Средства
развития речи глухих и слабослышащих
детей в процессе обучения и воспитания
Дипломная
работа
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………….……..3
Глава
1. Проблема развития речи детей с
нарушениями слуха в процессе обучения и воспитания
1.1. Особенности психического развития глухих и
слабослышащих детей..9
1.2. Особенности речевого развития глухих и
слабослышащих детей……………………………………………………………………………....23
1.3. Средства развития речи у слабослышащих и глухих детей в
процессе воспитания и
обучения………………………………………………………….38
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации средств развития речи
детей с нарушениями слуха
2.1. Диагностика уровня развития речи у детей с
нарушениями
слуха………………………………......................................................................65
2.2.
Реализация средств развития речи глухих детей и ее
результаты………………………………………………………………….…….73
Заключение…………………………………………………………….………….88
Библиография……………………………………………………………..............90
Приложения
Введение
Формирование
и развитие устной речи глухих - одна из наиболее важных и одновременно сложных
проблем в сурдопедагогике. Многочисленные исследования Ф.Ф. Рау,
а также В.И. Бельтюкова, А.И.Гвоздева, А.Д.Салаховой, И.М.Соловьева,
Ж.И. Шиф и др. показывают невозможность овладения
устной речью глухим ребенком обычным путем, на основе слухового ее
восприятия и подражания. Без специального педагогического воздействия такой ребенок обречен на немоту. Глухие
дети овладевают речью только в системе специального обучения, что происходит и
значительно позднее и качественно иначе, чем у слышащих детей. Специальное
корректирующее обучение детей, частично или полностью лишенных
слуха, является одной из самых сложных и своеобразных областей педагогики. Его
наилучшее обоснование с неизбежностью должно опираться на углубленный
психологический и физиологический анализ особенностей развития этих детей.
Наукой и практикой доказана
возможность обучения глухих устной речи, в условиях специального обучения (Ф.Ф.Рау, В.И.Бельтюков, К.А.Волкова, Е.П.Кузьмичева, Н.М.Назарова, а также Е.И.Андреева,
Н.И.Белова, Э.И. Леонгард, Н.Ф.Слезина и др.).
Задача формирования у глухих устной
речи решается почти всеми крупными деятелями в области как западноевропейской,
так и российской сурдопедагогики с XVI в. (К.Амман, Х.Боннет, С.Гейнике, П.Д.Енько, С.А.Зыков, Дж.Кардано, Н.М.Лаговский,
К.Малиш, В.В.Оппель, А.Ф.
Остроградский, Ф.АРау, Ф.Ф.Рау,
И.Я.Селезнев, И.Фатгер, В.И.Флери, М.Е.Хватцев и др.).
Сопоставление работ многих ученых, составляющих основу разных методических систем
обучения глухих («мимическая» система - Ш.М.Эпе, Р.АСикар - Франция, Г.А.Гурцов -
Россия, Т.Голлоде, Л.Кларк
- США и др, система «чистый устный метод» - С.Гейнике, И.Фатгер, Ф.М.Гилль, Г.Гепферт, Р.Линднер, Г.Форхгаммер -
Германия, А.Ф.Остроградский - Россия, АХ.Белл -США и др,
комбинированная система - М.Венус, И.Май, Ф.Шторк
- Австрия, В.И.Флери - Россия, Э.Галлоде
- США и др.) подтверждает значимость и эффективность обучения глухих устной
речи.
До 40-х годов XX века в России
отсутствует оригинальная, целостная, система обучения глухих устной речи,
соответствующая требованиям современного уровня науки. Первые шаги в этом
направлении предпринимаются Р.М.Боскис, И.А.Васильевым, Л.С.Выготским, Н.М.Лаговским, Н.А.Рау, Ф.А. Рау и др. Окончательное обоснование, структурное построение
система обучения глухих устной речи получает в трудах Ф.Ф.Рау.
