Роль
учителя в создании психологических условий
сплоченности класса
Курсовая работа
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…...3
ГЛАВА 1. Теоретические вопросы формирования детского
коллектива
1.1.
Понятие внутригруппового взаимодействия и роль личности в
процессе его формирования коллектива в
психолого-педагогической
литературе…………………………………………………………………7
1.2.
Особенности формирования сплоченности
классного коллектива………………..……………………………………………..16
1.3.
Роль учителя в
создании психологических условий
для формирования сплоченности класса
………..………………….…….25
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование по выявлению и
созданию психологических условий формирования сплоченности
класса……………………………………………………….……………..….….36
2.1.
Выявление уровня сформированности коллективной сплоченности
экспериментального
класса……………………………………………...36
2.2. Работа по созданию психологических
условий для
сплоченности класса…………………………………………………..41
2.3. Эффективность коррекционной работы по формированию
сплоченности
класса…………………………………………….……..50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….…………….53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………54
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Социальное воспитание детей является одним
из важных факторов стабилизации
общества. Социальное воспитание должно достигать двух целей: успешности
социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития
человека как субъекта деятельности и как личности.
Воспитание
– целенаправленный процесс формирования гармонично развитой личности.
Воспитание обеспечивает вхождение подрастающего поколения в жизнь общества,
становление их активными субъектами. Родившийся индивид должен успеть за очень
короткое время развиться в личность — носителя социальных отношений, члена
общества, способного взаимодействовать с людьми. Сам по себе индивид не
обладает способностью к таким преобразованиям, он не получает биологических
гарантий личностного развития. Личностью надо "сделаться" в процессе
социально активной жизни, на уровне современной культуры. Но, чтобы ребенок смог принимать активное участие в общественных
событиях и отношениях, он должен быть воспитан, т.е. усвоить данный уровень
духовной и материальной культуры. Сегодня следует учитывать изменение масштабов
целостности воспитательного процесса, поскольку сферы духовной культуры,
социального образования и воспитания, социальной работы все более органично
сопрягаются с социальным пространством и его временными характеристиками. Это
конструктивно воздействует на стратегию и технологию
образовательно-воспитательного процесса, придает всем
субъектам деятельности более устремленную личностно-гуманистическую
ориентацию в сферах образования и социально-психологической работы.
Групповая
сплоченность также является предметом пристального
внимания со стороны отечественных и зарубежных специалистов. Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей
жизнедеятельности, - важнейший вопрос
психологии.
Реальность общественных отношений всегда выступает как
реальность отношений между социальными группами, поэтому вопрос изучения формирования сплоченности больших и малых групп является актуальным.
Вопросом изучения внутригруппового взаимодействия и способов
его конструктивного формирования
занимались такие видные психологи, философы, социологи и педагоги, как И.В.Дубровина, М.И Лисина, И.А. Зимняя,
Е.Мелибруда, Е.И. Рогов, Л.И. Фридман, И.Ю. Кулагина, Д.И. Фельдштейн и др.
Но, несмотря на достаточную изученность проблемы, данный
вопрос представляется недостаточно
разработанным в области изучения вопроса психологических условий формирования
групповой сплоченности в условиях школьного
коллектива – класса. Возникает противоречие между достаточной теоретической изученностью данного вопроса и отсутствием в
психолого-педагогической практике системной работы по выявлению и созданию условий формирования сплоченности класса. Данное противоречие обусловило выбор
темы нашей курсовой работы: «Роль
учителя в создании психологических условий
сплоченности класса».
Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования: психологические условия формирования сплоченности класса
Предмет исследования:
работа учителя по созданию условий сплоченности
класса.
При работе над вопросом нашего исследования мы
руководствовались гипотетическим предположением, согласно которому формирование сплоченности
класса будет проходить более эффективно при условии выявления индивидуальных
психологических особенностей учащихся, их темперамента и восприятия индивидом
группы и осуществлении учителем
учебно-воспитательной работы с учетом
выявленных особенностей каждого ученика класса.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью нами
были поставлены следующие задачи исследования:
1)
Изучить психолого-педагогическую и специальную
литературу по теме исследования.
