Дипломная  работа

Психолого - педагогические условия формирования навыков общения в играх  детей старшего  дошкольного возраста

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

             Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ  

                           ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ  В ИГРЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

             1.1. Понятие «Общение». Проблемы изучения вопроса общения в  

                 психолого- педагогической литературе

         1.2.Особенности общения детей дошкольного   

              возраста

         1.3. Игровая деятельность как фактор формирования навыков 

                 общения

          Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО  

                           ВЫЯВЛЕНИЮ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ 

                          НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРЕ.

                 2.1. Методическая база. Описание проведения 

                экспериментального исследования

         2.2. Рекомендации по организации игровой деятельности  

                дошкольников с целью формирования у них навыков 

                общения

        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

             ЛИТЕРАТУРА

 

ВВЕДЕНИЕ

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. Современное научное знание демонстрирует всевозрастаю­щий интерес к проблеме общения. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема за­нимает центральное положение и анализируется в  психологическом   и   во многих других аспектах.

Вопросам общения посвящены многие исследования психологов и педагогов, как: Немов Р.С, Андреева Г.М, Зимняя И.А., Ломов Б.Ф,   Ломов Б.Ф. , Э. Дюркгейм и др.

 С самого рождения ребенок  вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе. В общении с окружающими людьми дети используют средства     общения     всех     категорий,     которыми     уже овладели,    в совокупности, выдвигая на передний  план те или иные из них в зависимости от решаемой в данный момент задачи   и своих индивидуальных    особенностей.

 Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Исходя из этого, мы избрали темой: «В связи с этим, тема нашей выпускной квалификационной работы: «Психолого - педагогические условия формирования навыков общения в играх  детей старшего  дошкольного возраста» 

    Актуальность данной работы обусловлена значимостью проблемы формирования навыков общения в игровой деятельности дошкольников, ее малой разработанностью; а также значимостью и неразработанностью проблем выявления условий формирования указанных навыков.

 Цель. Выявить условия формирования навыков общения у детей старшего  дошкольного возраста.

Задачи.

 1) Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2) Выявить особенности формирования навыков общения у детей старшего  дошкольного возраста.   Рассмотреть влияние игровой деятельности на развитие     навыков общения дошкольника.

3) Разработать психолого-педагогические рекомендации, направленные на оптимизацию развития навыков общения детей в игре.

 Гипотеза:  В нашей работе мы придерживались гипотетического предположения о том, что ролевая игра может эффективно использоваться с учетом основных положений теории ведущей деятельности и содержания возрастных периодов развития детей для формирования у них навыков общения и  влиять на ценностно-мотивационную сферу дошкольника по отношению к      общению со сверстниками.

 В соответствии с данным предположением было проведено
исследование, в задачи которого входило определить формы
ролевой игры дошкольников, выявить особенности  организации речевого общения дошкольников в ролевой игре,  определить некоторые пути формирования речевой  деятельности в игровом общении.

Одной из форм игрового общения, апробированной в игровом
эксперименте, была сюжетная ролевая игра. Возрастные особенности старших дошкольников позволяли использовать ее разные варианты:

  Практическое значение. Анализ особенности организации речевого общения дошкольников в ролевой игре позволит определить психолого-педагогические рекомендации, направленные на формирование навыков общения дошкольников.

 Методы исследования:

 а) изучение и анализ литературы по теме исследования;

б) метод наблюдения;

в) методы исследования с использованием стандартных педагогических методик.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашей выпускной квалификационной работе  проводилось исследование на тему: « Психолого-педагогические условия формирования навыков общения в игре старших дошкольников»

В ходе работы была поставлена цель, выявить условия формирования навыков общения у старших  дошкольников в игре. В ходе исследования были выполнены поставленные задачи: 

 Изучена психолого-педагогическую литература по теме исследования.  Изучены особенности формирования навыков общения у детей старшего  дошкольного возраста.  Выявлены  формы ролевой игры дошкольников, особенности организации речевого общения дошкольников в ролевой игре,  определены некоторые пути формирования речевой деятельности в игровом общении.

Рассмотрен вопрос влияния игровой деятельности на развитие     навыков общения дошкольника.

Разработаны психолого-педагогические рекомендации, направленные на оптимизацию развития навыков общения детей в игре.

Было проведено исследование, в задачи которого входило определить формы ролевой игры дошкольников, выявить особенности
организации речевого общения дошкольников в ролевой игре,
определить некоторые пути формирования речевой
деятельности в игровом общении.

