дипломная работа
Развитие
мелкой моторики рук как показателя готовности к обучению в школе
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты
влияния развития мелкой моторики на готовность детей к обучению в школе
1.1. Подготовка детей
дошкольного возраста к школьному обучению как психолого-педагогическая проблема
……………………………. 8
1.2.
Психофизиологические основы развития мелкой моторики рук ребенка
дошкольного возраста……………………………….…. 19
1.3.
Средства и методы развития мелкой моторики рук детей
дошкольного возраста …………………………………………..
32
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное
исследование по выявлению влияния развития мелкой моторики рук на
психологическую готовность к обучению в школе
2.1. Организация и методики исследования развития мелкой
моторики рук и психологической готовности к школьному обучению детей старшего
дошкольного возраста ………………………………………………..……… 39
2.2.
Экспериментальное
исследование повышения уровней подготовленности старших дошкольников к обучению
в школе посредством развития мелкой моторики ……………………………………………………………………… 50
2.3. Сравнительный анализ уровней подготовленности
старших дошкольников к обучению в школе на констатирующем контрольном этапах эксперимента ..… 69
Заключение ……………………………………………………………. 75
Библиография …………………………………………………………. 76
Введение
Готовность
детей к обучению в школе в психолого-педагогической литературе трактуется, как
достигнутый уровень морфологического, функционального и интеллектуального
развития ребенка, который позволяет ему успешно
преодолевать нагрузки, связанные с систематическим обучением, новым режимом дня
в школе. Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период
подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации
движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной
медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и
координации движений пальцев рук детей 5-6 лет является актуальной и в
настоящее время. Развитие мелкой моторики ребенка -
тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеет большое значение и расценивается как один из
показателей психического развития ребенка.
Изучение проблемы
развития мелкой моторики проходит в разных аспектах: физиологическом, психологическом, педагогическом.
И.М. Сеченов считал,
что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе
воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между
зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного
взаимодействия с окружающей средой [40]. Н.М. Щелованов,
Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская
показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе
развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства - положения и
перемещения тела в пространстве [52].
Н.А. Бернштейн
показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам.
Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней
построения движений [6].
Развитию движений кистей и пальцев рук без предметов детей раннего и
младшего дошкольного возраста с давних времен
придавалось большое значение в народной педагогике, т.к. развитие мелкой
моторики включалось в многообразные трудовые процессы, и детей с малых лет
подготавливали к их выполнению. Для этого малышам в качестве подготовительных
упражнений предлагались различные пальчиковые игры с потешками.
Интересная игровая форма, ритмическая организация поэтического текста и соотнесенных с ним движений, вовлекали ребенка
в выполнение действие по показу взрослого.
Эта традиция в силу
своей эффективности продолжается в современной практической педагогике.
Разрабатываются многочисленные упражнения: пальчиковые игры (М.С. Воронцова, И.
Светлова и др.), дидактические игры с предметами (Л. Павлова, В.В. Цвынтарный), упражнения для подготовки руки к письму (Е.Ю Тимофеева, И.Ю. Оглоблина и др.).
Существует много современных систем подготовки руки детей к письму: обведение с
помощью трафаретов контуров геометрических фигур, штриховка различными линиями,
раскрашивание, рисование узоров.
Таким образом,
существует много психологических, физиологических и педагогических
исследований, посвященных развитию мелкой моторики,
что свидетельствует об актуальности проблемы развития мелкой моторики у детей
дошкольного возраста.
Но, однако, несмотря
на достаточное количество разносторонних теоретических и практических
исследований, связных проблемой развития
мелкой моторики детей дошкольного возраста, исследований, рассматривающих
влияние развития мелкой моторики на
готовность к обучению в школе, мы не встретили в доступной нам
литературе.
