Психологические условия формирования экологического сознания
детей дошкольного возраста
Дипломная работа
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1.
Теоретические основы формирования экологического сознания детей старшего дошкольного возраста в
психолого-педагогической литературе
1.1. Понятие
экологического сознания в психолого-педагогической
литературе……………………..…………………………………………………8
1.2. Возрастные особенности становления
экологического сознания у детей……………………….…………………………………………………….14
1.3.
Условия формирования экологического сознания детей старшего дошкольного
возраста…..……………………………………………..………..24
Глава 2.
Опытно-экспериментальная работа по формированию экологического сознания детей
старшего дошкольного возраста
2.1. Диагностика уровней развития экологического
сознания детей старшего дошкольного возраста….…..……………………………………………..…….39
2.2. Реализация условий
формирования экологического сознания детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………..52
2.3. Контрольная диагностика уровней сформированности экологического
сознания у детей старшего дошкольного
возраста………………….…..……63
Заключение………………………………………………………………….…...69
Библиография……………………………………………………………………72
Приложения
Введение
История человечества неразрывно связана с историей природы. На
современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему.
Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они
погубят себя.
Глобальное нарушение динамического равновесия в социоприродных
процессах, проявляющихся в экологическом кризисе, поставило мировое сообщество
перед необходимостью экологизации сознания населения.
Традиционно в психолого-педагогической практике процесс экологического
образования детей связывается, в первую очередь, с их экологическим, а чаще
просто биологическим просвещением и порой вовсе отождествляется с последним.
При этом экологическая воспитанность рассматривается как некое обязательное
следствие экологического просвещения. Предполагается, что если ребенок будет достаточно экологически эрудирован, то он
«автоматически» окажется и экологически воспитанным. Реальность
свидетельствует, что экологическое образование оказывается малоэффективным,
когда оно базируется только на сообщении детям соответствующих знаний.
Кардинальные решения в сфере
психолого-педагогической деятельности по развитию экологического сознания лежат
в принципиальном изменении характера отношений человека к природе, и поэтому
особое значение приобретает поиск механизмов и средств преобразования
мотивационно-потребностной сферы личности (прежде
всего растущего человека), соответствующих установок и целей в ее преобразовательной деятельности, в практическом
взаимодействии с природной сферой, выработки готовности к определенному
пониманию ее и поведению.
Взаимодействие человека с миром природы происходит на всех этапах
онтогенеза. Поэтому очень важно, чтобы уже в дошкольном детстве дети получили
достоверные знания и приобретали практические умения, направленные на
доброжелательное общение с природой, что способствовало бы у них формированию экоцентрического типа сознания.
В отечественных исследованиях последних лет, посвященных
проблеме экологического образования в дошкольных учреждениях и начальных
школах, наиболее полно и разнопланово отражены содержательные вопросы,
разработаны стандарты экологического образования, создан пакет учебных
программ.
Вопросы нравственно-экологического воспитания детей отражены в работах
и исследованиях Н.Ф. Виноградовой, И.Д.
Зверева, И.Н. Пономаревой, И.Т. Суравегиной. На основе технологий получения научной
информации построены программы экологического воспитания детей дошкольного
возраста: комплексные "Детство", "Развитие" и порциальные С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжова; построен курс
Е.В. Чудиновой, Е.В. Букваревой
"Естествознание" для начальной школы. Дети изучают компоненты
природы, взаимосвязи между ними, рассматривают проблемы экологии на уровне
экосистем и биосферы.
Модели экологических программ и курсов Н.Н.
Вересова "Мы - земляне", И.Р. Колтуновой
"Глубинная экология", программы Н.Я. Дмитриевой и И.П. Товпинец "Естествознание" направлены на общее
развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе многогранной
психической деятельности, которая обеспечивается включением наряду с интеллектуальной
сферой также эмоций, чувств, волевых качеств ребенка.
