Дипломная
работа
Коррекция психического состояния
детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Анализ проблемы
коррекции психического состояния детей
раннего возраста в период адаптации
к детскому саду ……………………………….8
1.1.
Понятие адаптации детей раннего возраста к детскому
саду……………8
1.2.
Особенности психического состояния детей раннего возраста…………15
1.3.
Возможности коррекции психического
состояния детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду………………………………………27
Глава
II. Экспериментальное исследование по нормализации психического состояния детей раннего возраста
в период адаптации к детскому
саду………………………………………………………………………………..43
2.1.
Организация, методы и результаты диагностики уровней адаптации и особенностей психического состояния детей раннего
возраста…………….43
2.2. Содержание коррекционной работы по
нормализации психического состояния
детей раннего возраста в период адаптации к детскому
саду…………………………………………………………………………………54
2.3. Результаты экспериментального
исследования………………………….62
Заключение……………………………………………………………………….65
Литература……………………………………………………………………….67
Приложение………………………………………………………………………
Введение
Ранний возраст – период быстрого
формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов.
Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего
возраста является важным условием их
полноценного развития [1]. Развитие в раннем возрасте происходит на таком
неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость
к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание
отрицательно сказывается на общем развитии детей [4]. Поэтому в период
адаптации к детскому саду важно
создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском
саду.
Поступление ребёнка в ясли вызывает, как
правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к
определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются
определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним [2]. Новый
распорядок дня, незнакомые взрослые и сверстники, отсутствие рядом близких
взрослых – все это нарушает баланс в
психическом состоянии ребенка, ведет
к появлению негативных психических состояний, снижает его активность [41]. Все
эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно,
создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации
может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от
еды, частые болезни и т.д. От того, как пройдет
привыкание ребенка к новому распорядку дня, к
незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша. И потому, так актуальна на сегодняшний день
тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к
дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и
обеспечат ребенку защиту, эмоциональный комфорт,
интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, то это будет
залогом нормализации психического
состояния и оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому
саду.
Большой вклад в изучение проблем адаптации
детей раннего возраста к условиям дошкольной организации сделан в отечественной науке. В последние
годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в работах Ш.А. Амонашвили,
Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрика, Н.Д. Ватутиной, Т.В. Костяк. Ученые
рассматривают особенности психологической адаптации детей раннего возраста к
детскому саду, а также оптимизацию условий для успешной адаптации детей в
детском саду, раскрывают особенности поведения детей и соответственно методы
педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей
в семье к детскому саду.
Авторы пришли к выводу, что важная роль в
период адаптации отводится воспитателю, его работе с семьёй ребёнка.
Проблема психических состояний, впервые
выделенная Н.Д. Левитовым [23], до настоящего времени
остается недостаточно разработанной. Под психическими
состояниями понимается и конкретное проявление
компонентов психики в данный период времени (Ю.Е. Сосновикова)
[45], и целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы,
направленные на достижение полезного результата (Е.Л.Ильин)
[17], и субъективное отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного
синдрома в динамики психической деятельности, выражающегося в единстве
поведения и переживания в континууме времени (А.О.Прохоров)
[ 40].
Особенности
психического состояния детей раннего возраста в процессе адаптации к детскому
саду и возможности его коррекции, нормализации раскрываются в работах А.Н.
Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.Н. Мясищева, В.С.
Мухиной, Ю.Е. Сосновикова и др.
Проблема адаптации детей раннего возраста
насущна и актуальна, т. к. воспитатели групп не всегда готовы оказывать вновь
поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку,
часть из них испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями.
Кроме того, часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, или склонны приписывать все плохое к
работе воспитателей.