В
связи с вышеизложенным можно выделить противоречие, мотивирующее актуальность
нашего исследования: между необходимостью в комплексном подходе к проблеме
формирования всесторонней готовности дошкольников к обучению в школе - и
существующей неравноценностью рассмотрения отдельных сторон готовности в
современной психолого-педагогической теории и практике, в частности,
недостаточным вниманием к развитию мелкой моторики как фактору формирования
психологической готовности.
Проблема
исследования вытекает из необходимости разрешить указанное противоречие:
каково влияние развития мелкой моторики на формирование психологической
готовности старших дошкольников к школьному обучению? При разрешении данной
проблемы необходимо рассмотреть проблемное поле вопросов: сущность готовности к
школьному обучению, структура и параметры
психологической готовности, особенности процесса ее
формирования, особенности развития
мелкой моторики рук детей дошкольного возраста и др.
Тема исследования: «Развитие
мелкой моторики рук как показателя готовности к обучению в школе».
Цель исследования –
определить влияние развития мелкой моторики на готовность к обучению детей
старшего дошкольного возраста.
Из проблемы и целей
исследования вытекают его объект и предмет.
Объект исследования
- мелкая моторика дошкольников.
Предмет исследования
– влияние развития мелкой моторики рук на готовность детей старшего дошкольного
возраста к школьному обучению.
На основании изложенных целей и предмета
исследования выдвинута его гипотеза.
Гипотеза: мы предполагаем, что формирование
готовности старших дошкольников к обучению в школе будет проходить более успешно при условии:
1) проведения своевременной диагностики психологической готовности ребенка к обучению в школе,
2) создания и экспериментальное использования
комплекса занятий, направленных на
повышение уровня развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Из
цели, предмета и гипотезы вытекают задачи исследования:
1 Изучить состояние проблемы исследования
в психолого-педагогической литературе.
2. Определить особенности развития мелкой
моторики рук детей дошкольного возраста.
3.
Провести диагностику уровней развития
мелкой моторики и подготовленности детей старшего дошкольного возраста к
школьному обучению.
4. Разработать и экспериментально апробировать комплекс занятий по развитию мелкой
моторики дошкольников.
Методы исследования: качественный анализ
психолого-педагогической литературы по проблеме развития мелкой моторики у дошкольников
и их готовности к школьному обучению; психолого-педагогический
эксперимент, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности детей, экспертных оценок, количественного и
качественного анализаэкспертных данных, графического
отображения результатов опытов.
Методологическую основу исследования
обуславливают: достижения современной психологии в области специфики
возрастного развития психики дошкольника (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович и др.);
разработки проблемы школьной зрелости (А.И.Запорожец, Л.И.Божович,
Е.О.
Смирнова, Е.Е. Кравцова); труды по изучению структуры психолого-физиологической готовности к обучению ( Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, В.В.Холмовской, Я.Я.Коломинского,
Е.А.Пашко, Л.Ф. Трохимчук и др.)
Экспериментальное
исследование проводилось на базе ДОУ № \\\ города Ишима с участием 20 детей
старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось в три этапа:
1 этап -
подготовительный (сентябрь –
октябрь 2009 г.):
- включал в себя формулировку цели, задач
исследования, изучение психолого-педагогической литературы по теме
исследования, создание программы исследования, теоретической части
исследования;
2 этап (октябрь – декабрь 2009 г.) - собственно
экспериментальный – проведение
эксперимента, анализ и обработка полученных данных, формулировка выводов;
3 этап – заключительный (декабрь
2009 г. – февраль 2010 г.) -
характеризовался оформлением выпускной квалификационной работы в соответствии
с требованиями ГОСТа.
Научная новизна работы заключается в обобщении, систематизации теорий и взглядов,
существующих в отечественной и зарубежной психологии и педагогике по вопросам
готовности к школьному обучению и развитию мелкой моторики детей дошкольного
возраста.
Практическая значимость исследования заключается в
возможности использования его результатов педагогами и психологами при создании
программ, проведении занятий, направленных на развитие мелкой моторики
дошкольников в процессе подготовки ребенка к обучению
в школе.