Его ученики, преемники продолжают развивать идеи ученого, разрабатывая отдельные аспекты работы над устной
речью и произношением глухих: работа над внятностью произношения (В.И.Бельтюков, К.А.Волкова, Э.И.Леогард, Л.В.Николаева, Н.Ф.Слезина и др.), использования и развития остаточного
слуха (И.Г.Багрова, Т.А.Власова,
Е.И.Кузьмичева), обучения произношению фонем (Р.А.Кошелявская, Э.И.Леонгард, М.Ф.Титова, О.А.Токарева, Н.И.Шелгунова и др.), словесному ударению (Е.И.Андреева, А.М.Суржикова, Л.Г.Шустрова и др.), темпу речи (Е.К.Марциновская,
Л.Г.Шустрова и др.), ритму (Н.И.Белова,
Н.М.Назарова и др.).
Изучение литературы по теме
исследования позволило нам выявить
существующее противоречие между достаточной теоретической разработанности вопроса овладения речью детьми с нарушениями
слуха в процессе обучения, и тем, что наряду с этим, вопрос развития речи детей
с нарушениями слуха в процессе воспитания является практически неизученным.
Необходимость разработки данной проблемы обусловлена тем обстоятельством, что,
как правило, дети с нарушениями слуха обучаются в специализированных учебных
заведениях, зачастую достаточно далеко от дома и, за исключением каникул (а
некоторые дети и включая каникулы), постоянно проживают в интернатах. Не вызывает
сомнений, что в данных условиях воспитание детей и обучение их словесной речи
должно составлять единую систему. Наряду с оказанием педагогической помощи
учащимся в выполнении домашних задании
важно наполнить содержание работы таких специальных школ-интернатов занятиями
по интересам, способствующим развитию детей (в том числе и речевому). Успешное
решение поставленных задач требует в свою очередь усовершенствования организационно-методической
работы воспитателей.
Данное обстоятельство
свидетельствует об актуальности проблемы развития речи детей с нарушениями
слуха в комплексном процессе обучения и воспитания.
Однако изучение состояния учебно-воспитательной
работы в специальных общеобразовательных школ-интернатов для глухих детей
позволило выявить ряд недостатков в построении учебно-воспитательного процесса,
среди которых наиболее типичными являются следующие:
— слабая взаимосвязь воспитателей и
учителей в деле обеспечения
единства учебно-воспитательной работы;
— слабое знание, а нередко и полное
незнание специфических психолого-педагогических основ обучения и воспитания
глухих детей, индивидуальных особенностей глухих воспитанников и учета их в учебно-воспитательной работе;
- отсутствие или недостаточность
подбора единых средств развития речи в процессе обучения и воспитания.
Существующее противоречие определило
выбор темы выпускной квалификационной работы – «Средства развития речи глухих и слабослышащих детей в процессе
обучения и воспитания».
Сущность проблемы
исследования заключается в
развитии звуковой речи глухих и
слабослышащих детей в процессе обучения
и воспитания в условиях специального обучения.
Цель исследования: теоретически
обосновать и экспериментально апробировать средства развития речи у детей с нарушениями слуха в процессе
обучения и воспитания в условиях специализированного интерната для глухих и
слабослышащих детей.
Определение темы, проблемы и
цели исследования позволили определить объект
исследования: процесс развития речи у детей с нарушениями слуха.
Предмет исследования - средства
развития речи у глухих и слабослышащих детей.
В процессе исследования была выдвинута гипотеза, согласно которой, овладение устной речью детей с нарушениями
слуха будет осуществляться успешно при
условии использования
комплексного подбора средств развития речи в процессе воспитания
и обучения, а именно, если работа по развитию речи будет проводиться в двух
направлениях:
1. работа по овладению лексикой на уроках
развития речи
2. работа по организации творческо-художественной деятельности детей.
Исходя из цели и
гипотезы исследования можно выделить следующие задачи исследования:
1.
Изучить состояние
проблемы исследования в психолого-педагогической,
медицинской и сурдо-литературе.
2.
