Дипломная  работа

Коррекция психического состояния детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I.  Анализ проблемы коррекции  психического состояния детей раннего возраста в период адаптации  к детскому саду ……………………………….8

1.1. Понятие  адаптации  детей раннего возраста к детскому саду……………8    

1.2. Особенности психического состояния детей раннего возраста…………15

1.3. Возможности коррекции  психического состояния детей раннего возраста в период адаптации  к детскому саду………………………………………27

Глава II. Экспериментальное исследование по нормализации  психического состояния детей раннего возраста в период адаптации  к детскому саду………………………………………………………………………………..43

2.1. Организация, методы и результаты диагностики уровней адаптации  и особенностей  психического состояния детей раннего возраста…………….43

2.2.  Содержание коррекционной работы по нормализации психического состояния  детей раннего возраста в период адаптации  к детскому саду…………………………………………………………………………………54

2.3.  Результаты экспериментального исследования………………………….62

Заключение……………………………………………………………………….65

Литература……………………………………………………………………….67

Приложение………………………………………………………………………

 

 

Введение

    Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста  является важным условием их полноценного развития [1]. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание  отрицательно сказывается на общем развитии детей [4]. Поэтому в период адаптации к детскому саду  важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.

    Поступление ребёнка в ясли вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним [2]. Новый распорядок дня, незнакомые взрослые и сверстники, отсутствие рядом близких взрослых – все это нарушает  баланс в психическом состоянии ребенка, ведет к появлению негативных психических состояний, снижает его активность [41]. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша.  И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, то это будет залогом  нормализации психического состояния и оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

    Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной организации  сделан в отечественной науке. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в  работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрика, Н.Д. Ватутиной, Т.В. Костяк. Ученые рассматривают особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывают особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду.

    Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его работе с семьёй ребёнка.

    Проблема психических состояний, впервые выделенная Н.Д. Левитовым [23], до настоящего времени остается недостаточно разработанной. Под психическими состояниями понимается и конкретное проявление компонентов психики в данный период времени (Ю.Е. Сосновикова) [45], и целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленные на достижение полезного результата (Е.Л.Ильин) [17], и субъективное отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома в динамики психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени (А.О.Прохоров) [ 40].    

Особенности психического состояния детей раннего возраста в процессе адаптации к детскому саду и возможности его коррекции, нормализации раскрываются в работах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.Н. Мясищева, В.С. Мухиной, Ю.Е. Сосновикова и др.

   Проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна, т. к. воспитатели групп не всегда готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку, часть из них испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями. Кроме того, часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, или склонны приписывать все плохое  к  работе воспитателей.

    Анализ психологической и  педагогической литературы по проблеме психического состояния детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду  позволил нам сформулировать противоречие между состоянием  работы с детьми раннего возраста в период их адаптации к детскому саду в дошкольных организациях,  недостаточностью  внимания воспитателей к психическому состоянию детей, малой  востребованностью  и применяемостью  специальных игр и упражнений на нормализацию психического состояния ребенка, отсутствием  мониторинга психического состояния детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду и потребностью дошкольного образовании в создании системы психолого – педагогических условий, обеспечивающих легкость адаптации детей раннего возраста к детскому саду.     

  Это противоречие помогло сформулировать проблему исследования: каковы психолого – педагогические средства оптимизации психического состояния детей раннего возраста в процессе адаптации к условиям дошкольной организации. 

 Проблема конкретизирована в теме исследования: «Коррекция психического состояния детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду».     

 Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально выявить эффективные психолого – педагогические средства коррекции психического состояния детей  раннего возраста в период адаптации к детскому саду.

 Объект исследования: процесс адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной организации.

Предмет исследования: психолого – педагогические средства коррекции психического состояния детей раннего возраста в период их адаптации к дошкольной организации.

В связи с поставленной целью, решались следующие задачи:

   1. Изучить проблему в научной психолого – педагогической литературе.

  2.Выявить особенности психического состояния детей раннего возраста в процессе адаптации их к детскому саду.

  3.Определить психолого – педагогические средства коррекции психического состояния детей раннего возраста в период их адаптации к дошкольной организации.

 4.Экспериментально установить эффективность психолого – педагогических средств коррекции психического состояния детей раннего возраста в период их адаптации к детскому саду.

    В процессе исследования была выдвинута гипотеза: нормализация психического состояния детей раннего возраста в процессе их адаптации к дошкольной организации, возможно, произойдет, если

·                   осуществлять ежедневный мониторинг психического состояния детей раннего возраста в течение трех месяцев их посещения  детского сада;

·                   организовать сотрудничество воспитателей и родителей через  разные формы  просветительской, профилактической и консультационной работы;

·                   применять специальные игры и упражнения в процессе общения воспитателей с детьми.  