Структура работы:
введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Общий объем работы 81 страницу (без приложений), работа
содержит 5 таблиц, библиографический список составляет 54 источника.
Заключение
В ходе исследования подтвердилась актуальность темы
выпускной квалификационной работы. Готовность к школьному
обучению – это совокупность морфофизиологических и психологических особенностей
ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая
успешный переход к систематическому организованному школьному обучению.
Психологическая
готовность детей к обучению в школе — предмет многочисленных исследований
отечественной и зарубежной психологии, однако в практической психологии
образования не сложилось единого мнения в определении содержания этого понятия,
что существенно затрудняет диагностико-коррекционную
работу с детьми, нуждающимися в ней.
Теоретический
анализ исследуемой проблемы позволил нам выделить критерии диагностики
психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в
школе и сформулировать гипотезу исследования, на проверку которой была
направлена экспериментальная работа.
Проведенный эксперимент показал, что в результате
целенаправленной комплексной работы по развитию мелкой моторики дошкольников у
испытуемых экспериментальной группы повысился уровень готовности к обучению в
школе.
Данные,
полученные в результате экспериментального исследования, служат
подтверждением гипотезы исследования.
Таким
образом, цель исследования
– определить влияние развития мелкой моторики на готовность к обучению детей
старшего дошкольного возраста – была достигнута.
Библиография
1. Аксенова,
М. Развитие тонких движений рук у детей с нарушениями речи. [Текст]/ М. Аксенова //Дошкольное воспитание. – 2007. - №
8. - С.62.
2. Анастази, А. Психологическое тестирование. [Текст]/ А. Анастази, С. Урбина. - СПб.: Питер, 2001. – 284 с.
3. Баренцова,
Н. Готовим руку к письму. [Текст]/ Н. Баренцова
//Дошкольное воспитание. -2006. -№2 - С. 89.
4. Безруких, М.М.
Тренируем пальчики. [Текст]/ М.М. Безруких. – М.:
Дрофа, 2000. – 183 с.
5. Белая,
А.Е. Пальчиковые игры. [Текст]/ А.Е. Белая - М.: Астрель,
2001. – 112 с.
6. Бернштейн,
Н.А. Физиология движений и активность [Текст]/ Н.А.Бернштейн.
- М.: Наука, 1990. – 592 с.
7. Богатеева,
3. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях
рисованием. [Текст]/ 3. Богатеева //Дошкольное воспитание. - 2007 - №8. - С. 49-53.
8. Возрастная
и педагогическая психология: Хрестоматия: [Текст]: учебное пособие для студентов
высших учебных заведений / сост. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В.-
М.: Издательский центр «Академия», 2001
– 368 с.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. [Текст]/ Л.С. Выготский; Под ред. В.В.Давыдова.
- М.: Педагогика, 1991- 536 с.
10.
Выготский, Л. С. Обучение и развитие в
дошкольном возрасте. [Текст]/ Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1986. – 533 с.
11.
Габай,
Т.В. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов высших учебных
заведений. [Текст]/ Т.В. Габай. - М.: Академия, 2003.
- 240 с.
12.
Гаврина,
С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и
писать, и красиво рисовать. [Текст]/ С.Е.
Гаврина– Ярославль: Академия Холдинг, 2002. - 200с.
13.
Гуревич, М. Психомоторика. [Текст]/ М. Гуревич, Н. М. Озирецкий.- СПб.: Питер, 2003. –
587 с.
14.
Детская психология. [Текст]: учебное пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус. – Мн: Университетское, 1998 – 399 с.
15.
Дьяченко, О. М. Психологическое развитие
дошкольников. [Текст]/ О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева - М.: Логос, 2004.
-476 с.
16.
Зимняя, И.А. Педагогическая психология:
Учебник для вузов. Издание второе, дополненное, исправленное и переработанное. [Текст]/ И.А. Зимняя - М.: Логос, 2002 -384 с.