2)
Выявить психологические особенности учеников экспериментального класса и их
отношения к классному коллективу.
3) Организовать коррекционную работу по формированию сплоченности
класса.
Для
решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:
теоретический анализ психолого–педагогической литературы; наблюдения за участниками эксперимента; анкетирование, тестирование; эксперимент;
количественная и качественная обработка результатов.
Исследование проводилось на базе средней
школы №2 с участием 19 человек.
Исследование проводилось в три этапа:
1 этап - подготовительный включал в себя определение
целей, задач исследования, изучение психолого-педагогической литературы по теме
исследования, создания плана, теоретической части исследования (создание
чернового варианта первой главы);
2 этап -
собственно экспериментальный –
проведение эксперимента, анализ и обработка полученных данных, формулировка
выводов;
3 этап заключался в
оформлении курсовой работы в соответствии с требованиями ГОСТа.
Методологической основой являются научные
труды по теме исследования психологов и педагогов: В.ВЛебединского, О.С.Никольской, Е.Р.Баенской,
М.М. Либлинг, И.М. Юсупова,
А.А.Крыловой, Е.И.
Рогова, П.Н.Мальковской, В.Г.Немировского
и др.
Теоретическая значимость
работы заключается в обобщении, систематизации теорий, взглядов, существующих в
отечественной и зарубежной психологии по вопросам внутригруппового
взаимодействия и особенностям его формирования в детском коллективе.
Практическая значимость
представляется возможностью использовать данную работу в практике учителей и психологов при формировании детского коллектива ( класса,
спортивной команды, объединения по интересам и т.д.).
Структура работы: введение,
глава 1, глава 2, заключение, список литературы, приложения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для
организации психологических
условий формирования классного коллектива, как сплоченной
группы, учитель должен
учитывать, что формирование сплоченности класса будет проходить более эффективно при
условии выявления индивидуальных психологических особенностей учащихся, их
темперамента и восприятия индивидом группы и осуществлении учителем учебно-воспитательной работы с учетом выявленных особенностей каждого ученика класса.
Полученные в ходе нашего исследования данные убеждают в
необходимости проведения специально
организованной психологической коррекционной работы по сплочению класса. Формирование личности человека-коллективиста требует
организации систематической
многоплановой работы с членами детского
коллектива. При этом важно направленное включение каждого ребенка в процесс формирования сплоченного
коллектива. Воспитание детей в коллективе - это не один из ряда важных
воспитательных принципов, а особый, качественно своеобразный подход к формированию растущего
человека как личности.
Все вышеизложенное подтверждает актуальность
темы нашего исследования.
В ходе проделанной работы была
подтверждена, теоретическая и практическая значимость темы исследования.
Была проведена диагностика типов психологических
особенностей учащихся и отношения их к коллективу сверстников.
Цели и задачи, поставленные в ходе работы, были
выполнены. Гипотеза исследования была подтверждена.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Аванесов, С.В. Тесты в социологическом
исследовании [Текст] / С.В. Аванесов. — М., 1982.-320 с.
2.
Анастази, А. Психологическое
тестирование. В 2 т. [Текст] / А. Анастази. — М., 1982.- 285 с.
3.
Ананьев, Б. Г. Избранные
психологические труды: В 2 т. [Текст] —
М.: Педагогика, 1980.
4.
Байярд Р. Т.,Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. [Текст]/
Б.Г. Ананьев. — М.: Просвещение, 1991.- 217 с.
5.
Бреслав, Г.М. Уровни активности учения
школьников и этапы формирования личности // Формирование активности учащихся и студентов
в коллективе. [Текст] / Г.М. Бреслав— Рига, 1985. — С.
45—49.
6. Бурменская, Г. В. Возрастно-психологическое
консультирование. Проблемы психического развития детей. [Текст] / Г. В. Бурменская,
О. А. Карабанова, А. Г. Лидере.— М.: Изд. МГУ, 1990.- 257 с.
