дипломная работа 

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3

ГЛАВА 1.  Теоретические основы  развития воображения детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

 1.1. Сущность понятия,  специфика и механизмы творческого воображения……………………………………………………………………9

1.2..  Особенности  развития творческого воображения у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе………………………………………22

1.3. Психолого-педагогические условия и средства развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста……………………31

 ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение  особенностей и средств  развития  творческого  воображения    у детей старшего дошкольного возраста 

2.1.    Изучение уровня развития  творческого воображения у детей старшего  дошкольного возраста……………….………48

2.2.    Организация работы  по развитию  творческого  воображения    детей  старшего  дошкольного  возраста………………………….58

2.3.    Анализ эффективности  реализованных мероприятий….…….61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………65

БИБЛИОГРАФИЯ……..67

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом перед системой народного образования, особую актуальность приобретает проблема развития творческого воображения детей дошкольного возраста. Современная психология и педагогика рассматривают воображение как важнейшую сторону детского творчества. Воображение традиционно рассматривается в качестве одного из важнейших познавательных процессов, входящих в любой творческий акт. Способность к необычному комбинированию элементов действительности, создание не имеющих в реальности аналогов определяют главные черты творческого процесса: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций.

Необходимость включения воображения в творческую деятельность субъекта связана с его значительной ролью в познании. Воображение способно не просто создавать новые сочетания и комбинации образов, но и раскрывать существенные связи и закономерности объективного мира.

Особенно значимым становится выявление специфики воображения и закономерностей его становления при изучении дошкольного детства, так как именно в этот период закладываются основные предпосылки его развития.

Развитое  творческого воображение детей является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.

 В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании.

На значение воображения, фантазии в жизни маленького ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), напротив, говорили об относительности высокого уровня детского воображения, который можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов.

Тем не менее, следует отметить, что проблема развития детского творчества и значение творческой работы для общего развития и созревания ребёнка остаётся наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей, хотя многие педагоги современности (Т. Н. Доронова, Д. И. Воробьёва, А. В. Шестакова, Л. В. Костина, 3. И. Теплова) понимают значимость этого вопроса и стремятся создать новые технологии, позволяющие более эффективно развивать творчество дошкольников через продуктивную  деятельность.

Все  вышеизложенное свидетельствует об актуальности проблемы развития творческого воображения детей дошкольного возраста.

Накопленные же в психологии данные позволяют с уверенностью говорить о наличии общих закономерностей для самых различных творческих процессов, в том числе и для воображения. Так, И.М. Розет пишет: "Мысль об универсальности психологических закономерностей, управляющих творческими процессами во всех сферах человеческой деятельности, можно считать общепризнанной, причем она с большой категоричностью утверждается в различных новейших исследованиях"[45, c 72].

Надо отметить, что именно выявление универсальных закономерностей всех творческих процессов, в том числе и воображения, может лечь в основу построения новых программ обучения дошкольников, так как, по мнению Л.А. Венгера, "своеобразие дошкольного обучения в том, что "стержнем" должно быть формирование способностей, а знания, умения и навыки следует подбирать исходя из того, что они могут дать для развития ребенка"[1, c 39]. То есть необходимо создание специальных развивающих программ, в которых воображение с тем или иным уровнем успешности складывалось бы не при обучении ребенка разным видам деятельности, но которые были бы прямо направлены на развитие наиболее существенных механизмов воображения дошкольника. Такие программы должны содержать специальные задания, которые способствовали бы активизации творческих способностей, общих для самых разных видов деятельности.

Сегодня мы с уверенностью говорим, что каждый ребёнок обладает врождёнными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности вовремя. Творческие возможности у детей находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются.

Таким образом, актуальность  проблемы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что творческое воображение является предпосылкой эффективности усвоения новых знаний, условием творческого преобразования окружающей действительности, способствует саморазвитию личности. Творческие возможности у детей не всегда полностью реализуются, если специально не организуются развивающие занятия, направленные на развитие механизмов воображения дошкольников, активизацию творческих способностей.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить противоречие между необходимостью развития творческого воображения детей дошкольного возраста и недостаточной ее представленностью  в практике воспитания детей, отсутствием целенаправленной систематической работы в дошкольных учреждениях  по развитию творческого воображения дошкольников.

Исходя из актуальности проблемы и выявленного противоречия, нами выбрана тема выпускной квалификационной работы: «Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста».