17.
Круглова, Н.Ф. Как помочь ребенку успешно учиться в школе [Текст]/ Н.Ф.Круглова. – СПБ.: Питер, 2004.
– 168 с.
18.
Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций
мозга. [Текст]/ М.М. Кольцова. - М., 1993. – 396 с.
19.
Кондратенко,
Т. Д. Обучение старших дошкольников. [Текст]/ Т. Д. Кондратенко, В. К. Котырло, С. А. Ладывир— К.: Прима, 1996.
20.
Косинова, Е.М. Гимнастика
для пальчиков. [Текст]/ Е.М. Косинова. - М.: Олма-Пресс, 2001. – 243 с.
21.
Комарова, Т.С. Воспитание и обучение в подготовительной к
школе группе детского сада [Текст]/ Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 224 с.
22.
Кузьмишина, Т.Л. К вопросу о готовности
дошкольников к обучению в массовой школе[Текст]/ Т.Л. Кузьмишина //Психологическая наука и
образование, 2005, №2. - С. 100 – 106.
23.
Комплексная диагностика дошкольников
[Текст]/ сост. Н.И. Гуткина, Р.А. Кирьянова. СПб.: Конвенция,
2008, - 368 с.
24.
Лукашина, М.М. Готовим руку к письму. [Текст]/ М.М. Лукашина - М.: Карапуз, 2007. – 284 с.
25.
Люблинская,
А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических
институтов [Текст]/ А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1980. – 415 с.
26.
Маркова, А.К. Диагностика и коррекция
умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. [Текст]/ А.К. Маркова,
А.Г. Лидерс, Е.Л.
Яковлева. – Петрозаводск: Academus,
2002. – 192 с.
27.
Мухина, В.С. Возрастная психология:
Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е
изд.; стереотип. [Текст]/ В.С. Мухина– М.: Академия,
2002. – 456 с.
28.
Нижегородцева,
Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к
школе: Пособие для практических психологов, педагогов, родителей. [Текст]/ Н.В.
Нижегородцева, В.Д. Шадриков.
– М.: ВЛАДОС, 2004. – 256 с.
29.
Новиков, Г. Психолого-педагогическая
готовность к школе. [Текст]/ Г. Новиков // Дошкольное воспитание. – 2005.
- №8. - С.95 – 100.
30.
Новоторцева,
Н. В. Учимся писать, обучение грамоте в детском саду. [Текст]/ Н. В. Новоторцева. – М.: Академия развития, 2005ю – 256 с.
31.
Оглоблина,
И.Ю. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в
коррекционно-развивающих играх с природным материалом [Текст]/
И.Ю. Оглоблина // Воспитание и обучение
детей с нарушениями развития: метод. и практ. журн. - 2005. - N 6. - C.
18-21.
32.
Особенности психологического развития
детей 6 – 7-летнего возраста [Текст]: Науч. – исслед.
Институт общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. / Под ред. Д.Б.Эльконина,
Л.А Венгера. – М.: Педагогика, 1988. – 177 с.
33.
Павлова, Л. Значение развития действий
рук. [Текст]/ Л. Павлова // Дошкольное
воспитание. – 2004. - №1. – С. 27-29.
34.
Практическая психология образования.
[Текст]:Учебник для студентов высших и средних
специальных учебных заведений. /Под ред. Дубровиной Н.В. – М.: ТЦ Сфера, 1997.
– 528 с.
35.
Позднякова, Я.Ю. Игры и упражнения
для развития речи и мелкой моторики : для детей 4-6
лет [Текст]:
Пособие для детей, родителей и воспитателей /Я.Ю. Позднякова. - СПб.: Литера, 2004. - 31
с. : ил.
36.
Психология дошкольника. [Текст]:
Хрестоматия для студентов средних педагогических заведений / Сост. Г.А. Урунтаева– 2-е изд., перераб.и доп. – М.:Академия,
2000. – 408 с.
37.
