Тревожность детей старшего дошкольного возраста и возможности
ее коррекции
Курсовая работа
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Вопросы коррекции
тревожности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
1.1.Проблема тревожности в отечественной и зарубежной
психологии………………………………………………………………….7
1.2. Причины возникновения и особенности проявления
тревожности у детей дошкольного возраста………………………………………………13
1.3.Влияние коррекционной
работы на понижение тревожности у детей дошкольного
возраста……………………………………………………..18
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по
преодолению и снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Организация и методики экспериментального
исследования…………24
2.2. Результаты диагностики
уровня тревожности детей
дошкольного возраста…………………………………………………………………………..30
2.3. Коррекционная работа по преодолению тревожности у
детей старшего дошкольного возраста и
анализ ее результатов……………………………36
Заключение……………………………………………………………………..42
Библиография……………………………………………………………44
Введение
В отечественной психолого –
педагогической литературе можно выделить несколько подходов в понимании
тревожности.
Так, Р.С. Немов
тревожность рассматривает преимущественно в рамках стрессовых ситуаций, как
временное отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в трудных,
угрожающих, необычных условиях. В. С. Мерлин и его ученики считают тревожность
свойством темперамента. В их исследованиях получены статистически достоверные
корреляции между показателями тревожности и основными свойствами нервной системы
(слабостью, инертностью). В.Р. Кисловская
рассматривает тревожность как социально – обусловленное свойство личности. Её
экспериментальные материалы показывают, что на проявление тревожности у детей
большое влияние оказывает социализация, интенсивно протекающая в детских садах.
Во всех возрастах (дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский). В.Р.
Кисловская
делает вывод о том, что «… тревожность в очень значительной мере
является функцией социального общения».
У детей, не способных
адаптироваться к новым социальным условиям, возникают негативные психические
проявления. Одним из таких проявлений является тревожность, которая формирует у
ребёнка негативные личностные установки такие, как неуверенность в себе, в
своих силах, возможностях, а в целом – полное недоверие к себе. В последние
годы количество детей с устойчивой тревожностью в нашей стране существенно
увеличилось. Это обуславливает актуальность данной проблемы.
Исследованием проблемы
тревожности детей занимались многие психологи: Я. Л. Коломинский,
Е. А. Панько, Л.Я.Гозман, Р. С Немов,
Рубинштейн С.Я и др.
Но, несмотря на достаточную
изученность теоретического аспекта вопроса тревожности детей дошкольного возраста, в практической
деятельности ДОУ отсутствует систематическая и целенаправленная работа по
выявлению и коррекции тревожности
детей. Возникает определенное
противоречие между необходимостью выявления тревожности детей для эффективной организации воспитательного
процесса и отсутствием эффективной
технологии организации данного процесса в ДОУ.
Это противоречие позволило сформулировать проблему исследования:
выявление возможностей коррекции тревожности детей старшего
дошкольного возраста.
Цель работы: выявить
особенности проявления и возможности коррекции тревожности детей старшего
дошкольного возраста.
Возникшее противоречие и
актуальность данного вопроса обусловила
выбор темы курсовой работы: «Тревожность
детей старшего дошкольного возраста и возможности ее
коррекции».
Объект исследования: дети
старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: способы
коррекции тревожности детей старшего
дошкольного возраста.
Гипотеза: мы
предполагаем, что коррекция
тревожности у детей старшего дошкольного возраста будет проходить
наиболее эффективно при условии использования в коррекционной работе специально
разработанного комплекса игр и занятий,
направленных на снижение тревожности.
В соответствии с проблемой,
объектом, предметом и целью нами были поставлены следующие задачи исследования:
1) Изучить психолого –
педагогическую литературу по теме исследования.
2)
Провести диагностику
тревожности у детей старшего
дошкольного возраста экспериментальной группы.
3)
Разработать и экспериментально апробировать комплекс игр и занятий,
направленных на коррекцию тревожности детей старшего дошкольного возраста.
4) Провести повторную диагностику дошкольников
с целью выявления эффективности проведенной
коррекционной работы и проверки гипотезы исследования.
Методологическая основа:
исследования Я.Л. Коломинского,
В.С. Мухиной, Р.С. Немова, Е.И. Рогова, С.Я.
Рубинштейна и др. по проблеме тревожности детей.
