дипломная работа 

Психолого-педагогические барьеры в профессиональной деятельности учителя – предметника

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты преодоления психолого-педагогических барьеров в профессиональной деятельности учителя

1.1.   Особенности профессиональной деятельности учителя……….……8

1.2.   Психолого-педагогические барьеры в профессиональной деятельности учителя – предметника……………………………………………………….19

1.3.   Способы преодоления психолого-педагогических барьеров в профессиональной деятельности учителя………………………………….28

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование способов повышения барьероустойчивости учителей-предметников в профессиональной деятельности

2.1. Организация и методика исследования…………………..……..…….40

2.2.  Опытно-экспериментальное исследование по повышению барьероустойчивости учителей – предметников…………………….……50

2.3. Результаты экспериментального исследования и их анализ…….….55

Заключение………………………………………………………………….58

Библиография……………………………………………………………….60

Приложения

 

 

Введение

Реформа общеобразовательной и профессиональной школы, проходящая в России, требует принципиальных изменений во всей системе педагогики. Изменяются цели образования, совершенствуется содержание учебной информации, изменяются средства педагогической коммуникации, в значительной степени изменяется и сам объект педагогического воздействия - учащиеся. Все это вызывает необходимость повышения требований к уровню профессионализма учителей.

В новых условиях профессиональная привычка, неуверенность в новых подходах к образованию, некомпетентность, а иногда и личная несостоятельность представляют собой серьезные психологические барьеры в совершенствовании индивидуального стиля деятельности учителя, в создании уникальной и гуманистической обучающей технологии взаимодействия с учащимся.

Актуальность исследования психологических барьеров и способов их преодоления в профессиональной деятельности учителя обусловлена необходимостью повышения уровня профессионализма, развитием способности противостоять многочисленным трудностям, встающим перед педагогом, находить выход из кризисных ситуаций, способностью предлагать нестандартные решения, постоянно осуществлять контроль за своей деятельностью и поведением.

Важным направлением решения этой проблемы является разработка новых подходов с целью развития у учителей барьероустойчивого поведения, обеспечивающего оптимальное выполнение профессиональной деятельности.

Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности проблемы психолого-педагогических барьеров в профессиональной деятельности учителя.

Актуальность работ, направленных на преодоление психологических трудностей в сложных условиях деятельности, подчеркивали А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.А.Пономаренко, СЛубинштейн, В.Д.Шадриков и др.

Некоторые аспекты проблемы психологических затруднений в профессиональной деятельности учителя рассматривались отечественными учеными Г.Ф.Заремба, И.А.Зимней, В.А.Кан-Каликом, Н.В.Кузьминой, Н.Д.Левитовым, А.К.Марковой, Л.М.Митиной, Т.С.Поляковой, А.О.Прохоровым, М.М.Рыбаковой, В.А.Сластениным, Ю.Е.Сосновиковой и др.

Проблема психологических барьеров в отечественной психологии в последнее время стала рассматриваться в связи с инновационными процессами в образовании и педагогическим творчеством (В.В.Бессоненко, Р.М.Грановская, Л.А.Коростылева, В.И.Слободчиков, О.С.Советова, А.М.Хон).

Важное значение для раскрытия генезиса психологических барьеров имеют работы, направленные на изучение психических состояний и эмоциональной устойчивости учителя в условиях возникающих напряженных ситуаций (Ф.Е.Василюк, Л.И.Ермолаева, Н.Д.Левитов,), воздействия стрессогенных факторов, тормозящих, затрудняющих выполнение профессиональной деятельности.

Но, несмотря на то, что изучению психологических барьеров в профессиональной деятельности педагогов всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, в практической деятельности образовательного учреждения, как правило, отсутствует работа по целенаправленным системным исследованиям особенностей психологических барьеров в профессиональной деятельности конкретного учителя и повышению барьероустойчивости педагогов.

Сложилось определенное противоречие между достаточной теоретической разработанностью проблемы и критической недостаточностью научно-эмпирических и методических разработок по преодолению психологических барьеров в профессиональной деятельности педагогов.