Все указанные авторы считают, что формирование экологического сознания детей необходимо
начинать с дошкольного возраста, так как сознание дошкольников не отягощено антропоцентрической установкой и
находится в стадии развития.
Однако, как показывает анализ и изучение научно-
методологической литературы, источником выявленной проблемы в
психолого-педагогической практике является противоречие между признанием
психологами и педагогами важности формирования у детей экологического сознания
и отсутствием в практике дошкольных образовательных учреждений целенаправленной
психолого - педагогической деятельности по реализации этого процесса.
Выявленные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в определении психологических
условий и методов формирования экологического сознания детей дошкольного
возраста.
Объект исследования: экологическое сознание детей старшего дошкольного
возраста.
Предмет исследования: психолого - педагогические условия формирования экологического сознания детей
старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально
проверить эффективность психолого – педагогических условий формирования
экологического сознания детей старшего
дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование экологического сознания детей
дошкольного возраста будет успешным, если:
- создать специальную эколого-социально-образовательную среду,
включающую информационный компонент (программа по экологическому образованию и
воспитанию); социальный компонент (особенности восприятия природных объектов
детьми); физический компонент (соответствующий интерьер);
- учитывать сенситивный период
в формировании экологического сознания детей дошкольного возраста (5-7лет).
- использовать методы коррекции отношения к природе
(эколого-психологический тренинг);
Задачи исследования.
1. Проанализировать состояние
проблемы формирования экологического сознания в психолого-педагогической
литературе.
2. Выявить возрастные особенности формирования экологического сознания
у детей в старшем дошкольном возрасте.
3. Определить психологические критерии, подобрать и разработать
диагностический инструментарий формирования экологического сознания детей
старшего дошкольного возраста.
4. Экспериментально изучить
влияние специально созданной эколого -социально -
образовательной среды и эколого-психологического тренинга на формирование
экологического сознания детей старшего дошкольного возраста.
Методологической основой исследования являются философско- этические теории и концепции, раскрывающие проблему
формирования сознания и экологического сознания, в частности, учение о
рефлексивной природе сознания и мышления человека. Источниками
исследования являются фундаментальные положения и идеи о рефлексивной природе
сознания и мышления человека Г.В. Акопова, В.П. Зинченко и др.; о единстве
сознания и деятельности И.Я.Зимней, А.Н. Леонтьева, Б.Ф.Ломова, В.Н.Мясищева, С.Л.
Рубинштейна и др.; о роли среды в развитии ребенка
В.В. Авдеева, Л.С. Выготского, В.А. Левина и др.; о закономерностях
психологического развития детей дошкольного возраста и особенностях восприятия
ими природных объектов В.П.Арсентьевой, Л.А. Венгера, В.В. Давыдова,
Д.Б. Эльконина и др.; о системной психологической
типологии субъективного отношения к природе С.Д. Дерябо,
В.А.Ясвина; о целях и задачах современного
экологического образования С.Д. Дерябо, И.Д.Зверева, С.А. Суравегиной,
В.А. Ясвина и др.
Методы исследования: теоретический анализ психологических исследований по
рассматриваемой проблеме; психолого-педагогический
эксперимент; наблюдение; методы математической обработки и
качественный анализ полученных данных.
Исследование проводилось на базе
детского сада №10 города Ишима с участием 20 детей старшего дошкольного
возраста.
Исследование проводилось в три этапа:
1 этап - подготовительный - включал в себя формулировку цели, задач
исследования, изучение психолого-педагогической литературы по теме
исследования, создания программы исследования, теоретической части исследования
(май – декабрь 2008 г.);
2 этап - собственно
экспериментальный – проведение
эксперимента, анализ и обработка полученных данных, формулировка выводов
(январь – май 2009 г.);
3
этап – заключительный - характеризовался оформлением выпускной
квалификационной работы в соответствии с требованиями ГОСТа (апрель – май 2009
г.).
