дипломная работа 

Развитие мелкой моторики рук как показателя готовности к обучению в школе

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………… 3

ГЛАВА I. Теоретические аспекты  влияния развития мелкой моторики на готовность детей к обучению в школе

1.1. Подготовка детей дошкольного возраста к школьному обучению как психолого-педагогическая проблема …………………………….   8

1.2.         Психофизиологические основы развития  мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста……………………………….…. 19

1.3.         Средства и методы развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста  ………………………………………….. 32

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование по выявлению влияния развития мелкой моторики рук на психологическую готовность к обучению в школе

2.1. Организация и методики исследования развития мелкой моторики рук и психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………..……… 39

2.2. Экспериментальное исследование повышения уровней подготовленности старших дошкольников к обучению в школе посредством развития мелкой моторики ……………………………………………………………………… 50

2.3. Сравнительный анализ уровней подготовленности старших дошкольников к обучению в школе на констатирующем  контрольном этапах эксперимента ..… 69

Заключение ……………………………………………………………. 75

Библиография  …………………………………………………………. 76

 

 

Введение

Готовность детей к обучению в школе в психолого-педагогической литературе трактуется, как достигнутый уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, который позволяет ему успешно преодолевать нагрузки, связанные с систематическим обучением, новым режимом дня в школе. Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5-6 лет является актуальной и в настоящее время. Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеет  большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.

Изучение проблемы развития мелкой моторики проходит в разных аспектах: физиологическом,  психологическом,  педагогическом.

И.М. Сеченов считал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой [40]. Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве [52].

Н.А. Бернштейн показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений [6].

Развитию движений кистей и пальцев рук без предметов детей раннего и младшего дошкольного возраста с давних времен придавалось большое значение в народной педагогике, т.к. развитие мелкой моторики включалось в многообразные трудовые процессы, и детей с малых лет подготавливали к их выполнению. Для этого малышам в качестве подготовительных упражнений предлагались различные пальчиковые игры с потешками. Интересная игровая форма, ритмическая организация поэтического текста и соотнесенных с ним движений, вовлекали ребенка в выполнение действие по показу взрослого.

Эта традиция в силу своей эффективности продолжается в современной практической педагогике. Разрабатываются многочисленные упражнения: пальчиковые игры (М.С. Воронцова, И. Светлова и др.), дидактические игры с предметами (Л. Павлова, В.В. Цвынтарный), упражнения для подготовки руки к письму (Е.Ю Тимофеева, И.Ю. Оглоблина и др.). Существует много современных систем подготовки руки детей к письму: обведение с помощью трафаретов контуров геометрических фигур, штриховка различными линиями, раскрашивание, рисование узоров.

Таким образом, существует много психологических, физиологических и педагогических исследований, посвященных развитию мелкой моторики, что свидетельствует об актуальности проблемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Но, однако, несмотря на достаточное количество разносторонних теоретических и практических исследований, связных  проблемой развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, исследований, рассматривающих влияние развития мелкой моторики на  готовность к обучению в школе, мы не встретили в доступной нам литературе.

В связи с вышеизложенным можно выделить противоречие, мотивирующее актуальность нашего исследования: между необходимостью в комплексном подходе к проблеме формирования всесторонней готовности дошкольников к обучению в школе - и существующей неравноценностью рассмотрения отдельных сторон готовности в современной психолого-педагогической теории и практике, в частности, недостаточным вниманием к развитию мелкой моторики как фактору формирования психологической готовности.

Проблема исследования вытекает из необходимости разрешить указанное противоречие: каково влияние развития мелкой моторики на формирование психологической готовности старших дошкольников к школьному обучению? При разрешении данной проблемы необходимо рассмотреть проблемное поле вопросов: сущность готовности к школьному обучению,  структура и параметры психологической  готовности, особенности процесса ее формирования, особенности развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста и др.

Тема исследования: «Развитие мелкой моторики рук как показателя готовности к обучению в школе».

Цель исследования – определить влияние развития мелкой моторики на готовность к обучению детей старшего дошкольного возраста.

Из проблемы и целей исследования вытекают его объект и предмет.

Объект исследования - мелкая моторика дошкольников.

Предмет исследования – влияние развития мелкой моторики рук на готовность детей старшего дошкольного возраста  к школьному обучению.

    На основании изложенных целей и предмета исследования выдвинута его гипотеза.