Цель исследования: изучение  особенностей развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста  и разработка эффективных способов развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования:  воображение как психический процесс.

Предмет исследования: способы развития творческого воображения дошкольников.

Гипотеза: предполагается, что развитие  творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста будет наиболее эффективным при условии применения системы занятий с использованием методов,  направленных на развитее творческого воображения, таких, как:

- фантазирование,

- изодеятельность,

- сказкотерапия,

Задачи исследования:

1.       Провести теоретический анализ состояния разработанности проблемы развития творческого воображения у детей  старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.

2. Выявить специфику содержания развития творческого воображения у старших  дошкольников.

3. Провести диагностику уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

4. Разработать комплекс мероприятий для детей  старшего дошкольного возраста, направленных на развитие творческого воображения и опытно - экспериментальным путём проверить его эффективность. 

При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

-         теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;

-         наблюдение, тестирование, беседа;

-         констатирующий и формирующий эксперимент, статистическая обработка данных.

Методологическую основу исследования составили:

- психологические теории творчества (Д.Б.Богоявленская, А.Н.Лук, А.М.Матюшкин, Я.А.Пономарев и др.)

- положения психологии о творческом воображении и его формировании в дошкольном возрасте (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец);

- концепция развития творческого воображения старших дошкольников (С.Л. Рубинштейн и др.);

- учение о возможности развития творческого потенциала личности (Н. И. Сакулина, Т.С.Комарова,. Е.А.Флерина)

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что:

1.       Обобщены подходы учёных к проблеме и сущности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.

2.   Осуществлён отбор методов развития творческого воображения,
у  детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость:

1. Экспериментально доказана эффективность новых технологий (технология РТВ, ТРИЗ) для повышения уровня развития творчества у детей старшего дошкольного возраста.

2. Разработанная серия занятий  дошкольников  может быть использована в  системе работы ДОУ.

Этапы исследования.

I – поисково – теоретический (сентябрь – ноябрь 2008 г): посвящен изучению и анализу психолого- педагогической и специальной литературы по данной теме, формулированию проблемы, темы, цели, гипотезы, задач исследования, подбору методов и планированию экспериментов исследования.

II - опытно – экспериментальный (декабрь 2008г. – февраль 2009 г.): проведение  экспериментального исследования; проверка гипотетического предположения; обработка полученных результатов.

III – заключительно – обобщающий (март –май 2009 г.): обработка и систематизация материала; формулировка выводов и оформление курсовой работы.

Исследование проводилось на базе   ДОУ № \\\ г. Ишима с участием двадцати детей старшего дошкольного возраста.

ВКР включает: введение, две главы,  заключение,  библиографию (62 источника), приложения (7). Работа иллюстрирована двумя диаграммами, двумя рисунками  и шестнадцатью таблицами. Общий объем работы – 73 страницы  без приложения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким  образом, в  результате  нашего  исследования  мы  пришли  к  следующим  выводам:

1.              Воображением  называется  создание  новых  образов, основанных  на  результатах  восприятия  и  мышления. Важнейшая  особенность  восприятия  как  познавательного  процесса  человека – его  роль  в  преобразовании  окружающего  мира. Деятельность  педагога  направлена  прежде  всего  на  формирование  и  развитие  творческого  воображения.

2.             Способность  к  необычному  комбинированию  элементов  действительности, сообщение  предметам  новых  функций, создание  не  имеющих  в  реальности  аналогов  определяют  главные  черты  воображения  как  акта  творчества: умение  видеть  и  ставить  проблемы, возможность  рассматривать  предметы  и  явления  в  различных  контекстах, связях  и  отношениях, находить  нетрадиционные  способы  решения  проблемных  ситуаций.

3.              В  старшем  дошкольном  возрасте  воображение  приобретает  активный  характер. Складываются  действия  воображения – создание  замысла  в  форме  наглядной  модели, схемы  воображаемого  предмета, явления события  и  последующее  обогащение  этой  схемы  деталями, придание  ей  конкретности, отличающей  результаты  действий  воображения  от  результатов  мыслительных  действий.

 4.   В  ходе  изучения  психолого-педагогической  литературы  и  экспериментальной  работы  нами  были  отобраны  те  формы  работы  с  детьми, в  которых  целенаправленное  руководство  взрослых  не  подавляет, а  развивает  творческое  воображение  детей.