Выделенное противоречие обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы: «Психолого-педагогические барьеры в профессиональной деятельности учителя – предметника».

Проблема исследования: каковы оптимальные способы преодоления барьеров в профессиональной деятельности учителя.

Цель: теоретически обосновать и экспериментально апробировать способы повышения барьероустойчивости учителей – предметников в профессиональной деятельности.

Объект исследования: профессиональная деятельность учителя – предметника.

Предмет исследования: психолого-педагогические барьеры в профессиональной деятельности педагога и способы их преодоления.

Гипотеза исследования заключается в предположении: поскольку эффективность и психологическая устойчивость профессиональной деятельности учителя существенно зависит от особенностей преодоления психологических барьеров, основным содержанием общего направления психопрофилактической работы должно стать ослабление и устранение социальных и социально-психологических предпосылок, способствующих формированию психологических барьеров. 

Мы предположили, что повышение барьероустойчивости учителя  может проходить эффективно при проведении целенаправленной работы по овладению учителем стратегиями преодоления психолого-педагогических барьеров, включающей следующие направления:

-        Выявление лиц с низкой барьероустойчивостью, организация коррекционных мероприятий по развитию навыков психической саморегуляции, адекватного снятия эмоционального напряжения.

-        Своевременное оказание эффективной помощи со стороны практического психолога педагогу, находящемуся в состоянии психологического кризиса.

-  Проведение специально организованных тренинговых занятий, направленных на повышение барьероустойчивости учителя.

Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета, гипотезы, были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы в научной психолого – педагогической литературе.

  2.Выявить особенности профессиональной деятельности учителя.

  3. Раскрыть особенности психолого – педагогических барьеров в профессиональной деятельности учителя – предметника.

4.Теоретически обосновать и экспериментально установить эффективность средств повышения барьероустойчивости учителей – предметников.

Методологической основой исследования является: функционально-генетический принцип в психологии, позволяющий рассматривать психику в развитии (СЛубинштейн); теории личности и мотивации деятельности (Б.Г.Ананьев, В.К.Вилюнас, А.Н.Леонтьев и др.); системный подход к профессиональной деятельности и развитию профессиональных способностей (В.Д.Шадриков); концепция творческой профессионально-педагогической деятельности учителя (В.А.Кан-Калик, А.К.Маркова, В.А.Сластенин  и др.); - концепция психологической устойчивости личности (Е.П.Крупник).

Методы исследования: теоретические методы (анализ, обобщение теоретических положений науки по теме исследования); эмпирические методы (наблюдение, психолого – педагогический эксперимент, анкетирование); методы количественной и качественной обработки результатов исследования; методы описания результатов исследования (графическое представление результатов).   

Исследование проводилось на базе МОУ Синицинская СОШ и включало три этапа:

1 этап. Постановочный – на этом этапе изучалась, анализировалась психолого-педагогическая литература по определенной теме, определялся понятийный аппарат, задачи, ставилась цель, обозначался объект, предмет, выдвигалось гипотетическое предположение.

2 этап. Опытно-экспериментальный – систематизируется полученный материал, происходит отбор методов и методик, определяется порядок применения методик, интерпретация полученных результатов, разработка и применение преобразующего эксперимента.

3 этап. Оформительско - внедренческий – апробация результатов исследования, корректировка работы, литературной оформление, идеальный вариант изложения результатов с рекомендациями для практики, представление работы, процедура защиты.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- рассмотрены концепции отечественных ученых по проблеме психолого-педагогических барьеров в профессиональной деятельности педагога;

- разработаны и научно обоснованы средства преодоления психолого- педагогических  барьеров в профессиональной деятельности учителя – предметника.

Практическая значимость исследования характеризуется тем, что разработанная и апробированная нами система тренинговых занятий, направленных на повышение барьероустойчивости учителя в профессиональной деятельности, может быть использована в практике общеобразовательной школы в целях преодоления психологических барьеров в профессиональной деятельности педагога.

Структура работы: введения, две главы, заключение, библиографический список, приложения.