Методологической основой исследования являются теоретические и экспериментальные исследования в области психологии состояний психики человека (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Н.Д.Левитов, А.О.Прохоров и др.); педагогические исследования в области раннего возраста (Н.М. Аксарина, М.Ю. Кистяковская, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора).

Методы исследования: теоретические методы ( анализ, обобщение теоретических положений науки по теме исследования); эмпирические методы ( наблюдение, психолого – педагогический эксперимент, анкетирование); методы количественной и качественной обработки результатов исследования; методы описания результатов исследования ( графическое представление результатов).   

База исследования: исследование проводилось в МОУ №5 «Елочка», с. Казанского Тюменской области. В эксперименте участвовало 10 детей 1 и 2 младшей группы «Ладушки».

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа:

 I этап – поисково – теоретический (февраль – июнь 2009 г).  Изучение и анализ философской, психологической  и педагогической литературы, определение проблемы, цели, объекта, предмета исследования, гипотезы. Разработка программы экспериментального  исследования.

 II этап – опытно – экспериментальный (июль – ноябрь 2009 г). Экспериментальная проверка гипотезы; реализация этапов психолого –педагогического эксперимента (констатирующего, формирующего, контрольного).

 III этап – заключительно – обобщающий (декабрь – январь 2010 г). Обработка и систематизация материала, формулировка выводов и литературное оформление выпускной квалификационной  работы.

 Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в том, что выделены психолого – педагогические средства ( мониторинг психического состояния детей, сотрудничество воспитателей и родителей в разных формах, применение специальных игр и упражнений), которые в совокупности обеспечивают нормализацию психического состояния детей раннего возраста в процессе адаптации их к детскому саду. 

Практическая значимость заключается в возможности использования материалов исследования специалистами – практиками в процессе  работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации их к детскому саду.

По структуре выпускная квалификационная работа  состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературных источников (51), приложения. Работа иллюстрирована 5 таблицами, 4 гистограммами. Общий объем работы 67 страниц без приложения.    

 

Список используемой литературы

 

1.     Воспитание детей раннего возраста [Текст]/под ред. М.Н. Аксариной. – М.: Педагогика, 2007. – 304с.

2.     Ясли – это серьезно [Текст]/ под ред. В.Г. Алямовской. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС,1999. – 200с. 

3.     Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст] /под ред. Л.В. Белкиной. – Воронеж: Учитель, 2006. -236с.

4.     Ребенок поступает в детский сад [Текст]: пособие для воспитателей детского сада/ под ред. Н.Д. Ватутиной. – М.: Просвещение, 2003.- 104с.

5.      Вершинина, Л. Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению [Текст]  // Детский сад от А до Я. – 2009. -№2.- С. 4-16.

6.     Психология общения в детском возрасте [Текст] / под ред. Б.С. Волкова, Н.В. Волковой. – М.: Пед. общество, 1985.- 112с.

7.     Вопросы детской (возрастной) психологии [Текст] / под ред. Л.С. Выготского. – СПб.: СОЮЗ, 1999. - 224с.

8.     Габдреева, Г.Ш. Прохоров А.О. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие для вузов [Текст]/ Г.Ш. Габдреева, А.О.Прохоров

9.     Ступени общения от года до шести лет [Текст] /под ред. Л.Н. Галигузовой, Е.О. Смирновой. – М.: Интор, 1996.

10.                       Ганзен В.А., Юрченко В.Н. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека [Текст] // Психические состояния / ( Экспер. И прик. Психология; Вып. 10). – 1981.   

11.                       Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) [Текст]/ авт. – сост. Е.В. Доценко. – Волгоград: Учитель, 2008.- 297с.: ил.

12.                       Профилактика и коррекция нарушении детей к образовательным учреждениям [Текст]/ Под ред. Л.А. Ждановой, Т.В. Русовой, А.В. Сорокиной, Е.В. Селезневой. – Иваново, 2000. – 52с.

13.                       Предупреждение отклонений в поведении ребенка [Текст]/ под ред. А.И. Захаровой. – СПб.: Союз, 1997. – 224с.

14.                       Практикум по сказкотерапии [Текст]/ под ред. Т.Д. Зинкевич – Т.Д. Евстигнеевой. – СПб.: Речь, 2000.- 310с.

15.                       Психология эмоций [Текст]/ под ред. К. Изард. – М.: Просвещение, 1999. – 342с.

16.                       Психологический стресс и психосоматические расстройства в детском возрасте [Текст]/ под ред. Д.Н. Исаева. – М.: Просвещение, 1994. – 256с.