5.  Результаты исследования  после формирующего  эксперимента  позволяет  с  уверенностью  сказать, что  разработанный  комплекс  занятий  эффективно  влияет  на  развитие  творческого  воображения  старших  дошкольников. Специально  применяемые  приемы  и  методы, определенные  в  систему  занятий  дают  вполне  ощутимый  положительный  результат.

1.     Сравнительный  анализ  результатов  диагностики  на  начало  и  конец  практического эксперимента позволяет  увидеть, что  уровень  развития  воображения  в экспериментальной  группе  повысился  на  30  %.

2.    Развивая  воображение, творческий  потенциал  ребенка, мы  затрагиваем  развитие  личностных, индивидуальных  его  особенностей, и  мы  должны  чутко улавливать  такие  особенности  каждого  ребенка, строить  все  воздействия  с  их  учетом.

Цель, поставленная нами в работе, была достигнута, задачи выполнены. В ходе исследования было подтверждено гипотетическое предположение, согласно которому,  творческое воображение детей дошкольного возраста будет развиваться более эффективно при условии применения специальных   приемов  и  методов, определенных  в  систему  занятий  с дошкольниками.

В ходе работы подтвердилась актуальность темы исследования.

Практическая значимость работы заключается в возможности использовать ее результаты в практике работы ДОУ.

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1.     Анастази, А. Психологическое тестирование. В 2 т. [Текст] / А.  Анастази. — М.: Психология, 1998.- 285 с.

2.     Большой толковый психологический словарь. [Текст] / Перевод с англ. Ребер Артур. – М.: АСТ, Вече, 2001. – 560 с.

3.     Венгер, Л. А. Восприятие и обучение [Текст]/ Л. А. Венгер. - М.: Наука, 1969. - 365 с.

4.     Выготский,  Л.С. Воображение  и  творчество  в  детском  возрасте. [Текст]/ Л.С.  Выготский.  – М.: Психология, 2001. -457 с.

5.     Выготский, Л.С. Обучение  и  развитие  в  детском  возрасте. [Текст]/  Л.С.  Выготский.– М.: Просвящение, 1956. – 347 с.

6.     Гурович,  Л.М. Понимание  образа  литературного  героя  детьми  старшего  дошкольного  возраста (6-7  лет), [Текст]/ Гурович  Л.М. - Л.: Книга, 1999. – 247 с.

7.     Гриценко,  З.А. Ты  детям  сказку  расскажи. [Текст]/ З.А.Гриценко    – М.: Линка-Пресс, 2003. – 176с.

8.     Грязнов,  Б.С. Логика, рациональность, творчество. [Текст]/ Б.С. Грязнов  – М.: Наука, 2002. – 256с.

9.     Демьянченко,  О.М. Воображение  дошкольника [Текст]/ О.М. Демьянченко  // Дошкольное  воспитание. – 2002. № 5. – С.12-14.

10.           Дъяченко  О.М. Развитие  воображения  дошкольников. [Текст]/ О.М. Демьянченко  – М.: РАО, 2006. – 197 с.

11.           Дъяченко  О.М., Кириллова  А.Н. О  некоторых  особенностях  развития  воображения  у  детей  дошкольного  возраста [Текст]/ О.М. Демьянченко  // Вопросы  психологии. – 1998. - № 2. – С.107-114.

12.           Дьяченко О. М. Пути активизации воображения дошкольников [Текст]/ О.М. Демьянченко  // Вопр. психол. 1997. № 1. С. 44—51.

13.           Жукова,  Е.С. Динамика  становления  творческих  способностей  на  протяжении  дошкольного  и  младшего  школьного  возраста. [Текст]/ Е.С.  Жукова  – М.: Наука, 2000. – 423с.

14.           Жуковская,  Р.И. Творческие  ролевые  игры  в  детском  саду. [Текст]/ Р.И. Жуковская.  – М.: Педагогика, 1996. – 124 с.

15.           Казакова,  Т.Т. Развитие  творчества  у  дошкольников. [Текст]/ Т.Т. Казакова.  – М.: Просвещение, 1999. – 192 с.

16.           Калошина,  И.П. Структура  и  механизмы  творческой  деятельности. [Текст]/  И.П. Калошина.  – М.: МГУ, 2003. – 168 с.

17.           Кириллова,  Г.Д. Развитие  воображения  в  детстве. [Текст]/ Г.Д. Кириллова.  Орел: МП Простор, 1992. – 120 с.

