Педагогический
конфликт в системе высшего образования
Курсовая работа
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….3
ГЛАВА 1. Теоретические основы педагогической конфликтологии
1.1. Сущность понятия «конфликт». Типология и причины
конфликтов……………………………………………………………………..7
1.1.
Типология и причины конфликтов…………………………………..12
1.2. Особенности и
причины возникновения конфликтов в системе высшего образования……………………………………………………….19
1.3. Способы урегулирования
конфликтов в системе высшего образования и стилевые характеристики поведения педагогов в конфликтных
ситуациях.......................................................................................................27
ГЛАВА 2. Глава 2.
Опытно-экспериментальное исследование по диагностике особенностей
поведения преподавателей в конфликтных ситуациях
2.1. Диагностики поведения преподавателей в конфликтных
ситуациях……………………………………………………………………...34
2.2. Рекомендации
по овладению навыками и умениями
управления конфликтными
ситуациями…………………………………………………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..46
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………….47
ВВЕДЕНИЕ
В
истории человечества всегда существовали, существуют и будут существовать
конфликты, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений.
Возможность возникновения
конфликтов существует во всех сферах. Конфликты рождаются на почве ежедневных
расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, нужд,
побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов и личностных особенностей.
Они представляют собой эскалацию каждодневного соперничества и противостояния в
сфере принципиальных или эмоционально обусловленных столкновений, которые
нарушают личностное или межличностное спокойствие.
Многолетний опыт психологов и педагогов
позволяет утверждать, что зачастую педагог является источником проблем,
которые затем обнаруживаются у ребенка.
Несмотря
на то, что взаимоотношения с другими людьми должны способствовать мир и гармония,
конфликты неизбежны. Каждый педагог должен обладать умением эффективно
улаживать споры и разногласия, чтобы ткань общественной жизни не рвалась с
каждым конфликтом, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и
развивать общие интересы.
Для разрешения конфликта важно иметь в своем распоряжении различные подходы, уметь гибко пользоваться
ими, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможности и
поступать и мыслить по-новому. В то же время можно использовать конфликт как
источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения.
Конфликты могут быть превращены в прекрасный
учебный материал, если в последующем найдете время на
то, чтобы вспомнить, что привело к конфликту и что происходило в конфликтной
ситуации. Тогда можно будет узнать больше о самом себе, о вовлеченных
в конфликт людях или об окружающих обстоятельствах, способствовавших
возникновению конфликта. Это знание поможет принять правильное решение в
будущем и избежать конфликта.
Все вышеизложенное
свидетельствует об актуальности
изучения конфликта в системе образования.
Вопросом изучения сущности, природы конфликта и способов его конструктивного разрешения занимались
такие видные психологи, философы, социологи и педагоги, как Г. Спенсер,
Г. Зиммель, Л. Козер, М.
Вебер, Г. Скотт, Р. Фишер, К.У. Томас, Е.И. Рогов, И.М. Марковская, Б.В Кулагин, М.Н. Князева, И.М.Юсупов и др.
Ключ решения этой
проблемы состоит в том, чтобы взглянуть на конфликт, как на задачу, которая
должна быть решена: в первую очередь определить причину конфликта, а затем -
применить соответствующую технику решения конфликтных проблем.
Но,
несмотря на достаточную изученность проблемы, данный вопрос представляется недостаточно разработанным в области
изучения взаимодействия в
конфликтных ситуациях профессиональных педагогов. Значимость данного вопроса
определяется спецификой профессии педагога, ее
влиянием на формирование мировоззрения и психологических установок
подрастающего поколения. Возникает противоречие
между достаточной теоретической изученностью
данного вопроса и отсутствием в психолого-педагогической практике
системной работы по выявлению и коррекции педагогических конфликтов.
Данное противоречие
обусловило выбор темы нашей курсовой
работы: «Педагогический конфликт в
системе высшего образования», и позволило сформулировать проблему исследования:
выявление специфики особенностей педагогического конфликта. Решение данной
проблемы является целью исследования.
Объект исследования: конфликтная ситуация.
Предмет исследования: педагогический конфликт в системе
высшего образования.
При работе над вопросом нашего
исследования мы руководствовались гипотетическим предположением, согласно
которому выявление причин и особенностей
конфликтов в ВУЗе позволяет наметить работу по управлению
конфликтами, которая, в свою очередь, позволит развить навыки и умения педагогов управления конфликтными ситуациями.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью нами
были поставлены следующие задачи исследования:
1) Изучить
психолого-педагогическую и специальную
литературу по теме исследования.