Гипотеза: мы предполагаем, что   формирование готовности старших дошкольников к обучению в школе будет проходить более успешно при условии:

1)  проведения  своевременной  диагностики психологической готовности ребенка к обучению в школе,

2)   создания и экспериментальное использования комплекса занятий, направленных на повышение уровня развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Из цели, предмета и гипотезы вытекают задачи исследования:

 

1 Изучить состояние проблемы исследования в психолого-педагогической  литературе.

2. Определить  особенности развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

3. Провести диагностику уровней развития мелкой моторики и подготовленности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.

4. Разработать и экспериментально   апробировать комплекс  занятий по развитию мелкой моторики дошкольников.

Методы исследования: качественный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мелкой моторики у дошкольников и их готовности к школьному обучению; психолого-педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности детей,  экспертных оценок, количественного и качественного анализаэкспертных данных, графического отображения результатов опытов.

 Методологическую основу исследования обуславливают: достижения современной психологии в области специфики возрастного развития психики дошкольника (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович и др.); разработки проблемы школьной зрелости (А.И.Запорожец, Л.И.Божович, Е.О.    Смирнова,     Е.Е.  Кравцова); труды по изучению структуры психолого-физиологической готовности к обучению ( Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, В.В.Холмовской, Я.Я.Коломинского, Е.А.Пашко, Л.Ф. Трохимчук и др.)

Экспериментальное исследование проводилось на базе ДОУ № \\\ города Ишима с участием 20 детей старшего дошкольного возраста.

Исследование проводилось в три этапа:

1 этап  - подготовительный (сентябрь – октябрь 2009 г.):   - включал в себя формулировку цели, задач исследования, изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, создание программы исследования, теоретической части исследования;

2 этап (октябрь – декабрь 2009 г.) - собственно экспериментальный   – проведение эксперимента, анализ и обработка полученных данных, формулировка выводов;

3 этап – заключительный (декабрь 2009 г. – февраль 2010 г.)  -  характеризовался оформлением выпускной квалификационной работы в соответствии с требованиями ГОСТа.

Научная  новизна работы заключается в обобщении,  систематизации теорий и взглядов, существующих в отечественной и зарубежной психологии и педагогике по вопросам готовности к школьному обучению и развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов педагогами и психологами при создании программ, проведении занятий, направленных на развитие мелкой моторики дошкольников в процессе подготовки ребенка к обучению в школе.

Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.

Общий объем работы 81 страницу (без приложений), работа содержит 5 таблиц, библиографический список составляет 54 источника.

 

 

Заключение

В ходе исследования подтвердилась актуальность темы выпускной квалификационной работы. Готовность к школьному обучению – это совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому организованному школьному обучению.

Психологическая готовность детей к обучению в школе — предмет многочисленных исследований отечественной и зарубежной психологии, однако в практической психологии образования не сложилось единого мнения в определении содержания этого понятия, что существенно затрудняет диагностико-коррекционную работу с детьми, нуждающимися в ней.

Теоретический анализ исследуемой проблемы позволил нам выделить критерии диагностики психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе и сформулировать гипотезу исследования, на проверку которой была направлена экспериментальная работа.

Проведенный эксперимент показал, что в результате целенаправленной комплексной работы по развитию мелкой моторики дошкольников у испытуемых экспериментальной группы повысился уровень готовности к обучению в школе.

Данные, полученные в результате экспериментального исследования, служат подтверждением  гипотезы исследования.

Таким образом, цель исследования – определить влияние развития мелкой моторики на готовность к обучению детей старшего дошкольного возраста – была достигнута.

 

 

Библиография

1.     Аксенова, М. Развитие тонких движений рук у детей с нарушениями речи. [Текст]/ М.  Аксенова //Дошкольное воспитание. – 2007. - № 8. - С.62.

2.     Анастази,  А. Психологическое тестирование. [Текст]/ А. Анастази, С. Урбина. - СПб.: Питер, 2001. – 284 с.

3.     Баренцова, Н. Готовим руку к письму. [Текст]/ Н. Баренцова //Дошкольное воспитание. -2006. -№2 - С. 89.

4.      Безруких, М.М. Тренируем пальчики. [Текст]/ М.М. Безруких. – М.: Дрофа, 2000. – 183 с.

5.     Белая, А.Е. Пальчиковые игры. [Текст]/ А.Е. Белая - М.: Астрель, 2001. – 112 с.