17.                       Индивидуальный подход в воспитании ребенка [Текст]: пособие для воспитателей дет сада /авт. – сост. Я.И. Ковальчук. – М.: Просвещение, 1985.- 112с.

18.                       Проблема описания психических состояний \\ хрестоматия « Психические состояния» [Текст]/под ред. Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001.

19.                        Психические состояния [Текст] /сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. –  СПб: Питер, 2000. – 512.: ил. 

20.                       Вступительная статья В.Н. Дружинина к хрестоматии « Психические состояния» [Текст]/под ред. Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001.

21.                       Гигиена детей и подростков [Текст]/ под ред. В.Р. Кучма. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.- 480с.

22.                       Вопросы психологии характера [Текст]/ авт. – сост. Н.Д. Левитов. –Москва: Государственное учебно – педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1956.- 366с.

23.                        Проблемы развития психики [Текст]/ авт. – сост. А.Н. Леонтьев. –. Москва: АПН РСФСР, 1959.

24.                       Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста[Текст]: сб. ст.: /под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожща и др. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. -  144с. 

25.                        Общение, личность и психика ребенка [Текст]/ под ред. М.И. Лисиной. – М.- Воронеж: АСТ, 1997. – 272с.

26.                       Мельникова, Н. Адаптация малышей к детскому саду [Текст] // Дошкольное образование. – 2002. - №5. – С.77.

27.                       Морозова, И.Е. Психологические подходы к изучению процесса адаптации ребенка  предошкольного возраста  [Текст]//Дефектология . – 2005. - №4.- С.67 – 70.

28.                       Возрастная психология [Текст] / под ред. В.С. Мухиной. – Москва: Академия, 1997.- 448с.

29.                       Эмоциональный стресс: Физиологические и психологические реакции [Текст]/под ред. В.Н. Мясищева, Левитова. – Л., 1993.

30.                        Психофизиологические исследования индивидуальных различий [Текст] / под ред. В.Д. Небылицына. – М., 1976.

31.                       Не хочу идти в детский сад: маленькие подсказки для родителей [Текст]/ под ред. Л.Н. Образцовой. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. – 138с.

32.                       Я иду в детский сад (проблемы адаптации) [Текст]/под ред. К.Р. Овсепян. – М.: Карапуз, 2002. – 27с.

33.                        Ольшанникова, А.Е. Опыт исследования некоторых индивидуальных характеристик эмоциональности [Текст]/ А.Е.Ольшанникова, Л.А.Рабинович // Вопросы психологии -  1974. - №3.

34.                       Общая психокоррекция[Текст]: учебное пособие для студентов вузов  / под ред. А.А. Осиповой. – М.: Сфера, 2000. – 512с.

35.                       Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст] / под ред. К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. – М.: Владос, 2007.- 176с.

36.                        Структура и развитие личности [Текст] /под ред. К.К. Платонова. – М., 1986.

37.                       Методики диагностики и измерения психических состояний личности [Текст]/авт. – сост. А.О. Прохоров. – М.: ПЭРсэ, 2004.- 176 с.

38.                       Психические состояния и их функции [Текст] / авт. – сост. А.О. Прохоров. – Казань, 1994.

39.                       Психология состояний [Текст]/ авт. – сост. А.О. Прохоров. – СПб: Речь, 2004. – 608с.

40.                        Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]/ С.Л.Рубинштейн. – СПб: Питер, 2000.

41.                        Психотехнические упражнения и коррекционные программы [Текст]/авт. – сост. Н.В. Самоукина. – М.: Новая школа, 1993. – 144с.

42.                        Психология ребенка от рождения до семи лет [Текст]/ под ред. Е.О. Смирновой. – М.: Школа – Пресс, 1997.

43.                       Психическое состояние человека, их классификация и диагностика [Текст]: пособие для студентов и учителей / авт. – сост. Ю.Е. Сосновикова.- Горький, 1975,- 118с.

44.                        Педагогическая психология [Текст]/ под ред. Л.Д. Столяренко . – Ростов – на – Дону: Феникс, 2003. – 544с.

45.                       Основы медицинских знаний [Текст]: учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. «Дошк. воспитание» / под ред. Р.В. Тонковой – Ямпольской, Т.Я. Черток, И.Н. Алферовой . - М.: Просвещение, 1993. – 320 с.: ил.

46.                       Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях [Текст] /под ред. Р.В. Тонковой – Ямпольской, Е. Шмидт – Кольмер, А. АтанасовойВуковой. – М.: МГУ, 1994.- 214с.

47.                        Врач детского дошкольного образовательного учреждения. Практическое руководство [Текст] /под ред. Л.Н. Черной. – Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 416с.