 

Заключение

В ходе теоретического и эмпирического исследования проблемы психолого-педагогических барьеров в профессиональной педагогической деятельности подтвердилась ее актуальность и практическая значимость.

Актуальность исследования психолого-педагогических  барьеров и способов их преодоления в профессиональной деятельности учителя обусловлена необходимостью повышения уровня профессионализма, развитием способности противостоять многочисленным трудностям, встающим перед педагогом, находить выход из кризисных ситуаций, способностью предлагать нестандартные решения, постоянно осуществлять контроль за своей деятельностью и поведением. Важным направлением решения этой проблемы является разработка новых подходов с целью развития у учителей барьероустойчивого поведения, обеспечивающего оптимальное выполнение профессиональной деятельности.

Целью нашей работы являлось теоретическое обоснование и  экспериментальная проверка эффективности способов повышения барьероустойчивости учителей – предметников в профессиональной деятельности.

Для выполнения поставленной цели была проведена следующая работа:

1.    Изучена литература по данной проблеме;

2.    Проведено психологическое исследование;

3.    Проведен эксперимент в виде тренинговых занятий по повышению барьероустойчивости учителей - предметников в профессиональной деятельности.

Результаты, полученные в ходе исследования, подтверждают гипотезу о том, что  повышение барьероустойчивости учителя  может проходить эффективно при проведении целенаправленной работы по овладению учителем стратегиями преодоления психолого-педагогических барьеров, включающей следующие направления:

-      Выявление лиц с низкой барьероустойчивостью, организация коррекционных мероприятий по развитию навыков психической саморегуляции, адекватного снятия эмоционального напряжения.

-      Своевременное оказание эффективной помощи со стороны практического психолога педагогу, находящемуся в состоянии психологического кризиса.

-  Проведение специально организованных тренинговых занятий, направленных на повышение барьероустойчивости учителя.

Изучаемая в работе проблема, на наш взгляд, имеет высокую практическую значимость, которая  характеризуется тем, что разработанная и апробированная нами система тренинговых занятий, направленных на повышение барьероустойчивости учителя в профессиональной деятельности, может быть использована в практике общеобразовательной школы в целях преодоления психологических барьеров в профессиональной деятельности педагога.

 

 

 

Библиография

1.     Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. [Текст]/      Л.М.  Аболин - Казань: КГУ, 2006.- 262 с.

2.     Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды [Текст]/ Б.Г. Ананьев, в 2т., Т2,- М.: Педагогика, 1998.-283с.

3.     Анисимов, О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления[Текст]/О.С. Анисимов.- М.: Экономика, 1991.-415с

4.     Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды[Текст]/Ю.К. Бабанский.- М: Педагогика, 1989.-558с.

5.     Бабанский Ю.К, Методика исследования типичных затруднений в деятельности учителей// О дидактических затруднениях в деятельности учителей и путях их преодоления. [Текст]/Ю.К. Бабанский.- М., 1974.- 354 с.

6.     Баранов, С.П. Педагогика. Под ред. С.П. Баранова, Р.В. Воликова, В.А. Сластенина[Текст]/С.П. Баранов,- М.: Просвещение, 1976.-346с

7.     Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии[Текст]/В.П. Беспалько,- М.: Просвещение, 1989.-217с.

8.     Водопьянова,  Н. Е. Психодиагностика стресса. [Текст]/ Н. Е. Водопьянова. — СПб.: Питер, 2009. — 336 с.: ил. —(Серия «Практикум»).

9.     Гоноболин, Ф.Н. Книга об учителе[Текст]/Ф.Н. Гоноболин,- М.: Просвещение, 1965.-172с.

10.                       Грановская, Р.М. Элементы практической психологии[Текст]/Р.М. Грановская, - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988.-560с.

11.                       Журавлев, В.И. Основы педагогической конфликтологии. [Текст]/В.И. Журавлев .: Российское педагогическое агентство, 2005.- 284 с.

12.                       Забродин, Ю.М. Проблемы психологии труда и профессии [Текст]/Ю.М. Забродин, В.Г. Зазыкин, О.И. Зотова//Психологический журнал, М.: Педагогика, 1981,№2,С.4-7.