6.     Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность [Текст]/ Н.А.Бернштейн. - М.: Наука, 1990.  – 592 с.

7.     Богатеева, 3. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием. [Текст]/ 3.  Богатеева //Дошкольное воспитание. - 2007 - №8. - С. 49-53.

8.     Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / сост. Дубровина И.В., Прихожан  А.М., Зацепин В.В.- М.: Издательский центр «Академия»,  2001 – 368 с.

9.     Выготский,  Л.С. Педагогическая психология. [Текст]/  Л.С. Выготский; Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991- 536 с.

10.           Выготский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. [Текст]/ Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1986. – 533 с.

11.           Габай, Т.В. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. [Текст]/ Т.В. Габай. - М.: Академия, 2003. - 240 с.

12.           Гаврина, С.Е. Развиваем руки – чтоб  учиться и писать, и красиво рисовать. [Текст]/ С.Е.  Гаврина Ярославль: Академия Холдинг, 2002. - 200с.

13.           Гуревич, М. Психомоторика. [Текст]/ М. Гуревич, Н. М. Озирецкий.- СПб.: Питер, 2003. – 587 с.

14.           Детская психология.  [Текст]: учебное пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус. – Мн: Университетское, 1998 – 399 с.

15.           Дьяченко, О. М. Психологическое развитие дошкольников. [Текст]/ О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева - М.: Логос, 2004. -476 с.

16.           Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Издание второе, дополненное, исправленное  и переработанное. [Текст]/ И.А.  Зимняя - М.: Логос, 2002 -384 с.

17.           Круглова, Н.Ф. Как помочь ребенку успешно учиться в школе [Текст]/ Н.Ф.Круглова. – СПБ.: Питер, 2004. – 168 с.

18.           Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга. [Текст]/ М.М. Кольцова. - М., 1993. – 396 с. 

19.           Кондратенко, Т. Д. Обучение старших дошкольников. [Текст]/ Т. Д. Кондратенко, В. К. Котырло, С. А. ЛадывирК.: Прима, 1996.

20.           Косинова, Е.М. Гимнастика для пальчиков. [Текст]/ Е.М. Косинова. - М.: Олма-Пресс, 2001. – 243 с.

21.           Комарова, Т.С. Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада [Текст]/ Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез,  2006. – 224 с.

22.            Кузьмишина, Т.Л. К вопросу о готовности дошкольников к обучению в массовой школе[Текст]/  Т.Л. Кузьмишина //Психологическая наука и образование, 2005, №2. - С. 100 – 106.

23.           Комплексная диагностика дошкольников [Текст]/  сост. Н.И.  Гуткина,      Р.А. Кирьянова. СПб.: Конвенция, 2008, - 368 с.

24.            Лукашина, М.М. Готовим руку к письму. [Текст]/ М.М. Лукашина - М.: Карапуз, 2007. – 284 с.

25.           Люблинская, А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст]/ А.А.  Люблинская. – М.: Просвещение, 1980. – 415 с.

26.           Маркова, А.К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. [Текст]/ А.К. Маркова, А.Г. Лидерс, Е.Л.   Яковлева. – Петрозаводск: Academus, 2002. – 192 с.

27.           Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е изд.; стереотип. [Текст]/ В.С. Мухина– М.: Академия, 2002. – 456 с.

28.           Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов, родителей. [Текст]/ Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 256 с.

29.           Новиков, Г. Психолого-педагогическая готовность  к школе. [Текст]/ Г.  Новиков // Дошкольное воспитание. – 2005. -  №8. - С.95 – 100.

30.           Новоторцева, Н. В. Учимся писать, обучение грамоте в детском саду. [Текст]/ Н. В. Новоторцева. – М.: Академия развития, 2005ю – 256 с.

31.           Оглоблина, И.Ю. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в коррекционно-развивающих играх с природным материалом [Текст]/ И.Ю. Оглоблина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития: метод. и практ. журн. - 2005. - N 6. - C. 18-21.

32.           Особенности психологического развития детей 6 – 7-летнего возраста [Текст]: Науч. – исслед. Институт общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. / Под ред. Д.Б.Эльконина, Л.А Венгера. – М.: Педагогика, 1988. – 177 с.

33.           Павлова, Л. Значение развития действий рук. [Текст]/ Л.  Павлова // Дошкольное воспитание. – 2004. - №1. – С. 27-29.