Для решения поставленных
задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ
психолого–педагогической литературы; психологическое исследование, наблюдение, методы исследования с
использованием психолого-педагогических методик, количественная и качественная
обработка результатов.
Исследование проводилось на базе детского
сада «Звездочка» города Ишима с участием 20 детей
старшего дошкольного возраста: десяти детей экспериментальной группы и десяти
детей контрольной группы.
Исследование проводилось в
три этапа:
1 этап - подготовительный включал в себя определение целей, задач
исследования, изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования,
создания плана, теоретической части исследования (создание чернового варианта
первой главы);
2 этап - собственно
экспериментальный – проведение
эксперимента, анализ и обработка полученных данных, формулировка выводов;
3 этап заключался в оформлении курсовой работы в
соответствии с требованиями ГОСТа.
Научная значимость работы заключается в
обобщении, систематизации теорий,
взглядов, существующих в отечественной и зарубежной психологии по вопросам
тревожности и ее
коррекции у ребенка
дошкольного возраста.
Практическая значимость
представляется возможностью использовать данное исследование в практике
воспитателями ДОУ, также работа представляет практическую значимость для практических
психологов.
Структура работы: введение, первая, вторая глава, заключение,
библиография.
Библиография включает 35 источников. Общий объем работы –
47 страниц.
Заключение
Приступая к работе по теме
нашей курсовой работы, мы поставил перед собой ряд задач, которые решались на
протяжении всего исследования.
Нами была изучено состояние
проблемы тревожности дошкольников в
психолого-педагогической
литературе. На основе теоретических знаний нами были подобраны методики
по выявлению уровней тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Определив объект
исследования, его предмет, нами было выдвинуто следующее гипотетическое
положение: мы предполагали, что дети снижение уровня тревожности у детей
старшего дошкольного возраста будет проходить наиболее эффективно при условии
использования в коррекционной работе комплекса игр и занятий, направленных на
снижение тревожности.
Для проверки гипотезы мы разработали и апробировали комплекс коррекционных
занятий, направленных на снижение уровня тревожности детей дошкольного
возраста.
Выявив уровень тревожности у
детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе на
констатирующем этапе, мы определили, что одного ребенка в данной группе наблюдается высокий уровень
тревожности, у троих детей – средний и у пятерых – низкий.
В
результате контрольного этапа
эксперимента мы выявили следующее: после проведения комплекса игр в
экспериментальной группе уровень
тревожности у одного ребенка снизился с
высокого до среднего, и уровен, где не проводилась
коррекционная работа, уровень
тревожности детей остался на прежнем уровне.
Из полученных данных можно
сделать вывод, что использование специальных средств (игр) по преодолению
тревожности способствовало снижению
уровня тревожности у детей.
Таким образом, выдвинутая
нами гипотеза подтвердилась.
Поставленные перед нами
задачи исследования были решены.
Дальнейшее изучение данной
проблемы возможно при разработке более систематизированного комплекса средств,
направленного на снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость
исследования заключается в возможности использования разработанного нами
комплекса коррекционных занятий в практике воспитателей и психологов детских садов.
Библиография
1. Анастази, А. Психологическое
тестирование. В 2 т. [Текст] / А. Анастази. — М., 1982.- 285 с.
2. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т.
[Текст]/Б.Г. Ананьев. — М.: Педа¬гогика, 1980. – 317 с.
3. Бреслав,
Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и
отклонения. [Текст]/ Г.М. Бреслав. - М.: Педагогика, 1990.- 327 с.
4. Вилюнас, В. К. Психология
эмоциональных явлений. [Текст]/ Вилюнас В. К. - М.:
Изд-во МГУ, 1976.- 187 с.
5. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов[Текст]/ В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. -М.: Просвещение, 1979. -288с.
6. Гарбузов, В. И. Нервные дети: Советы врача. [Текст]/ В. И.
Гарбузов. - Л.: Медицина, 1990. -176с.
7. Детская психология: Учеб. Пособие
[Текст]/ Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н.
Белоус и др. : под. Ред. Я. Л. Коломинского,
Е. А. Панько – М.: Университетское, 1988. -399с.
8. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды. В двух томах.
[Текст]/ А.В. Запорожец. -М.: Просвещение,1986.- 497
с.
9. Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр[Текст]/ – СПб: Союз,
1997. -224с.
