Развитие  творческого мышления школьников в процессе обучения

Курсовая работа

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы развития творческого мышления школьников

1.1.         Сущность понятия, особенности и структура творческого мышления…………………………..………………………………..………..7

1.2.         Развитие  творческого мышления детей младшего школьного возраста в процессе обучения………………………..……………………………15

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого мышления школьников в процессе обучения

2.1.   Диагностика уровня развития творческого мышления школьников…..26

2.2. Реализация  технологии проблемного обучения для развития  творческого мышления младших школьников………………………………..34

2.3.  Результаты экспериментального исследования………………………....41

Заключение……………………………………………………………………...44

Библиография…………………………………………………………………..45

 

 

 

Введение

Актуальность. В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности - это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни - стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я». 

Проблема формирования творческой активности в течение многих лет была предметом исследования философов, психологов и педагогов. Философские аспекты данной проблемы рассмотрены в трудах: Е.А.Ануфриева, В.Г.Афанасьева, Н.А.Бердяева, Г. М.Гака, Гегеля, И.Канта, Б.М.Кедрова, А.М.Коршунова, Г.Л.Смирнова, Г.Н.Филонова и других.

Психологической основой для исследования сущности и механизмов творческой активности служат труды Д.Б.Богоявленской, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.М.Матюшкина, Я.А.Пономарева, С. Л. Рубинштейна, М. Г. Ярошевского; а также работы зарубежных психологов: Д. Гилфорда, А. Маслоу, К. Россмана, П. Торренса и других. Ряд педагогических исследований, направленных на изучение проблемы развития творческой активности детей, проведен отечественными учеными: Л. А. Венгер, Н. Ф. Вишнякова, Р. И.Жуковская, Т.С. Комарова, И.Я. Лернер, А.И.Савенков, Н. М.Сокольникова, А.И.Усова, О.С.Ушакова и другие. Ими доказана возможность формирования творческой активности у ребенка в условиях целенаправленного педагогического процесса, а также определены основные задачи, разработаны подходы к содержанию, формам и методам творческого развития детей.

Психологи и педагоги, работающие по исследованию специального, целенаправленного развития креативности, выделяют следующие основные условия, влияющие на формирование творческого мышления:

-   индивидуализация образования;

-   исследовательское обучение;

-   проблематизация.

Но несмотря на достаточную теоретическую разработанность вопросов развития креативности и условий их развития в практике школ как правило отсутствует целенаправленная систематическая работа по  развитию творческого мышления школьников в процессе обучения.

В этой связи можно зафиксировать ряд противоречий между:

а) объективной потребностью общества и личности в развитии творческого отношения к действительности, умения творчески решать различные задачи в области труда, быта, досуга и недостаточным развитием этих качеств;

б) задачами формирования и развития креативности школьников и слабым уровнем их решения в силу сохраняющихся стереотипов воспитания и обучения;

в) высоким потенциалом технологий индивидуализации образования, исследовательского и проблемного обучения и их недостаточным использованием в практической деятельности учителей.

Данное противоречие определило проблему нашего исследования. Она заключается в выявлении условий эффективного развития творческого мышления школьников в процессе обучения. Обоснование и решение этой проблемы является целью нашего исследования.

Объект исследования: творческе мышление школьников.

Предмет исследования: развитие творческого мышления младших  школьников в процессе обучения.

Теоретический анализ данной проблемы и предварительные эмпирические исследования позволили сформулировать гипотезу. Мы предполагаем, развитие творческого мышления младших школьников будет наиболее эффективным при условии использования в процессе обучения проблемных технологий.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой сформулированы задачи исследования:

1.                                 Проанализировать состояние проблемы развития творческого мышления в психолого-педагогической литературе.

2.                                 Выявить сущность и основные критерии творческого мышления младших школьников.

3.                                 Определить специфические, развивающие возможности использования проблемного метода обучения в процес се развития  творческого мышления школьников в процес се обучения.

4.                                 Провести опытно-экспериментальную работу и выявить, способствует ли проблемное обучение развитию творческого мышления школьников.

Методологическая основа исследования:  психологические теории творчества (Д.Б.Богоявленская, А.Н.Лук, А.М.Матюшкин, Я.А.Пономарев и др.);   учение о возможности развития творческого потенциала личности (Н. И. Сакулина, Т.С.Комарова,. Е.А.Флерина ); психолого-педагогические основы средообразования (О,А.Горбань, Д.Паллокс, Л.Б.Переверзев, В.А.Петровский и др.).  

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого–педагогической литературы; наблюдения за   участниками эксперимента;  анкетирование, тестирование; эксперимент; количественная и качественная обработка результатов.

Исследование проводилось на базе второго класса МОУ \\\\\\\\основная общеобразовательная школа №2  с включением 10 учащихся.

Исследование проводилось в три этапа:

1 этап  - подготовительный включал в себя определение целей, задач исследования, изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, создания плана, теоретической части исследования (создание чернового варианта первой главы);

2 этапэкспериментальный  проведение эксперимента, анализ и обработка полученных данных, формулировка выводов;

3 этап   заключался в оформлении курсовой работы.

Структура работы: введение,  глава 1, глава 2, заключение, библиография.

 

 

Заключение

В ходе работы подтвердилась актуальность проблемы развития творческого мышления школьников в процессе обучения. В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе.

