дипломная
работа
Подготовка детей к обучению в школе (на материале эмоционально-нравственного
компонента)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1.
Подготовка детей к обучению в школе, как психолого-педагогическая проблема (на материале эмоционально-нравственного компонента)
1.1. Понятие готовности к обучению в школе
1.2. Особенности подготовки
к школе детей старшего дошкольного
возраста (на материале эмоционально --нравственного
компонента.)
1.3. Механизм
эмоционально- нравственной подготовки детей старшего
дошкольного возраста к школе
Глава 2. Опытно- экспериментальная работа.
2.1. Диагностика уровня эмоционально-нравственной готовности
дошкольников
2.2. Комплекс занятий, направленный на повышение уровня эмоционально
нравственной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе.
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Начало школьного
обучения - закономерный этап на жизненном пути ребёнка: каждый дошкольник, достигая определённого возраста, идёт в школу. Среди многих задач ,
связанных с подготовкой детей к школе, важное место занимает задача
воспитания эмоционально-нравственной готовности. Здесь имеется в виду воспитание эмоционально-нравственных качеств, развитие правильных представлений о деятельности
учения, которая связана с
преодолением трудностей, формирование мотивов учения, умение управлять
своими действиями. Необходимость особого внимания к эмоционально-нравственному воспитанию дошкольников обусловлена тем, что
оно является стержнем приобщения ребёнка к культуре. С его помощью обеспечивается овладение номами и правилами
взаимодействия с природой и окружающими
людьми. Поэтому, если ребёнок активно развивается в нравственном плане, то его вхождение в мир
культуры происходит значительно легче, а его трудовое, умственное,
эстетическое воспитание доставляет взрослым
гораздо меньше хлопот.
Как
пишет Дубровина И.В., эмоциональная зрелость в основном понимается
как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время
выполнять не очень привлекательное задание.
Кондратенко Т.Д., Котырло В.К., Ладывир С.Л.
считают, что эмоционально-нравственная
готовность к школе включает в себя способность детей устанавливать и
поддерживать деловые и личностные отношения со
взрослыми и сверстниками, соблюдать нравственные нормы и правила поведения в коллективе.
Нечаева
В.Г. полагает, что необходимым условием для перехода к более высокой
ступени деятельности — к учению в школе — является воспитание у ребёнка готовности
систематически выполнять посильные обязанности вне зависимости от личного желания.
А.П.
Усова в своих исследованиях утверждала, что «можно не превышая
возможности ребёнка, путём организации игр, занятий и трудовой деятельности лучше
подготовить его к школе, формируя эмоционально-нравственную готовность к
обучению».
Запорожец
А.В. писал, что воспитание нравственных чувств тесно связало
с развитием у детей старшего дошкольного возраста эмоционального отношения
к окружающему, в частности к учебной деятельности. Развитие эмоциональной
сферы ребёнка и воспитание их этой основе его чувств является
первостепенной задачей, не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем
воспитание его ума.
Несмотря
на научно-теоретическую обоснованность данной проблемы, отсутствует единая
технология создания условий, способствующих лучшей эмоционально-нравственной
подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе.
Поэтому проблемой исследования является выявление влияния
эмоционально-нравственного компонента на общую подготовку детей
к обучению в школе.
Учитывая всё
вышеуказанное, определяем цель исследования: поиск
механизма эмоционально- нравственной подготовки детей
к школе.
Тема
исследования: «Подготовка детей к обучению в школе (на
материале эмоционально-нравственного
компонента)».
Объект
исследования: процесс подготовки детей к обучению в школе.
Предмет исследования: условия
эмоционально-нравственной подготовки детей старшего
дошкольного возраста к школе.
Задачи исследования:
1. Изучить
состояние проблемы в психолого-педагогической
литературе по данной проблеме.
2. Определить
содержание и сущность эмоционально-нравственной готовности детей к школе.
3. Разработать
комплекс занятий, направленный
на повышение уровня эмоционально-нравственной готовности.
