Крылова [Текст]/ А.А.Крылов — Л., 1987.-421 с.
  9. Петровский, А.В. Введение в психологию [Текст] / А.В.  Петровский - М.: Издательский центр “Академия”, 1995.-342 с.
  10. Психология. Словарь / Под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошенко. - 2-е изд., испр. и доп. [Текст] / А.В.Петровский, М.Г.Ярошенко. - М.: Политиздат, 1990.-468 с.
  11. Рогов, Е.И. Личность в педагогической деятельности [Текст] / Е.И.  Рогов— Ростов-на, 1994.-182 с.
  12. Рогов, Е.И. Личность учителя: теория и практика [Текст] / Е.И.   Рогов— Ростов-на, 1996.-174 с.
  13. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в обра­зовании [Текст] / Е.И.  РоговМ., 1995.-476 с.
  14. Скотт, Г Джинни. Конфликты: пути преодоления./ пер. с англ. [Текст] / Скотт, Г Джинни - Киев: Издат. Об-во “Верзилин и К ЛТД”,1991-245с.
  15. Скотт, Г Джинни. Способы разрешения конфликтов./ пер. с англ. [Текст] / Скотт, Г Джинни - Киев: Издат. Об-во “Верзилин и К ЛТД”,1991.-211 с.
  16. Фишер, Р. Путь к согласию или переговоры без поражения./ пер. с англ. [Текст] / Р. Фишер, У. Юри - М:”Наука”, 1990.-156 с.
  17. Юсупов, И.М. Психология взаимопонимания [Текст] / И.М Юсупов - Казань: Татарское книжное издательство, 1991.-317 с.