Исследования показывают, что с пятилетнего до взрослого возраста творческие способности снижаются более чем в сорок раз. Наиболее благоприятным возрастом, позволяющим приостановить это падение, по мнению многих ученых, является младший школьный возраст.

В настоящее время существует достаточное количество методик, позволяющих в какой- то степени сделать процесс отыскания творческого решения управляемым, приучает анализировать психологическую инерцию и стимулировать воображение. Большой интерес в этом плане представляют разработки отечественных ученых в области проблемного обучения.

В ходе исследования нами была подтверждена гипотеза,  согласно которой развитие творческого мышления школьников будет проходить наиболее эффективно при условии использования проблемной технологии в процессе обучения.

Повышение уровня развития творческого мышления после проведения формирующего эксперимента  мы считаем важным достижением нашей работы.

 

Библиография

1.     Анастази, А. Психологическое тестирование. Кн. 2: Пер. с англ. [Текст]/ А. Анастази /Под ред. Туревича К.М., Лубовского В.И. - М.: Педагогика, 1982.

2.     Богоявленская, Д. Б. О предмете исследования творческих способностей. [Текст]/ Д. Б.  Богоявленская. // Психол. Журнал.- 1995. - т.16. -  №5.

3.     Блохин, И.А. О проблемном обучении в начальных классах [Текст]/ И.А. Блохин //Начальная школа. - 2006. - №6.

4.     Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение. [Текст]/ А.В. Брушлинский. - М.: Знание, 2003.

5.     Ветлугина, Н. А. О теории и практике художественного творчества детей. [Текст]/ Н. А. Ветлугина. // Дошкольное воспитание. – 1965. - №5.

6.     Венгер, Л.А. Педагогика способностей. [Текст]/ Л. А. Венгер. - М.: Знание, 1973.

7.     Вопросы психологии способностей: Сборник статей. [Текст]/ Под ред. Крутецкого В.А. - М.: Педагогика, 2003.

8.     Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е, [Текст]/ Л. С.   Выготский.- М.: Наука,1957.

9.     Гальперин, П.Я. Котик Н.Р. К психологии творческого мышления[Текст]/ П.Я. Гальперин //Вопросы психологии. - 1982. - №5.

10.  Готсдинер, А.Л. К проблеме многосторонних спосібностей [Текст]/ //Вопросы психологии. - 2001. - №4.

11. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментально-психологического исследования. [Текст]/ В.В. Давыдов.  - М.: Педагогика, 1986.

12.  Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. [Текст]/ В.Н. Дружинин - СПб.: Питер, 2006.

13.   Дружинин, В.Н. Психодиагностика общих способностей. [Текст]/ [Текст]/  - М.: Академия, 2005.

14.  Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления[Текст]/ Д. Дбюи (Пер. с англ. Н.М.Николаевой, под ред. Н.Д. Виноградова. - М.: Совершенство, 200

15.   Ересь Е.П. Способности и их развитие. [Текст]/  Е.П. Ересь. - М.: Знание, 1997.

16. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. т.I. Психологическое развитие ребенка. [Текст]/ А. В.  Запорожец. - М.: Педагогика, 1986.

17. Зак, А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-9 лет: Учебно-методическое пособие для учителей. [Текст]/ А.З. Зак.   - М.: Новая школа, 2007.

18.       Занков, Л.В. Избранные педагогические труды. [Текст]/ Л.В. Занков. -- М.: Педагогика, 1990.

19.      Иванова, Н. И. Воображение и творчество детей. [Текст]/ Н. И.  Иванова. // Дошкольное воспитание. – 1987. - №10.

20.      Козырев, А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. [Текст]/ А.Ю. Козырев. - Пенза: НМЦ ПГОО, 2004.

21.      Кудрявцев, Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. [Текст]/ Т.В. Кудрявцев.  - М.: Знание, 1991.

22.      Лернер, И.Я. Проблемное обучение. [Текст]/ И.Я. Лернер. - М.: Знание, 1974.

23.      Лук, А.Н. Мышление и творчество. [Текст]/А.Н. Лук - М.: Логос, 2006.

24.      Люблинская, А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. [Текст]/ А. А. Люблинская. - М.: Просвещение, 2003.

25.      Основы психодиагностики. [Текст]/ Под. ред. А. Г. Шмелева. – Ростов на Дону, 1996.

26.      Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. [Текст]/ Я.А. Пономарев. - М.: Академия пед. наук, 2002.

27.           Пономарев, Я. А. Психология творчества и педагогика. [Текст]/ Я. А. Пономарев. - М.: Педагогика, 1996.

28.           Психологический словарь. [Текст]/ Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова.– М.: Педагогика, 1983.

29.           Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. [Текст]/  С. Л.  Рубинштейн. – М. : Педагогика, 1956.

30.      Седова, Л. Н. Становление творческой личности в условиях развивающей среды [Текст]/ / Л. Н. Седова // Проблемы образования: теория и практика. — 1999. — № 1.

31.           Шубинский, В.С. Педагогика творчества учащихся. [Текст]/ В.С. Шубинский.  - М.: Просвещение, 1989.

32.           Эльконин, Д.Б. Детская психология. [Текст]/ Д.Б. Эльконин. - М.:Просвящение,1960.

33.           Яковлева, Е.А. Развитие творческого потенциала у школьников[Текст]/  Е.А. Яковлева //Вопросы психологии. - 2007. - №2.