Дипломная
работа
Особенности саморегуляции и самоконтроля подростков в
стрессовых ситуациях
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к
проблеме саморегуляции и самоконтроля подростков в стрессовых ситуациях
1.1.
Проблема саморегуляции и самоконтроля в
психолого-педагогической литературе
1.2.
Сущность, причины, виды стресса и способы компинг-поведения
1.3.
Особенности саморегуляции и самоконтроля
подростков в стрессовых ситуациях
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей
саморегуляции и самоконтроля подростков в стрессовых ситуациях
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты экспериментального
исследования
Заключение
Библиография
Введение
В настоящее время в
стремительно меняющихся социально- экономических условиях, в условиях
интенсификации объемов получаемой информации
наблюдается рост нервно-психической напряженности во
всех сферах деятельности человека, что сопровождается повышенными требованиями
к психической устойчивости и адаптивности человека. Поэтому большое значение
приобретают проблемы поведения людей в стрессовых ситуациях, степени их
активности и адаптивности и одновременно защищенности,
проявляемой, в частности, в активной позиции индивида. В связи с этим все
большее внимание уделяется проблемам психической регуляции и саморегуляции
активности индивида.
Значимость проблемы
саморегуляции возрастает в экстремальных или критических ситуациях
деятельности, когда на основе сформированных систем и механизмов осознанной
психической саморегуляции происходит раскрытие и мобилизация внутренних
резервов, обеспечивающих адаптацию человека.
В жизни подростков встречается огромное количество стрессовых ситуаций. Стрессогенными
факторами выступают отношения с окружающими (семья, сверстники), учебный
процесс, физиологические изменения и др.
В современном мире
каждый подросток должен знать, что ему предстоит всего добиваться в жизни
самому и зачастую в очень жестких условиях. Несформированность
саморегуляции и самоконтроля, неумение им воспользоваться или нежелание к нему
обратиться, пренебрежение их результатами - все это неминуемо влечет за собой неудачи в жизни, профессиональной
деятельности и может привести к асоциальному поведению.
Поэтому проблема саморегуляции подростков в стрессовых
ситуациях является актуальной.
Проблемами
саморегуляции занимались такие учёные психологи, как И.П. Павлов, П.К. Анохин,
И.М. Семенов, В.Е. Клочко. Огромная заслуга в постановке и раскрытии важных
аспектов проблемы психической саморегуляции принадлежит научной школе В.М.
Бехтерева, а также его учеников и последователей, таких как А.Ф. Лазурский,
М.Я. Басов, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев и др.
Среди работ по изучению
психической саморегуляции особенно выделяются многочисленные исследования
активности человека в стрессовых ситуациях. Эти исследования проводились в
контексте общих проблем деятельности человека, где особое место уделялось в
основном изучению психофизиологических состояний (Р.Лазарус,
Л.А. Ф.Б.Березин, Л.Г.Дикая
и др.), а также вопросам влияния стрессогенных
факторов среды на работоспособность и надежность в
профессиональной деятельности человека.
Но проблема саморегуляции
и самоконтроля подростков в стрессовых ситуациях остается
практически неизученной.
Возникает противоречие
между важностью проблемы формирования самоконтроля и саморегуляции подростков в
стрессовых ситуациях и неразработанностью данной проблемы как в теоретическом, так и в практическом
направлениях.
Обозначенное
противоречие обусловило выбор темы курсовой работы «Особенности саморегуляции и самоконтроля подростков в
стрессовых ситуациях».
Выявленные противоречия
определили проблему исследования, которая
заключается в выявлении стилевых особенностей саморегуляции и совладающего поведения подростков в стрессовых ситуациях.
Цель нашего
исследования выявить зависимость выбора стратегии совладания
со стрессовыми ситуациями от уровня сформированности саморегуляции и
самоконтроля подростка.
Объектом исследования
является саморегуляция и самоконтроль личности.
Предмет исследования –
особенности совладания со стрессовыми ситуациями
подростков с разными уровнями сформированности саморегуляции и самоконтроля.
Задачи исследования.
1.
Проанализировать состояние проблемы
саморегуляции и самоконтроля подростков в стрессовых ситуациях в
психолого-педагогической литературе.
2. Выявить возрастные
особенности саморегуляции и самоконтроля подростков в стрессовых ситуациях.
3. Экспериментально
исследовать особенности стратегии совладания со
стрессовыми ситуациями подростков с разными уровнями сформированности
саморегуляции и самоконтроля.