Выявить специфику развития речи у детей с нарушениями слуха.
3.
Разработать и
экспериментально
апробировать средства развития разговорной речи у детей с нарушениями
слуха в процессе обучения и воспитания.
Для
решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:
теоретический анализ психолого–педагогической
и специальной литературы; наблюдения за
участниками эксперимента; сбор
анамнестических данных; эксперимент.
Методологической основой исследования являются исследования о
речевом развитии детей с нарушениями слуха Ф. А. Рау;
исследования о дифференцированном обучении неслышащих,
слабослышащих и позднооглохших детей Ф. Ф. Рау и Н.
Ф.; научно мотивированная
концентрическая система формирования устной речи Н.Ф. Слезиной; исследования С. А. Зыкова в области предметно
– практического обучения. Большой интерес с точки зрения развития методических подходов к обучению языку и специальному
формированию грамматического строя представляют труды русского сурдопедагога –
практика, доктора медицинских наук П. Д. Енько. Закономерности и этапы
овладения фонетическим, словарным и грамматическим строем языка подробно и
разносторонне исследовались Р. М. Боскис, К. Г.
Коровиным. В выборе направлений научных поисков при разработке эффективной
системы обучения языку неслышащих важную роль сыграли
исследования таких психологов, как Ж. И.
Шиф, А. Ф. Лурия, И. М. Соловьева и другие, работы по слуховосприятию
Е. П. Кузьмичева и др.
База исследования: школа-интернат
для глухих и слабослышащих детей г.
\\\\\\\\. В эксперименте участвовало пятнадцать детей 1998 -1999 г.р.
Исследование проводилось в три этапа:
1 этап - подготовительный включал в себя определение
целей, задач исследования, изучение психолого-педагогической и специальной
литературы по теме исследования, создания плана, теоретической части
исследования (создание чернового варианта первой главы);
2 этап – экспериментальный – проведение эксперимента, анализ и обработка
полученных данных, формулировка выводов;
3 этап заключался в оформлении выпускной
квалификационной работы в соответствии с
требованиями ГОСТа.
Научная новизна
работы заключается в обобщении, систематизации теорий, взглядов,
существующих в отечественной и зарубежной сурдопедагогике по вопросам развития
речи у детей с нарушениями слуха и особенностям организации работы в процессе обучения и воспитания в условиях специальной
школы. В нашей работы уточнены средства развития речи у глухих и слабослышащих
детей.
Практическая значимость исследования заключается в возможности
использовать результаты данной работы в
практике педагогов специализированных
школ-интернатов учителей и психологов при
работе над развитием разговорной речи у глухих и слабослышащих детей.
Структура работы: введение, две
главы, заключение, библиография, приложения.
Заключение
Обобщая все вышесказанное, можно
отметить, что формирование речи глухого и слабослышащего ребенка
должно строиться с учетом специфики развития его речи на основе
комплексного подбора средств в процессе обучения и
воспитания.
В процессе работы подтвердилась актуальность и
практическая значимость проблемы речевого развития детей с нарушениями слуха.
В ходе работы был проведен
анализ состояния проблемы исследования в психолого-педагогической, медицинской и сурдо-литературе;
была выявлена специфика развития речи у
детей с нарушениями слуха. На основе изученной и проанализированной литературы
были разработаны и экспериментально
апробированы средства развития разговорной речи у детей с нарушениями
слуха в процессе обучения и воспитания.
Таким
образом, задачи, поставленные нами в начале исследования, были выполнены.
Цель исследования: теоретически
обосновать и экспериментально апробировать средства развития речи у детей с нарушениями слуха в процессе
обучения и воспитания в условиях специализированного интерната для глухих и
слабослышащих детей - достигнута.
Результаты экспериментального
исследования подтвердили гипотезу,
согласно которой, овладение
устной речью детей с нарушениями слуха будет происходить наиболее эффективно при условии использования комплексного подбора средств развития речи
в процессе воспитания и обучения.