Научная новизна работы заключается в обобщении, систематизации теорий, взглядов, существующих
в отечественной и зарубежной психологии и педагогике по проблеме формирования
экологического сознания у ребенка дошкольного возраста; в выявлении условий
формирования экологического сознания у
детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования
содержащихся в нем теоретических положений и выводов, методических материалов и
предложенных рекомендаций, а также
заданий, тренингов, игр в процессе совершенствования
учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста по формированию
экологического сознания.
ВКР включает: введение, две
главы, заключение, библиографию (51 источник), приложения.
Работа иллюстрирована одной схемой, двумя диаграммами и девятью таблицами.
Общий объем работы – 73 страницы без
приложения.
Заключение
В ходе работы подтвердилась
актуальность проблемы формирования экологического сознания
детей старшего дошкольного возраста. На этапе дошкольного детства
складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок
получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о
разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы
экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Сегодня в условиях понимания экологического кризиса прежде всего как
кризиса экологического сознания личности каждого человека и общества в целом,
актуальность обоснования различных форм и методов экологического образования с
позиций современных представлений в области экологической психологии не
вызывает сомнения. В основу предлагаемого подхода к разработке
психолого-педагогического обеспечения эколого-образовательного процесса в
условиях дошкольной организации легли положения таких
направлений экологической психологии как психология экологического сознания и
психология образовательной среды.
Выводы:
1. Экологическое сознание – это совокупность
экологических представлений о взаимосвязях в системе
"человек-природа", осознание сущности экологических законов;
понимание причин противоречий в системе "человек — природа —
общество", осознание причин несоответствия природных и социальных законов;
выбор морального способа целесообразной деятельности, которая согласуется с
экологическим императивом, познание себя и отношение к себе и окружающему миру
как части самого себя.
2. Для экологического развития детей наиболее благоприятным является
дошкольный возраст. Это обусловлено тремя главными особенностями этого
возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятием природных
объектов в качестве полноправных субъектов, стремлением к непрагматическому
взаимодействию с миром природы.
3. Экологическое сознание
формируется у ребенка путем
накопления личного экологического опыта в окружающем его пространстве,
приобретения экологического опыта в специально созданных для этого условиях, а
также путем творческого переосмысления полученного
опыта в своем сознании.
4. На этапе дошкольного детства ребенок
получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о
разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления,
сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
5. Анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования позволил нам выделить необходимые, на наш
взгляд, условия формирования экологического сознания детей старшего дошкольного
возраста:
- создание специальной эколого - социально-образовательной среды,
включающей информационный компонент (программа по экологическому образованию и
воспитанию); социальный компонент (особенности восприятия природных объектов
детьми); физический компонент (соответствующий интерьер);
- учет сенситивного период в формировании
экологического сознания детей дошкольного возраста (5-7лет).
- использование методов
коррекции отношения к природе (эколого-психологический тренинг).
Экспериментальное
исследование, проведенное нами с целью проверки
гипотезы исследования показало:
На констатирующем этапе результаты
диагностики экспериментальной и контрольной групп в целом показали средний
уровень сформированности экологических знаний, умений и навыков.
Целью формирующего
эксперимента являлась реализация условий
наиболее эффективного формирования уровня экологического сознания старших дошкольников.
Анализ
результатов контрольной диагностики экологического сознания старших школьников экспериментальной и
контрольной групп показывает:
1. Уровень
сформированности экологических знаний, умений и навыков повысился в обеих
группах, однако динамика его повышения в экспериментальной группе выше, чем в
контрольной по всем пяти показателям - и в уровнях сформированности
экологических знаний, и в уровне умений и навыков.
2. Значительно возрос уровень
сформированности экологических знаний, умений и навыков у дошкольников
экспериментальной группы, показавших в констатирующем эксперименте низкие
результаты.
3. Данные экспериментального
исследования показывают, что реализованные нами условия формирования
экологического сознания старших
дошкольников достаточно эффективны.