Гипотеза: формирование эмоционально-нравственной готовности будет проходить успешно, если использовать
комплекс занятий, направленный на
повышение уровня эмоционально-нравственного развития.
Методы исследования:
анализ литературы по теме исследования, метод наблюдения,
создание игровых ситуаций, психолого-педагогический эксперимент, метод
количественной и качественной обработки данных.
Исследование
проходило на базе детского дошкольного учреждения № 21 в старшей группе.
Исследование
проходило в три этапа
На первом этапе была изучена
психолого-педагогическая литература по данной теме, определена проблема, цель,
задачи исследования, гипотетическое предположение. Был проведен
констатирующий эксперимент с целью определения уровня эмоционально- нравственной готовности детей старшего дошкольного
возраста к школе.
На
втором этапе нами была организована опытно - экспериментальная работа,
разработан комплекс занятий, направленный на повышение уровня эмоционально- нравственной готовности детей к школе.
На
третьем этапе были систематизированы и
обобщены данные опытно-экспериментальной работы. Оформлена выпускная квалификационная работа.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы, приложения.
Заключение.
Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили выдвинутую нами гипотезу и позволили сформулировать следующие выводы.
В параграфе 2.1. описан эксперимент, с помощью которого был выявлен уровень эмоционально-нравственного развития. В испытуемой группе оказалось три ребёнка с высоким уровнем, три ребёнка со средним уровнем и двое детей с низким уровнем эмоционально-нравственного развития. Затем нами был разработан комплекс занятий, направленный на повышение уровня нравственного развития и проведён с детьми экспериментальной группы.
Таки образом, можно сделать вывод, что эмоционально-нравственный компонент имеет большое влияние на общую готовность детей к обучению, так как он включает в себя способность детей устанавливать и поддерживать деловые и личностные отношения со взрослыми и сверстниками, соблюдать нравственные нормы и правила поведения в коллективе, оценивать своё поведение и поведение других, а также умение адекватно реагировать на ситуации. Необходимость особого внимания к эмоционально-нравственному воспитанию дошкольников обусловлена тем, что оно является стержнем приобщения ребёнка к культуре. Поэтому, если ребёнок активно развивается в нравственном плане, то его вхождение в мир культуры происходит значительно легче, а его трудовое, умственное, эстетическое воспитание доставляет взрослым гораздо меньше хлопот.
Считаем, что рассмотренную нами проблему эмоционально-нравственной готовности детей к обучению в школе необходимо изучать в дальнейшем.
Литература.
1. Буре Р.С. Готовим
детей к школе. -М.: Просвещение, 1987. -с.3-5;
2.
Будницкая И.И., Катаева А.А.
Ребёнок идёт в школу. -М.: Педагогика, 1985.
-с.3-18,
131-137;
3.
Безруких М. «Портрет» будущего первоклассника. «Готов ли
ребёнок к
школе?»//Дош.вос., 2003. -№2. -с.47-51; №3.
-с.53-59;
4.
Бородина В.Г. Готов ли ребёнок к школе? //Нач.шк.: плюс - минус, 2002.
-№5.-с.4-10;
5.
Борисова Н. О нравственном
воспитании дошкольников.//Дош.вое.,1988.
-№5. -с.9-12
(воспитание и обучение);
6.
Венгер Л. Как «измерить» готовность к
школе.//Дош.вос., 1995. -№10.
-с.70-78;
7.
Волосова Е. Эмоциональное воспитание ребёнка
в повседневной
жизни.//Дош.вос., 1991. -№10. -с.69-72;
8.
Воспитание
нравственных чувств у
ст.дошкольников./Под.ред.
Виноградовой
А.М. -М.: Просвещение, 1989. -с.3-6;
9.