Научная новизна
работы заключается в обобщении, систематизации теорий, взглядов,
существующих в отечественной и зарубежной сурдопедагогике по вопросам развития
речи у детей с нарушениями слуха и особенностям организации коррекционной работы
в процессе обучения и воспитания в
условиях специальной школы.
Практическая значимость представляется
возможностью использовать данную работу в практике учителей и психологов при работе над развитием разговорной речи у
глухих и слабослышащих детей в спецшколах и интернатах.
Полученные нами данные позволяют
говорить о необходимости и практической значимости более глубокой разработки данной темы в дальнейшем.
Библиография
1. Богрова, И. Г. Обучение Слабослышащих учащихся
восприятию речи на слух. [Текст] / И. Г.
Богрова–
М.: Педагогика, 1989.
2. Боскис,
Р.Ф. Глухие и слабослышащие дети. [Текст] /
Р.Ф. Боскис– М.: Академия
педагогических наук, 1963.
3. Боскис
Р. Ф. Учителю о детях с нарушениями слуха. [Текст] / Р.Ф. Боскис.–
М.: Просвещение, 1988.
4. Волкова,
К.А. Обучение глухих учащихся 3-4 классов устной речи. [Текст] /К.А. Волкова. -М.: Просвещение, 1972.
5. Выготский,
Л. С. Мышление и речь. [Текст] / Л. С.
Выготский.- М., 1934.
6. Выготский,
Л. С. Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей. [Текст]
/ Л. С.
Выготский.- М., 1924.
7. Выготский
Л. С., Принципы социального воспитания глухонемых детей. Собр. соч., т. 5
[Текст] / Л. С. Выготский.- М., 1983.
8. Выгодская,
Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетцо-ролевым
играм. [Текст] / Г. Л. Выготская. — М.,
1975.
9. Газзанига,
М. Расщепленный человеческий мозг [Текст] / М. Газзанига // Восприятие. Механизмы и модели. - М.,
1974.
10.Гончарова,
Е.Л. Программа целенаправленного формирования читательской деятельности у детей
с глубокими нарушениями зрения и слуха. [Текст] / Е.Л.
Гончарова //Дефектология 1996, № 5.
11.Заречнова,
Е.А. Формирование коммуникативной деятельности у
слепоглухих детей как психолого-педагогическая проблема. [Текст] / Е.А. Заречнова. // брошюра «Обучение и воспитание детей со
сложной структурой дефекта в детском доме слепоглухих.» - Сергиев
Посад 1998.
12.Зикеев,
А. Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. [Текст] / А. Г. Зикеев.– М.:
Педагогика, 1986.
13.Зыков,
С.С. Проблемы сурдопедагогики. [Текст] /С.С. Зыков. – М., 1977.
14.Зыкова,
Т.С. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях I и II вида. [Текст]/ Т.С. Зыкова, Э.Н. Хотеева. - М.:Владос, 2003.
15.Исаев,
Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. [Текст] / Д. Н. -Исаев Л., 1982.
16.Каффеманас,
Р. Б. Исследование осязательного восприятия аномальных детей [Текст] / Р.
Б. Каффеманас
// Дефектология. 1988 № 2.
17.Кузьмичева,
Е. П. Развитие нарушенной слуховой функции [Текст] / Е. П.
Кузьмичева // Современные исследования по проблемам учебной и трудовой
деятельности аномальных детей. - М., 1990.
18.Козлов,
М. Я., Левин, А. Л. Детская сурдоаудиология. [Текст]
/ М. Я. Козлов, А. Л. Левин– Л.: Медицина, 1989.
19.Лебединский,
В. В. Нарушения психического развития у детей. [Текст] / В. В. Лебединский.- М., 1985.
20.Лубовский,
В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. [Текст]
/ В. И.
Лубовский.- М., 1989.
21.Лурия,
А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях
мозга. [Текст] / А. Р. Лурия.- М.: МГУ, 1969.