7.
Возрастные особенности психического развития
детей / Под ред. И.В.Дубровиной,
М.И. Лисиной. [Текст] / М.И. Лисина — М., 1982.-457 с.
8.
Гайда, В.К. Психологическое тестирование
[Текст] / В.К. Гайда,
В.П. Захаров. — Л., 1982.- 266 с.
9.
Диагностическая и коррекционная работа
школьного психолога [Текст] — М.,
1987.- 146 с.
10.
Дубровина, И.В. Индивидуальные
особенности школьников [Текст]./ И.В
Дубровина— М.,
1975.- 284 с.
11.
Зимняя, И. А. Педагогическая
психология—2-е изд., доп., испр. и перераб. [Текст]./
И. А Зимняя - М.: Логос,
2001.-346 с.
12.
Казанская В. Г. Общение
учителя с учащимися в процессе обучения [Текст]/ В. Г.Казанская— СПб.:
Изд-во ЛГОУ, 1996.-146 с.
13.
Крупенин, А. Л. Эффективный
учитель. Практическая психология для педагогов [Текст]/ А. Л Крупенин, И. М Крохина. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.-
237 с.
14.
Мельников,
В.М. Введение в экспериментальную
психологию личности [Текст] / В.М.
Мельников, Л.Т. Ямполъский— М., 1989.-447 с.
15.
Мелибруда, Е. Я-ты-мы:
Психологические возможности улучшения общения./ Пер. с польс.
[Текст] / Е. Мелибруда - М:Прогресс,1986-174 с.
16.
Мэй, Р. Искусство психологического
консультирования [Текст]/ Р. Мэй— М.: НФ «Класс», 1994.-186 с.
17.
Психологический практикум [Текст] /Платонов, К.К.— М., 1980. -324 с.
18.
Мальковская П.Н. «Социальная
активность старшеклассников» [Текст], М.
«Педагогика»,
19.
Практикум по общей и экспериментальной
психологии. [Текст]/ Под общей ред. А.А.Крылова
[Текст]/ А.А.Крылов — Л., 1987.-421 с.
20.
Петровский, А.В. Введение в психологию [Текст] / А.В.
Петровский - М.: Издательский центр “Академия”, 1995.-342 с.
21.
Психология. Словарь / Под общей
редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошенко.
- 2-е изд., испр. и доп. [Текст]
/ А.В.Петровский, М.Г.Ярошенко.
- М.: Политиздат, 1990.-468 с.
22.
Реан, А. В. Психология
педагогической деятельности [Текст]/
А. В Реан. — Ижевск, 1994.- 114 с.
23.
Рогов, Е.И. Настольная
книга практического психолога в образовании [Текст] / Е.И. Рогов— М.,
1995.-476 с.
24.
Социальная психология. Под ред. В.Е. Семенова, Е.С.
Кузьмина и др. [Текст]/ В.Е. Семенов, Е.С.
Кузьмин. ЛГУ. 1974.-256 с.
25.
Фридман, Л.П. Изучение личности учащегося и ученических
коллективов [Текст]/ Л.П. Фридман. — М., 1988.- 254 с.
26.
Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. «Психологический
справочник учителя» [Текст]/ Л.И. Фридман, И.Ю. Кулагина.- М.
Просвещение, 1991 - 161 с.
27.
Фельдштейн, Д.И. Формирование личности ребенка
в подростковом
возрасте [Текст]/ Д.И Фельдштейн.
– М. 1972.- 182 с.
28.
Эмоциональные нарушения в детском возрасте и
их коррекция / Под ред. В.В. Лебединского, О.С.Никольской, Е.Р. Баенской,
М.М. Либлинг [Текст]/ В.ВЛебединский,
О.С.Никольская, Е.Р.Баенская,
М.МЛиблинг — М., 1990.- 312 с.
29.
Юсупов, И.М. Психология взаимопонимания [Текст] / И.М. Юсупов - Казань: Татарское книжное
издательство, 1991.-317 с.