18.           Косенко,  Ю.Н. Формирование  творческой  активности  старших  дошкольников  в  играх  по  сюжету  литературного  произведения. [Текст]/ Ю.Н.  Косенко  – Киев: Радуга, 1990. – 122 с.

19.           Кудрявцева,  В. Ребенок-дошкольник: новый  подход  к  диагностике  творческих  способностей. [Текст]/ В.Кудрявцева, В.  Сидельникова.  // Дошкольное  воспитание. – 2005. - № 9, 10. – С.52-59.

20.           Лапутина,  О.С. Развитие  творчества  в  играх-драматизациях [Текст]/ О.С. Лапутина // Руководство  играми  детей  в  дошкольном  учреждении. – М.: Просвещение, 1998. – 140с.

21.           Леонтьев,  А.Н. Проблемы  развития  психики. [Текст]/ А.Н. Леонтьев  – М.: Просвещение, 1965. – 473 с.

22.           Листик,  Е.М. Творческие  сюжетные  игры для  детей  старшего  дошкольного  возраста [Текст]/ Е.М. Листик, А.Е. Курганова  //Психолог  в  детском  саду. – 2004. - № 1. – С.67-77.

23.           Лурия, А. Р. Язык и сознание. [Текст]/ А. Р. Лурия. - М.: Просвещение, 1979. - 320 с.

24.           Марцинковская, Т.Д. Диагностика  психического  развития  детей. [Текст]/ Т.Д. Марцинковская  – М.: Сфера, 2004. – 297 с.

25.           Медведева,  Е.А. Формирование  предпосылок  творческого  воображения  у  старших  дошкольников  с  задержкой  развития  в  театрализованных  играх. [Текст]/ Е.А. Медведева.  – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2002. – 240 с.

26.           Неменова, Т. Развитие  творческого  проявления  детей  в  процессе  театральных  игр [Текст]/ Т.Неменова  // Дошкольное  воспитание. – 2005. - № 1. – С.19.

27.           Немов, Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. [Текст]/ Р. С.   Немов. .: Просвещение: ВЛАДОС, 2004. -576с.

28.           Немов  Р.С. Психология: Учебное  пособие  для  студентов  ВУЗов. [Текст]/ Р. С.   Немов. - М.: Просвещение, 2001.- 486 с.

29.           Немов  Р.С. Психология: Учеб. для  студентов  высш. пед. учеб. заведений: В  3 кн. Кн. 1. Общие  основы  психологии. – 3-е  изд. [Текст]/ Р. С.   Немов. – М.: Гуманит. изд. центр  ВЛАДОС, 1997. – 688 с.

30.           Немов  Р.С. Психология: Учеб. Для  студентов  высш. пед. учеб. Заведений: В  3 кн. Кн. 2. Психология  образования. – 3-е  изд. [Текст]/ Р. С.   Немов.  – М.: Гуманит. изд. центр  ВЛАДОС, 1997. – 608 с.

31.           Ничипорюк  Е.А. Диагностика  в  детском  саду: Методическое  пособие. [Текст]/ – Ростов  н: «Феникс», 2003. – С.90-94.

32.           Общая  психология [Текст]/  под  ред. А.В. Карпова. – М.: Психология, 2002. – С.109-111.

33.           Педагогика [Текст]/ под  ред. В.А. Сластенина.– М.: Школа-пресс, 1997. – 512 с.

34.           Петровский,  А.В. Воображение / Общая  психология. [Текст]/ А.В.  Петровский  – М.: Просвещение, 1977. -654 с.

35.           Пидкасистый,  П.И. Технология  игры  в  обучении  и  развитии. [Текст]/ П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров.  – М.: МПУ, 1996. – 269 с.

36.           Поддъяков,  Н.Н. Новый  подход  к  развитию  творчества  у  дошкольников [Текст]/ Н.Н.  Поддъяков  // Вопросы  психологии. – 1990. - № 1.- С.97-102.

37.           Поддъяков, Н.Н. Особенности  психологического  развития  детей  дошкольников. [Текст]/ Н.Н.  Поддъяков  – М.: Центр, 1996. – 132 с.

38.           Поддъяков  Н.Н. Проблемное  обучение  и  творчество  дошкольников. [Текст]/ Н.Н.  Поддъяков  – М.: Центр  «Дошкольное  детство», 1998. – 128 с.

39.           Практическая психология: Учебно-методическое пособие [Текст] /Под. ред. доктора психологических наук, профессора С. В. Кондратьевой. – М. 1997. -212с.