Анализ психологической
и педагогической литературы по проблеме
психического состояния детей раннего возраста в период адаптации к детскому
саду позволил нам сформулировать противоречие
между состоянием работы с детьми раннего
возраста в период их адаптации к детскому саду в дошкольных организациях, недостаточностью внимания воспитателей к психическому
состоянию детей, малой востребованностью и применяемостью специальных игр и упражнений на нормализацию
психического состояния ребенка, отсутствием мониторинга психического состояния детей
раннего возраста в период адаптации к детскому саду и потребностью дошкольного
образовании в создании системы психолого – педагогических условий,
обеспечивающих легкость адаптации детей раннего
возраста к детскому саду.
Это противоречие помогло сформулировать проблему исследования:
каковы психолого – педагогические средства оптимизации психического состояния
детей раннего возраста в процессе адаптации к условиям дошкольной организации.
Проблема конкретизирована в теме исследования:
«Коррекция
психического состояния детей раннего возраста в период адаптации к детскому
саду».
Цель исследования: теоретически обосновать и
экспериментально выявить эффективные психолого – педагогические средства
коррекции психического состояния детей
раннего возраста в период адаптации к детскому саду.
Объект исследования: процесс адаптации детей
раннего возраста к условиям дошкольной организации.
Предмет исследования: психолого
– педагогические средства коррекции психического состояния детей раннего
возраста в период их адаптации к дошкольной организации.
В связи с поставленной
целью, решались следующие задачи:
1. Изучить проблему в научной психолого –
педагогической литературе.
2.Выявить особенности психического состояния
детей раннего возраста в процессе адаптации их к детскому саду.
3.Определить психолого – педагогические
средства коррекции психического состояния детей раннего возраста в период их
адаптации к дошкольной организации.
4.Экспериментально установить эффективность
психолого – педагогических средств коррекции психического состояния детей
раннего возраста в период их адаптации к детскому саду.
В процессе исследования была выдвинута
гипотеза: нормализация психического состояния детей раннего возраста в процессе
их адаптации к дошкольной организации, возможно, произойдет,
если
·
осуществлять ежедневный мониторинг
психического состояния детей раннего возраста в течение трех
месяцев их посещения детского сада;
·
организовать сотрудничество воспитателей
и родителей через разные формы просветительской, профилактической и
консультационной работы;
·
применять специальные игры и упражнения
в процессе общения воспитателей с детьми.
Методологической
основой исследования являются теоретические и экспериментальные исследования в
области психологии состояний психики человека (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,
А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Н.Д.Левитов, А.О.Прохоров и др.); педагогические исследования в области
раннего возраста (Н.М. Аксарина, М.Ю. Кистяковская, Г.В. Пантюхина,
К.Л. Печора).
Методы исследования: теоретические
методы ( анализ, обобщение теоретических положений
науки по теме исследования); эмпирические методы ( наблюдение, психолого –
педагогический эксперимент, анкетирование); методы количественной и
качественной обработки результатов исследования; методы описания результатов
исследования ( графическое представление результатов).
База
исследования: исследование проводилось в МОУ №5 «Елочка»,
с. Казанского Тюменской области. В эксперименте
участвовало 10 детей 1 и 2 младшей группы «Ладушки».
Этапы исследования. Исследование
осуществлялось в три этапа:
I этап – поисково – теоретический
(февраль – июнь 2009 г).
Изучение и анализ философской, психологической и педагогической литературы, определение
проблемы, цели, объекта, предмета исследования, гипотезы. Разработка программы
экспериментального исследования.
II этап – опытно – экспериментальный
(июль – ноябрь 2009 г). Экспериментальная проверка
гипотезы; реализация этапов психолого –педагогического
эксперимента (констатирующего, формирующего, контрольного).
III этап – заключительно – обобщающий
(декабрь – январь 2010 г). Обработка и
систематизация материала, формулировка выводов и литературное оформление
выпускной квалификационной работы.
Научная новизна выпускной квалификационной
работы заключается в том, что выделены психолого – педагогические средства ( мониторинг психического состояния детей, сотрудничество
воспитателей и родителей в разных формах, применение специальных игр и
упражнений), которые в совокупности обеспечивают нормализацию психического
состояния детей раннего возраста в процессе адаптации их к детскому саду.
Практическая значимость
заключается в возможности использования материалов исследования специалистами –
практиками в процессе работы с детьми
раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации их к детскому саду.