Гипотеза исследования: Мы предположили, что
выбор стратегии совладания со стрессовыми ситуациями
находится в зависимости от уровня сформированности саморегуляции и самоконтроля
подростка. А именно:
- подростки с высоким и
средним уровнем саморегуляции и
самоконтроля будут использовать продуктивные стратегии преодоления стресса
(активное преодоление стресса, поиск решения проблемы, эмоциональное
сосредоточение);
- подростки со
средним уровнем саморегуляции и
самоконтроля будут использовать относительно продуктивные стратегии преодоления
стресса (обращение за помощью к близким людям и друзьям, принятие сочувствия и
понимание со стороны, обсуждение проблемы с кем-то, чтобы прийти к определенному решению);
- подростки с
низким уровнем саморегуляции будут
ориентироваться на избегание и уход от разрешения проблем как стратегии
преодоления стресса.
Методологическую основу
исследования составили: исследования, посвященные
психологии саморегуляции в отечественной и зарубежной науке (К.А.Абульханова-Славская, А. Адлер, А.Н.Леонтьев,
Дж.Миллер, С.Л.Рубинштейн и др.); концепция индивидуального стиля
саморегуляции произвольной активности человека В.И.Моросановой; психологические труды, рассматривающие
личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека (Б.Г.Ананьев, А.А.Асмолов, А.А.Бодалёв, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, С.Л.Рубинштейн и др.).
Методы исследования:
теоретические методы (анализ, обобщение теоретических положений науки по теме
исследования); эмпирические методы (тестирование, анкетирование); методы
количественной и качественной обработки результатов исследования; методы описания
результатов исследования (графическое представление результатов).
База исследования:
исследование проводилось в ИГОЛ им. Е.Г. Лукьянец г.
Ишима Тюменской области с включением 22 учащихся подросткового возраста (16
лет).
Исследование
осуществлялось в три этапа:
I этап – поисково – теоретический. Изучение и анализ литературы, определение
проблемы, цели, объекта, предмета исследования, гипотезы. Разработка программы
экспериментального исследования, подбор
диагностического материала.
II этап – опытно – экспериментальный.
Диагностика уровня саморегуляции и самоконтроля
подростков, диагностическое исследование особенностей совладающего поведения в стрессовых ситуациях у подростков с разным уровнем саморегуляции и
самоконтроля.
III этап – заключительно
– обобщающий. Обработка и систематизация материала, формулировка выводов и
оформление курсовой работы.
Структура работы:
введение, две главы, заключение, библиография, приложения.
Заключение
В ходе работы подтвердилась
актуальность исследуемой проблемы. В жизни подростков встречается огромное
количество стрессовых ситуаций. Стрессогенными факторами выступают отношения с окружающими
(семья, сверстники), учебный процесс, физиологические изменения и др. Несформированность
саморегуляции и самоконтроля, неумение им воспользоваться или нежелание к нему
обратиться, пренебрежение их результатами - все это неминуемо влечет за собой неудачи в жизни, профессиональной
деятельности и может привести к асоциальному поведению.
В ходе выполнения
курсовой работы мы экспериментально изучали специфические особенности совладающего поведения трех групп
подростков – с низким, средним и высоким уровнем саморегуляции и самоконтроля.
Изначально мы предполагали, что саморегуляция
и совладающее поведение связаны следующим
образом:
- подростки с высоким и
средним уровнем саморегуляции и
самоконтроля будут использовать продуктивные стратегии преодоления стресса
(активное преодоление стресса, поиск решения проблемы, эмоциональное сосредоточение);
- подростки со
средним уровнем саморегуляции и
самоконтроля будут использовать относительно продуктивные стратегии преодоления
стресса (обращение за помощью к близким людям и друзьям, принятие сочувствия и
понимание со стороны, обсуждение проблемы с кем-то, чтобы прийти к определенному решению);
- подростки с
низким уровнем саморегуляции будут
ориентироваться на избегание и уход от разрешения проблем как стратегии
преодоления стресса.
А
в результате проведенного нами эмпирического
исследования, оказалось, что наша гипотеза подтвердилась частично:
предположение о том, что подростки с высоким уровнем саморегуляции и
самоконтроля будут использовать продуктивные стратегии преодоления стресса
(активное преодоление стресса, поиск решения проблемы, эмоциональное
сосредоточение), а подростки с низким
уровнем саморегуляции будут ориентироваться на избегание и уход от
разрешения проблем как стратегии преодоления стресса подтвердилось.
Относительно подростков со средним уровнем по разрешению проблемы гипотеза не
нашла подтверждения, поскольку наибольший балл по разрешению проблемы набран у
подростков со средним уровнем саморегуляции и самоконтроля.
Библиография
1. Абульханова-Славская,
К.А. О субъекте психической деятельности [Текст]/ К.А.
Абульханова-Славская. - М.: Психология, 1973.
2. Анохин,
П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем[Текст]/П.К.
Анохон. - М.: Просвещение, - 1988.
3. Бодалев,А. А. Психология
личности[Текст]/А.А. Бодалев. - М.Психология,
1998.