34.           Практическая психология образования. [Текст]чебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. /Под ред. Дубровиной Н.В. – М.: ТЦ Сфера, 1997. – 528 с.

35.           Позднякова, Я.Ю. Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики : для детей 4-6 лет [Текст]:  Пособие для детей, родителей и воспитателей /Я.Ю. Позднякова. - СПб.: Литера, 2004. - 31 с. : ил.

36.           Психология дошкольника. [Текст]: Хрестоматия для студентов средних педагогических заведений / Сост. Г.А. Урунтаева– 2-е изд., перераб доп. – М.:Академия, 2000. – 408 с.

37.           Рыжова, Т. Через год в школу [Текст]/ Т. Рыжова //Ребенок в детском саду, 2007 №4. - С. 48 – 50.

38.           Светлова, И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. [Текст]/ И.  Светлова. - М.: Олма-Пресс, 2001. – 253 с.

39.           Сеченов, И. М. Рефлексы головного мозга. Избранные произведения. Т. 1 [Текст]/ И. М. Сеченов. – М.: Изд. Академии Наук СССР, 1952. – 768 с.

40.           Сидорская, С.В. Формирование у детей первоначальных навыков учебной деятельности [Текст]/ С.В.  Сидорская //Ребенок в детском саду. – 2004. - №2. – С. 14 – 16.

41.           Степанова, М. А. Проблема обучения и развития в трудах Л. С. Выготского и П. Я. Гальперина [Текст]/ М. А.  Степанова // Вопросы психологии. — 2001. — № 4. - С. 74-79.

42.           Синицына, Е. Умные пальчики. [Текст]/ Е.  Синицына. - М.: Малышок, 2006. – 116 с.

43.           Тимофеева, Е.Ю. Пальчиковая гимнастика : упражнения на развитие мелкой моторики: пособие для занятий с детьми дошкол. возраста [Текст]/  Е.Ю. Тимофеева, Е.И. Чернова. - СПб. : Корона принт; М. : Бином-Пресс, 2005. - 125 с. : ил.

44.           Трохимчук, Л.Ф. Физиолого-педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка [Текст]/ Л.Ф. Трохимчук, О.И. Шквирина, Т.И. Бабенко. - Ростов н/Д : Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 1994. - 61 с.

45.           Узорова, О.В. Пальчиковая гимнастика. [Текст]/ О.В. Узорова.– М.: Астрель, 2006.- 264 с.

46.           Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст]/ Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. – 304 с.

47.           Физическое воспитание детей дошкольного возраста: (Развитие некоторых основных движений и двигат. качеств.) [Текст]/ М. Ю. Кистяковская, Е. А. Тимофеева, Е. Н. Вавилова и др.; Под ред. М. Ю. Кистяковской. - М.: Педагогика, 1998. - 160 с.: ил.

48.           Фигурин, Н. Л. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года. [Текст]/ Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова. - М.: Просвещение, 1989.

49.           Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. [Текст]/ В.В.  Цвынтарный. –СПб: Питер, 1999. -240 с.

50.           Черных, Е.В. Подготовка руки ребенка к письму. [Текст]/ Черных Е.В. // Начальная школа. – 2003.  - №5 - С. 20-21.// Начальная школа. 2004 - №8 - С. 12-13.

51.           Шадриков, В.Д. О подготовке детей к школе [Текст]/ В.Д. Шадриков // Начальная школа. – 2007. -№2. -С.3-4.

52.           Штиммер, Э. В. Роль обучения и умственного развития в формировании типологически обусловленного индивидуального стиля у детей старшего дошкольного возраста. [Текст]: Автореф. канд. дис. / Э. В. Штиммер. – СПб.:  Интеграция, 1975. - 24 с.

53.           Щелованов, Н.М. Ясли и дома ребенка. Задачи воспитания. Гл. 1. «Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях». [Текст]/  Н.М. Щелованов. - М.: Медгиз, 1960. – 537 с.

54.           Эльконин, Д. Б. Особенности психического развития детей 5-7 летнего возраста, [Текст]/ Д. Б. Эльконин,  А. Л. Венгер. - М.: Педагогика, 1988. – 476 с.

 

 

Франус Э. Развитие младенца / Пер. с польского. Варшава: Наша ксенгарня, 1961. http://esapogova.narod.ru/razvit.htm