Гладышева Н. Всё в первый раз: о проблемах адаптации
первоклассников к
школе.//Нач.шк.: Прил. к
газ. «Первое сентября», 1995. -№44. -с.8;
Ю.Григорович Л. К вопросу о готовности детей к обучению в
школе.//Дош.вос., 1995. -№4. -с.68-70; И.Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? Готовимся к школе. -
М.: Знание, 1994.-с.3-16;
12.Дмитриевская Л.А. Проверка общей
готовности ребёнка к школе.//Нач.шк., 2000.-№12.-с. 8
13.3агин Л. Воспитать нравственного человекаУ/Дош.вос., 1994. -№11.
-с.65-68; 14.Алексеенко Е.В. Познакомим детей со школой и учителем.//Нач.вос., 1994.
-№11.-с.69;
15.Кардашенко В.Н., Стромская Е.П. Подготовка ребёнка к школе. -М.:
Медицина, 1968;
16.Ковалёва Л.В. Готовим детей к школе./УНач.шк., 2000. -№1. -с.21-22; 17.Кравцов Г., Котарина Л. Царевна Несмеяна и др., или Воспитание
произвольностиУ/Дош.вос., 1991. -№11.-с.61-65;
18.Кравцова Е., Кравцов Г. Готовность к школе (Из цикла статей «Беседа о воспитании личности ребёнка»).//Дош.вос., 1991. -№7. -с.81-84; 19.КарповаС.Н., Мурзинова Н.И. Роль игровой и учебной деятельности в
усвоении нравственной нормы взаимопомощи детьми 6-7 лет.//Вестн.Моск.
ун-та.Сер. М.: Психология, 1988. -№2. -с.43-48;
20.Козлова С. Нравственное воспитание дошкольниковУ/Дош.вос.,
1986. -№5.-с.8-13;
21.Лебедев В.А. Как помочь ребёнку стать самостоятельным: (из опыта работы
с первоклассниками).//Нач.шк.,
1994. -№4. -с.5-9;
22.Люблинская А.А. Формирование нравственной позиции начинается в
детствеУ/Нач.шк.,
1984. -№4. -с.30-33;
23.Нижегородцева Н.В., Шадринов
В.Д, Психолого-педагогическая готовность ребёнка
к школе. -М.: Владос, 2001.
-с.4-7;
24.Меренкова и др. Формирование нравственных качеств как важный аспект
подготовки к школеУ/Дош.вос., 2001. -№8. -с.27-34; 25.Марцинковская Г. Готовимся к школе.//Нач.шк.: Прил.к газ. «Первое
сентября», 1995. -№44. -с.8;
26.
Островская Л.Руководить нравственным воспитанием
дошкольникаУ/Дош.вос., 1988. -№4. -с.17-19; 27.Психолого-педагогические проблемы дош.воспитания и подготовки детей к
школе.//Тезисы докладов. -М.:
Просвещение, 1973;
28.Петроченко Г.Г.
Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе. -Минск: Вышэйшая
школа, 1982. -с. 185-198;
29.Рыбина Э. Готов ли ребёнок к школьному обучению?: Из опыта работы.//Дош.вос., 1995. -№8. -с.25-28;
ЗО.Синягина Н, Чирковская Е. Школа задолго до 1 сентября или когда
интересно учиться: о подготовке ребёнка к школе.//Нар.образов., 1996.
-№4/5. -с. 113-127;
31.Смирнова Е.О. Психология ребёнка.
-Москва:
школа-пресс, 1997.-с.237-380;
32.Уруктаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. . -М.:Просвещение, 1995.-с.58-98;
33.Фокина С.Д. Начало нравственности.//Нач.шк., 1992. -№5/6. -с.3-4; 34.Формирование нравственного здоровья дошкольников./Под.ред.
Боровковой Е.Б, Водиной Н.И. и др. -М.: Сфера,
2002. -с.63;
35.Штиммер Э.В., Рыжикова С.Е. Формирование
нравственной сферы детей 6-ти лет.//Нач.шк., 1988. -№4.
-с. 17-19;
Зб.Шляхтина Т. Подготовка детей к обучению в школе.//Дош.вое., 1998. -№11.-с.39-41;
37.Шадриков В.Д. О подготовке детей к школеУ/Нач.шк., 1998. -№2. -