По структуре выпускная
квалификационная работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка литературных источников (51),
приложения. Работа иллюстрирована 5 таблицами, 4 гистограммами. Общий объем
работы 67 страниц без приложения.
Список используемой литературы
1.
Воспитание детей раннего возраста
[Текст]/под ред. М.Н. Аксариной. – М.: Педагогика,
2007. – 304с.
2.
Ясли – это серьезно
[Текст]/ под ред. В.Г. Алямовской. – М.: ЛИНКА –
ПРЕСС,1999. – 200с.
3.
Адаптация детей раннего возраста к
условиям ДОУ [Текст] /под ред. Л.В. Белкиной. – Воронеж: Учитель, 2006. -236с.
4.
Ребенок
поступает в детский сад [Текст]: пособие для воспитателей детского сада/ под
ред. Н.Д. Ватутиной. – М.: Просвещение, 2003.- 104с.
5.
Вершинина, Л. Особенности адаптации детей
раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению [Текст] // Детский сад от А до Я. – 2009. -№2.- С.
4-16.
6.
Психология общения в детском возрасте
[Текст] / под ред. Б.С. Волкова, Н.В. Волковой. – М.: Пед.
общество, 1985.- 112с.
7.
Вопросы детской (возрастной) психологии
[Текст] / под ред. Л.С. Выготского. – СПб.: СОЮЗ,
1999. - 224с.
8.
Габдреева,
Г.Ш. Прохоров А.О. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие для вузов
[Текст]/ Г.Ш. Габдреева, А.О.Прохоров
9.
Ступени общения от года до шести лет
[Текст] /под ред. Л.Н. Галигузовой, Е.О. Смирновой. –
М.: Интор, 1996.
10.
Ганзен
В.А., Юрченко В.Н. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному
исследованию психических состояний человека [Текст] // Психические состояния / ( Экспер. И прик.
Психология; Вып. 10). – 1981.
11.
Психодиагностика детей в дошкольных
учреждениях (методики, тесты, опросники) [Текст]/ авт. – сост. Е.В. Доценко. –
Волгоград: Учитель, 2008.- 297с.: ил.
12.
Профилактика и коррекция нарушении детей к образовательным учреждениям [Текст]/ Под
ред. Л.А. Ждановой, Т.В. Русовой, А.В. Сорокиной,
Е.В. Селезневой. – Иваново, 2000. – 52с.
13.
Предупреждение отклонений в поведении ребенка [Текст]/ под ред. А.И. Захаровой. – СПб.: Союз, 1997. – 224с.
14.
Практикум по сказкотерапии
[Текст]/ под ред. Т.Д. Зинкевич – Т.Д. Евстигнеевой.
– СПб.: Речь, 2000.- 310с.
15.
Психология эмоций [Текст]/ под ред. К. Изард. – М.: Просвещение, 1999. – 342с.
16.
Психологический стресс и психосоматические
расстройства в детском возрасте [Текст]/ под ред. Д.Н. Исаева. – М.:
Просвещение, 1994. – 256с.
17.
Индивидуальный подход в воспитании ребенка [Текст]: пособие для воспитателей дет сада /авт. –
сост. Я.И. Ковальчук. – М.: Просвещение, 1985.- 112с.
18.
Проблема описания психических состояний
\\ хрестоматия « Психические состояния» [Текст]/под ред. Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001.
19.
Психические состояния [Текст] /сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. – СПб: Питер, 2000. – 512.: ил.
20.
Вступительная статья В.Н. Дружинина к
хрестоматии « Психические состояния» [Текст]/под ред. Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001.
21.
Гигиена детей и подростков [Текст]/ под
ред. В.Р. Кучма. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.- 480с.
22.
Вопросы психологии характера [Текст]/
авт. – сост. Н.Д. Левитов. –Москва: Государственное
учебно – педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1956.-
366с.
23.
Проблемы развития психики [Текст]/ авт. –
сост. А.Н. Леонтьев. –. Москва: АПН РСФСР, 1959.
