Развитие творческого мышления школьников в процессе
обучения
Курсовая работа
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические
основы развития творческого мышления школьников
1.1.
Сущность
понятия, особенности и структура творческого
мышления…………………………..………………………………..………..7
1.2.
Развитие творческого мышления детей младшего школьного
возраста в процессе обучения………………………..……………………………15
Глава 2.
Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого мышления школьников в
процессе обучения
2.1. Диагностика уровня развития творческого
мышления школьников…..26
2.2. Реализация
технологии проблемного обучения для развития творческого мышления младших
школьников………………………………..34
2.3. Результаты экспериментального
исследования………………………....41
Заключение……………………………………………………………………...44
Библиография…………………………………………………………………..45
Введение
Актуальность. В
настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и
творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления одна из
важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои
возможности - это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах
человеческой жизни - стремление к развитию, расширению, совершенствованию,
зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и
«я».
Проблема
формирования творческой активности в течение многих лет была предметом
исследования философов, психологов и педагогов. Философские аспекты данной
проблемы рассмотрены в трудах: Е.А.Ануфриева, В.Г.Афанасьева, Н.А.Бердяева, Г. М.Гака, Гегеля, И.Канта, Б.М.Кедрова, А.М.Коршунова, Г.Л.Смирнова, Г.Н.Филонова и
других.
Психологической
основой для исследования сущности и механизмов творческой активности служат
труды Д.Б.Богоявленской, Л.С.Выготского,
А.Н.Леонтьева, А.М.Матюшкина,
Я.А.Пономарева, С. Л. Рубинштейна, М. Г. Ярошевского; а также работы зарубежных психологов: Д. Гилфорда, А. Маслоу, К. Россмана, П. Торренса и других.
Ряд педагогических исследований, направленных на изучение проблемы развития
творческой активности детей, проведен отечественными учеными: Л. А. Венгер, Н. Ф.
Вишнякова, Р. И.Жуковская, Т.С. Комарова, И.Я. Лернер, А.И.Савенков, Н. М.Сокольникова, А.И.Усова, О.С.Ушакова и другие. Ими доказана возможность формирования
творческой активности у ребенка в условиях
целенаправленного педагогического процесса, а также определены основные задачи,
разработаны подходы к содержанию, формам и методам творческого развития детей.
Психологи и
педагоги, работающие по исследованию специального, целенаправленного развития
креативности, выделяют следующие основные условия, влияющие на формирование
творческого мышления:
- индивидуализация
образования;
- исследовательское
обучение;
- проблематизация.
Но несмотря на достаточную
теоретическую разработанность
вопросов развития креативности и условий
их развития в практике школ как правило отсутствует целенаправленная
систематическая работа по развитию
творческого мышления школьников в процессе обучения.
В этой связи можно зафиксировать
ряд противоречий между:
а) объективной
потребностью общества и личности в развитии творческого отношения к действительности, умения творчески решать различные задачи в области труда, быта, досуга и недостаточным развитием этих качеств;
б) задачами формирования
и развития креативности школьников и слабым уровнем их решения
в силу сохраняющихся стереотипов
воспитания и обучения;
в) высоким потенциалом технологий
индивидуализации
образования, исследовательского и проблемного обучения и их недостаточным
использованием в практической
деятельности учителей.
Данное противоречие определило
проблему нашего исследования.
Она заключается в выявлении условий
эффективного развития творческого мышления школьников в процессе обучения. Обоснование и решение этой проблемы является
целью нашего исследования.
Объект исследования: творческе мышление школьников.
Предмет исследования:
развитие творческого мышления
младших школьников в процессе обучения.
Теоретический анализ данной проблемы и предварительные эмпирические исследования
позволили сформулировать гипотезу.
Мы предполагаем, развитие творческого
мышления младших школьников будет наиболее эффективным при условии
использования в процессе обучения проблемных технологий.
В соответствии
с поставленной целью и выдвинутой гипотезой сформулированы задачи исследования:
1.
Проанализировать состояние
проблемы развития творческого мышления в психолого-педагогической литературе.
2.
Выявить сущность
и основные критерии творческого мышления младших школьников.
3.
Определить специфические,
развивающие возможности использования проблемного метода обучения
в процес се развития
творческого мышления
школьников в процес се обучения.
4.
Провести опытно-экспериментальную
работу и выявить, способствует ли проблемное обучение развитию творческого мышления школьников.
Методологическая основа исследования: психологические теории творчества (Д.Б.Богоявленская, А.Н.Лук, А.М.Матюшкин,
Я.А.Пономарев и др.); учение о возможности развития творческого потенциала личности (Н. И. Сакулина,
Т.С.Комарова,. Е.А.Флерина ); психолого-педагогические
основы средообразования
(О,А.Горбань, Д.Паллокс, Л.Б.Переверзев,
В.А.Петровский и др.).
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого–педагогической литературы; наблюдения за участниками эксперимента; анкетирование, тестирование; эксперимент; количественная и качественная обработка результатов.
Исследование проводилось на базе второго класса МОУ \\\\\\\\основная общеобразовательная школа №2 с включением 10 учащихся.
Исследование проводилось
в три этапа:
1 этап - подготовительный включал в себя определение целей, задач исследования, изучение психолого-педагогической
литературы по теме исследования, создания плана, теоретической части исследования (создание чернового варианта первой главы);
2 этап – экспериментальный – проведение эксперимента, анализ и обработка полученных данных, формулировка выводов;
3 этап заключался в оформлении курсовой работы.
Структура работы:
введение, глава 1, глава 2, заключение,
библиография.
Заключение
В ходе работы подтвердилась актуальность проблемы
развития творческого мышления школьников в процессе обучения. В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе.