13.                       Иванова, Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. [Текст]/ Е.М. Иванова - М.: Изд-во МГУ, 2007. – 247 с.

14.                       Кан-Калик, В. Д. Педагогическое творчество. [Текст]/ В. Д.      Кан-Калик, Н.Д.  Никандров. - М.: Педагогика, 1990. -140 с.

15.                       Коростылева, Л.А. Психологические барьеры и готовность к нововведениям: Учебное пособие. [Текст]/ Л.А.      Коростылева, О.С.  Советова - СПб.: Питер, 2005.- 133 с.

16.                       Крутецкий, В.А. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития: Учебное пособие. [Текст]/ В.А. Крутецкий, Е.Г. Балбасова. - М.: Прометей, 2006. – 316 с.

17.                       Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности педагога и мастера производственного обучения[Текст]/Н.В. Кузьмина,- М.: Высшая школа, 1990.-119с.

18.                       Кузьмина, Н.В. Психологическая структура деятельности учителя[Текст]/Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев,- Томск, 1976.-315с.

19.                       Кулюткина, Ю.Н., Сухотская, Г.С. Моделирование педагогических ситуаций[Текст]/Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухотская,- М.: Педагогика, 1981.-118с.

20.                       Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии[Текст]/Б.Ф. Ломов,- М.: Педагогика, 1989.-218с.

21.                       Маркова, А.К. Психология труда учителя[Текст]/А.К. Маркова,- М.: Просвещение, 1993.-190с.

22.                       Маркова, А.К. Психологические особенности педагогической деятельности, общения и личности учителя[Текст]/А.К. Маркова// Школа и производство, М.: Наука, 1988,№12, с.6-9.

23.                       Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал[Текст]/Л.М. Митина,- М.: Дело, 1994.-216с.

24.                       Орлов, А.А. Формирование педагогического мышления// Советская педагогика[Текст]/А.А. Орлов,- М.: Педагогика, 1990, №1, с. 7-10.

25.                       Орлов, А.А. Профессиональное мышление учителя как ценность[Текст]/А.А. Орлов//Педагогика, М.: Педагогика, 1995, №6, с.63-68.

26.                       Осипова, Е.К. Структура педагогического мышления учителя[Текст]/Е.К. Осипова// Советская педагогика, М.: Педагогика, 1987,№5,с.42-44.

27.                       Парыгин, Б.Д. Психологический барьер и его природа // Социальная психология и философия.- [Текст]/         Б.Д. Парыгин.- СПбю: Питер, 2008.- 176 с.

28.                       Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий[Текст]/К.К. Платонов,- М.: Высшая школа, 1981.-175с.

29.                       Подымов, Н.А. Психологические барьеры в профессиональной деятельности учителя: Учеб.пособие. [Текст]/     Н.А. Подымов. - Курск.: Изд-во КГПУ, 2006.-131с.

30.                       Подымов, Н.А. Влияние психологических барьеров на устойчивость профессиональной деятельности учителя// Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. [Текст]/    Н.А. Подымов. - М.: Прометей, 2008. С- 191-202.

31.                       Слободчиков, В.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности (Учебное пособие для вузов.) [Текст]/В.И. Слободчиков, Е.И. Исаева,- М.: Школа-пресс, 1995.-383с.

32.                       Теплов, Б.М. Практическое мышление[Текст]/Б.М. Теплов// Хрестоматия по общей психологии мышления, М.: Педагогика, 1981.-177с.

33.                       Учителю о педагогической технике./ Под ред. Л.И. Рувинского, М.: Техника,1987.-154с.

34.                       Ушинский, К.Д. О пользе педагогической литературы[Текст]/К.Д. Ушинский// Собр. Соч., М, 1948.-326с.

35.                       Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии./ Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис, М.: Издательство Московского Университета, 1981.-304с.

36.                       Щербаков, А.И Психология труда и личности учителя[Текст]/А.И. Щербаков,- Ленинград, 1976.-97с.