 Гипотеза, вдвинутая нами в начале работы о том, что ролевая игра может эффективно использоваться с учетом основных положений теории ведущей деятельности и содержания возрастных периодов развития детей для формирования у них навыков общения и  влиять на ценностно-мотивационную сферу дошкольника по отношению к      общению со сверстниками, подтвердилась.
 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.               . Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., "Просвещение", 1987г

2.               Авреева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец || М.1991 г.

3.               Богуславская З.М. Индивидуальные различия в процессе общения со взрослыми у детей дошкольного возраста || Материалы III всесоюзного съезда общества психологов СССР. т.2, М.1968 г.

4.               Бедельбаева Х.Т. Влияние общения на избирательное отношение детей к «социальным» и «несоциальным» зрительным сигналам || Новые исследования в психологии. 1978 г. №2.

5.               Бюлер Ш., Тюдор Тарт.Б., Гетцер Г. Социально-психологическое изучение ребенка первого года жизни. || 1931 г.

6.               Ветрова В.В. Особенности речи дошкольников в ситуации вербального управления деятельностью || Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания дошкольников. 1981 г.

7.               Выготский Л.С. Прблема развития в структурной психологии. || Основы психологического развития.1934 г

8.               Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.|| М.1960 г.

9.               Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.|| М.1988 г.

10.          Галигузова Л.Н., Землянухина Т.М. Зарождение общения между детьми в раннем возрасте || Генетические  проблемы социальной психологии. Под редакцией Коломинского Я.Л., Лисиной М.И. Минск 1985 г.

11.          Годовикова Д.Б. Влияние общения со сверстниками на общение детей со сверстниками || Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. Под редакцией Лисиной М.И. М.1980 г.

12.          Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. М.1992 г.

13.          Денисова М.П., Фигурин Н.Л. Ранние условные рефлексы у детей || Советская педиатрия. 1935 г. №6

14.          Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников.1974

15.          Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль. 1996 г.

16.          Леонтьев А.А. Деятельность и общение || Вопросы философии.1979 г.№1

17.          Лисина М.И., Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками || Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии (Под редакцией Лисиной М.И.) М.1980 г.

18.          Лисина М.И., Капчела Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. Кишинев.1987 г.

19.          Лисина М.И. Особенности практически действенного общения со взрослыми у детей раннего возраста || Материалы III всесоюзного съезда общества психологов СССР т.2. М.1968 г.

20.          Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни || Проблемы общей возрастной и педагогической психологии (Под редакцией Давыдова В.В.) М.1978 г.

21.          Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.1986 г.

22.          Лисина М.И., Сарториус Т.Д. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников || Психология формирования личности и проблемы обучения (Под редакцией Эльконина Д.Б., Дубровиной И.В.) М.1980 г.

23.          Лисина М.И., Смирнова Р.А. Потребности и мотивы общения между дошкольниками || Генетические проблемы социальной психологии (Под редакцией Коломинского Я.Л.) Минск 1985 г.

24.          Ломов Б.Ф. Методологические проблемы социальной психологии. М.1975

25.          Мухина В.С. Психологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста || Возрастная и педагогическая психология (Под редакцией Петровского А.В.) М.1973 г.

26.          Развитие общения у дошкольников (Под редакцией Запорожца А.В., Лисиной М.И.) М.1974 г.

27.          Рабинович Ф.М., Баллер Э.Э., Голубенко Е.С., Крылова О.К.
Ролевая игра – эффективный прием обучения говорению. ИЯ-
ИЯШ 1983 г. №6

28.          Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. М.1989 г.

29.          Рузская А.Г. Поведение детей раннего и дошкольного возраста  в условиях речевых и неречевых воздействий взрослого || Материалы III всесоюзного съезда общества психологов СССР. Т.2. М.1990 г.

30.          Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.1946 г.

31.          Смирнова Е.О. Влияние отношений между ребенком и взрослым неэффективность обучения в дошкольном возрасте || Новые исследования в психологии. 1975 г. №1.

32.          Харин С.С. Развитие форм общения со взрослыми у детей первого полугодия жизни || Генетические проблемы социальной психологии (Под редакцией Коломинского Я.Л., Лисиной М.И.) Минск 1985 г.

33.          Эльконин Д.Б. Детская психология. М.1960 г.

34.          Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды (Под редакцией Давыдова В.В., Зинченко В.П.) М.1989 г.

35.          Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. Воронеж.1995 г.

36.          Эльконин Д.Б. Психология игры. М., "Педагогика", 1978 г.