10. Кочубей, Б., Новикова, Е. Ярлыки для тревожности. [Текст]/ Б.Кочубей, Е.Новикова//Семья и
школа. 1988.№ 9.
11. Кочубей, Б., Новикова, Е. Снимем маску с тревоги. [Текст]/ Б.Кочубей, Е.Новикова//Семья и
школа. 1988.№ 9.
12. Изард, К. Эмоции человека: (Пер. с анг.) [Текст]/Под ред. Л.Я. Гозмана, М.С.Егоровой;
Вступительная статья А.Е.Ольшанниковой.- М.: Изд-во
МГУ, 1980. – 326 с.
13. Коломинский, Я. Л. Панько, Е. А.
Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: [Текст]/ Я. Л. Коломинский, Е.
А. Панько. -Минск,
«Унiверсiтэцкае», 1997. – 347 с.
14. Краткий психологический словарь[Текст]/
Сост. Л.А.Карпенко; под общ. Ред. А.В.Петровского,
М.Г.Ярошевского.-М., 1999. –
195 с.
15. Лешли, Дж. Работать с маленькими
детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Кн. Для воспитателей дет. сада: [Текст]/ Дж. Лешли. – М.:
Просвещение,1991. – 117 с.
16. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. 2-е изд.
[Текст]/ А.Н. Леонтьев.– М.: Политиздат,
1977. – 304 с.
17. Мухина, В.С. Детская психология: Учеб.
Для пед. ин-тов [Текст]/
В.С. Мухина; Под ред. Л.А.Венгера – М.: Просвещение,
1985. -416 с.
18. Мельников, В.М. Введение в
эксперименталь¬ную психологию личности [Текст] / В.М.
Мельников, Л.Т. Ямполъский—
М., 1989.-447 с.
19. Мэй, Р. Искусство психологического консультиро¬вания [Текст]/ Р. Мэй— М.: НФ «Класс», 1994.-186 с.
20. Немов, Р. С. Психология. Учебник для
студентов высш. пед. учеб. заведений.
В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. [Текст]/ Р. С. Немов. -М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. -576с.
21. Овчарова, Р.Ф. Семейная академия:
вопросы и ответы. [Текст] /Р.Ф. Овчарова. -М., 1996.-247 с.
22. Осипова, А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. [Текст] / А.А.
Осипова.-М: Московский психолого-социальный институт;
Воронеж: НПО «МОДЕК», 2000.-426 с.
23. Помощь родителям в воспитании детей. Пер. с английского [Текст]
/ под ред. Пилиповского В.Я..-М., 1992.- 217 с.
24. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая
природа и возрастная динамика. [Текст] / А.М. Прихожан. -М.,2000.-
361 с.
25. Психология страха: Популярная энциклопедия. [Текст] / -М.,1999.- 213 с.
26. Практическая психология: Учебно-методическое пособие [Текст] /Под. ред. доктора психологических
наук, профессора С. В. Кондратьевой. – М. 1997. -212с.
27. Психологический практикум
[Текст] /Платонов, К.К.— М., 1980. -324 с.
28. Практикум по общей и экспериментальной психологии. [Текст]/ Под
общей ред. А.А.Крылова [Текст]/ А.А.Крылов
— Л., 1987.-421 с.
29. Петровский, А.В. Введение в психологию [Текст] / А.В. Петровский - М.: Издательский центр
“Академия”, 1995.-342 с.
30. Понамарев, Я.А. Психология творчества и педагогика. [Текст]/
Я.А. Понамарев.– М.: Наука, 1983. – 336
с.
31. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические
рекомендации к практической деятельности [Текст]/Под ред. Т.В.Лаврентьевой.-
М.: Новая школа, 1996.-144с.
32. Психология. Словарь / Под общей
редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошенко.
- 2-е изд., испр. и доп. [Текст] / А.В.Петровский, М.Г.Ярошенко. -
М.: Политиздат, 1990.-468 с.
33. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в
образовании: Учебное пособие. [Текст]/ Е. И.
Рогов, -М.: ВЛАДОС, 1996. -529с.
34. Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. Эльконин Д.Б., "Психологические игры", Москва,
1978 С.Я. Рубинштейн. - М.,1970.- 423 с.
35. Эльконин, Д.Б. Психологические игры[Текст]/ Д.Б. Эльконин. – М.:
Прогресс, 1978. -327 с.