40.           Пономарев, Я.А. Психология  творчества  и  педагогика. [Текст]/ Я.А. Пономарев.  – М.: Педагогика, 1976. – 280 с.

41.           Практикум  по  возрастной  и  педагогической  психологии. [Текст]/  / Авт.-сост. Е.Е. Данилова; Под  ред. И.В. Дубровиной.– М.: Академия, 1998. – 160 с.

42.           Прохорова, Л.Н. Путешествие  по  Фанталии: Практические  материалы  по  развитию  творческой  активности  дошкольников. [Текст]/ Л.Н.  Прохорова.  – СПб.: Детство-пресс, 1999. – 160с.

43.           Психодиагностика  детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) [Текст]/  авт.-сост. Е.В. Доценко.– Волгоград: Учитель, 2008. – 297 с.: ил.

44.           Психология  и  педагогика  игры  дошкольника [Текст]/ под  ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.: Педагогика, 1996. -357 с.

45.           Рогов,  Е.И. Психология  человека. [Текст]/ Е. И.  Рогов. – М.: Азбука  психологии, 1999. – 320 с.

46.           Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. [Текст]/ Е. И.  Рогов, .: ВЛАДОС, 1996. -529с.

47.           Рибо, Т. Творческое воображение. [Текст]/ Т. Рибо. – М.: Сфера, 2001. – 457 с.

48.           Родари,  Дж. Грамматика  фантазии. [Текст]/ Джодари  – М.: Прогресс, 1990. – 224 с.

49.           Синельников, В. Исследование  воображения  и  творчества  детей  дошкольного  возраста  в  зарубежной  психологии. [Текст]/ В.   Синельников  // Дошкольное  воспитание. – 1999. - № 10. – С.69-72.

50.           Синельников  В. США. Исследование  воображения  и  творчества  детей  дошкольного  возраста  в  зарубежной  психологии // Дошкольное  воспитание. [Текст]/ В.   Синельников  // Дошкольное  воспитание.– 2001. - № 3. – С.84-86.

51.           Смирнова, Е.О. Детская  психология: Учеб.  для  студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст]/ Е.О.  Смирнова. – М.: Гуманит. изд. центр  ВЛАДОС, 2003. – 368 с.

52.           Столяренко,  Л.Д. Психология  и  педагогика  в  вопросах  и  ответах: Учебники, учебные  пособия. [Текст]/ Л.Д.Столяренко, С.И. Смыгин.  – Ростов  н: «Феникс», 2000. – 576с.

53.           Тихомиров, О.К. Психологические исследования творческой  деятельности. [Текст]/ О.К. Тихомиров.  – М.: Наука, 1975. – 257 с.

54.           Томчикова, С.Н. Подготовка  студентов  к  творческому  развитию  дошкольников  в  театрализованной  деятельности: Учебное  методическое  пособие. [Текст]/ С.Н. Томчикова.  – Магнитогорск: МаГУ, 2002. –1 90 с.

55.           Урунтаева, Г.А. Дошкольная  психология: Учебное  пособие  для  студентов. [Текст]/ Г.А.  Урунтаева  – М.: Академия, 1999. –336 с.

56.           Филатов, Ф.Р. Общая  психология. Серия  «Высший  балл». [Текст]/ Ф.Р.  Филатов.  – Ростов  н: Феникс, 2003. – 448 с.

57.           Фрейд, З. Леонардо да Винчи. [Текст]/ З.Фрейд  М.: Просвещение, 1972. – 347 с.

58.           Фурмина, Я.С. Возможности  творческих  проявлений  старших  дошкольников  в  театральных  играх: Художественное  творчество  и  ребенок [Текст]/ Я.С. Фурмина / под  ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1972. – 278 с..

59.           Хухлаева,  О.В. и др. Маленькие  игры  в  большом  счастье. [Текст]/ О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев,  И.М. Первушина.  – М.: Апрель  Пресс: ЭКСМО – Пресс, 2001. – 224 с.

60.           Чистякова, М.И. Психогимнастика. [Текст]/ М.И. Чистякова. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.

61.           Шарагина, Л.И. Логика  воображения. [Текст]/ Л.И. Шарагина . – М.ИНФРА, 2005. – 217 с.

62.           Эльконин, Д.Б. Психологические игры. [Текст]/ Д.Б. Эльконин. – М.: Прогресс, 1978. -327 с.

\