24.
Вопросы психологии ребенка
дошкольного возраста[Текст]: сб. ст.: /под ред. А.Н.
Леонтьева, А.В. Запорожща и др. – М.: Международный
Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.
25.
Общение, личность и психика ребенка [Текст]/ под ред. М.И. Лисиной. – М.- Воронеж: АСТ,
1997. – 272с.
26.
Мельникова, Н. Адаптация малышей к
детскому саду [Текст] // Дошкольное образование. – 2002. - №5. – С.77.
27.
Морозова, И.Е. Психологические подходы к
изучению процесса адаптации ребенка предошкольного
возраста [Текст]//Дефектология . – 2005.
- №4.- С.67 – 70.
28.
Возрастная психология [Текст] / под ред.
В.С. Мухиной. – Москва: Академия, 1997.- 448с.
29.
Эмоциональный стресс: Физиологические и
психологические реакции [Текст]/под ред. В.Н. Мясищева, Левитова.
– Л., 1993.
30.
Психофизиологические исследования
индивидуальных различий [Текст] / под ред. В.Д. Небылицына.
– М., 1976.
31.
Не хочу идти в детский сад: маленькие
подсказки для родителей [Текст]/ под ред. Л.Н. Образцовой. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. – 138с.
32.
Я иду в детский сад (проблемы адаптации)
[Текст]/под ред. К.Р. Овсепян. – М.: Карапуз, 2002. – 27с.
33.
Ольшанникова, А.Е. Опыт исследования некоторых
индивидуальных характеристик эмоциональности [Текст]/ А.Е.Ольшанникова,
Л.А.Рабинович // Вопросы психологии - 1974. - №3.
34.
Общая психокоррекция[Текст]: учебное пособие
для студентов вузов / под ред. А.А.
Осиповой. – М.: Сфера, 2000. – 512с.
35.
Дети раннего возраста в дошкольных
учреждениях [Текст] / под ред. К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина.
– М.: Владос, 2007.- 176с.
36.
Структура и развитие личности [Текст] /под ред.
К.К. Платонова. – М., 1986.
37.
Методики диагностики и измерения
психических состояний личности [Текст]/авт. – сост. А.О. Прохоров. – М.: ПЭРсэ, 2004.- 176 с.
38.
Психические состояния и их функции
[Текст] / авт. – сост. А.О. Прохоров. – Казань, 1994.
39.
Психология состояний [Текст]/ авт. –
сост. А.О. Прохоров. – СПб: Речь, 2004. – 608с.
40.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии
[Текст]/ С.Л.Рубинштейн. – СПб: Питер, 2000.
41.
Психотехнические упражнения и коррекционные
программы [Текст]/авт. – сост. Н.В. Самоукина. – М.:
Новая школа, 1993. – 144с.
42.
Психология ребенка
от рождения до семи лет [Текст]/ под ред. Е.О. Смирновой. – М.: Школа – Пресс,
1997.
43.
Психическое состояние человека, их
классификация и диагностика [Текст]: пособие для студентов и учителей / авт. –
сост. Ю.Е. Сосновикова.- Горький, 1975,- 118с.
44.
Педагогическая психология [Текст]/ под ред.
Л.Д. Столяренко . – Ростов – на – Дону: Феникс, 2003.
– 544с.
45.
Основы медицинских знаний [Текст]: учеб. пособие для учащихся пед.
училищ по спец. «Дошк. воспитание» / под ред. Р.В.
Тонковой – Ямпольской, Т.Я. Черток, И.Н. Алферовой . - М.: Просвещение, 1993. – 320 с.: ил.
46.
Социальная адаптация детей в дошкольных
учреждениях [Текст] /под ред. Р.В. Тонковой – Ямпольской, Е. Шмидт – Кольмер, А. Атанасовой – Вуковой. – М.: МГУ, 1994.- 214с.
47.
Врач детского дошкольного образовательного
учреждения. Практическое руководство [Текст] /под ред. Л.Н. Черной. – Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 416с.