4. Боришевский,
М.И. Влияние позиций подростка на саморегуляцию
поведения[Текст] М.И. Боришевский //Вопросы психологии 2009 №5 стр. 121
5. Бояринцев,
В.П. Проблемы психологии и психофизиологии активности и саморегуляции личности
[Текст]/В.П. Бояринцев. -М.
Логос, 2007.
6. Дикая,
Л.Г. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его
формирования [Текст]/ Л.Г. Дикая,
А.В. Махнач // Психол. журнал. -2006.-Т.17.-№3.-С.
137-147.
7. Зимняя,
И. А. Педагогическая психология [Текст]/ И.А. Дикая. - Ростов-на-Дону: Феникс,
2007.
8. Кабанов,
М. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике[Текст]/
М.
М. Кабанов, А. Е. Личко,
В. М. Смирнов. - М.: Инфра, 2009.
9. Клочко,
В.Е. Саморегуляция мышления и ее формирование [Текст]
/
В.Е. Клочко. - М.: Психология, - 2001.
10.
Конопкин,
О.А. Саморегуляция деятельности в условиях временной неопределенности
используемых сигналов [Текст]/ О.А. Конопкин, В.И. Степанский
//Вопросы психологии, 2007, №4. - С100.
11.
Лазарус,
Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. Эмоциональный стресс.
[Текст]/ Р. Лазарус. -М.: Альфа, 2007.
12.
Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание,
личность [Текст]/ А. Н. Леонтьев. - М.: Психологоя,
1975.
13.
Личко,
А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [Текст] /
А. Е. Личко. – СПб: Питер, 2007.
14.
Либин,
А.В. Стили или реагирования на стресс: психологическая защита совладание со сложными обстоятельствами. [Текст]/ А.В. Либин,
Е.В. Либина. – М.: Смысл, 2008.
15.
Лурия,
А.Р. Основы нейропсихологии [Текст]/ А.Р.Лурия.- М.: Педагогика,1974.
16.
Лупьян,
Я. А. Барьеры общения, конфликты, стресс... [Текст]/ Я. А. Лупьян.
- Ростов-на-Дону, 2008.
17.
Миславский,
Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте[Текст]
/
Ю.А. Миславский.-
М.: ЛОГОС -2004.
18.
Мясищев, В. Н. Личность и неврозы
[Текст] /
В. Н. Мясищев. – СПб.: Омега,
2009.
19.
Меерсон, Ф.З. Адаптация, стресс и
профилактика. [Текст] /Ф.З. Меерсон. - М.: Наука, 2003.
20.
Никифоров, Г.С. Самоконтроль человека
[Текст]/Г.С. Никифоров. – СПб: Учение,
2010.
21.
Прохоров, А.О. Функциональная структура регуляции
психических состояний [Текст]/ А.О. Прохоров // Комплексное
изучение человека. Психология. Педагогика/ Вестник Росс. Гумм, науч.фонда.- 2003.
22.
Реан,
А. А. Социальная педагогическая психология [Текст]/ А. А.Реан,
Я. Л. Коломинский. - СПб.: Питер,
2009.
23.
Рубинштейн, С. Л. Теоретические вопросы
психологии и проблема личности [Текст]/ С. Л. Рубинштейн // Психология личности. Тексты. - М.:
Просвещение, 1992.
24.
Селье,
Г. Стресс без дистресса. [Текст]/ Г. Селье. - М.: Професс, 2009.
25.
Столяренко, Л. Д. Основы психологии[Текст]/ Л. Д.
Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
26.
Туманова Е.Н. Помощь подростку в
кризисной ситуации жизни. [Текст]/ Е.Н. Туманова – Саратов: Луч, 2007.
27.
Хорни,
С.В. Ваши внутренние конфликты: конструктивная теория невроза[Текст]
/
С.В. Хорни. - СПб.: Лань,
2008.
28.
Хьелл,
Л. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). [Текст]/ Л. Хьелл, Д. Зиглер - СПб.: Питер Пресс, 2007.
29.
Шибутани,
Т. Социальная Психология[Текст] / Т. Шибутани. -
Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
30.
Юркевич, В.С. Индивидуальные различия в
саморегуляции и обучаемости [Текст] / В.С. Юркевич // Вопросы психологии, 2004,
№4. - С.84.
31.
Якобсон, П. Н. Мотивация деятельности
человека[Текст]/ П. Н. Якобсон. - М.: Прогресс, 1999.
32.
Ялтонский,
В.М. Копинг-поведение и психопрофилактика
психосоциальных расстройств у подростков. [Текст]/В.М. Ялтонский,
Н.А. Сирота // Обозр.
психиатр. и мед. психол. – 2004. – №1. С. 63 – 64.