Исследования показывают, что с пятилетнего до взрослого возраста творческие способности снижаются более чем в сорок раз. Наиболее благоприятным возрастом, позволяющим приостановить это падение, по мнению многих ученых, является младший школьный возраст.
В настоящее время существует достаточное количество методик, позволяющих в какой- то степени сделать процесс отыскания творческого решения управляемым, приучает анализировать психологическую инерцию и стимулировать воображение. Большой интерес в этом плане представляют разработки отечественных ученых в области проблемного обучения.
В ходе исследования нами была подтверждена гипотеза, согласно которой развитие творческого мышления
школьников будет проходить наиболее эффективно при условии использования
проблемной технологии в процессе обучения.
Повышение уровня развития творческого мышления
после проведения формирующего эксперимента мы считаем важным достижением нашей работы.
Библиография
1. Анастази, А. Психологическое
тестирование. Кн. 2: Пер. с англ. [Текст]/ А. Анастази /Под ред. Туревича К.М., Лубовского В.И. -
М.: Педагогика, 1982.
2.
Богоявленская, Д. Б. О предмете
исследования творческих способностей. [Текст]/ Д. Б. Богоявленская. // Психол. Журнал.- 1995. - т.16.
- №5.
3.
Блохин, И.А. О проблемном обучении
в начальных классах [Текст]/ И.А. Блохин
//Начальная школа. - 2006. - №6.
4.
Брушлинский, А.В.
Психология мышления и проблемное обучение. [Текст]/ А.В. Брушлинский. - М.: Знание, 2003.
5.
Ветлугина, Н. А. О теории и практике
художественного творчества детей. [Текст]/ Н. А. Ветлугина. // Дошкольное воспитание. – 1965. - №5.
6.
Венгер, Л.А. Педагогика
способностей. [Текст]/ Л. А. Венгер.
- М.: Знание, 1973.
7.
Вопросы психологии
способностей: Сборник
статей. [Текст]/ Под ред. Крутецкого
В.А. - М.: Педагогика, 2003.
8.
Выготский, Л. С. Воображение и творчество
в детском возрасте. Изд. 2-е, [Текст]/ Л. С. Выготский.- М.:
Наука,1957.
9.
Гальперин, П.Я. Котик Н.Р. К психологии творческого мышления[Текст]/ П.Я. Гальперин //Вопросы психологии.
- 1982. - №5.
10.
Готсдинер, А.Л. К проблеме
многосторонних спосібностей [Текст]/ //Вопросы психологии. - 2001. - №4.
11.
Давыдов, В.В. Проблемы
развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментально-психологического исследования.
[Текст]/ В.В. Давыдов. - М.: Педагогика,
1986.
12.
Дружинин, В.Н.
Психология общих способностей. [Текст]/ В.Н. Дружинин - СПб.: Питер, 2006.
13.
Дружинин, В.Н. Психодиагностика
общих способностей. [Текст]/
[Текст]/ - М.: Академия,
2005.
14.
Дьюи, Д. Психология
и педагогика мышления[Текст]/
Д. Дбюи (Пер. с англ. Н.М.Николаевой,
под ред. Н.Д. Виноградова. - М.: Совершенство,
200
15.
Ересь
Е.П. Способности и их развитие. [Текст]/ Е.П. Ересь. - М.: Знание,
1997.
16.
Запорожец, А. В. Избранные психологические
труды: В 2-х т. т.I. Психологическое
развитие ребенка. [Текст]/ А. В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1986.
17. Зак, А.З. Развитие
интеллектуальных способностей
у детей 6-9 лет: Учебно-методическое
пособие для учителей. [Текст]/ А.З. Зак. - М.: Новая школа,
2007.
18.
Занков, Л.В. Избранные
педагогические труды.
[Текст]/ Л.В. Занков. -- М.: Педагогика,
1990.
19. Иванова, Н. И. Воображение и творчество детей. [Текст]/ Н. И. Иванова. // Дошкольное воспитание. – 1987. - №10.
20. Козырев, А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. [Текст]/ А.Ю. Козырев. - Пенза: НМЦ ПГОО, 2004.
21. Кудрявцев, Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. [Текст]/ Т.В. Кудрявцев. - М.: Знание, 1991.
22. Лернер, И.Я. Проблемное обучение. [Текст]/ И.Я. Лернер. - М.: Знание, 1974.
23. Лук, А.Н. Мышление и творчество. [Текст]/А.Н. Лук - М.: Логос, 2006.
24. Люблинская, А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. [Текст]/ А. А. Люблинская. - М.: Просвещение, 2003.
25. Основы психодиагностики. [Текст]/ Под. ред. А. Г. Шмелева. – Ростов на Дону, 1996.
26. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. [Текст]/ Я.А. Пономарев. - М.: Академия пед. наук, 2002.
27. Пономарев, Я. А. Психология творчества и педагогика. [Текст]/ Я. А. Пономарев. - М.: Педагогика, 1996.
28. Психологический словарь. [Текст]/ Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова.– М.: Педагогика, 1983.
29. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. [Текст]/ С. Л. Рубинштейн. – М. : Педагогика, 1956.
30.
Седова, Л. Н. Становление творческой
личности в условиях развивающей среды [Текст]/
/ Л. Н. Седова
// Проблемы образования: теория и практика. — 1999. — № 1.
31. Шубинский, В.С. Педагогика творчества учащихся. [Текст]/ В.С. Шубинский. - М.: Просвещение, 1989.
32. Эльконин, Д.Б. Детская психология. [Текст]/ Д.Б. Эльконин. - М.:Просвящение,1960.
33. Яковлева, Е.А. Развитие творческого потенциала у школьников[Текст]/ Е.А. Яковлева //Вопросы психологии. - 2007. - №2.