Таким образом, в ходе исследования
была экспериментально подтверждена выдвинутая нами гипотеза.
Цель исследования достигнута, задачи
выполнены.
Библиография
1.
Абраменкова,
В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире [Текст]/ В.В. Абраменкова // Вопросы
психологии. - 2002. - № 1. С. 3-16.
2.
Ананьев,
Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. [Текст]/ Б.Г. Ананьев; под ред.
А.А. Бодалева. - М.: МГУ, 2000.Т.2-288 с.
3.
Ашиков, В. И. Семицветик: Программа и руководство по
культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста
[Текст]/ В.И. Ашиков.
– М.: Логос, 2006. – 127 с.
4.
Апраушев,
А.В. Эколого - педагогический кооператив "Юный
натуралист" [Текст]/А.В. Апраушев //Начальная школа.-1989. - N6. - С. 73-79.
5.
Баландин, Р. К.
Природа и цивилизация [Текст]/ Р.К. Баландин, Л.
Г. Бондарев. –
М.: Мысль, 2006. – 247 с.
6.
Бобылева, Л. О программе экологического воспитания
старших дошкольников [Текст]/ Л. Бобылева, О. Дупленко // Дошкольное
воспитание. - 2005. - N 7. - С. 36-42.
7.
Букин,
А.П. В дружбе с людьми и природой [Текст]/ А.П. Букин. - М.: Просвещение,
2001. – 264 с.
8.
Васильева, А. И. Учите детей наблюдать природу
[Текст]/ А. И. Васильева. – М.: Сфера,
2007. – 197 с.
9.
Воспитание
и развитие детей в процессе обучения биологии: Из опыта работы.
Пособие для учителя [Текст]/ составитель Л.Ф. Мельчаков
- М.: Просвещение, 2001. – 217 с.
10.
Вербицкий, А.А. Игровое моделирование: Методология и
практика [Текст]/ А.А. Вербицкий / под ред. И.С. Ладенко.
– Новосибирск: Искра, 2006. – 145 с.
11.
Выготский, Л.С. Игра и ее
роль в психологическом развитии ребенка [Текст]/ Л.С.
Выготский. //Вопросы психологии. - 2006. - № 6.- С.34.
12.
Выготский, Л.С. Воображение
и творчество в детском возрасте [Текст]/ Л.С. Выготский. – М: Психология, 2004.
– 156 с.
13. Гаврина, С.Е. Сто кроссвордов о растениях и животных [Текст]/ С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина. - Ярославль: Академия развития, 2004. – 178 с.
14.
Груздев, П.Н. Вопросы
воспитания мышления в процессе обучения. [текст]/П.Н. Груздев. – М.: Владос,
2005. – 427 с.
15. Деребо, С.Д. Экологическая педагогика и психология [Текст]/ С.Д. Деребо, В.А. Ясвин. -
Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. -489 с.
16. Деребо, С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания
[текст]/ С.Д. Деребо. - М.: Московский
психолого-социальный институт, 1999. – 123 с.
17. Деревянко, В.А. и др. Уроки экологического
творчества [Текст]/ В.А. Деревянко, С.С. Савельева, И.Т. Бабанский
//Начальная школа.-1989. №12. С.40-44.
18. Жестова, Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся [Текст]/Н.С. Жестова. - М.: Прима, 2008. – 217 с.
19. Захлебный, А.Н. На экологической тропе [Текст]/ А.Н. Захлебный - М.: Знание, 2002. – 214 с.
20. Захлебный, А.Н. Школа и проблемы охраны природы [Текст]/ А.Н. Захлебный. - М.: Педагогика, 2004. – 312 с.
21. Зверев, И.Д. Экологическое образование
школьников [Текст]/ И.Д.Зверев, И.Т. Суравегина. - М.: Педагогика,1999.- 364 с.