22.Лурия,
А. Р. Нейропсихология памяти. Ч. 1. [Текст] /
А. Р.Лурия - М., 1974.
23.Матвеев,
В. М. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. [Текст] / В. М.
Матвеев.- М., 1987.
24.Нейман,
Л.В. Основы методики слуховой работы в школах глухих и слабослышащих. [Текст] /
Л.В. Нейман. –М.: Просвещение, 1974.
25.Обучение
русскому языку, чтению, произношению. [Текст] / Под ред. К. Г. Коровина – М.: Просвещение,
1995.
26.Особенности
усвоения учебного материала слабослышащими
учащимися. [Текст] / Под ред. Р. М. Боскис, К. Г. Коровина – М.: Педагогика, 1981.
27.Пташник,Е.В. Организационно-методические
условия работы по
«Программе формирования базовых компонентов читательской
деятельности у детей с глубокими нарушениями зрения и слуха»
Е.Л.Гончаровой в подготовительном - первом классах
школы для
слепоглухих детей. [Текст] / Е.В. Пташник //брошюра
«Обучение и воспитание детей со сложной структурой дефекта в детском доме
слепоглухих.» - Сергиев Посад,1998.
28.Рау,
Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей. [Текст] / Ф.Ф. Рау– М, 1981.
29.Рау,
Ф.Ф. Устная речь глухих. [Текст] / Ф.Ф. Рау– М., 1973.
30.Розанова,Т. В. Развитие памяти и мышления
глухих детей. [Текст] / Т. В. Розанова.- 1978.
31.Слезина,
Н.Ф. Формирование произношения у глухих школьников. [Текст] / Н.Ф. Слезина.-М.,1984,
32.Соколянский,
И.А. Обучение слепоглухонемых детей Текст] /
И.А. Соколянский //Обучение и воспитание слепоглухонемых детей.-М.: АПН РСФСР.-1962. /вып.121/.
33.Симерницкая,
Э. Г. и др. Мозг человека и психические
процессы в онтогенезе. [Текст] / Э. Г. Симерницкая, И. А.
Скворцов, Л. И. Московичюте. – М.: Просвещение, 1991.
34.Тимохин,
В. П. Сурдопедагогика. [Текст] / В. П.
Тимохин– М.: Просвещение, 1985.
35.Томилова,
М.А. Развитие самостоятельной речи у глухонемых учащихся. [Текст] / М.А.
Томилова. –М.: УЧПЕДГИЗ, 1952.
36.Тигранова,
Л. И. Умственное развитие слабослышащих детей. [Текст] / Л. И. Тигранова– М.: Педагогика, 1978.
37.Методика
адаптированного нейропсихологического исследования для детских невропатологов.
[Текст].- М., 1988.
38.Носкова,
Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. [Текст] / Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц.- М.: Владос, 2004.
39.Фишман,
М. Н. Интегративная деятельность мозга детей в норме и патологии. [Текст]
/ М. Н.
Фишман. - М., 1989.
40.Хватцев,
М. Е., Шабалин, С. Н. Особенности психологии глухого школьника. [Текст] / М. Е. Хватцев, С. Н.
Шабалин. - М., 1961.
41.Шевченко,
С. Г. Комплексный подход к диагностике, коррекции и реабилитации Детей с
трудностями в обучении [Текст] / С.
Г. Шевченко //Дефектология.- 1995. № 1.
42.Шипицына
Л. М. и др. Комплексное исследование мнестической
деятельности младших школьников с речевой патологией [Текст] /
Л. М. Шипицына, Л. С. Волкова, Э.
Г. Крутикова - Дефектология. 1991.
43.Шипицына,
Л. М., Иванов, Е. С. Нарушения поведения учеников вспомогательной школы.
[Текст] / Л. М. Шипицына, Е. С. Иванов.
- Великобритания: КолегЭлидир, 1992
44.Шипицына,
Л. М. Интегрированное обучение детей с проблемами в развитии [Текст] / Л. М.
Шипицына // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной
работы. 1995. № 3.
.