Рыжова, Т. Через год в школу [Текст]/ Т.
Рыжова //Ребенок в детском саду, 2007 №4. - С. 48 –
50.
38.
Светлова, И. Развиваем мелкую моторику и
координацию движений рук. [Текст]/ И.
Светлова. - М.: Олма-Пресс, 2001. – 253 с.
39.
Сеченов, И. М. Рефлексы головного мозга.
Избранные произведения. Т. 1 [Текст]/ И. М. Сеченов. – М.: Изд. Академии Наук
СССР, 1952. – 768 с.
40.
Сидорская,
С.В. Формирование у детей первоначальных навыков учебной деятельности [Текст]/
С.В. Сидорская
//Ребенок в детском саду. – 2004. - №2. – С. 14 – 16.
41.
Степанова, М. А. Проблема обучения
и развития в трудах Л. С. Выготского и П. Я. Гальперина [Текст]/ М. А. Степанова
// Вопросы психологии. — 2001. — № 4. - С. 74-79.
42.
Синицына, Е. Умные пальчики. [Текст]/
Е. Синицына. - М.: Малышок, 2006. – 116
с.
43.
Тимофеева,
Е.Ю. Пальчиковая гимнастика : упражнения на развитие
мелкой моторики: пособие для занятий с детьми дошкол.
возраста [Текст]/ Е.Ю. Тимофеева, Е.И. Чернова. - СПб. : Корона принт; М. : Бином-Пресс, 2005. -
125 с. : ил.
44.
Трохимчук, Л.Ф. Физиолого-педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка [Текст]/ Л.Ф. Трохимчук, О.И. Шквирина, Т.И.
Бабенко. - Ростов н/Д : Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 1994. - 61 с.
45.
Узорова,
О.В. Пальчиковая гимнастика. [Текст]/ О.В. Узорова.–
М.: Астрель, 2006.- 264 с.
46.
Урунтаева,
Г.А. Практикум по детской психологии [Текст]/ Г.А. Урунтаева,
Ю.А. Афонькина.. – М.:
Просвещение, ВЛАДОС, 1995. – 304 с.
47.
Физическое воспитание детей дошкольного
возраста: (Развитие некоторых основных движений и двигат.
качеств.) [Текст]/ М. Ю. Кистяковская, Е. А.
Тимофеева, Е. Н. Вавилова и др.; Под ред. М. Ю. Кистяковской.
- М.: Педагогика, 1998. - 160 с.: ил.
48.
Фигурин,
Н. Л. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года.
[Текст]/ Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова. - М.:
Просвещение, 1989.
49.
Цвынтарный,
В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. [Текст]/ В.В. Цвынтарный. –СПб: Питер, 1999. -240 с.
50.
Черных, Е.В. Подготовка руки ребенка к письму. [Текст]/ Черных Е.В. // Начальная школа.
– 2003. - №5 - С. 20-21.// Начальная
школа. 2004 - №8 - С. 12-13.
51.
Шадриков, В.Д. О подготовке детей к школе [Текст]/
В.Д. Шадриков // Начальная школа. – 2007. -№2. -С.3-4.
52.
Штиммер,
Э. В. Роль обучения и умственного развития в формировании типологически
обусловленного индивидуального стиля у детей старшего дошкольного возраста.
[Текст]: Автореф. канд. дис.
/ Э. В. Штиммер. – СПб.: Интеграция, 1975. - 24 с.
53.
Щелованов,
Н.М. Ясли и дома ребенка. Задачи воспитания. Гл. 1.
«Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях». [Текст]/ Н.М. Щелованов. -
М.: Медгиз, 1960. – 537 с.
54.
Эльконин, Д. Б. Особенности
психического развития детей 5-7 летнего возраста, [Текст]/ Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер. - М.: Педагогика, 1988. – 476 с.
Франус Э. Развитие младенца / Пер. с польского. Варшава: Наша ксенгарня,
1961. http://esapogova.narod.ru/razvit.htm