22. Зверев, И.Д. Экология в школьном
обучении [Текст]/ И.Д.Зверев - М.: Прима, 1980.- 249
с.
23. Зверев, И.Д. Охрана природы и
экологическое воспитание [Текст]/ И.Д.Зверев
//Воспитание школьников.-2005. №6. - С. 30-35.
24. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников
[Текст]/В. Зебзеева // Дошкольное воспитание. -
2004.- N 7. - С. 45-49.
25. Зенина, Т. Наблюдаем, познаем, любим [Текст]/Т. Зенина.
// Дошкольное воспитание. - 2003. - N 7. - С. 31-34.
26. Зерщикова, Т. Экологическое развитие в
процессе ознакомления с окружающим [Текст]/ Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - С.
3-9
27. Иванова, А. И. Методика организации
экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников
дошкольных учреждений [Текст]/А.И. Иванова. - М.: ТЦ
Сфера, 2003. - 56 с.
28. Иванова, Г. Об организации работы по
экологическому воспитанию [Текст]/ Г. Иванова,
В. Курашова // Дошкольное воспитание. – 2006.
- №3. - С. 10-12.
29. Йозова, О. Наглядные пособия в экологическом воспитании [Текст]/ О. Йозова. // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 5. - С.
70-73.
30. Кучер, Т.В. Экологическое воспитание
учащихся [Текст]/ Т.В. Кучер. - М.: Логос, 2006. -362 с.
31. Кириллова, З.А. Экологическое образование и
воспитание школьников в процессе изучения природы [Текст]/ З.А. Кириллова
//Воспитание школьников.- 2006, N5. - С. 25-45.
32.
Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической
культуры в детском саду: Сценарии занятий [Текст]/ Н. В. Коломина - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.
33.
Королева, А. Земля - наш дом [Текст]/ А. Королева//
Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 34-36.
34.
Кочергина, В. Наш дом – Земля [Текст]/ В. Кочергина // Дошкольное воспитание. -
2004. - №6. - С. 50-53.
35.
Клепинина, З.А.
Природоведение [Текст]/ З.А. Клепинина, Л. Ф. Мельчаков. - М.:
Просвещение, 2006. – 438 с.
36. Кузнецов, В.Н. Программы: Экология
[Текст]/В.Н. Кузнецов. - М.: Просвещение, 2006. – 176 с.
37. Левитман, М.Х. Экология - предмет: интересно или нет? [Текст]/ М.Х. Левитман. - СПб.: СОЮЗ, 2008. –
282 с.
38. Левина, Р. Метеоцентр в детском саду, или
экология и творчество [Текст]/Р. Левина // Дошкольное воспитание. - 2004. - N
8. - С. 49-53.
39. Леонтьев
А.Н. Проблемы развития психики [Текст]/А.Н. Леонтьев. – М.:
Психология, 1965. – 473 с.
40. Марковская, М. М. Уголок природы в детском
саду / Пособие для воспитателя детского сада [Текст]/ М. М. Марковская - М.: Просвещение, 2006. -
160 с.
41. Мир природы и ребенок:
Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]/ Л. А. Каменева, Н. Н.
Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под
ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой.
– С-Пб.: Детство-пресс, 2005. - 319 с.
42. Николаева, С. Н. Юный эколог: программа и
условия ее реализации в детском саду [Текст]/С.Н.
Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. –
с. 119.
43. Николаева, С. Н. Теория и методика
экологического образования детей: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений [Текст]/ С.Н. Николаева. - М.:
Академия, 2004. - 336 с.
44. Николаева, С. Н. Обзор зарубежных и
отечественных программ экологического образования и воспитания детей [Текст]/
С.Н. Николаева. // Дошкольное
воспитание. - 2002. - N 9. - с. 52-64.
45. Мойснер, Г.П. Всё начиналось с экологической тропы [Текст]/ Г.П. Мойснер. //Начальная школа, 2005. - №3. – С.31-33.