2) Выявить особенности
педагогического конфликта в высшем учебном заведении.
3) Разработать
рекомендации по овладению методами разрешения конфликта.
Для решения поставленных
задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого–педагогической
литературы; наблюдения за деятельностью педагогов; эксперимент; тестирование,
количественная и качественная обработка результатов.
Исследование проводилось на базе ИГПИ с участием 10
преподавателей, вошедших в
экспериментальную группу.
Исследование проводилось в три этапа:
1 этап - подготовительный включал в себя определение
целей, задач исследования, изучение психолого-педагогической литературы по теме
исследования, создания плана, теоретической части исследования (создание чернового
варианта первой главы);
2 этап - собственно
экспериментальный – проведение
эксперимента, анализ и обработка полученных данных, формулировка выводов;
3 этап заключался в оформлении курсовой работы в
соответствии с требованиями ГОСТа.
Методологической
основой являются научные труды по теме исследования психологов
и педагогов: М.Н. Князевой, Е. Мелибруды, А.В.Петровского, М.Г.Ярошенко, Е.И Рогова,
И.М. Юсупова, Л.С. Григорьевой, и
др.
Теоретическая значимость работы
заключается в обобщении, систематизации теорий, взглядов, существующих в
отечественной и зарубежной психологии по вопросам сущности конфликта и особенностей педагогических конфликтов в системе высшего образования.
Практическая значимость представляется возможностью
использовать данную работу в практике психологов при работе с педагогами.
Структура работы: введение,
глава 1, глава 2, заключение, библиография.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на то, что взаимоотношения с другими
людьми должны способствовать мир и гармония, конфликты неизбежны. Каждый педагог должен обладать умением эффективно улаживать споры
и разногласия, чтобы ткань общественной жизни не рвалась с каждым конфликтом,
а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие
интересы.
Для разрешения конфликта важно иметь в своем распоряжении различные подходы, уметь гибко пользоваться
ими, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможности и
поступать и мыслить по-новому. В то же время можно использовать конфликт как
источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения.
Конфликты
могут быть превращены в прекрасный учебный материал, если в последующем найдете время на то, чтобы вспомнить, что привело к конфликту
и что происходило в конфликтной ситуации. Тогда можно будет узнать больше о
самом себе, о вовлеченных в конфликт людях или об
окружающих обстоятельствах, способствовавших возникновению конфликта. Это
знание поможет принять правильное решение в будущем и избежать конфликта.
Все вышеизложенное
подтверждает актуальность темы нашего
исследования.
В ходе проделанной работы была подтверждена
теоретическая и практическая значимость темы исследования.
Был
проведен теоретический анализ проблемы
педагогического конфликта в системе высшего образования, проведена диагностика
предпочитаемых стилей разрешения конфликтных ситуаций преподавателями экспериментальной группы, разработаны
практические рекомендации по управлению конфликтами.
Цели
и задачи, поставленные в ходе работы, были выполнены. Гипотеза исследования
была подтверждена.
БИБЛИОГРАФИЯ
1.
Аванесов, С.В. Тесты в социологическом исследовании [Текст] / С.В.
Аванесов. — М., 1982.-320 с.
2.
Анастази,
А. Психологическое
тестирование. В 2 т. [Текст] / А. Анастази. —
М., 1982.- 285 с.
3.
Аэндрет,
Г. А. Игровая
терапия: искусство отношений. [Текст] /
Г. А. Аэндрет.— М.: Междунар. педаг.
академия, 1994.- 264 с.
4.
Бурлачук,
Л. Ф. Исследования
личности в клинической психологии. [Текст] / Л. Ф. Бурлачук— Киев, 1979.- 497 с.
5.
Гайда,
В.К. Психологическое
тестирование [Текст] / В.К. Гайда, В.П. Захаров. — Л., 1982.- 266 с.
6.
Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога
[Текст] — М., 1987.- 146 с.
7. Князева, М.Н. Конфликт, [Текст] / М.Н Князева. ЭКО, 1992, №2. – С17-32.
8.
Кулагин, Б.В. Основы профессиональной
психодиагностики [Текст] / Кулагин, Б.В.—
Л., 1984.-358 с.